Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста (11 – 13 лет) по русской лапте
элективный курс (6 класс) на тему

Гагарин Николай Николаевич

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося.Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания. Она способствует развитию таких качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, точность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapta.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

«РУССКАЯ ЛАПТА»

Дополнительная образовательная программа

для детей среднего школьного возраста (11 – 13 лет)

 (34 часа)

   Автор-составитель:

                             Гагарин Николай Николаевич

                           учитель физической культуры

МКОУ Красноярская СОШ

Волгоградская обл.

Чернышковский район

п. Красноярский

2013 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания. Она способствует развитию таких качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, точность. Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания, развития  чувства коллективизма и ответственности перед командой. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а так же комплекса положительных психологических качеств. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в определённых условиях играет немаловажную роль. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач – физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.

Настоящая программа ориентирована для обучения русской лапте обучающихся 5-6 классов.

Целью программы является гармоничное воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.

Цель достигается решением основных задач:

·  овладение школьниками основными техническими и тактическими приемами русской лапты

·  развитие двигательных способностей, получение знаний и навыков, необходимых для осуществления физкультурно-спортивной деятельности по русской лапте.

На прохождение программы всего отводится 34часа

Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. В начале изучения предполагается всесторонняя физическая подготовка, укрепление здоровья, развитие волевых качеств и способностей, необходимых игроку для овладения основами техники и тактики игры. Затем повышение функциональных возможностей организма, укрепление здоровья, изучение технических и тактических основ игры, участие в соревнованиях. 

  Программа курса «Русская лапта» составлена в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре, на основе программы общеобразовательных учреждений по физической культуре А. П. Матвеева.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ: набор теннисных и резиновых мячей; лапта (бита); верёвки для разметки площадок; флажки для установки на площадке и для судей; свистки судейские.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

·  Печатные пособия

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

После окончания обучения школьники должны знать:

- Правила игры в лапту, способы ударов по мячу, положение кистей рук и расположение пальцев на мяче в момент выполнения передач; условное деление площадки на зоны; способы групповых и командных взаимодействий игроков; термины русской лапты.

Обучающиеся должны уметь:

- Выполнять нижний удар, выполнять верхний удар, выполнять удар с боку; выполнять передачу; выполнять приём мяча снизу; выполнять приём мяча двумя руками сверху; применять технические и тактические действия в игровой подготовке.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

I.  Теоретический материал.

·  Краткий обзор появления и развития русской лапты. Правила безопасности. Гигиена мест занятий. Причины травм и их профилактика на занятиях. Правила игры. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.  Организация и проведение соревнований. Ознакомление с требованиями к организации и проведению соревнований по лапте. Круговая и олимпийская системы проведения соревнований. Требования, предъявляемые к участникам. Организация соревнований в классе. Оборудование и инвентарь. Судейство соревнований. Оформление документации.

II. Практические занятия.

1.Общая и специальная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости.

Имитация перемещений в трёхметровом квадрате по схеме “восьмерка” (2 мин), имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой) на количество повторений за 2 мин.

Имитация перемещений в 3-метровой зоне (на количество повторений за 2 мин).

Имитация сочетаний ударов слева и справа на количество повторений за 2 мин. Прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (на количество повторений за 1 мин.). Эстафетный бег с ведением мяча ударами битой вверх. Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости. Эстафетный бег с ведением мяча ударами битой вверх. Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной  выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1мин., имитация сочетаний ударов справа и слева (на количество повторений за 1мин.).

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.

Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук.

Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении.

Ходьба и бег. Ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая колени, выпадами, приставными шагами; бег с изменением направления и скорости, бег, высоко поднимая колени.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением 30-60 м, эстафеты встречные и круговые с этапами по 10 м, пробегание дистанции до 500 м, прыжок в длину с места, прыжок в длину правым и левым боком, прыжки вверх с доставанием предметов.

Специальная подготовка.

Специальные упражнения: имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной двух ногах по сигналу, упражнения с битой, имитационные удары битой слева и справа.

Специальная гимнастика для пальцев: сжимание разжимание пальцев охватывающих ручку биты для приобретения привычки расслаблять руку и контролировать правильность хвата.

Основы техники и тактики игры.

Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в четверках. Удары по мячу сверху и снизу, подача и слабый удар с набрасывания. Учебные игры по русской лапте. Удары снизу и сверху по летящему мячу. Удары снизу и сверху в зоны 2 и 3, 4 и 5. Передача и ловля мяча в парах, тройках, четверках. Ловля мяча с подачи.

Тактика игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника. Выбор позиции в поле. Учебные и соревновательные игры.

Удар мяча на дальность. Удар битой справа и слева. Удар битой сверху и снизу. Выполнение ударов по различным квадратам. Совершенствование передачи и ловли мяча. Тактика игры. Двусторонняя игра.

Совершенствование технических и тактических приемов. Удары: снизу и сверху за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Удары сверху, снизу на точность. Передача и ловля мяча с перемещением. Тренировка тактических вариантов игры. Планирование тактических действий. Значение начальной расстановки игроков. Согласованность действий в игре. Двусторонняя игра в лапту.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание занятий

Количество часов

I.

Теоретические сведения

2

II.

Практические занятия

32

1.

Общая и специальная подготовка

8

2.

Основы техники и тактики игры

8

3.

Учебные и соревновательные игры

16

Всего часов:

34

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Индивидуальные упражнения для обучения ловле мяча двумя руками.

Одним из важнейших мест в игре, часто отбивающим у начинающих желание играть, является ловля мяча. Особенно это касается младших школьников, но и старшие не всегда чувствуют себя уверенно при выполнении данного приёма. Поэтому выполнение приведённых ниже упражнений полезно всем.

Каждое упражнение с 1-го 14-е выполняется в течение 15-30сек. Смена игроков происходит в парах по команде учителя. Играющий без мяча в это время наблюдает за своим партнёром и исправляет его ошибки. Упражнения следующие:

1. Положение рук при ловле.

2. Ловля со своего подбрасывания на небольшую высоту, постепенно её увеличивая.

3. Ловля, обращая внимание на амортизацию.

4. подбросить мяч перед собой, а поймать после отскока от земли.

5. Подбросить мяч чуть вперёд (на один шаг), переместиться и поймать. Вернуться на своё место и повторить упражнение.

6. То же, что и предыдущем, но подбрасывать в стороны.

7. Подбросить мяч над головой, чуть отойти назад и поймать.

8. То же, что и в предыдущем, но мяч бросить чуть за голову и отбежать спиной вперёд.

9.То же, что в пункте 5, но мяч подбросить на 2-Зм вперёд, выбежать, остановиться (скачком или шагом) и поймать мяч.

10. подбросить мяч за голову на 2-Зм, повернуться кругом, выбежать и поймать мяч (не забывая об остановке).

11. Подбросить мяч перед собой, дотронуться обеими руками до пола и после этого поймать мяч.

12. Подбросить мяч перед собой и поймать в прыжке как можно выше.

13. Подбросить мяч перед собой, повернуться кругом, поймать мяч. Повороты выполнять в разные стороны.

Перемещения

,,Броуновское движение”. Каждый играющий свободно бегает по площадке, повторяя перемещения лицом вперёд, спиной, боком, стараясь не сталкиваться, используя для этого остановки и повороты. Бег с изменением направления, обегая учащихся, построенных в колонну по одному или в шеренгах. Следующий игрок начинает бег, когда стоящий за ним (или рядом с ним) обежит троих или четверых, не считая себя. Упражнение выполняется в разных вариантах: когда колонна (шеренга) стоит на месте, передвигается шагом или бегом. Бег с ускорением на коротких отрезках, поворачивая голову в стороны, чтобы видеть окружающую обстановку. То же, но стараясь постоянно наблюдать за каким либо объектом, не забывая смотреть в направлении, куда бежишь. Бег на скорость на коротких отрезках, выполняя следующие действия: резко остановиться и продолжить бег; присесть; выполнить кувырок; прыжок; поворот во круг вертикальной оси; бег зигзагами; пробежать спиной вперёд 2-3м; то же боком; остановиться и пробежать 2-3м назад, затем продолжить бег вперёд и т. п. То же, но выполняется по сигналу (свистком или жестом). Игра ,,Перебежки под обстрелом”.

Ловля и броски

Положение рук при ловле. Ловля двумя руками со своего подбрасывания. То же, обращая внимания на амортизацию при ловле. То же, с набрасывания партнёра. Мяч бросают снизу вверх, и он должен лететь по дуге, падая перед ловящим игроком. То же, но мяч ловят после перемещения на 2-3м вперёд, соответственно для этого бросая мяч. После ловли мяч набрасывают партнёру и отбегают на своё место спиной вперёд. Один игрок всё время ловит мяч, стоя на месте, другой – после перемещения. Способ держания мяча при броске (показать и опробовать). Мяч в одной руке, прижат у ладони и обхвачен всеми пальцами. Перекатить его на пальцы, прижимая сверху большим пальцем, т. е. приготовить в положение перед броском. Затем вернуть обратно. То же, но предварительно подбросив мяч вверх и поймав его одной рукой. То же, но, поймав мяч двумя руками. Игра ,,Охота на зайцев” .

Удар

1. Способ держание лапты.

2. Лапта в одной руке и удерживается горизонтально. Положить на нее мяч и постараться его удержать.

3. То же, но лаптой подбросить мяч вверх и поймать его свободной рукой.

4. То же, но после подбрасывания подбить мяч один раз лаптой и поймать его свободной рукой.

5. То же, но подбить мяч несколько раз (жонглирование).

6. Встать и приготовиться к выполнению удара. Правая рука с лаптой, согнутая в локте, находится на уровне плеч. Лапта параллельна полу, держать ее открытой стороной вниз. Левая рука с мячом на уровне пояса. Ударить по мячу на руке. Мяч должен удариться в землю строго вниз.

7. Многократные удары сверху по мячу, отскакивающему от пола (земли).

8. Выбор места при выполнении подачи. Игроки располагаются перед линией (краем площадке, веревки и т. п.) на расстоянии 0,5-1,5 м, в зависимости от условий. В игре дети очень часто делают ошибку, наступая на эту линию.

9. Встать перед линией и приготовиться, как в упражнении 6, но рука должна находиться на уровне головы. Подбрасывание мяча левой рукой до уровня шеи (головы) к бите, без движения правой рукой.

10. То же, но ударяя по мячу лаптой сверху вниз.

11. То же, но биту держать выше уровня головы и в таком положении ударяют по мячу. Мяч должен удариться в 2-3 м от бьющего и отлетать к партнёру в противоположную шеренгу. После удара биту надо сразу положить сзади себя и приготовиться к ловле мяча от партнёра. Обратно выполняется то же самое. Если бита одна, то один игрок бьёт, а другой поймав мяч, возвращает его передачей.

12. То же, но место удара ещё выше, и мяч летит в землю в 5-7м от бьющего.

13. То же, но место удара по мячу постепенно поднимается выше, и мяч посылается всё дальше от игрока, но летит всё время сверху вниз

В упражнении с 9-го по 13-е в момент удара мяч должен находиться всегда перед игроком, а не над головой.

14. Мяч подбрасывается ближе к себе (почти над собой), и удар выполняется параллельно земле или чуть снизу-вверх. Мяч при этом должен лететь на максимальное расстояние вперёд-вверх.

15. Выполняется для совершенствования удара и ловли. Один учащийся с мячом и битой располагается у боковой (лицевой) линии. Второй в поле, на расстоянии 10 или более метров. Первый выполняет удар, а второй старается поймать мяч на лету или подобрать его как можно быстрее и вернуть бьющему. Первый, положив биту (сразу после удара), ловит мяч и повторяет упражнение. Выполнив 3-5 ударов, они меняются местами.

16. То же, но выполняется в зале. Первый играющий стоит лицом к стене (лицевой) у трёхметровой линии, на волейбольной площадке. Второй – за спиной у первого в 1,5-2м (рядом со средней линией). Первый, выполнив удар, кладёт биту, бежит за мячом, подбирает его и бросает второму с того места, где подобрал. Затем выполняет удар второй игрок, а первый встаёт к нему за спину.

Упражнения с 11-го по 14-е можно выполнять у стены индивидуально.

17. Исходное положение при ударе и имитация удара.

18. подбрасывание мяча и т. п. Одно из важнейших упражнений, от чёткости выполнения которого зависит результат. Следует поймать момент остановки мяча.

19. Выполнение удара в целом, нанося удар под мяч. Главное – попасть по мячу.

20. удар на точность в площадку или за линию кона.

21. Постепенное увеличение силы удара.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (СКУ) ПО РУССКОЙ ЛАПТЕ

1. Удар – бег – падение (специальная быстрота и ловкость). Комплексное упражнение выполняется на время каждым игроком индивидуально. Проводится на волейбольной площадке или аналогичной ей по размерам (т. е. от линии города до линии кона 18м). Инвентарь: мяч, лапта (бита) для спортивного зала; 2 стойки (стула, табурета); секундомер.

Правила выполнения. Сдающий с мячом и битой встаёт в зоне бьющего. Выполнив удар и оставив биту в городе, он бежит до средней линии, ложится на грудь, встаёт и продолжает бег до линии кона, пробегая при этом между стойками. Расстояние между стойками 2м (расположение показано на рисунке). Коснувшись пола за линией кона двумя ногами, он начинает бег в обратном направлении, проделывая всё в обратном порядке, и финиширует, пробегая линию города. Секундомер включается в момент удара битой по мячу (или предполагаемого удара) и выключается в момент пересечения игроком линии города. Примечание: игрок начинает бег при любом ударе, в том числе в случае промаха по мячу. Но если мяч не попал в площадку за штрафной линией или в лицевую стену – оценка снижается на один бал (т.е когда в игре бежать нельзя). Оценка снижается на один бал и в том случае, если сдающий не коснётся грудью пола (за каждый раз); не наступит двумя ногами за линией кона; коснётся стоек. Оценка снижается, если сдающий во время удара наступит (заступит) на (за) линию города; если оставит биту в поле, а не в городе (т. е когда в игре команды меняются местами).

Таблица оценки результатов

Мальчики

Девочки

 3

4

 5

 3

 4

 5

16.8

14.6

13.3

17.0

14.9

13.8

2.Передачи. Выполняется в паре на время. Проводится на любом свободном месте. Инвентарь: теннисный мяч и секундомер.

Правила выполнения. Сдающие располагаются за контрольными линиями друг против друга. Мяч в руках у стоящего ближе к секундометристу. По команде ,,Марш!” начинают выполнять передачи. Учитывается каждая передача в любом направлении. По окончании времени, последняя передача засчитывается, если мяч был в воздухе.

Примечание: если мяч потерян (упал), игрок поднимает его и бросает с того же места, после чего сам возвращается на исходную позицию. Время при этом не останавливается.

Оценка снижается на один бал, если: после потери мяча сдающий подбирает его и бежит с мячом в руках на и. п.; сдающий заступает за контрольную линию. Оценка снижается только игроку, нарушающему правила выполнения упражнения, а не паре.

Таблица оценки результатов

Расстояние – 6 метров, время – 20 секунд

Мальчики

Девочки

 3

4

 5

 3

 4

 5

8

13

16

7

11

14

3. Удар на точность (владение битой). Существуют два варианта: первый – в спортивном зале, второй – на улице. Для присвоения разряда упражнение может быть выполнено по одному из вариантов. Инвентарь: 6 мячей, 1 бита. Перед проведением проводится разметка зон.

Правила выполнения. Сдающий встаёт в зоне бьющего с мячом и битой в руках. Остальные мячи лежат рядом. Перед каждым ударом называется зона, в которую он должен попасть. Зоны называют произвольно. Выполнив 6 ударов, подсчитывают количество попаданий.

Примечание: попадание не засчитывается, если во время удара сдающий наступил на линию города или площадку.

Промах по мячу входит в количество ударов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Германов, Г. Н. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10-11-х классов [Текст].  Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев, И. В. Машошина.  Культура физическая и здоровье. – 2008. – № 4 (18). – С. 24-31.
2. Готовцев, Е. В. Содержание и направленность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки игроков в русскую лапту 10-16 лет на этапе спортивного совершенствования [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Готовцев Евгений Владимирович. – М., 2003. – 23 с.
3. Готовцев, Е. В. Планирование в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст] : метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. – Воронеж : [б. и.], 2006. – 116 с.
4. Готовцев, Е. В. Педагогический контроль в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст] : метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. – Воронеж : [б. и.], 2006. – 131 с.

5. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов = [Текст] / авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2006. – 126 с. 6. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] : учеб. для завершающего уровня высшего физкультурного образования. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. : Лань, 2005. – 384 с.

6. Годик М. А. Спортивная метрология: Учеб. для инс-тов физ. культ. – М., 1988.

7. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников; - М., 1998.

8. Максименко А. М. Основы теории и методы физической культуры – М., 1999.

9. Матвеев Л. П. теория и методика физической культуры: Учеб. для инс-тов физ. культ. – М., 1991.

10. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов; Пособия для учителя  под ред. В. И Ляха, - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования для детей среднего школьного возраста

Авторская программа охватывает два направления: информатику ( в большей степени) и журналистику....

Программа дополнительного образования по физической культуре для детей среднего школьного возраста "СТРИТБОЛ".

Программа предназначена для учителей физической культуры, тренеров ДЮСШ, педагогов дополнительного образования, а так же, кого интересуют проблемы физической культуры детей и подростков....

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет

Содержание1.     Пояснительная записка ……………………………………………….32.     Учебно-тематический план ………………………………………….. 53.     Содержание курса ……………...

Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста «Английский язык +театр»

Дополнительная образовательная программа по английскому языку направлена на достижение мотивации познавательной активности школьников на внеурочных занятиях  по английскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка»

Пояснительная записка. Практическая значимость курса «Школа русского языка» Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9-16 лет, слабо владеющих русским языко...