РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)
методическая разработка на тему

Иванова Екатерина Евгеньевна

 

Развитие музыкального слуха и  музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого избежать или исправить.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ                                                       ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

(методическая разработка)

Педагог дополнительного образования

Е.Е. Иванова

Самара, 2014 г.

Остановимся на вопросе, относящемся к развитию музыкального слуха и вообще музыкальности детей. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух,восприятие,память.

Этому вопросу еще в прошлом столетии были посвящены специальные исследования:  акустические – Д.Д.Юрченко ( Москва), В.П.Морозова и А.М.Разварина (С-Петербург); физиологические – М.П.Блиновой (С-Петербург); психологические и педагогические – чешских ученых.

Авторы пишут,что  музыкальное воспитание может осуществляться только в неразрывной связи с обучением, когда слух и голос развиваются в благоприятных условиях, когда обучающиеся имеют возможность сосредоточиться, почувствовать  и осознать красоту и силу воздействия музыки, приобрести умения в исполнении песен на должном художественном уровне, развить свой вкус. Безусловно, на занятиях по вокалу для воспроизведения музыки следует применять  воспроизводящие системы только хорошего качества, кроме того, нужно умело их использовать.

Порой, громкие звуки радио, телевизора,ауди систем и компьютера превращаются в «звуковой фон» нашей жизни, отрицательно влияя на нервную систему,препятствуют эстетическому восприятию, не говоря уже о музыкальном воспитании детей в семье. Это печальный факт, который нужно понимать и , по-возможности  исправлять ситуацию.

Состояние всех областей современной системы образования и воспитания побуждает педагогов  самых разных специализаций вести поиск новых методов, новых подходов и концепций обучения. Не является исключением и все, что связано с голосом: профессиональный вокал,актерское мастерство, сценическая речь.

Вопрос « зачем мы учим детей петь?» представляется тривиальным и риторическим. Однако, часто можно видеть, что далеко не всегда ставится верная цель обучения и, тем более, избираются средства. Говорить красивым выразительным голосом так же приятно, как модно одеваться, чистить зубы и здороваться при встрече. Итак, в каких же направлениях идет  работа с детскими голосами? Их  четыре.

Первое, самое распространенное, - «эксплуатационное». Суть его проста: идет отбор детей, способных более-менее чисто интонировать и с ними разучивается репертуар – как  детская эстрадная музыка, так и аранжированная и адаптированная классика. Уровень исполнителей зависит от возможности отбора,т.е. от того, каковы «абитуриенты», и от музыкальной и вокальной культуры руководителя, его вокального слуха и голосовых возможностей. Момент эксплуатации заключается в том, что с детьми не ведется никакой специальной работы по постановке голоса, в результате чего дети поют в силу своего понимания дела. А понимание таково: если у ребенка нет никаких представлений о голосе, кроме обыденной речи, то этот ребенок будет интонировать  речевым голосом, т.е. петь в «грудном» регистре( нефальцетном)  по мере его природных звуковысотных и динамических возможностей ( в основном в 1 октаве и громко).

Такие исполнители испытывают трудности в пении произведений, как в тембровом, образном  отношении, так и в реализации тесситуры и диапазона. Лучшими в таких коллективах становятся особо одаренные от природы дети, причем, не обязательно в вокальном отношении, скорее – в слуховом и координационном. К сожалению, таковых детей – единицы. Их пение – это выразительная мелодекламация. В таких случаях  нередко возникают в последующем проблемы со связками.

Еще одно направление вокальной работы с детьми для начального этапа  развития голоса. Это использование  звуковысотной зоны выше «середины» и в фальцетном регистре. Расхождения не только в звуковысотности, но и в физиологическом механизме голосообразования. Отсюда эффективность и ,если, так можно выразиться, «гигиеничность» работы педагогов этого направления.

Следующее направление отличается тем, что музыка пишется специально для детей и специально для развития их вокальных способностей. Детям в игровой ситуации (детский музыкальный спектакль, детский мюзикл) предлагается музыкальный материал оригинальной и постепенно повышающимся уровнем сложности.

Пение оказывает мощное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент  не может соревноваться с голосом – этим замечательным  даром природы,который с детства необходимо беречь и соответственным образом воспитывать.

Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его  слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. В Японии,например,где широко распространена дыхательная гимнастика, редко встречается инфаркт миокарда. Пение тренирует также артикуляционный аппарат, без работы которого речь человека становится нечеткой, нелепой, до слушающего не доносится главный компонент речи – ее содержание. Правильная ясная речь характеризует правильное четкое мышление.

Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный, безусловный  защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условнорефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение , и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами( мышечное чувство).

Главную роль в пении выполняет гортань( конечно, совместно в дыхании). Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса.Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их использования в речи или пении: в этом отношении окружающая среда имеет огромное значение. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Уже в самом раннем возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные говорящие и поющие голоса, а не грубые окрики. Наиболее благоприятные условия для музыкального и вокального развития  - это детские вокальные студии, детские музыкальные театры, кружки. Дети поют там регулярно,что важно для тренажа голосового аппарата. Возникает вопрос: чем же поют дошкольники, если у них к 7-8 годам начинается формирование вокальных мышц? Поют они ,главным образом, за счет натяжения голосовых связок с помощью, так называемых, перстне-щитовидных мышц, в следствии чего  голосок у них мал по диапазону ( не более одной октавы) и невелик по силе. Разницы в устройстве голосового аппарата у мальчика и у девочек в этом возрасте не отмечается. Многие мышцы слабо развиты. Школьной возраст мы делим на три периода: домутационный, мутационный, послемутационный. Значение слуха для пения особенно наглядно выявилось при изучении плохой интонации у дошкольников и младших школьников.

Некоторые из плохо интонирующих, страдали тем или иным дефектом органов слуха. Многие инфекции дают осложнения на слуховой орган, вызывая понижение слуха, а для музыканта и ,тем более, певца острота слуха совершенно необходима. Вот почему мы начинаем осмотр поющих всегда с органа слуха. Педагоги-вокалисты очень часто в своей практике  встречаются со случаями, так называемого, «немузыкального слуха». Таких детей нередко отстраняют от занятий пением. У детей постепенно создается глубокий комплекс представлений о своей музыкальной неполноценности, от которого он не может избавиться, порой , до конца жизни. Мы должны предоставить учащимся с плохо развитым музыкальным слухом возможность сравнивать свое собственное пение с пением лучших учеников. Для этого во многих детских вокальных коллективах создаются группы раннего музыкального развития. Хотя причины неточного интонирования могут быть и иные, нежели, низкий уровень развития звуковысотного слуха.

Был проведен эксперимент в одном  детском музыкальном коллективе , цель –сопоставить порог звуковысотного восприятия детей младшего школьного возраста и их способность точно интонировать заданный тон. Задание: повторить голосом отдельные звуки, прозвучавшие на рояле, духовой гармошке или пропетые экспериментатором. При этом создавалась какая-нибудь игровая ситуация, связанная с просьбой позвать кого-нибудь  или подражать голосам различных животных, птиц, гудку паровоза и т.д. Если усилия ребенка после 2-й или3-й попытки не приводили к результату, то фиксировалось отсутствие умения правильно интонировать. Качество вокального интонирования у большинства детей зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или  отдельные звуки, которые заданы педагогом, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.

В домутационном периоде было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:  в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем  в каком-либо другом; в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании; причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков; неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки  происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования. Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто  неплохой музыкальный слух, они «гудят» в пределах 2-3 звуков («гудошники»). Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный  в речи грудной механизм фонации. Если педагог сумеет настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон возможно расширить, и ребенок постепенно начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для себя тоненьким голоском за счет фальцетного режима звучания. Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования.

Если у ребенка что-то не получается, он обычно теряет интерес к делу и старается его избегать. Если это пение, то оно у ребенка отрицательную эмоцию на певческую деятельность, а, следовательно, складывается и соответствующее отношение к обучению и нередко в целом к уроку вокала. И ,если у него так легко получилось, то это открытие у себя способности правильно исполнять мелодию полностью меняет его отношение к предмету. Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин среди явления «гудошничества» заключается в способе звукообразования. Из практического опыта замечено, что работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет, чем ребенок младше, тем легче он перестраивается.

Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей разработки системы у них певческого голоса в дальнейшем с учетом их индивидуальных особенностей.

Литература:

1. Детский голос, Экспериментальные исследования под ред.В.Н.Шацкой .Москва, «Педагогика», 2006

2. Карпова В.А. Проблема «гудошников» http://www.festival.1september.ru/

3. Краснянская Л.В. «К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса (гудошниками)» http://www.nsportal/ru/

4. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пения» ( Москва, издательство «Прометей» МПГУ им.В.И.Ленина,1992г.)

5. Шацкая В.Н. «Развитие детского голоса».Москва, 1983г.

                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

СОЗДАНИЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО   НАСТРОЯ  У МОЛОДЫХ  ВОКАЛИСТОВ ПЕРЕД  ВЫСТУПЛЕНИЕМ  НА СЦЕНЕ

Автор-составитель:

Е.Е. Иванова

Самара, 2014

           Конкурс является одним из самых сложных видов музыкальной деятельности с точки зрения психологического настроя. Выступление на конкурсе предполагает, как владение определенным комплектом теоретических знаний и практических навыков, так и требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Эта область искусства находится в постоянном развитии. В последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности вокалиста исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования у учащихся определенного положительного настроя, как в повседневной учебной работе, так и в подготовке их к концертному или конкурсному выступлению.

           Наиболее трудноразрешимой и ответственной задачей педагога, работающего с детьми, является формирование у  учащихся интереса и увлеченности к предмету. Как этого  добиться, секрет каждого опытного педагога.Самые сложные технические проблемы находят свое решение, если ученику интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы обязанность и необходимость учиться постепенно, в ходе каждого занятия, перешла в активное желание самого ученика совершенствовать свое мастерство. Возможны различные приемы и способы активизации учащихся.

           Иногда, к примеру, есть смысл сыграть на честолюбии, которое заложено в каждом человеке,а, особенно, свойственно исполнителям. Лучшей мотивации для плодотворной работы нет, особенно в молодости.

           Так же, немаловажную роль в продвижении ученика играет подбор репертуара. Важна не только практическая целесообразность песенного материала, но , исполняемая музыка должна нравиться, вызывать живой, непосредственный отклик в душе ребенка. Заинтересованность пением чаще всего проявляется в ходе занятий в том случае, когда у ученика, благодаря указаниям и помощи педагога, все время что-то «получается», «удается». В случае,когда педагог все время раздражается, а исполнение не улучшается, трудная нота не получается, голос не «тянется» и не «летит»,то, закономерно в психике ребенка возникает  отрицательная реакция, появляется недовольство собой , неуверенность в своих силах.

           Чувство уверенности – есть атрибут воли, которая питает и поддерживает чувство уверенности в себе. И, пока у маленьких исполнителей не выработалась привычка к организованной работе, пока пение не стало потребностью, дети переживают вместе с педагогами «становление воли». Она нужна во всем, начиная с занятий дома. Вопрос не в том, чтобы заставить себя сделать необходимые задания по вокалу дома, но, и  проконтролировать себя и, повторив несколько раз, в конце концов, добиться хорошего результата.

           Существует несколько причин возникновения психологически неустойчивых состояний.

  1. Предшествующее состояние страха вызывает состояние неуверенности на эстраде. Но,предшествующее состояние увлеченности, вызывает ощущение вдохновения и полета. Т.е., если на занятиях царит атмосфера увлеченности, заинтересованности, то это психологическое состояние перейдет в момент выступления в вдохновение. Поэтому, очень важно стремиться, чтобы урок проходил интересно и в атмосфере положительного настроя.
  2.  Непосредственно выступление на сцене ( концерт, конкурс). Чувство ответственности, значимость происходящего, эмоциональное напряжение,- все это может вызвать ощущение волнения, иногда, паники. Педагогу важно сакцентировать внимание учащегося на обычное  исполнение выученного материала, а не завышать планку его ответственности.
  3.  Если физическое состояние ребенка такое, как болезнь, чрезмерная усталость, не позволяют ему сконцентрироваться на хорошем исполнении, правильнее будет отменить выступление.
  4.  Умение педагога создать определенную установку  на преодоление трудностей и достижение целей – значительно мобилизует волю, мышление и другие психические процессы , принимающие участие в деятельности исполнителя.
  5. Психические состояния могут передаваться от человека к другому человеку. Поэтому, непосредственно перед выступлением, не стоит заводить разговоры с учеником о страхе, сценическом волнении.

              Эмоционально-психическое состояние увлеченности, интереса на  занятиях способствует активизации таких умственно-психических процессов, как, внимание, мышление, память, воображение, значительно ускоряется формирование двигательных навыков, эмоциональной отдачи.

            Идеально здоровая психика в наше время встречается довольно редко. На этом настаивает большое количество авторитетных детских психологов. Приободрить и поддержать морально ученика должен, конечно, педагог. Особенно важно, наилучшим образом настроить ребенка, создать для него благоприятный душевный климат накануне публичного выступления. Е.Нестеренко говорил, что он «лично хорошо знает,  что такое внушение и полностью отдает отчет в его силе и действенности, а, потому, как педагог, идет даже на некоторые хитрости. Например, чтобы вокалисту сбросить излишнее психологическое напряжение перед выступлением, он может в этом случае рассказать о каком-нибудь эпизоде из собственной исполнительской деятельности, вспомнить о своих ошибках, просчетах. Приободрить учеников он старался не только перед выходом на сцену, но, даже слушая их в зале. Обычно он говорил своим подопечным, чтобы , будучи уже на сцене, они обязательно посмотрели в его сторону. Это для того, чтобы поддержать их кивком головы или одобрительным жестом.» Хвалить перед выступлением необходимо. Пусть это будет вполне искренне и по-доброму.

           Если случаются неудачи, ученик не смог преодолеть технические трудности, педагог не должен преувеличивать масштабы беды. Надо дать себе право на случайную неудачу. Наполеон проиграл более трети своих сражений , и остался, при этом, великим полководцем. Он говорил :» Сделаю все, что могу, а там уж , как получится, что выйдет, то и выйдет». Такая внутренняя ориентация приносит большое психологическое облегчение. Возникает ощущение свободы, легкости. Интересно, что ,дав себе право на относительную неудачу, человек открывает  путь к удаче. И упрекам, нареканиям тут места нет. Воспитательный и практический эффект будет нулевым. Отрицательные последствия более чем вероятны. Поэтому, в эти минуты, педагог должен быть особенно чуток и терпим. Когда пройдет некоторое время спустя неудачного выступления, можно спокойно разобрать ситуацию и исправить  ошибки, отработать неудавшиеся места в песне.

   В вокальной педагогике, где особенно важен метод показа, порой доминирует позиция « делая, как я». Но внутренними  негативными последствиями этого метода преподавания могут оказаться безинициативность, неразвитость индивидуального начала. Но они проявятся позже. Необходимо учить ребенка прислушиваться к  собственным ощущениям, анализировать их и уметь контролировать.

   Лучше всего «излечивает» от эстрадобоязни успех , удача – одна, вторая, третья. Успех ведет очень часто к существенным структурным изменениям в психике, меняется самооценка, характер. Укрепляется доверие к себе – для людей беспокойных и мнительных это просто исцеление.

   При этом, не стоит забывать, что частые успехи иногда приводят к эйфории и «звездной болезни». Здесь очень важно тактично и деликатно сказать учащемуся, что регулярные удачи на конкурсах возможны только при условии систематических занятий, добросовестного труда и постоянного стремления к достижению новых вершин  вокального мастерства.

   Успех можно понимать по-разному. Победа над собой это выступление лучше предыдущего,
« ты справишься с трудным произведением». Необходимо вести счет своим удачам, а не  своим неприятностям, советуют опытные педагоги и психологи.  И тогда возникает уверенность в своих силах, способностях и желание выступать снова и снова. Как нельзя кстати, можно привести в пример  высказывание Гарри Стайлса :»  Пение перед людьми вызывает у меня такие сильные эмоции, Я понял, что хочу делать это снова и снова!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»

План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1.     Введение.2.     Работа по развитию мелодического слуха.3....

Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей

Целью настоящей работы является  рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...

Выпускная квалификационная работа: " Развитие музыкального слуха и ритма у детей"

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей ...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ...