Образовательная программа объединение "Мастерилка"
рабочая программа на тему

Князева Анастасия Борисовна

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

объединения

«Мастерилка»

Художественно-эстетическая направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_programma_masterilka.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Зарайского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

СОГЛАСОВАНО

Методический совет

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

                      УТВЕРЖДАЮ

   Директор МБОУ ДОД ЦДТ

_____________Т.Ю.Бородина

«_____»_____________2008 г.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

объединения

«Мастерилка»

Художественно-эстетическая направленность

Возраст обучающихся: 7-16 лет

Срок реализации: 5 лет

Князева Анастасия Борисовна

Педагог дополнительного образования

г. Зарайск

  2008 г.

II. Пояснительная записка

Данная программа разработана в 2001 году

 и модифицирована в связи с изменениями требований

 к программам дополнительного образования детей в 2008 году/

На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью национальной культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.

Дошедшее до нас из глубины веков народное декоративно – прикладное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.

В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.

Направленность программы художественно-эстетическая.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся представление о различных видах рукоделия и его значении в жизни каждого человека, привить чувство прекрасного.  Основой данной программы является использование на занятиях различных видов творчества, что дает возможность учащимся найти себя в одном или нескольких из направлений рукоделия и наиболее полно реализовать в них свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами творчества и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Художественная деятельность обучаемых на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий и в творческих проектах.

Актуальность программы обусловлена потребностью в формировании художественно-эстетической ориентиров, овладение основами творческой деятельности учащихся, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявить и реализовать свои творческие способности.

          

Новизна

Данная программа составлена так, что в её содержание входят занятия не только по традиционным видам рукоделия, но и используются новые приёмы и разработки дизайнеров в области декоративно – прикладного искусства. Поэтому учащиеся, успешно занимающиеся в творческом объединении, предоставляют свои поделки и занимают призовые места на выставках – конкурсах районного, областного и международного уровня.

Педагогическая целесообразность реализации программы:

  • занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности ребёнка.
  • приобщению детей к национальным особенностям искусства;
  • развитию умения находить варианты решения в оформлении интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно – прикладном  искусстве;
  • созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективных  и индивидуальных работ.

В объединении две ступени. На первой ступени закладываются основы успешного ручного труда. А вторая ступень, как приемник первой, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Цель программы: формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых представлений о художественной культуре, как составной части материальной и духовной культуры на основе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере декоративно – прикладного искусства.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

Образовательные:

  • раскрыть перед обучающими социальную роль декоративно-прикладного и народного творчества;
  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • обучить технологиям разных видов  рукоделия;
  • привить навыки и умения работы с различными материалами и  инструментами в процессе изготовления различных изделий и использовании технологий;
  • побуждать детей эстетически правильно выполнять изделие;
  • сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обучения со сверстниками;
  • научить правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы в виде простых предложений.

Развивающие: 

  • раскрыть природные задатки и способности детей (восприятие, воображение, образное мышление, память,  моторику мелких мышц кистей рук и др.);
  • развивать фантазию и художественный вкус;
  • активизировать мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему делу;
  • привить навыки самостоятельного творческого процесса, сформировать опыт творческой деятельности;
  • побуждать к познанию нового, сложного через процесс самообразования;
  • добиваться достижения поставленных целей.

Воспитательные:

  • воспитать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству;
  • воспитать чувство уважения к мастеру и его профессиональному мастерству;
  • воспитать в детях чувство красоты, желание доставлять своим творчеством радость людям;
  • способствовать реализации творческого потенциала растущей личности;
  • пробудить интерес к творчеству, сформировать стремление сделать изделие по правилам технологии, при этом внося свои творческие изменения в его характер;
  • воспитать стремление к здоровому образу жизни, готовность к профессиональному самоопределению.

         В основе предлагаемой программы лежит принцип доверительного сотрудничества, который рассматривает становление подобных отношений как показатель успешности и завершённости дополнительной образовательной деятельности, развивающей личность подростка. Подростковый возраст отличается высокой внутренней включенностью взрослого (педагога) в картину развития подростка. Доверительное сотрудничество  ориентировано на осмысление, систематизацию укоренённых в сознании идей, ценностных приоритетов, соединение усилий педагога и подростка – учащегося.

Характерные особенности программы.

Программа является востребованной обучающимися различных возрастных категорий 7 – 16 лет.

Программа составлена на основе личного опыта, теоретических знаний,

практических навыков, собственного интереса к данному творчеству и желание передать накопленную бузу обучающимся, а также психолого –  педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста и их интересов.  

Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка – подростка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям  познавательной деятельности подростка.

         Работа над изделиями в студии  проводится индивидуально, по звеньям и коллективно.

        Коллективное исполнение  работ – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации трудовой деятельности сохраняет индивидуальность каждого, способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение работы содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи. Возможности коллективной работы используются как для изготовления отдельного изделия несколькими учащимися, так и в форме работы творческого коллектива над комплексной работой, состоящей из целого набора отдельных фигур и предметов. Получая на занятиях знания, умения и навыки, подросток имеет возможность выбора вида творчества, само выражается в определённом виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Формы и методы работы разнообразны, и при их применении учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся: рассказ, беседа, объяснение, практикумы. Особенно популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения и виды деятельности.

        Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игры, конкурсов – выставок и др. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, подросток получает всё необходимое для полноценного развития и воспитания.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Часто используемая форма оценки – это организованный  просмотр выполненных работ, где учащиеся сравнивают изделия, дают свою оценку и пожелания. Такие коллективные просмотры и анализ работ приучают детей  справедливо и объективно оценивать свою работу и работы других учащихся, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Данная программа способствует через обучение и  воспитание расширению кругозора, развитию творческих способностей обучаемых в декоративно – прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

Условия реализации дополнительной образовательной программы.

Образовательная   программа  «Мастерилка» разработана на пять лет обучения.  Программа  предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.

1этап (1 год) – начальный , 2 этап (2 – 3 год) – творческий, 3 этап (4 - 5 год) – этап совершенствования творческого мастерства.

Начальный этап.

Продолжительность обучения составляет 1 учебный год. Комплектование в группу происходит в начале учебного года. До начала набора учащихся  проводится предварительная работа педагога по привлечению в студию  детей и подростков в возрасте от 7 до 13 лет. Количество детей в группе – 12 человек. В группе выбирается староста, который является помощником педагога и выполняет ряд обязанностей. Занятия на этом этапе обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. На начальный этап отводится 144 учебных часа.

Начальный этап обучения – самый сложный этап, как для учащихся, так и для педагога. Ребёнок, приходя на первые занятия, должен почувствовать атмосферу заинтересованности педагога в его желании проявить себя в творчестве, раскрыться, как творческая  индивидуальность. Кроме общения с педагогом, ребёнок должен привыкнуть к новому коллективу, правилам организации труда на занятиях, к особенностям занятий в объединении. Педагог, в свою очередь, должен приложить все усилия, чтобы не только увлечь обучаемого интересной работой, используя различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), но и  помочь ребёнку адаптироваться. По выполнению контрольного образца педагог может составить определённое мнение о существующих умениях и знаниях у каждого. Особенность начального этапа творчества заключается и в том, что педагог постоянно делает акцент на удачно изготовленную работу или часть изделия. Это стимулирует детей на более активное творчество. Чтобы учащиеся не уставали от однообразной работы, (особенно на этом этапе) педагог заранее продумывает, как построить занятие, чем его разнообразить. В одно занятие, например, может быть включены графические зарисовки изделия, выполнение чертежа, заготовка выкроек-лекал, подбор материала по цветовой гамме, раскрой, пошив, оформление работы, интересная беседа, просмотр журналов по рукоделию и дизайну и др.

  Педагог приучает детей  к соблюдению порядка во время работы и после её окончания, Большое значение  отводится на занятиях инструктажу по технике безопасности, который, начиная с первых занятий начального этапа, периодически повторяется.

  На начальном этапе обучения учащиеся получают первоначальные знания по истории возникновения предметов рукоделия, традиций декоративно – прикладного искусства и дизайна; приобретают начальные умения и навыки по различным видам деятельности.

К концу начального этапа обучения учащиеся должны знать:

- исторические причины и основные этапы возникновения и развития  декоративно – прикладного искусства;

- виды декоративно-прикладного творчества;

- основы цветоведения;

- основные термины  видов деятельности;

- основы композиции;

         - историю возникновения бумаги;

- свойства бумаги, разновидности бумаги;

- материалы и инструменты при работе с бумагой;

- технологию изготовления изделий в технике торцевание;

- технологию изготовления изделий в технике квиллинг;

- технологию изготовления изделий в технике гофротрубочки;

- технологию изготовления изделий в технике оригами;

- материалы и инструменты при работе с бисером;

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

- правила безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами;

         - отличать нитки для вышивания и вязания от швейных;

         - виды швов.

 К концу начального этапа обучения учащиеся должны уметь:

- свободно ориентироваться в основных понятиях различных видов декоративного искусства;

- работать с различными инструментами;

         - работать с цветом, правильно составлять композицию;  

- использовать и обрабатывать различные материалы;

- изготовлять изделия в технике торцевание, квиллинг, гофротрубочки, оригами;

- изготовлять изделия из бисера;

- подбирать бисер по цвету;                                                                                    - характеристику видов швов, основ и ниток.

- свойства и виды тканей, кожи и других материалов;

- технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;

         - правильно провести сборку изделия на клее;

         - вязать петельные узлы;

         - изготавливать полуобъёмные игрушки;

         - выполнять простейшие ручные швы.

            Творческий этап.

На этом этапе формируется группа детей в количестве 8-10 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа. На творческий этап отводится 216 учебных часов в течение одного года обучения.

В группу обучения входит большинство тех  учащихся, которые успешно занимались на начальном этапе и прошли его полностью. Все знания, умения и навыки, полученные на первом этапе, учащиеся применяют  для выполнения более сложных работ, не только используя пособия, предлагаемые педагогом, но и придумывая свои поделки по разным видам декоративно – прикладного искусства (в рамках программы). На втором, творческом этапе расширяются рамки самостоятельной деятельности учащихся. Большое место отводится индивидуальной работе с учащимися, так как  выбор поделок разнообразен, и каждый стремиться внести в свою работу элементы фантазии, свои дизайнерские идеи, что требует от педагога особо внимательного отношения  к задумкам каждого учащегося, детального обсуждения предстоящей работы и индивидуальной помощи. Задача педагога на этом этапе заключается и в том, чтобы  учащиеся опирались при изготовлении индивидуальной поделки только на знания и опыт, полученные на начальном этапе и не брались за выполнение творческой работы, которая очень сложна для них и трудновыполнима. Уже в начале этого этапа можно увидеть  развитие наставничества более опытных учащихся над теми, кто отстаёт в обучении. После прохождения каждого раздела программы организуются мини – выставки, на которых анализируются творческие работы, выявляются недочеты и отмечаются  лучшие. На этом этапе продолжается раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через выполнение индивидуальной поделки и сплочение коллектива учащихся студии при изготовлении коллективных творческих работ.

К концу творческого этапа учащиеся должны знать:

- терминологию различных видов деятельности;

- общую последовательность выполнения изделия;

- общие сведения о вышивке, килте, декупаже, валянии; пошаговое изготовление кукол и игрушек;

- особенности работы с лекалами, чертежами и схемами;

              - различать детали на просвет по месту;

              - различать заготовки простейшей формы по эскизу;

              - определять размеры по эскизу;

- технологию соединения деталей изделия;

- особенности обработки краёв изделия из разных материалов;

- правила подбора аксессуаров по форме и цветовой гамме;

- технологии изготовления отдельных частей и деталей;

              - различать виды и свойства бумаги;

              - различать виды тканей по их структуре;

              - виды швов;

              - историю техники вязания крючком;

              - виды инструментов и материалов, используемых для вязания  

     крючком;

              - условные обозначения, понятие «раппорт»;

              - основные приемы набора петель и вязания крючком;

              - правила техники безопасности при работе с иглой и шерстью;

               - основные инструменты и вспомогательные материалы для работы с

     шерстью;

              - основные виды шерсти и ее разновидности;

              - основные техники: валяние иглами, валяние мылом, валяние с

     помощью форм;

- названия рабочих инструментов и правила техники безопасности  

     при работе с ними.

        К концу обучения на творческом этапе учащиеся должны уметь: 

- изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей;

- определять место и размер узора на изделии, отдельных его частей,

пропорции элементов;

- уметь вышивать тематические рисунки различными швами;

- соединять в одной работе несколько видов вышивки;  

- снимать с линейки размер;

- выполнять объёмные работы в технике квиллинг, гофротрубочки,

модульное оригами;

- самостоятельно выполнить изделие, когда операции известны;

- находить способы соединения различных видов творчества в одной

работе;

- составлять композиции из отдельных деталей и поделок,

объединяя их общим   сюжетом;

     - комбинировать различные материалы;

- делать поделки разных размеров;

              - шить швом «ручная строчка»;

              - выкраивать детали по готовой выкройке;

              - подшивать край «подрубочным швом»;

              - отделать изделие по собственному замыслу;

              - выполнять из кожи не сложные аппликации;

              - выполнять торцевание, разметку по шаблону;

              - по схеме самостоятельно плести из бисера;

              - правильно  пользоваться крючком;

              - правильно читать условные обозначения;

              - подбирать материалы для вязания;

              - выполнять основные узоры;

               - свободно пользоваться инструкционными, технологическими     картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту;

                - эстетически правильно оформлять работу, используя аксессуары;

               - выполнять основные техники сваливания шерсти;

               - тщательно продумывать форму изделия, образ;

               - подбирать шерсть для будущего изделия и способ валяния;

               - украшать, декорировать изделие при помощи бисера, бусин,  

 паеток, ниток для вышивания;

- пользоваться пособиями и изданиями периодической печати по

видам деятельности;

- пошагово планировать деятельность, анализировать свою

  выполненную работу и работу учащихся творческого  

коллектива;                  

- проектировать новые изделия;

- выполнять творческие работы и проекты.

Этап совершенствования творческого мастерства.

Продолжительность обучения на этом этапе составляет 2 учебных года. Формируется группа из 6 - 8 человек, успешно освоивших программу предыдущего этапа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Особенность этого этапа обучения состоит в том, что в основном используются индивидуальные методы работы с обучаемыми. План работы обсуждается вместе с учащимися. Содержание программы этого этапа обучения полностью учитывает способности и творческие пожелания обучаемых.

В процессе работы на этом этапе учащиеся:

- совершенствуют своё мастерство, оттачивают творческий профессионализм, используя в работе все навыки, умения и знания, полученные  на предыдущих этапах обучения;

- учатся выражать свои творческие замыслы через рисунок, схему;

- овладевают методами и различными технологиями, используя их в своём творчестве.

- развивают в себе способность тщательно и долгосрочно работать над изделием;

- планируют свою работу на несколько занятий вперёд;

- проявляют интерес к творчеству известных мастеров родного края и России в целом.

К концу обучения на этапе творческого мастерства учащиеся должны знать:

- основы деятельности в различных видах декоративно –  

прикладного искусства;

- основы дизайнерского мастерства;

- основные приёмы проектирования изделий;

- названия, свойства, разновидности материалов;

- технологии изготовления аксессуаров для домашнего интерьера;

- методики работы известных мастеров рукоделия.

К концу обучения на этапе творческого мастерства учащиеся должны уметь:

- свободно владеть терминологией и различными понятиями  

     рукоделия;

              - самостоятельно проектировать изделия;

              - изготовлять панно из растительных форм, состоящих из

     мелких и сложных деталей;

              - выкраивать детали сложной формы;

              - самостоятельно изготовить и отделать кокон;

              - делать изделия-сувениры в более усложнённом варианте;

              - изготавливать сложные композиции искусством квиллинг;

              - выполнять аппликацию из ткани и кожи;

              - выполнять картины и панно из бисера, плести аксессуары.

- пользоваться различными инструментами;

- использовать в своей работе методики мастеров декоративно-

     прикладного искусства;

 - работать с новейшими изданиями и активно применять новые

     дизайнерские идеи в своём творчестве;

- участвовать в выставках – конкурсах различных уровней;

- соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте.

          Занятия по темам программы включают как теоретическую часть, так и практическое выполнение задания. Основное время на занятиях отводится практике.

          Система оценки результатов.

 Проводятся экспресс - опросы, по мере изготовления поделок в объединении проводятся выставки, где сами обучающиеся дают оценку тому  или иному изделию. Итогом работы детей является участие в выставках-конкурсах, районных и областных выставках, фестивалях. По итогам года проходит тестирование.

  Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования, оценку умений и навыков до профессиональной подготовки, оценку коллективно-индивидуальную (качество индивидуальной работы, общая итоговая работа).

 Итоги 5-х летнего обучения в студии художественно - эстетической направленности свидетельствуют о том, что все формы и методы, используемые педагогом на занятиях, способствуют активизации творческих способностей обучаемых, развитию их творческого мышления. Реализуются не только образовательные задачи, но и развивающие и воспитательные. Решение этого комплекса задач формирует подростка как творческую личность со своей индивидуальностью.

 Педагог объединения может вносить в учебно-тематический план изменения: сокращать или увеличивать объём материала по отдельным темам; включать дополнительные теоретические сведения и практические работы.

III - 1 Учебно – тематический план

обучения  на начальном этапе.

п/п

        Название разделов

Всего часов

Теоретические         часы

Практические часы

1

2

3

4

5

1.

Вводное занятие. Знакомство с коллективом. Техника безопасности. Общие сведения об истории возникновения видов рукоделия и применение их основ в дизайне интерьера в наши дни.

2

2

-

2.

Основы цветоведения.

2

1

1

3.

Раздел 1.

Работа с пластилином.

3.1.

Аппликация из пластилина

4

1

3

3.2.

Обратная аппликация (на стекле)

6

2

4

3.3.

Лепка цветов и фигурок

8

2

6

4.

Раздел 2.

Работа с бумагой.

4.1.

Как родилась бумага? Волшебные свойства бумаги. Разновидности бумаги. Материалы и инструменты при работе с бумагой. Техника безопасности.

2

2

-

4.2.

Техника оригами.

10

2

8

4.3.

Техника торцевание. Работа с гофрированной бумагой. Эскиз.

14

2

12

4.4.

Техника гофротрубочки.

14

4

10

4.5.

Работа с гофрированной бумагой.

14

2

12

4.6.

Техника квиллинг.

14

4

10

5.

Раздел 3.

Работа с бисером.

5.1.

История бисера и бисероплетения. Материалы и инструменты. Виды плетения.

5.2.

Плетение простых цветов.

14

4

10

Аппликация из бисере и паеток.

12

4

8

6.

Раздел 4.

Работа с текстильным материалом.

6.1.

Простейшие ручные виды швов.

4

2

2

6.2.

Изготовление салфеток, прихваток, мартиничек.

12

4

8

7.

Раздел 5.

Работа с бросовым материалом.

7.1.

Аппликация из пуговиц.

6

2

4

8.

Выставки. Беседы. Конкурсы

4

4

-

9.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого:

144

46

98

II - 2 Учебно – тематический план

обучения  на творческом этапе.

№ п\п

Название разделов

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

2

3

4

5

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности. План работы на текущий год.

2

2

2

2.

Раздел 1.

Работа с пластилином.

2.1.

Обратная аппликация (на стекле)

8

2

6

2.2.

Пластилинография

10

2

8

3.

Раздел 2.

Работа с бумагой.

3.1.

Техника модульное оригами.

10

2

8

3.2.

Техника торцевание (объёмное).

10

2

8

3.3.

Техника гофротрубочки (объёмные игрушки)

18

4

14

3.4.

Работа с гофрированной бумагой.

18

2

16

3.5.

Техника квиллинг.

20

2

18

3.6.

Техника Айрис – фолдинг.

16

4

12

4.

Раздел 3.

Работа с бисером.

4.1.

Плетение цветов.

18

4

14

4.2.

Аппликация из бисера и паеток.

16

4

12

4.3.

Плетение простой бижутерии.

12

2

10

5.

Раздел 4.

Вышивка.

5.1.

История возникновения и развития вышивки. Материалы и инструменты. 

2

2

-

5.2.

Вышивка крестом. Вышивание крестиков по горизонтали, по вертикали, расположение через один. Выполнение образцов.

8

4

4

5.3.

Вышивание по схеме.

8

2

6

6.

Раздел 5.

Вязание.

6.1.

Виды вязания.

2

2

-

6.2.

Основные приемы вязания крючком. Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель. Полустолбик без накида

Столбик без накида. Полустолбик с накидом. Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами.  Столбик с тремя накидами.

4

2

2

6.3.

Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.

2

2

-

6.4.

Аппликация из косички.

4

1

3

6.5.

Вязание прихватки.

4

1

3

7.

Раздел 6.

Атласные ленты.

7.1.

Простые цветы из лент.

6

2

4

7.2.

Плетение из лент.

6

2

4

7.3.

Изготовление украшений.

4

2

2

8.

Выставки. Беседы.

4

4

-

9.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого:

216

60

156

II - 3 Учебно – тематический план

обучения  на творческом этапе.

№ п\п

Название разделов

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

2

3

4

5

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности. План работы на текущий год.

2

2

-

2.

Раздел 1.

Работа с бумагой.

2.1.

Техника гофротрубочки (объёмные игрушки, панно)

10

2

8

2.2.

Работа с гофрированной бумагой и салфетками.

10

2

8

2.3.

Техника квиллинг (объёмные работы)

16

2

14

2.4.

Техника Айрис – фолдинг.

10

2

8

2.5.

Техника декупаж. История возникновения и развития декупажа. Материал и инструменты.

16

4

12

2.6.

Плетение из бумаги.

10

2

8

3.

Раздел 2.

Работа с бисером.

3.1.

Способы вышивки бисером. Материалы и инструменты для вышивки.

2

2

-

3.2.

Вышивка бисером (простая).

10

2

8

3.3.

Плетение цветов.

8

2

6

3.4.

Плетение бижутерии.

12

2

10

4.

Раздел 3.

Фелтинг (валяние)

4.1.

История возникновения и развития валяния. Материал и инструменты. Виды валяния.

2

2

-

4.2.

Сухое валяние.

10

2

8

4.3.

Мокрое валяние

10

2

8

5.

Раздел 4.

Вышивка.

5.1.

Комбинированная вышивка крестом и лентами.

8

2

6

6.

Раздел 5.

Вязание.

6.1.

Вязание декоративных подушек.

10

2

8

6.2.

Вязание игрушек.

10

2

8

6.3.

Панно из косичек.

8

2

6

7.

Раздел 6.

Атласные ленты.

7.1.

Цветы из лент.

8

2

6

7.2.

Плетение из лент.

8

2

6

7.3.

Техника канзаши.

10

3

7

8.

Раздел 7.

Куклы в доме.

8.1.

История возникновения и развития куклы. Куклы народом мира. Виды кукол.

2

2

-

8.2.

Куклы обереговые.

2

1

1

8.3.

Куклы обрядовые.

2

1

1

8.4.

Игровые куклы.

2

1

1

8.5.

Современные куклы.

12

2

10

9.

Выставки. Беседы.

4

4

-

10.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого:

216

58

158

II - 4 Учебно – тематический план

по обучению на этапе совершенствования творческого мастерства.

№ п\п

Название разделов

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

2

3

4

5

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности. План работы на текущий год.

2

2

-

2.

Раздел 1.

Работа с бумагой.

2.1.

Творческая работа изготовления композиций.

18

2

16

2.2.

Творческая работа изготовления панно.

18

2

16

3.

Раздел 2.

Работа с бисером.

3.1.

Творческая работа изготовления аксессуаров (заколки, бижутерия)  

18

2

16

3.2.

Творческая работа вышивка бисером.

18

2

16

3.3.

Творческая работа изготовления композиций.

16

2

14

4.

Раздел 3.

Фелтинг (валяние)

4.1.

Творческая работа изготовления изделий сухого валяния.

16

2

14

4.2.

Творческая работа изготовления панно.

16

2

14

5.

Раздел 4.

Вышивка.

5.1.

Творческая работа.

10

2

8

6.

Раздел 5.

Вязание.

6.1.

Творческая работа вязания игрушек.

16

2

14

6.2.

Творческая работа вязания изделий (воротники, бижутерия, сумочки и т.д.).

16

2

14

7.

Раздел 5.

Атласные ленты.

7.1.

Творческая работа изготовления изделий (заколки, ободки, броши и т.д.).

8

2

6

7.2.

Творческая работа изготовления панно.

8

2

6

7.3.

Творческая работа изготовления композиций.

10

2

8

8.

Раздел 6.

Куклы в доме.

8.1.

Творческая работа изготовления кукол.

20

4

16

9.

Выставки. Беседы.

4

4

-

10.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого:

216

38

178

II - 5 Учебно – тематический план

по обучению на этапе совершенствования творческого мастерства.

№ п\п

Название разделов

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

1

2

3

4

5

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности. План работы на текущий год.

2

2

-

2.

Творческая работа.

200

20

180

3.

Выставки. Беседы.

4

4

-

4.

Экскурсии.

8

8

-

5.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого:

216

36

180

IV- 1 Содержание программы.

Вводное занятие.

           Правила внутреннего распорядка в студии и в Центре детского творчества в целом. Содержание работы. Инструменты и материалы. Техника безопасности с режущими и колющими инструментами и с электрическими приборами. Знакомство с планом эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.  История развития декоративно – прикладного творчества, его значение  и применение в жизни человека. Беседа «Из истории  предметов, которыми пользуются на занятиях рукоделием».

           Практикум: Игры на знакомство. Рассматривание изделий, выполненных в прошлые годы учащимися объединения. Определение различий между холодными и тёплыми расцветками. Классификация материала по свойствам и структуре. Определение лицевой и изнаночной стороны. Знакомство с иллюстративными материалами дизайнерских журналов. Просмотр видеофильма «Декоративно – прикладное творчество».

Основы цветоведения.

Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний.

Практикум: Упражнения по смешиванию цветов. Творческое создание эскизов по заданной теме.

Раздел 1.

Работа с пластилином (18).

            Свойства и особенности пластилина, инструментах и приспособления применяемые в работе.  Виды пластилина. Способы лепки из пластилина и приёмы декоративного оформления изделий (роспись). Знакомство с обратной аппликацией (на стекле).

Словарь терминов: композиция, стилизация.

Практикум:

    - аппликация на стекле;

    - панно;

    - фоторамки.

Раздел 2.

Работа с бумагой (68).

Беседа «Как родилась бумага?».

Презентация «Волшебные свойства бумаги».

Сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных в различных техниках из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Ознакомление обучающихся с  содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.

   Словарь терминов: фальцовка, фальц, шаблон, базовые формы, модуль, эскиз.

   Практикум:

   - складные игрушки;

   - гофрированные изделия;

   - объёмные ребристые игрушки;

   - снежинки;

   - объёмные игрушки;

   - аппликация;

   - панно.

Раздел 3.

Работа с бисером (26).

Сведения о бисере, его классификация. Правила хранения, обращения с ним,  рациональное использование. Техника параллельного низания на проволоке. Необходимые инструменты и материалы. Знакомство с образцами. Плетение плоских цветов, травинок, веточек, колосков. Составление букетов, панно. Приёмы наращивания концов проволоки,  закрепление концов при завершении работы. Составление панно. Основы композиции.

Практикум:

   - образцы бисероплетения;

   - цветы, листики, травинки;

   - составление композиции;

- аппликация из готовых изделий.

Раздел 4.

Работа с текстильным материалом (16).

Беседа «Эстетика и быт».

Положение рук при шитье. Основные виды тканей. Разделение тканей по качеству. Определение лицевой и изнаночной стороны. Определение холодных и тёплых расцветок. Основные виды ниток (катушечные, шерстяные, х\б, синтетические, мулине, др.) Простейшие ручные виды швов.

   Словарь терминов: мулине, стежок, выкройка.

   Практикум:

   - выполнение швов (вперёд иголка, назад иголка, строчный, тамбурный);

   - сервировочная салфетка;

   - тряпичные прихвтки;

   - мартинички из ниток;

   - мешочек для мелочей.

Раздел 5.

Работа с бросовым материалом (6).

Беседа «Вторая жизнь вещей».

Подбор материала. Познакомить детей с примерами использования материалов различном сочетании (комплексно). Применение готовых изделий в быту.

   Словарь терминов: комплекс.

   Практикум:

   - работа с пуговицами и проволокой.

Выставки, беседы, конкурсы (4). 

          Участие обучаемых в выставках после прохождения основных блоков программы (внутри объединения) и  итоговой выставке декоративно – прикладного творчества в конце учебного года. Фотографирование учащихся с их поделками для оформления фотоальбома объединения. Беседы, викторины  по основным темам разделов программы.

Заключительное занятие (2). 

Подведение итогов работы объединения за прошедший учебный год. Анализ работ учащихся: выявление ошибок и удачных моментов в работе каждого обучаемого и объединения в целом. Чаепитие.

IV- 2 Содержание программы.

Вводное занятие (2).

Правила поведения на занятиях объединения. Знакомство с планом эвакуации при чрезвычайной ситуации. Основные правила безопасной работы с режущими и колющими предметами. Итоги работы объединения в прошедшем учебном году и перспективы на будущее. Обсуждение плана конкурсов – выставок различного уровня.

Практикум: Просмотр видео - и фотоматериалов с областных и международных выставок детского творчества. Организационные вопросы.

Раздел 1.

Работа с пластилином (18).

Повторение свойств и особенностей пластилина, инструменты и приспособления; обучение приёмам наблюдения натуры; умение на глаз определять пропорции объектов; техника безопасности.  Цветовая гамма пластилина и использование её в изготовлении композиций. Воспитывать художественно-пластическое видение окружающего мира, его форм, фактуру.

Словарь терминов: мозаика, пластилинография.

Практикум:

   - аппликация на стекле без контура;

   - мозаика;

   - пластилинография (на свободную тему).

Раздел 2.

Работа с бумагой (92).

Продолжение знакомства с историей возникновения и развития бумажного производства с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий из бумаги и картона, с техникой выполнения которых обучающиеся будут знакомиться в течение года.   Словарь терминов: айрис - фолдинг

Практикум:

   - объёмные изделия;

   - гофрированные изделия;

   - объёмные ребристые игрушки;

   - составление композиций;

   - панно.

Раздел 3.

Работа с бисером (46).

Техника плетения дугами (французское плетение) для изготовления лепестков и листиков. Фантазийное плетение – использование крупных бусин разной величины и  формы, пайеток, для выполнения аппликации.

Плетение на леске. Знакомство с простыми образцами. Необходимые инструменты и материалы. Плетение подвесок «капля», «листик», «цветок», «рыбка». Плетение цепочек простой однорядной, в технике «колечки». Наращивание рабочей нити, заделка концов. Бисерные снизки. Плетение из снизок. Приёмы установки фурнитуры на готовые изделия – замков, колечек, застёжек, завязок. Составление композиций.

Словарь терминов: фурнитура, снизок

Практикум:

   - плетение дугой цветы, листики;

   - составление композиции;

   - плетение бижутерии;

   - аппликация из готовых изделий.

Раздел 4.

Вышивка (18).

История и развитие вышивки. Применение вышитых изделий в быту - в старину и в наше время. Виды вышивки. Особенности формы изобразительных мотивов. Характер узора (орнамента). Способы перевода рисунка на ткань. Растительные элементы в вышивке. Беседа «Аромат ушедшей эпохи».

Словарь терминов: канва, пяльцы.

Практикум: Вышивка « крестом» простейших узоров по схеме.

Посещение выставки «Женский костюм 19-го века» в историко-краеведческом музее.

Раздел 5.

Вязание (18).

Презентация «Чудеса из клубка».

Из истории вязания. Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы и их подбор. Основные элементы техники вязания крючком. Воздушная петля. Начальная петля. Цепочка воздушных петель. Условные обозначения элементов вязания крючком в схемах. Основные элементы техники вязания крючком. Чтение схем для вязания крючком. Простейшие изделия из цепочки (аппликация).

Словарь терминов: раппорт.

Практикум:

    - аппликация из косички;

    - вязание прихватки по выбору (столбиками без накида).

Раздел 6.

Атласные ленты (16).

        Беседа «Фантазии из лент».

        Виды лент, окраска и рисунок, определение лицевой и изнаночное стороны. Чтение схемы изготовления простого цветка. Виды плетения из лент. Материал и инструменты, необходимые в работе.

Практикум:

    - изготовление простых цветов;

    - плетение фенечки;

    - изготовление аксессуаров для волос.

Выставки, беседы (4).

       Посещение музеев, выставок различного уровня. Участие в конкурсах – выставках различного уровня. Беседы по декоративно – прикладному творчеству.

Заключительное занятие (2).

Подведение итогов работы за прошедший год. Знакомство с примерным планом творческой деятельности на следующий учебный год. Выставка лучших работ.

IV- 3 Содержание программы.

Вводное занятие (2).

Правила поведения на занятиях объединения. Знакомство с планом эвакуации при чрезвычайной ситуации. Основные правила безопасной работы с режущими и колющими предметами. Итоги работы объединения в прошедшем учебном году и перспективы на будущее. Обсуждение плана конкурсов – выставок различного уровня.

Практикум: Просмотр фотоматериалов с областных и международных выставок детского творчества. Организационные вопросы.

Раздел 1.

Работа с бумагой (62).

Продолжение знакомства с историей возникновения и развития бумажного производства с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Знакомство с видом творчества – декупаж. Из истории происхождения названия. Основные приспособления и материалы для техники декупажа. Знакомство с различными видами декупажных изделий. Расслаивание салфеток. Способы нанесения клея и лака.

Словарь терминов: декупаж, креккелюрный лак, расслаивание, топиарий.

Практикум:

   - объёмные изделия;

   - изготовления топиария;

   - объёмные игрушки;

   - составление композиций;

   - панно.

   - простейшее декупажирование изделия по выбору с использованием салфеток различной тематики.

Раздел 2.

Работа с бисером (32).

Знакомство  с основными видами вышивки бисером. Материал и инструменты для работы. Вышивка простого рисунка по схеме. Плетение одной и двумя иглами на нити сложных цепочек «незабудка», «ручеек», «усложненный крестик», «змейка», «полянка».  Оплетение крупной бусины или шарика снизками. Объемное плетение цветов.

Словарь терминов: фурнитура, снизок

Практикум:

   - вышивка бисером по схеме;

   - составление композиции;

   - плетение бижутерии.

Раздел 3.

Фелтинг (22).

Знакомство с новой техникой – валяние. История возникновения на Руси этой техники. Инструменты и приспособления для валяния. Особенности валяния. Необходимые инструменты для валяния. Особенности сухого валяния. Первичное знакомство с «мокрым» валянием.

Словарь терминов: валяние, фильцевание, войлок.

Практикум:

    - валяние сухим способом цветка ромашки, лилии.

    - валяние мокрым способом сувенир «лапоть»;

    - панно «Золотая рыбка».

Раздел 4.

Вышивка (8).

История и развитие комбинированной вышивки. Особенности и пошаговое выполнение. Стилизация и цветовое решение.

Практикум:

    - комплект наволочек на диванные подушки (вышитая цветочная композиция).

Раздел 5.

Вязание (28).

Технология прибавления и убавления петель в начале и конце ряда. Зарисовка технических рисунков для вязания изделий, расчет петель, знакомство с технологией оформления края (махры, помпоны).

Практикум:

    - вязание декоративных подушек;

    - аппликация из косичек;

    - вязание игрушек по выбору (столбиками без накида).

Раздел 6.

Атласные ленты (26).

Знакомство с новой техникой изготовления цветов – канзаши. Истрия возникновения техники. Материал и инструменты, необходимые в работе. Комбинированное плетение из лент и бусин.

Словарь терминов: канзаши.

Практикум:

    - изготовление цветов;

    - плетение фенечек;

    - панно;

    - изготовление аксессуаров для волос. 

Раздел 7.

Куклы в доме (20).

Из истории возникновения кукольного мастерства. Простейшие куклы. Куклы на твёрдой основе. Куклы на шарнирах. Знакомство с историей русского костюма. Куклы народов мира. Беседа «Куклы наших бабушек».

Практикум;

    - изготовление кукол – закруток;

    - изготовление кукол-карманов для различных домашних мелочей. Мягкие куклы для оформления интерьера. Элементы дизайна  кукольной одежды.

Выставки, беседы (4).

       Посещение музеев, выставок различного уровня. Участие в конкурсах – выставках различного уровня. Беседы по декоративно – прикладному творчеству.

Заключительное занятие (2).

Подведение итогов работы за прошедший год. Знакомство с примерным планом творческой деятельности на следующий учебный год. Выставка лучших работ.

IV- 4 Содержание программы.

Вводное занятие (2).

Правила поведения на занятиях объединения. Знакомство с планом эвакуации при чрезвычайной ситуации. Основные правила безопасной работы с режущими и колющими предметами. Итоги работы объединения в прошедшем учебном году и перспективы на будущее. Обсуждение плана конкурсов – выставок различного уровня.

Практикум: Просмотр фотоматериалов с областных и международных выставок детского творчества. Организационные вопросы.

Раздел 1.

Работа с бумагой (36).

       Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Практикум:

     - творческая работа изготовления композиции;

     - творческая работа изготовления панно.

Раздел 2.

Работа с бисером (52).

Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Практикум:

     - творческая работа изготовления аксессуаров;

     - творческая работа вышивка бисером;

     - творческая работа изготовления композиции.

Раздел 3.

Фелтинг (32).

Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Практикум:

     - творческая работа изготовления изделий сухого валяния;

    - творческая работа изготовления панно.

Раздел 4.

Вышивка (10).

Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Практикум:

     - творческая работа.

Раздел 5.

Вязание (32).

Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Практикум:

     - творческая работа изготовления игрушки;

     - творческая работа изготовления изделия.

Раздел 6.

Атласные ленты (26).

Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Практикум:

     - творческая работа изготовления композиции;

     - творческая работа изготовления изделия;

    - творческая работа изготовления панно.

Раздел 7.

Куклы в доме (20).

Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Практикум:

     - творческая работа изготовления куклы по выбору.

Выставки, беседы (4).

       Посещение музеев, выставок различного уровня. Участие в конкурсах – выставках различного уровня. Беседы по декоративно – прикладному творчеству.

Заключительное занятие (2).

Подведение итогов работы за прошедший год. Знакомство с примерным планом творческой деятельности на следующий учебный год. Выставка лучших работ.

IV- 5 Содержание программы.

Вводное занятие (2).

         Правила техники безопасности. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Составление и корректировка плана работы в объединении с учётом индивидуальных наклонностей учащихся.

Творческая работа (200).

       Каждый учащийся выполняет свою творческую работу, согласно пройденным блокам программы с обязательным показом её на выставках различных уровней.

Выставки, беседы, конкурсы (4).

       Активное участие индивидуальных поделок учащихся  в выставках различных уровней. Тематические беседы с показом презентаций, обменом опытом.

Экскурсии (8).

        Экскурсии в близлежащие сёла и города, посещение музеев и выставочных залов с целью обмена опытом и знакомства с творчеством местных рукодельниц. Перенятие опыта.

Заключительное занятие (2).

Подведение итогов и анализ работы объединения и каждого учащегося в отдельности. Выставка лучших творческих работ. Награждение.

 

IV Методическое обеспечение программы.

IV-1 Виды занятий.

          Основной формой организации образовательного процесса в объединении является занятие. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта учащихся, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение. В зависимости от приоритета целей используются следующие виды занятий: обучающие, воспитательные и развивающие. Все эти занятия предполагают образовательные задачи, но отличаются друг от друга.

Основной целью обучающих занятий – научить конкретным знаниям и умениям по предмету.

Цель развивающих занятий – сформировать и развить определённые личностные качества учащихся.

На занятиях воспитательного характера происходит процесс формирования положительного климата в детском коллективе, приобщение к нравственным и культурным ценностям.

Очень часто в ходе одного занятия решаются как обучающие, так и воспитательные и развивающие задачи в комплексе.

В процессе обучения педагог ставит перед собой следующие задачи:

  • Учащийся должен получить, усвоить и запомнить нужную информацию.
  • Учащегося нужно научить пользоваться полученными знаниями, применять их в жизни.
  • Необходимо развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, мышление.
  • Важно воспитать трудолюбие, привить нравственные качества.
  • Использовать разнообразные приёмы работы с учётом темы, уровня подготовки учащегося, личного опыта и индивидуальных качеств (темперамент, склад характера, стиль и т.п.) педагога, неоднородный состав группы.

IV-2 Методы обучения, технологии и принципы реализации программы.

Весь образовательный процесс в объединении носит развивающий характер, т. е.  направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учётом возможностей каждого члена детского коллектива, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учётом направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, занятий и др. Основным методом проведения занятий является практическая работа по изготовлению различных творческих работ. Этот метод активно применяется на всех этапах обучения. Основной целью практической работы является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности.

Среди других методов активно используются:

словесно – наглядный: педагог предлагает учащимся образец, который они рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением;

проблемно-поисковый: учащиеся изготавливают изделие по фотографии, рисунку; учатся  самостоятельно  решать творческие замыслы, выбирать необходимый материал и технику исполнения работы;

игровой: педагог предлагает учащимся различные игровые методики, которые развивают коммуникативную, творческую деятельность членов детского коллектива.

метод воспитания:

- беседы с учащимися по разным темам программы;

- встречи с интересными людьми, чьё творчество стало основой жизни;

- различные конкурсные и игровые программы, викторины.

Для проведения успешных занятий используются различные технологии:

  • проблемного обучения - учащиеся самостоятельно находят пути решения той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт, творческую активность (например,  при изготовлении натабуретницы педагог сообщает только размеры изделия, а форму, подбор ткани  и другие варианты изготовления изделия обучаемые придумывают и выбирают сами);
  • дифференцированного обучения - используется метод индивидуального обучения (изделие, выполненное обучаемым неповторимо);
  • личностно-ориентированного обучения - через самообразование происходит развитие индивидуальных способностей (особенно прослеживается на 2 и 3-и этапе обучения);
  • развивающего обучения - учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности;
  • игрового обучения - через игровые ситуации, используемые педагогом, происходит закрепление пройденного материала (различные конкурсы, викторины и т.д.). Учащиеся сами придумывают и разыгрывают театральные мини  -  сценки, используя сделанные ими игрушки, куклы и др. поделки.

Данная программа построена на принципах: личностно – ориентированной направленности, гуманизации, увлекательности, творчества, доступности, коллективности, системности, интеграции отдельных видов декоративно – прикладного искусства.

IV-3 Формы подведения итогов реализации программы.

         В начале обучения на первом этапе учащиеся выполняют контрольный образец (по усмотрению педагога) — это вводный контроль. По результатам анализа этого образца составляется таблица ранней (первой) диагностики, которая помогает педагогу в дальнейшем осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся. Педагогом используется рубежный  контроль после завершения изучения каждого блока программы. Существует в студии и промежуточный контроль (по окончании 1 – го полугодия)  - выставка лучших работ воспитанников. В конце обучения по данной программе применяется итоговая диагностика. После каждого этапа обучения обучаемые участвуют в выставках, защищают проекты - это итоговый контроль.

            Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки  творческих работ учащихся и персональные выставки, участие в конкурсах разных уровней, написание проектов, презентация личных достижений. Участие воспитанников студии в выставках – конкурсах требует от не только высокого качества изготовления поделки, но и большого эмоционального напряжения. По тому, каким образом учащиеся самостоятельно, без помощи педагога добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности применяемых методов и приёмов обучения, доступности материала, возросшему уровню творческого развития учащихся.

Общая результативность обучения по программе заключается в:

  • появлении у обучаемых устойчивого интереса к занятиям художественно – эстетического характера;
  • эмоциональном отклике обучающихся на красоту художественных изделий мастеров;
  • выработке избирательного художественного – эстетического вкуса;
  • развитии  воображения и фантазии;
  • приобретении  навыков здорового образа жизни.

IV- 4 Условия реализации программы.

           Кабинет для занятий – это светлое, просторное помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам. В нём есть достаточное дневное и вечернее освещение; его легко проветрить. Эстетическое оформление кабинета, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

          Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Столы размещены так, чтобы естественный свет падает с левой стороны. В кабинете есть передвижная доска, на которой выполняются графические работы, развешиваются плоские наглядные пособия. Экран служит для демонстрации отдельных слайдов, презентаций и т. д.На боковой стене кабинета располагаются комбинированные шкафы с застеклённой верхней частью, где постоянно размещается выставка детских работ, образцы.

          Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях: коллекции детских работ, выполненных на высоком  художественном уровне, образцы, изготовленные педагогом; компьютерные фильмы, методические разработки альбомы и слайды с изображением детских творческих работ; альбомы с образцами вышивок с описанием  способов применения в оформлении и украшении одежды и домашнего интерьера; технологические карты изготовления различных изделий, чертежи и выкройки; таблицы, схемы по разделам программы; таблицы и схемы последовательности работы; папки со схемами изготовления простых и сложных аппликаций, сменная выставка работ воспитанников.

          Оборудование и инструменты, необходимые для реализации программы:  иголки для шитья и вышивки различной величины, нитки катушечные разных цветов, нитки «Мулине», тонкий шпагат разной фактуры , напёрстки, ножницы, карандаши, маркеры, мел, пассатижи (или кусачки), ткань различной фактуры и расцветки, мех искусственный и натуральный с различной длинной ворса, кожа, бумажные салфетки, войлок, вата, синтепон, ватин, тесьма для отделки изделий, бусинки, пуговицы, клей ПВА и «Момент», копировальная бумага, бумага - калька, разнообразный бросовый материал и др.

Инструменты, материалы, различные приспособления хранятся в отдельных ящичках и в определённом порядке, что обеспечивает быструю раздачу их на занятиях.

V-1 Литература для педагога.

  • Агапова И., Давыдова М. Аппликация М: ООО ИКТИ «Лада» 2008 г.
  • Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона, М: ООО ИКТИ «Лада» 2008 г.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. Знание, 1992.
  • Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. Школьная пресса, 2005.
  • Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
  • Всеобщая декларация прав человека (Принята  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).
  • Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.     СПб: Союз, 1997.
  • Гайтанов Ю.Б.  Развитие личности, способной к творческой реализации. Психологическая наука и образование, 1998.
  • Губина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Учитель. Волгоград, 2008.
  • Давыдова Г.Н. Бумагопластика, М.: Изд. Скрипторий, 2007г.
  • Евдокимов  И. Русская игрушка. Госиздат, 1988.
  • Зайцева А. Идеи для праздника, М: Изд.РОСМЭН 2008 г.;
  • Иванов В.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков,1998.
  • Инге Вальтер Цветы из декоративной бумаги, М.: Изд. Академия развития, 2007г.
  • Информационно — методический журнал «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи»
  • Конвенция о правах ребёнка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г).
  • Конышева Н.М. Чудесная мастерская, М.: Просвещение, 1998г.;
  • Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых   детей.
  • Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, Пеленг, 1992.
  • Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
  • Ткаченко ТБ «Энциклопедия бисера»- Ростов-на-Дону, Феникс, 2010
  • Педагогика. Научно — теоретический журнал, 2003.
  • Якиманская И.С. Разработка технологии личностно — ориентированного обучения. Вопросы психологии, 1995.

V-2 Литература для учащихся.

  • Афонькин С. Игрушки из бумаги, С.-П., Изд. ВИАН, 1997г.;
  • Белецкая Л.Б. Пресссованная флористика. Москва. Эксмо, 2008.
  • Богатеева З.И. Чудесные поделки из бумаги, М; ООО ИКТИ «Лада», 2008 г.;
  • Городкова Т.В.,   Нагибина М. И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверушки. Академия развития. Ярославль, 1997.
  • Грачёва Т. Если взять иголку с ниткой. Малыш. Москва,1988.
  • Дайн М., Дайн Г. Русская тряпичная кукла. Культура и традиции, 2007.
  • Журнал по рукоделию и дизайну «Анна». Бурда,2003-2007.
  • Журнал по рукоделию и дизайну «Лена». ЗАО ИД КОН. Лига Пресс,
  • 2002-2008.
  • Журнал по рукоделию «Ручная работа». Москва , 2007-2008.
  • Кожина О.А., Кораблёвва О.Л. Сделай сам. Владос. Ярославль, 1994.
  • Лебедева Л.И. Умелые руки не знают скуки. Малыш. Москва, 1998.
  • Махмутова Х. Домашний дизайн. Москва. Эксмо, 2001.
  • Севостьянова Т.И. Умелая иголочка. Крокус. Рига, 1985.
  • Таран Р.Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. Сталкер, 2007.
  • Ткачук Т.М. Тряпичные куклы. Донецк. Сталкер, 2008.
  • Малкер С.Ю. Декупаж. Москва, 2010.
  • Свистунова Л.Г. Изделия из войлока. Нижний Новгород,2010.

Приложение №1

     

Тестирование (к концу начального этапа обучения)

1.Фальцовка нужна для:

а)складывания меха;

б)складывания бумаги;  +

в)складывания ткани.

2.Бумага, используемая для шаблонов:

а)картон;  +

б)калька;

в)гофрированная.

3.Как называются нитки для вышивания:

а)катушечные;

б)мулине;  +

в)шерстяные.

4.Кусок ткани - это:

а)отрез;

б)лоскут;  +

5. Пластический материал-это:

а)бумага;

б)пластилин;  +

в)ткань.

6. Аппликация-это:

а)составлять изображение предметов;

б)наклеивать и выкладывать предметы;

в)составлять, наклеивать и выкладывать предметы.  +

7. Складывание бумаги - это:

а)аппликация;

б)композиция;

в)оригами.  +

8.Выполнить самостоятельно:

а)операцию гофрирования;

б)пришить пуговицу;

в)выполнить один из простейших швов и назвать его.

   (выполняют по заданию педагога).

Тестирование (к концу творческого этапа обучения)

1.Круг-это:

а)вся поверхность внутри окружности;  +

б)шар.

2.Радиус-это:

а)расстояние от одной окружности до другой;

б)расстояние от центра круга до окружности.  +

3.Флористика-это поделки:

а)из кожи;

б)природного материала;  +

в)пластилина.

4.Орнамент-это:

а)сочетание двух цветных узоров на одном полотне;  +

б)сочетание узоров из бумаги;

в)сочетание узоров из ткани и кожи.

5.Барельефом занимаются:

а)из пластилина;  +

б)из ткани;

в)из кожи.

6.Какой нужен шов для обмётывания деталей:

а)шов подрубочный;

б)шов вперёд иголку;  +

в)шов через край.

7.Какой материал, как ткань режут, шьют, склеивают:

а)клеёнку;

б)кожу;  +

в)вату.

8.Квиллинг-это:

а)искусство складывать бумагу;

б)искусство клеить из бумаги;

в)искусство бумагокручения.  +

9.Торцевание-это вид аппликации (по ткани):

а)плоская;

б)выпуклая;  +

в)мозаичная.

10.Выполнить самостоятельно:

а)из круга конус;

б)один из элементов квиллинга;

в)собрать мартиничку.

   (выполняют по заданию педагога ).

11.Составить композиционную схему путём аппликации из бумаги.

     (общая для всех).

Тестирование (к концу творческого этапа обучения)

1.Икосаэдр-это:

а)ёлочный шар;  +

б)изделие из рассечённых кругов.

Все учащиеся собирают вместе один экосаэдр.

2.Если от пиджака или платья оторвётся пуговица, какую нужно пришить на её место?

(похожую). Какого цвета нить нужно взять? (в тон пуговицы). На месте дыры на брючине или рукаве мы хотим пришить заплатку, какую ткань нужно взять? (в тон одежды). Мы хотим заштопать шерстяной носок, какие нитки нужно взять? (шерстяные, в тон носка).

Педагог прикрепляет к доске макет полотняного переплетения нитей (коврик 10х10 полос) и прорезает в центре отверстие. Целость изделия нарушена. Вопрос к детям:    

«Как восстановить изделие?»

А) выдернуть обрывки полос;

б)вплести новые полосы.  +

Сравнение штопальных ниток со швейными, сравнение швейной и штопальной иглы .

Самостоятельная штопка своей заготовки.

3.Ажурные нитяные изделия по технологии «кокон».

Проходит занятие-игра.

По команде педагога учащиеся надувают воздушные шарики, завязывают их, обматывают шарик клейкой нитью в разных направлениях. Нить отрезать так, чтобы её кусочек остался на флаконе, закупорив отверстие.

По выбору детей каждый выполняет свою поделку:

а)круглый белый шарик;

б)жёлтый лимон;

в)красную землянику.

4.Выполнить самостоятельно:

а)панно из растительных форм;

б)композицию искусством квиллинга;

в)плести бисером аксессуар.

  (выполняют по заданию педагога).

5.Выполнить аппликацию из ткани и кожи.

  (общая для всех).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...