"Её величество-шутка"
методическая разработка по теме

Мурадханова Светлана Алимирзоевна

методическая разработка

по дополнительной общеобразовательной программе "ШКОЛА КВН"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ee_velichestvo_shutka.docx80.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ "ЮНОСТЬ"

"Её величество - шутка"

методическая разработка

по дополнительной общеобразовательной программе "ШКОЛА КВН"

                                                                                          педагог дополнительного образования

                                                                                          Мурадханова Светлана Алимирзоевна

Пуровск 2013 г.

        Главной задачей любого автора, создающего сценарий для КВН, является поиск шуток, ведь шутка - основа любого сценария в КВН. Шутки в КВН можно условно разделить на два вида: литературные и актерские.

  • "Литературные (текстовые) шутки - репризы" - шутки, основанные на игре слов, придуманные анекдоты, фразы, пародирующие известные изречения и т.д. Это самый ценный материал в КВН.
  • "Актерские шутки" - шутки, опирающиеся на внешний эффект: актерскую игру или использование технических средств (декораций, костюмов, реквизита, фонограмм и т.д.).

        Текстовая шутка (реприза), по мнению классиков, должна содержать два начала - парадокс и второй план. В качестве примере можно привести шутку команды ХАИ (1995год): «Если страуса пугать с частотой 50 Гц, то его можно использовать вместо отбойного молотка». Налицо два начала - пугать страуса с частотой переменного тока в сети - это, конечно же, парадокс. Дополнительный смысл, который возникает, когда мы вспоминаем, что при испуге бедная птица прячет голову в песок (ассоциация с отбойным молотком), следует понимать как второй план.

        Кроме парадокса и второго плана, шутка должна быть актуальной, т.е. интересна и близка слушателям. Причем, чем ближе к телу, тем смешнее!

Среднее время репризы - 15 секунд.

Требования к шутке

        К шутке как элементу сценария предъявляется несколько требований:

1. Шутка должна быть понятна, не допускать долгого и вдумчивого постижения, не должна быть чересчур тонкой и непонятной.

2. Шутка должна быть оригинальной. Заимствованные необработанные шутки идут во вред восприятию, как со стороны жюри, так и болельщиков. Авторы должны постоянно что-то искать, в том числе новые темы для шуток.

3. Шутка должна быть удобной для подачи. Соответственно, текст шутки должен быть обработан таким образом, чтобы она звучала коротко, легко и изящно.

4. Шутка должна укладываться в логику сценарного построения конкурса и не выглядеть чужеродно (например, в школьном КВН не должны использоваться шутки, тематика которых далека от школьного возраста: шутки на тему секса, шутки чрезмерно политизированной направленности и т.д.).

5. Шутка должна быть свежей и актуальной, то есть материал для нее должен касаться событий, которые у всех на слуху (новые фильмы, хиты и клипы, факты международной жизни, политики, моды, новая реклама и т.д.). Иногда это условие нарушается - в том редком случае, когда вам удается сочинить шутку на вечную тему. Условно можно определить срок актуальности шутки. Рекламы теряют актуальность в течение одного месяца после того, как ролик перестает крутиться в эфире. Новые фильмы могут служить темой для шуток в течение полугода после выхода. Сериалы актуальны в течение месяца, глобальные события - до полугода.

        Основным способом написания сценария является процесс накопления шуток (создание базы данных).

СХЕМА НАПРАВЛЕНИЙ ПОИСКА ШУТОК

kbn38

        Источники появления новых шуток:

-пародии на рекламу, сериалы, ТВ-программы и т. д.

-внешние источники (анекдоты, шутки из газет, журналов, специализированные сайты в Интернет и др.).

-"шутки по ходу жизни" - то есть рожденные во время непосредственного общения в компании.

-видео и ТВ-фильмы в жанре комедии могут подарить свежие принципы и идеи.

-общественно-значимые события (выход фильмов, альбомов, имидж звезд шоу - бизнеса, события в мире спорта, моды) могут стать темой для новых шуток.

-спонтанные шутки - то есть те, что рождаются в процессе репетиций уже готового материала.

-шутки, написанные авторами непосредственно к данной игре.

Первоначальная проблема авторов - выбор направления для создания шуток. Рассмотрим метод ассоциативных связей. Его суть состоит в том, что сценаристы выписывают все слова ассоциирующиеся с темой. Например, к теме "зима" список слов будет: снег, елка, новый год, снегурочка, дед мороз, шуба, сосулька, рождество, снеговик, конфетти, подарки и т. д. Затем каждое слово рассматривается как объект для написания шутки.

Для выбора направления, возможно использование следующей схемы поиска. Приведем конкретный пример; темообразующее слово - космос. В направлении "песни" будут записаны свежие хиты на космическую тему. В направлении "реклама" - рекламные ролики космической направленности.

В направлении "производные" - соответствующие слова - космонавт, космодром, космолет и др.

В направлении "созвучия" - обыгрываются различные варианты произношения слова (произношение типа шашлык-машлык или ко-ко - космос - куриный язык).

В направлении "антиподы" - противоположные по значению слова и понятия (например: глубокий космос - глубокое подземелье, то есть вместо "инопланетяне" - "Подземляне" и т.д.).

В направлении "анекдоты, шутки" - соответствующее теме наполнение.

В направлении "персонажи" - известные космонавты - Гагарин, Терешкова, американские астронавты на Луне и т.д.

В направлении "ассоциации" - такие понятия как "обратный отсчет", "стыковка", "скафандр", "инопланетяне", "астероиды" и др.

В направлении "кино" - фильмы "Звездные войны", "Армагеддон", "Инопланетянин".

Достаточно сложно начинать работу над сценарием с нуля. Опытные команды в процессе подготовки к игре используют материалы из банка данных. Материалы данного банка непрерывно расширяются за счет постоянного поиска новых шуток и идей. Естественно, не все шутки подходят к предложенной теме игры, и здесь есть два выхода. Либо шутка откладывается про запас, либо придумываются ее варианты введения в сценарий (обработка, связки).

Список литературы:

1.  Шарапов Н.Л., Косяков В.Г. КВН: методические рекомендации в помощь организации движения КВН в среде учащейся молодежи/ под ред. С.Н. Возжаева.-Москва, 2003.-60 с.

2. «Что такое КВН?» Авторы: редакторы КВН Андрей Чивурин и Михаил Марфин

Внутреннее изадние ТТО АМиК Винница, 2000.

3.     КВН: методика проведения и сценарии для школ и колледжей

Авторы: Светлана Турыгина, Антонина Кугач  Издательство «Феникс»