Развитие навыка игры по слуху в процессе обучения и профессиональной деятельности концертмейстера
методическая разработка по теме

Фиревич Елена Анатольевна

Метдическая разработка, адресованная профессиональным концертмейстерам и всем любителям музыки.Я надеюсь, что моя работа будет интересна всем, кто хочет научиться играть по слуху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие навыков чтения с листа23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Измайловский»

Методическая разработка

Развитие навыка подбора по слуху в процессе

обучения и профессиональной деятельности

концертмейстера.

Подготовила: Фиревич Елена Анатольевна,

концертмейстер.

Санкт-Петербург

2014


п

Пояснительная записка

Эта работа предназначена, прежде всего, концертмейстерам- начинающим и опытным, работающим с инструменталистами, вокалистами, хорами, хореографическими коллективами и т. д. Тем, кто работает в школах искусств, в домах творчества, на базе общеобразовательных школ. Также методическая разработка будет интересна и музыкантам-любителям, желающим научиться подбирать по слуху любимые мелодии. На основе множества статей, интернет- публикаций и личного опыта я попыталась систематизировать и обобщить информацию по данной теме.


Введение

Концертмейстер (нем. Konzertmeister ):

  • Первый скрипач-солист симфонического или оперного оркестра, иногда заменяет дирижера. В струнном ансамбле-художественный и музыкальный руководитель.
  • Музыкант, возглавляющий каждую из инструментальных групп симфонического оркестра (преимущественно внутри струнной группы).
  • Пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично: оно требует от пианиста не только разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, но и специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партий. Концертмейстер должен обладать хорошей интуицией, огромным артистизмом, любить выступать на сцене. Без глубоких знаний в области музыкознания, музыкальной психологии и педагогики тоже не обойтись. Кроме того, концертмейстер должен любить и уметь общаться с людьми, с детьми (если он работает в школе, в Доме Творчества). Обязательно такое умение, как «схватывать на лету» мелодии,» склеивать» пропущенные солистом места в пьесе. Наконец, концертмейстер должен быть готов к тому, что он всегда будет на вторых ролях:

» Непрерывный труд и минимум признания-вот что такое профессия концертмейстера» (Е.Кострова, концертмейстер музыкальной школы им. Н.П.  Осипова).

Навык подбора по слуху в работе концертмейстера

Большое значение для работы концертмейстера имеют навыки подбора по слуху-эта деятельность составляет часть его профессиональных обязанностей. Нередко на уроках возникают ситуации, когда ребенок, услышав по радио, ТВ, в интернете, на концерте какую-либо мелодию, приходит к педагогу(концертмейстеру)с огромным желанием это произведение выучить и исполнить. Нот, к сожалению,нет , а горячее желание ребенка спеть именно эту песенку надо поддержать. Как тут быть? Вот здесь и пригодится умение концертмейстера подобрать на слух и мелодию, и аккомпанемент. Встречаются   произведения, где нет вступления или заключения; пьесы куплетной формы, где необходимо придумать проигрыш, а, может быть, даже видоизменить, сварьировать

 фактуру. Концертмейстер ДШИ, Домов творчества, как правило, участвует в многочисленных культурно-воспитательных мероприятиях (это и праздничные огоньки, и тематические вечера, и творческие олимпиады), где ему приходится аккомпанировать на слух в произведениях неклассического репертуара, играть импровизации к театрализованным сценкам.

Наконец, концертмейстеру хореографического класса умение играть по слуху дает возможность освободить внимание, оторвать глаза от нот для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения для моментов выхода, перестройки танцевальной группы, смены позиций и т.д. в характере и жанре исполняемого сопровождения совершенно необходимо для проведения занятий по хореографии.

Умение подбирать по слуху важно воспитывать с детства, на уроках фортепиано и аккомпанемента. Сначала учащемуся следует научиться подбирать мелодию- можно правой рукой, можно вместе с левой, или поочередно- то правой, то левой. Следующий этап- подбор по слуху аккомпанемента, исключительно левой рукой, так как правая рука должна одновременно воспроизводить основную мелодическую линию. Конечно, идеальный вариант- сразу двумя руками, но это уже будет зависеть от индивидуальных способностей ученика. На первых порах рекомендуется подбирать самые элементарные и легкие песни, лучше популярные, которые у всех на слуху.

В музыкальных школах, ДШИ преподавание музыки комплексное. Обучение игре на музыкальном инструменте, развитие вокально- интонационных и слуховых навыков на уроках сольфеджио, освоение музыкальной грамоты и основ элементарной теории музыки, знакомство с элементами гармонии, изучение музыкальной литературы (стилевых и жанровых особенностей музыки) и, наконец, пение многоголосной музыки на хоровых занятиях- все это способствует развитию гармонического слуха и связанного с ним навыка подбора гармонического сопровождения к мелодии.

Подбор по слуху предполагает знание элементарной теории музыки и гармонии. На уроках сольфеджио учащийся последовательно знакомится с теоретическими понятиями и применяет их на практике:

  • Знакомство с кварто-квинтовым кругом тональностей.
  • Определение ступени, с которой начинается песня. Определение тональности.
  • Изучение интервального строения мелодии, определение направления мелодии.
  • Подбор мелодии песни в других тональностях (развивается навык транспонирования).
  • Изучение главных ступеней тональности-Тоники, Субдоминанты, Доминанты и их обращений.
  • Подбор элементарного аккомпанемента к мелодии: сначала в виде басов, затем с терцовым аккомпанементом от главных ступеней лада.
  • Изучение автентического (Т-Д-Т) и плагального (Т-S-T) гармонических оборотов. Соединение в полный гармонический оборот: T-S-D-T.
  • Освоение фактурного сопровождения, которое позволяет играть сложный, интересный репертуар. Сначала аккомпанемент подбирается аккордами, затем используются различные фактурные варианты сопровождения, например: бас-аккорд, арпеджио (прямые, ломаные).
  • Изучение правил гармонизации: смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильной доле такта. В очень медленных темпах смена аккордов (гармонии) возможна на каждую долю, затакт (чаще всего) не гармонизуется.
  • Изучение переменных ладов. Переменный-лад, в котором не одна, а две чередующиеся тоники. Чаще всего это тоники мажора и параллельного ему минора-параллельно-переменный лад (р.н.п. «Ходила младешенька по борочку).
  • Изучение кадансового квартсекстаккорда: квартсекстаккорд, басом которого является V ступень лада. После него особенно остро и выразительно звучит Доминанта (или доминантсептаккорд).
  • Изучение полного кадансового оборота. Это оборот, который завершает музыкальное построение и состоит из Тоники-Субдоминанты-Тонического квартсекстаккорда-Доминанты(доминантсептаккорда)-Тоники.
  • Изучение отклонений в тональности близкой степени родства. Для мажорных тональностей- отклонение в тональности VI, II, реже III ступеней. Для минорных- отклонение в тональности III, VI ступеней.

Для развития навыка чтения с листа очень полезно петь с аккомпанементом. Для этого используются песенники и сборники с мелодической нотацией и буквенными обозначениями аккордов (сборник И.Ядовой «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано). Также очень полезно учить музыкальные произведения наизусть не пальцевой памятью, а методом подбора. Полезно писать диктанты по сольфеджио: от простейших одноголосных до сложных четырехголосных, по мере развития слуха.

Обучение игре по слуху, чтению с листа и транспонированию- это систематическая, целенаправленная работа. Последовательное обучение этим формам музицирования- прямой путь к развитию творческой активности, инициативы, самостоятельности музыкантов, в дальнейшем- к импровизации, а затем и к сочинению музыки- высшей форме музыкального творчества.

Юный музыкант взрослеет, поступает в музыкальное училище, в Консерваторию- музыка становится его профессией. Накоплен определенный слуховой багаж, теоретические и практические знания, умения, навыки, которые взрослый музыкант развивает и совершенствует.

В профессиональной работе концертмейстера совершенствуется, наряду с другими способностями, и навык подбора по слуху. Количество постепенно переходит в качество: чем больше концертмейстер подбирает на слух песни с сопровождением, тем разнообразнее становится их гармоническая фактура, тем легче и свободнее музыкант сможет это сделать в каждой новой песне. Я работаю концертмейстером вот уже 20 лет, мною выработаны определенные методы, секреты подбора по слуху, которыми я и поделюсь ниже.

  • Для того, чтобы легко подбирать по слуху, нужно, прежде всего, иметь хороший музыкальный слух и неустанно развивать его, обогащать свой слуховой опыт. Как это сделать? Нужно постоянно слушать хорошую, качественную музыку- не только классическую, но и народную, эстрадную, джазовую. Слушание музыки разных стилей, эпох, жанров обогащает музыкальный слух, развивает музыкальную память, остается «в ушах». Накопленный слуховой багаж поможет концертмейстеру аранжировать музыку в нужном стиле, характере, сымпровизировать вступление, заключение, связки. Наконец, подобрать уже знакомую музыку гораздо легче.
  • Для успешного подбора гармонии к мелодии необходима достаточная степень автоматизации внутреннеслуховых процессов. Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать жанр и характер мелодии. Концертмейстер должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер: марш, вальс, полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня. Основой сопровождения многих медленных протяжных, а также маршевых мелодий является аккордовая вертикаль, полек- традиционная формула бас-аккорд, баркаролы- разложенные арпеджио и т.д. При отсутствии в мелодиях легко определяемых признаков указанных жанров: подвижных, шуточных, с национальным колоритом, джазовых допускается большая вариантность в выборе формул фактуры и их ритмического оформления.
  • В выявлении жанра и характера мелодии большую роль играет ритмизация фактурных формул, например, синкопированные ритмы в мелодиях джазового и эстрадного плана Показателем художественного качества аранжировки является также умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той же пьесе: сменить фактурную формулу в припеве, втором куплете и т.д.
  • Необходимо также в совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией. Это требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, и на этапе разучивания песен и вокализов.
  • Импровизация аккомпанемента по слуху требует обязательной мысленной подготовки, поэтому предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого мелодического, и особенно гармонического внутреннего слуха.
  • Если концертмейстер может легко пропеть голосом нужную мелодию, то и подберет он ее без труда. Можно потренироваться следующим образом: пропевать, а затем подбирать на инструменте новые мелодии, постепенно увеличивая и усложняя их.
  • В качестве вступления можно использовать припев песни, или его окончание, или подобрать авторское вступление (если оно на слуху). В заключении песни можно повторить каденционный оборот, либо вступление, либо поставить «точку» тоническим трезвучием в широком расположении.
  • Желательно и необходимо легко ориентироваться в выбранной тональности, иметь «в пальцах» трезвучия основных ступеней (T-S-D) и их обращения, простейшие септаккорды и, главное, чувство функциональной зависимости между ними. Это чувство приходит только с опытом, практикой- нужно больше подбирать. Иногда невозможно точно подобрать услышанную гармонию, настолько она сложная (в джазовой музыке) - здесь открывается большой простор для творчества. Главное в подборе по слуху- экспериментировать, играть, слушать себя, исправлять ошибки. Снова играть, сочинять, словом-творить.

Использованная литература:

  1. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище- М.,1966.
  2. Крючков Н. Искусство концертмейстера как предмет обучения- М., Музыка,1961.
  3. Кубанцева Е. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором// Музыка в школе. -2001,№ 4.
  4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: размышления педагога. М., Музыка, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему:"Умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии"

Концертмейстер - самая распространенная профессия  среди пианистов.  Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе...

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

"Способности, умения и навыки необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера."

В данной методической работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру....

"Развитие первоначальных навыков игры по слуху на аккордеоне"

В докладе полно рассмотрены методы работы по развитию первоначальных навыков игры по слуху на аккордеоне. Даны творческие задания и  представлены элементарные навыки импровизации.Главная зад...

Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"

Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе  обучения игре на  аккордеоне (баяне)»....

Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"

Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство"  Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....

Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.

Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно, по мере своих детских возмож...