Мы все такие разные...
методическая разработка на тему
Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов посвящен толерантности. Ребята знакомятся с понятиями" толерантность", терпимость", "нетерпимость". Узнают , кого можно назвать толерантным человеком, зачем надо проявлять терпимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Шмелева Е.А., библиотекарь МБОУ «СОШ №9» г. Нефтеюганск Тюменская область
Библиотечный урок для учащихся 3-4-х классов
Тема «Мы все такие разные…»
Задача урока – знакомство с понятиями «терпимость», «нетерпимость», «толерантность»
Цель урока – формирование толерантности как важного качества современной личности
Оформление:
- книжно-иллюстративная выставка
- тексты сказок на столах для каждого ученика
- плакаты: «терпимость - важный элемент духовной культуры человека», « терпимость – один из показателей нравственной воспитанности», « терпимость – это взаимопонимание», «терпимость и толерантность – слова-синонимы», «толерантность- это сотрудничество», «толерантность - отказ от причинения вреда кому-либо», «толерантность - терпимость к чужим мнениям», «толерантность - признание своего равенства с другими», «толерантность - право всех граждан быть иными…»
Вступительное слово.
ВЕДУЩИЙ: Не все, наверное, знают, что 16 ноября не только в нашей стране, но и во всем мире отмечается Международный день, посвященный толерантности. Ежедневно мы сталкиваемся с чем-то таким, что явно отличается от нашего мировоззрения: другими нравами, привычками, обычаями, поведением, которые не согласуются с нашими взглядами на жизнь. И многим из нас приходится в подобной ситуации делать выбор - проявить толерантность или выказать нетерпимость. Ребята, сегодня речь пойдет о толерантности. Попробуем выяснить, кого можно назвать толерантным человеком и почему в современном мире проблема толерантности занимает особое место.
Ни для кого не секрет, что на свете нет двух абсолютно одинаковых людей. Мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения, отношением к другим людям. Независимо от того, как мы выглядим, какие у каждого из нас отличительные черты, особенности, характер, все мы нуждаемся в том, чтобы нас любили, с нами дружили. Чем же, ребята, вы отличаетесь друг от друга?
Чтобы это выяснить, предлагаю принять участие в своеобразной игре «Я отличаюсь». Подумайте, какие черты характера, внешние признаки, увлечения отличают вас от других одноклассников. Своё высказывание начните словами «Я отличаюсь от одноклассников тем, что...».
Знакомо ли вам понятие «толерантность»? Ребята дают ответы. Обращаем внимание на плакаты. Читаем вместе:
Толерантному человеку свойственны такие черты:
- Снисходительность
- Терпение
- Чуткость
- Готовность бескорыстно помогать другим
- Умение владеть собой
- Доброжелательность
- Умение слушать собеседника
- Любознательность
- Умение не осуждать других
- Способность к сопереживанию
Какие же черты характеризуют толерантную личность? Предлагаю вам найти в книгах, лежащих на столе, отрывок из сказки «Дюймовочка» Х.К. Андерсена, чтобы оценить поступки героев. В этом отрывке майскому жуку понравилась главная героиня. Но приглашённым гостям, другим жукам, невеста не понравилась. Почему? (По мнению жуков, у неё только две ножки, тонкая талия и даже нет щупалец. «Она совсем как человек», — сказали в один голос все жучки женского пола».)
(Ребята отвечают)
Почему жуки решили, что Дюймовочка некрасивая? (Потому что она была не похожа на них.)
(Ребята отвечают)
Подумайте, какое из качеств толерантной личности у них отсутствует? (Терпимость к внешним различиям)
(Ребята отвечают)
Майский жук, который принёс Дюймовочку на дерево, не захотел больше держать её у себя. «Пусть идёт куда знает», — сказал жук. Почему он так поступил? (Для него мнение общества жуков было важнее его личного мнения.)
(Ребята отвечают)
Демонстрируются слайды с иллюстрациями к сказке «Дюймовочка».
Прослушайте отрывок из другой сказки известного датского сказочника Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок».
Помощник (2): «...Утки огладывали их и громко говорили: «Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один - то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
- Оставьте его! - сказала утка-мать. - Он ведь вам ничего не сделал!
- Это так, но он такой большой и странный! - отвечала забияка. - Ему надо задать хорошенькую трепку!
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. - Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
- Никак нельзя, ваша милость! - ответила утка-мать. - Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого не совсем удался.
И она провела носиком по перышкам большого утёнка».
ВЕДУЩИЙ:
Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?
(Ребята отвечают.)
Почему гадкого утёнка обижали? (Он не похож на других утят.)
(Ребята отвечают.)
Какие черты гадкого утёнка называет его мать? (Доброе сердце, умение хорошо плавать.)
(Ребята отвечают.)
В каком праве отказывали гадкому утёнку обитатели птичьего двора? (Сохранять свою внешнюю индивидуальность, то есть быть самим собой.)
(Ребята отвечают.)
Утёнку пришлось уйти со двора. Он бродил очень долго, пока не нашёл избушку и не проник туда через щель в двери.
(Демонстрируются иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок».)
Помощник (3):
В избушке жила старушка с котом и курицей. <...> Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и свет!» Они считали самих себя половиной всего света, притом — лучшею его половиной. Утёнку же казалось, что можно на этот счёт быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.
- Умеешь ты нести яйца? - спросила она утёнка.
- Нет.
- Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:
- Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?
- Нет!
- Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!
И утёнок сидел в углу, нахохлившись. Вдруг вспомнились ему свежий воздух и солнышко, и ему страшно захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.
- Да что с тобой?! - спросила она. - Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь - дурь-то и пройдёт!
- Ах, плавать по воде так приятно! - сказал утёнок. - А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!
-Хорошо наслаждение! - сказала курица. - Ты совсем рехнулся! Спроси у кота - он умнее всех, кого я знаю, - нравится ли ему плавать или нырять! О себе самой я уж не говорю! Спроси, наконец, у нашей старушки госпожи: умнее её нет никого в свете! По-твоему, и ей хочется плавать или нырять с головой?
- Вы меня не понимаете! - сказал утёнок.
- Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймёт! Что ж, ты
хочешь быть умнее кота и госпожи, не говоря уже обо мне?.. Я желаю тебе добра, потому и браню тебя: по этому всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!»
ВЕДУЩИЙ:
Почему курица считает желание утёнка плавать глупым? (Потому что сама боится воды.)
(Ребята отвечают.)
Права ли утка, говоря: «Я желаю тебе добра, потому и браню тебя: по этому всегда узнаются истинные друзья!»? (Истинные друзья проявляют доброжелательность, не осуждают своих друзей, если они отличаются от них.)
Сказку «Гадкий утёнок» Х.К. Андерсен писал, вспоминая своё детство. Он был высоким, нескладным, некрасивым мальчиком. Рос в бедной семье сапожника, но мечтал стать поэтом и актёром. Андерсен всегда думал о чём-то своём, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что над ним смеются.
О том, что надо воспитывать в себе терпимость к различиям во внешности, рассказывается в старинной легенде «Хорошо, что все мы разные». Послушайте её.
«Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
- А верблюд может, потому что в его горбах - запас жира. И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
- Нет,- ответил верблюд.
Мудрец сказал:
- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Чёрный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой чёрный брат! Он чёрен, как южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...
Человек с темной кожей и белокожий устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!»
ВЕДУЩИЙ:
Чем отличаются между собой лошадь и верблюд? Эти отличия могут служить основанием для неприятия другого?
(Ребята отвечают.)
Как мудрец убедил их в том, что они были неправы, осуждая друг друга? (Мудрец рассказал о внешних достоинствах лошади и верблюда и об их индивидуальных природных способностях.)
(Ребята отвечают.)
В чём была причина спора между белым человеком и чернокожим? (Неприятие внешности друг друга.)
(Ребята отвечают.)
Ребята, в общении с другими людьми надо обращать внимание на внешность или на способности?
(Ребята отвечают.)
Посмотрите на плакаты и скажите, какую черту надо воспитывать в себе, чтобы стать толерантной личностью? (Умение не осуждать других.)
(Ребята отвечают.)
Давайте, ребята, ещё раз вспомним, что такое толерантность.
Какими качествами должен обладать толерантный человек?
(Слушаем ответы ребят)
Давайте вместе произнесём фразу: «Как хорошо, что все мы разные!»
Заключительное слово.
ВЕДУЩИЙ: Действительно, каждый из нас должен приложить усилия, чтобы научиться проявлять терпимость к чужому мнению, другому поведению, иным традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить друг с другом в мире, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга. Ребята, думаю, что сегодняшний урок пригодится вам в жизни. До свидания, до новых встреч в библиотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"
Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...
Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»
Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми. В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»
Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...
Урок толерантности "Мы все такие разные, но всё-таки мы вместе!"
Урок толерантности проведен для 2-9 классов. Были поставлены задачи: Познакомить обучающихся с термином "толерантность", его значением. Улучшить психологический климат в школе и т....

Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни.
Презентация может быть использована для проведения уроков литературы в 7 классе....