Основные аспекты вокально-хоровой работы.
учебно-методическое пособие на тему

Обобщение собственного опыта.
      Пение в ансамбле - наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. 

      Главная цель пения в хоровом ансамбле - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. 

задачи:-развивать у детей интерес и любовь к хоровому пению;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
-формировать художественный вкус;
-развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон; 
-прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения -выразительного, грамотного и художественного исполнения;
-всесторонне развивать музыкальный слух - мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый

      Работа над песней 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_aspekty_vokaln1.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Основные аспекты вокально-хоровой работы.

Обобщение собственного опыта.
      Пение в ансамбле - наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя ансамблевое пение - действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью руководитель ансамбля воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
      Процесс разучивания песен требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать. Пение в ансамбле воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.
      Изучением вопроса в области методики вокального воспитания детей занимались многие педагоги, среди них можно отметить статьи и очерки Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и другие.
      Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.
      Главная цель пения в хоровом ансамбле - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Певческая деятельность - наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.
В статье Г. Урбановича «Певческий голос учителя» довольно подробно разбирается, какими вокальными навыками должен обладать преподаватель музыки. В своём очерке он пишет о том, что голос является главным орудием учителя: «В задачу учителя входит не только умение петь, но и а умение петь так красиво, чтобы его голос нравился детям. Учитель должен уметь петь и без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять...»9

      Используя пение в ансамбле как средство музыкального воспитания учащихся, учитель ставит перед собой следующие задачи:
-развивать у детей интерес и любовь к хоровому пению;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
-формировать художественный вкус;
-развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон; 
-прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения -выразительного, грамотного и художественного исполнения;
-всесторонне развивать музыкальный слух - мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый. 
      Ансамблевое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности как в школе, так и в социальных учреждениях. Ведь пение для ребенка – один из ведущих способов музыкального творчества, так как он является наиболее доступным способом музицирования. Способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
       Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
      Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
      Для того чтобы записаться на занятия хорового ансамбля, каждый ребёнок проходит этап прослушивания, который фиксируется в специальной тетради.


Фамилия, Имя


Воз-

раст


Интонация (баллы)


Ритм 

(баллы)


диапазон


Особенности характера




5(4,3)

почти гудок


4(5,3)


А-С
2


Необщительный, общительный, внимательный, рассеянный и т.д.




      Естественно, что эти записи не окончательны и приблизительны. Очень часто заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое существенное, бросающееся в глаза.
     Во время прослушивания первым заданием является спеть любую песенку, один куплет, очень редко два. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребёнок не может вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько детских «шлягеров». При выполнении данного задания проверяются интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок).
Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в «ЭХО». Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной.
Изначально предлагается наипростейший, элементарный ритм, затем, с усложнением.
На занятиях продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях. В работе используются методы, предложенные Л. Г. Дмитриевым и Н. М. Черноиваненко:
Игра «ЭХО В ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т.д., затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
Ученики получают задание: Прохлопать или проговорить ритмический рисунок, переданные движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем ученик, а остальные дети передают его хлопками.
Дети делятся на 3 группы, которые одновременно делают следующее: 1 группа: прохлопывает простой ритм. 2 группа - простукивает карандашом немного усложнённый ритм. 3 группа - прохлопывает усложнённый ритм.
В этой игре группы меняются, таким образом, каждый ребёнок может прочувствовать каждый из вышеуказанных ритмов и в то же время здесь закладываются зачатки ритмического ансамбля.
Благодаря данным приёмам, у ребёнка развивается чувство ритма, и они не устают потому, что обучение проходит в форме игры.
Что касается первого прослушивания, то результаты его не окончательны и, естественно, не всегда объективны.
Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей.
Первый период: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают и что такое ансамбль, хор, хоровой ансамбль. Далее следуют объяснения, как надо правильно сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
Второй период: первичное освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых уроков дети должны привыкнуть брать дыхание по дирижерскому жесту, с небольшой задержкой. Все приёмы неоднократно демонстрируется. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит.
Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие.
На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. 
Правильное певческое дыхание связано с правильной аттакой звука. На данном этапе обучения – используем только мягкую аттаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая аттака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. 
На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Наиболее яркое определение дикции я нашла в книге Е. Сарычева «Сценическая речь»: «…Слово дикция в точном переводе значит – произношение (от латинского dictio – произносить). Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом».
Для выработки вокально-хоровых навыков, развития слуха и расширения диапазона служат специальные певческие упражнения – распевание. Попевки должны иметь простой, ясный мелодический и ритмический рисунок, легко и быстро запоминаться, быть интересным детям по содержанию. Являясь носителями определенного музыкально-художественного образа с конкретным словесным содержанием, попевки вызывают у детей эмоциональный отклик. На доступном материале попевок легко объяснить вокально-технические задачи; формирование вокально-технических умений происходит в единстве с художественными, что способствует более быстрому формированию основных навыков голосообразования. Следует отметить, что на занятии не стоит использовать много попевок, но работать над ними надо тщательно. Они должны быть разнообразными по вокально-техническим задачам, обеспечивать воспитание основных, необходимых вокальных навыков, воздействовать на различные стороны голосообразования: дыхание, работу голосовых связок, артикуляционного аппарата. 
Чаще всего выбираются упражнения из трех – четырех гласных: а-о-у-и и слогов: ма-мо-му. Вокальные упражнения для распевки можно петь на одной ноте: увеличивая и уменьшая силу и высоту голоса, на легато и стаккато, а также чередуя эти две манеры звуковедения: петь гамму в прямом и обратном порядке ( соответствии со временем года: “Осень, осень хороша, листья кружит вновь она” или “ Ах, зима, зима, зима холодна, ты холодна”).
Различные гласные могут также исполнятся с одинаковыми согласными в виде слогов. Если звучание глухое, использую звонкие гласные: ди, дэ, да, ми, мэ, ма. Если звучание пестрое, начинаю упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания: лю, лё, ля. Если надо округлить какой-либо гласный звук, то ставлю его между гласными: о, у, а; ма-ми-ма, мо-мэ-ма. Для образования слогов применяю согласные “л” (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), “м” (настраивает на высокое головное звучание), “д” ( активизирует атаку).
Упражнения располагаются в таком порядке, чтобы каждое последующее из них совершенствовало имеющиеся уже навыки и постепенно развивало новые. Их необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей голосообразования учащихся. Это может проявиться в выборе гласных и согласных. Хотя упражнения и являются необходимым условием развития вокально-технических навыков, но без пения постепенно усложняющихся по трудностям произведений высокого технического уровня достичь нельзя, также как нельзя этого добиться при вокальном воспитании на одних художественных произведениях.
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению младших школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.
Можно выделить три этапа развития певческих навыков: 
1-ый этап. Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях
Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а»- к «о», «е»- к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную «р». Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не «звон-ко».
Здесь часто встречается трудность: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.
2-ой этап: Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям текст и попросить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста.
Если говорить об ансамбле, то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего состава. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании ритмического, динамического и темпового видов ансамбля.
Для развития ритмического ансамбля необходимо петь песни с движением. Во время занятия возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, покачивания на месте, шаги в стороны, вперёд, назад, приставные шаги и другие движения.
Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не говорит о хорошем качестве слуха. В данном случае следует тактично объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни.
Динамический и интонационный ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё место в ансамбле. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Здесь можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.
Работа над строем начинается с первых уроков. Очень часто у детей, особенно у первоклассников встречается неточное интонирование. Причины этого явления - различны: отсутствие координации между слухом и голосом, заболевания голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии.
Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:
У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
Некрасивый тембр
Пропуск согласных в конце и их искажение
Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху
Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.
Невосприимчивость к музыке.
Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени).
В процессе развития хоровых навыков следует закреплять и совершенствовать полученные умения, а не останавливаться на достигнутом:
Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений.
Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: преподаватель, магнитофонные записи, пластинки.
Использовать в репертуаре разные по настроению произведения.
Повышать требования к исполнению
3-ий этап: даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно- исполнительных задачах – сознательное восприятие текста, ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.
Конечно, такое деление развития хоровых навыков у младших школьников очень условно. 2-ой этап работы достаточно велик и было бы уместно его поэтапное деление, но опыт показывает, что все хоровые навыки развиваются одновременно.
До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у детей - трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения. 
Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться – вот цель моей учебно-воспитательной деятельности.
Раз в два месяца проводится интегрированное занятие – по наиболее запомнившимся и понравившимся песням, дети рисуют рисунки красками, поскольку краски дают больше простора для фантазии, чем карандаши и фломастеры (богаче цветовая гамма).
Очень тщательно рассматривается песенный репертуар – по принципу его доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с учетом их возрастных особенностей. 
При отборе песен особое внимание уделяется техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.

В своей работе я ориентируюсь на следующие параметры певческого развития учащихся и результаты работы по формированию певческих навыков.




ПАРАМЕТР


^ КРИТЕРИИ ПЕВЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Неудовлетвор.

результат


Удовлетворительный результат


Хороший
результат


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ


Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону


Относительно чистое интонирование по всему диапазону


Чистое интонирование по всему диапазону

 СПОСОБ ЗВУКООБРАЗОВА-НИЯ


Твердая атака.

Придыхательная атака.


Мягкая атака с элементами придыхательной.


Мягкая атака.


ТЕМБР голоса


Тусклый, сиплый,

Резкий, глухой, бесцветно-тихий


Светлый, слабый.

Чистый, тихий.

Легкий, тихий


Чистый, светлый.

Легкий. Нежный, звонкий. Полетный, серебристый.


ДИАПАЗОН


В пределах терции-кварты


В пределах сексты


В пределах октавы. Шире октавы.


ДИКЦИИ


Нечеткая. Согласные смягченные. Пропуск согласных. Искажение гласных.


Дикция более четкая. Исправление искаженных гласных, согласных


Ясная. Согласные твердые, активны, Гласные округленные, но не расплывчатые


ДЫХАНИЕ


Судорожное, поверхностное Вдох перегруженный, выдох ускоренный. Шумное.


Вдох более спокойный. Выдох протяжнее. Менее шумное дыхание


Спокойное, тихое, ровное. Вдох оптимальный. Выдох сохраняет вдыхательную установку


МУЗЫКАЛЬНАЯ 

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ


Вялое, безразличное пение. При слушании музыкальных произведений ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.


Поет довольно выразительно, с некоторым подъемом, но не умеет слушать музыку, рассеян, не внимателен. К слушанию муз. произведений проявляет некоторый интерес


При исполнении песен активен, поет в характере произведений, внимательно слушает музыку и понимает. При обсуждении активен.



   Двухголосное пение на занятии возможно на основе определенного музыкального развития детей, и подготовка к нему должна начинаться с первого года обучения с постепенным усложнением в дальнейшем. 

С детьми младшего возраста можно применять некоторые распевания с аккордовым сопровождением. Разучивая такие попевки, нужно обязательно объяснять детям, с какой целью это дается. По мере укрепления унисона в одноголосный репертуар вводятся песни со сложным аккомпанементом, в котором мелодия почти, а впоследствии даже совсем не дублируется. Соединяя пение с дублирующим сопровождением, дети должны строго контролировать собственное звучание. Затем работа усложняется: исполняются двухголосные упражнения, песенки дуэтом: учитель - ученик. Например, дети поют верхний звук на больших длительностях, учитель, вступая позже, поет нижний звук. Часть детей поет выдержанный звук, а другая часть – мелодический ход. 

Исполняются и несложные каноны: “Пора по домам”, “Лягушка”.

Если все эти приемы не освоены учащимися в полной мере, то нет смысла спешить с пением более сложных песен с элементами двухголосия. В работе над двухголосным пением особенно важно продолжать воспитание навыков пения без сопровождения. Оно помогает развивать слух, внимание детей, певческую самостоятельность, понимать и ценить красоту хорового звучания, готовит ребенка к воплощению творческих замыслов.

Вокально-технические навыки вырабатываются на упражнениях, а закрепляются и совершенствуются при работе над художественными произведениями. 

Необходимо отметить, что правильный отбор музыкального материала, используемого при обучении, обеспечивает возможность воспитательного воздействия и систематичность накопления учащимися знаний и навыков. 


Опыт моей работы показал, что формирование вокально-хоровых навыков является необходимым условием для развития творческих особенностей у детей.

Усвоение ключевых и частных знаний о музыке неразрывно связано с активными формами музыкальной деятельности. Чаще всего, именно через жест, движение, пластику ребенку легче понять музыкальное произведение, его особенности, музыкальный язык, структуру, и вместе с тем, легче “войти в образ”, глубже проникнуться ее настроением. 

Наряду с традиционным подходом к организации вокально-хоровой работы, многие педагоги всё чаще приходят к выводу, что необходимым элементом музыкалькальных занятий является обязательное включение музыкально-ритмической деятельности учащихся. Говоря о музыкально-ритмической деятельности, подразумеваются движения, направленные на развитие у ребенка чувства ритма, мелодического и гармонического слуха, ощущения музыкальной формы, музыкальной памяти, эмоциональности и образности восприятия и исполнения музыки. Объем этой деятельности не должен противостоять вокально-хоровой работе, составлять с ней единое, гармоничное целое.

Музыкально- ритмическая деятельность направлена на то, чтобы дети могли прочувстовать и уметь красиво, в характере синхронно двигаться под нёе, импровизировать движения в соответствии со звучащей музыкой При этом эта форма деятельности неразрывно связана с инструментальным музицированием, импровизацией.

Используемая вокальная, ритмическая, двигательная импровизация способствует развитию музыкально–творческих способностей школьников. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б.В. Асафьев, который писал: “… человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других! Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации”. Нельзя не согласится с автором, который подчеркивал, что “ ... суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально- творческий инстинкт”.

Импровизация как вид творчества может быть органичной частью урока только при таком обучении, которое и в других формах направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка.

В вокально-хоровую работу входят такие виды вокальной импровизации, как импровизирование мелодии без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов, мелодизация заданных ритмах, сочинение подголосков к известным песням. К импровизированию мелодий в заданном характере относятся следующие типы заданий:

- “Музыкальный разговор”, в котором дети выступают, например, за персонажей знакомых и любимых ими сказок, импровизируя мелодии в характере “героев” сказки;
- ипровизирование мелодии в характер песни, танца, марша;
- досочинение начатой мелодии;
- сочинение подголосков к песням;
-аранжировка музыкального произведения.
     
Одним из основных стимулов к творчеству является создание на занятии проблемной ситуации, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, непосредственно участвует в создании музыки.

Занятия предусматривают активную концертную деятельность. Хоровой коллектив должен обладать некоторым опытом хорового исполнительства и показа на сцене результатов хоровых занятий. Уровень сценической культуры должен возрастать с каждым годом. Итогом работы коллектива являются отчётные концерты, участие в конкурсах и фестивалях. Успех и достижения коллектива зависят порой от слаженности не только музыкантских, но и личностных усилий. Концерты сплачивают коллектив, дают возможность каждому видеть результаты своего труда, воспитывают исполнительскую волю и уверенность в себе.
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие творческой личности в образовательно-воспитательном процессе является одним из важнейших аспектов деятельности учителей художественно-эстетического цикла.
Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилия отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Оно представляет собой сложную психическую деятельность человека, каждый из этапов которой характеризуется своими психологическими особенностями. 
Полноценное творчество заключается не в том лишь, что у человека возникают интересные идеи темы, а в том, что эти идеи воплощаются в соответствующий продукт, делающийся достоянием общества, доступный восприятию, пониманию и оценки других людей. 
Пение в ансамбле является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения. В процессе исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, чувство ритма, но и способности, имеющие значение в общем развитии личности ребёнка: память, воображение, творческая активность, целеустремленность и т.д. Кроме того, хоровое пение содействует овладению культуры речи, выработке четкого и выразительного произношения. Использование разнообразных видов импровизации на занятиях вокала, поисково-проблемных ситуаций, игровых приемов и пр. помогает развить творческую личность учащегося.
В активных гражданах, творческих личностях сейчас нуждается наше общество.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

Развитие основных вокально-хоровых навыков

В статье описываются основные вокально-хоровые навыки...

Основные аспекты использования в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов результатов психолого-педагогической диагностики будущих первоклассников

      «Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянн...

Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.

Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...