Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)
план-конспект по музыке на тему

Нурмухаметова Елена Анатольевна

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).

Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении»

Цель: Повысить адаптивные возможности детского организма путем успеха либо неудач при выступлении перед аудиторией.

Задачи: 

Обучающая: научить уверенно держаться при выступлении, на сцене  в любой непредвиденной обстановке.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков, сценического мастерства.

Воспитательная: формировать целеполагание, здраво оценивать свои силы, обстановку в зале.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём выступления перед аудиторией.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

учебного занятия

вокальной группы «Жемчужины»

«Совершенствование приемов вокально-хоровой  работы, работа над интонацией в исполняемом произведении»

(3-й год обучения)

Учитель музыки высшей категории:

Нурмухаметова Елена Разитовна

педагогический стаж 34 года

с. Кунашак, 2017

Совершенствование приемов вокально-хоровой работы,

работа над интонацией в исполняемом произведении.

Если ваша душа поёт, пойте!

Наталия Княжинская

Введение.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Автор: Нурмухаметова Елена Разитовна, учитель музыки, педагог по вокалу в МБОУ «Кунашакская СОШ» села Кунашак, Челябинской области.

Описание материала: представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).

Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении»

Цель: Повысить адаптивные возможности детского организма путем успеха либо неудач при выступлении перед аудиторией.

Задачи: 

Обучающая: научить уверенно держаться при выступлении, на сцене  в любой непредвиденной обстановке.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков, сценического мастерства.

Воспитательная: формировать целеполагание, здраво оценивать свои силы, обстановку в зале.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём выступления перед аудиторией.

Оборудование, дидактический материал: фортепиано, музыкальная аппаратура.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Настрой на хорошее настроение.

Учитель: Сегодня мы хотим показать, как проходит наше занятие. Занятие состоит из 2х блоков: подготовительный блок – это дыхательные упражнения и фонопедические упражнения, упражнения на дикцию и артикуляцию;  

и основной блок – это вокальные распевки; и непосредственно работа над песней.  

Наша основная задача – это работа над интонацией. Помимо этого мы продолжаем совершенствовать приёмы вокально-хоровой работы, развивать мелодический гармонический слух, а также правильное дыхание и ощущение комфорта.

Сегодня мы продолжим работу над песней «Здравствуй, Родина», авторы Сергей Толкунов – Светлана Сологуб с вокальной группой «Жемчужины».

На занятии мы будем отрабатывать отдельные вокальные партии, чистить соответственно интонацию и соединять голоса. В работе с вокальным ансамблем, как  с солистами, так и с группой, очень важна чистая интонация – это самое главное в любом вокальном деле. Чистая интонация зависит  в первую очередь от  правильной работы дыхательного аппарата.

Если правильно работает дыхание, снимаются зажимы с голосовых связок, с плечевого сустава, шейного отдела, с нижней челюсти. Если правильно работает речевой аппарат, также снимаются зажимы. Всё свободно: правильно формируются  звуки речи, сохраняется единая позиция, соединяются правильно регистры голоса, в целом тело вокалиста свободно и в пении, и в движении.

I.Дыхательные и фонопедические упражнения,  упражнения на артикуляцию:

  1. Разогрев дыхания, настройка мышц и приведение мышц и диафрагмы в тонус.

а) упражнения легато, стаккато на 4/4, 8/8, 12/12, 16/16,

б) упражнения «ХА» (тренируем, разминаем мышцы диафрагмы),

  1. Освобождение речевого аппарата от зажимов нижней челюсти

                      а) выкладывание языка 4р., по кругу вправо- 4р., влево- 4р.

                      б) цокание 2*2, зеваем,

  1. «Пятачок» – растягиваем мимические мышцы, надуваем щечки максим-но,
  2. Разминочные упражнения для соединения регистров, чтобы максимально с нижнего переходили на верхний и обратно, и на развитие динамики,

(учитель показывает: «брр» - вверх, вниз, «ррр» сверху вниз)

  1. Упражнение – динамика звука от тихого к громкому (учитель показ «ааа»),

а теперь с громкого на тихий, прокашлялись,

  1. Упражнение  «сирена» (вопрос, возмущение, утверждение, спад)

растягивание губ, скрип

II. Блок вокальных распевок.

Формируется: единая певческая позиция, звуки, артикуляция,

- добавляем технику освобождения голоса от зажимов - т.е. это соединение движения и пения. Что дает эта техника?

Прежде всего, она снимает зажимы. Когда дыхание работает нормально, мы включаем движение. Ребята работают не первый год. Они перестают тянуть голову вверх (противопоказания: сердечно-сосудистые заболевания, повышенное внутричерепное давление) У нас таких обучающихся нет.

Вокальные распевки:

  1. Ффффф  (Наклоны в стороны), стакатто  ф  ф  ф (сверху вниз)
  2. Следующее движение с руками, встаньте в шахматном порядке

при движении освобождается звук и дети начинают легко интонировать

1 – брррр, 2 – рррр.    

  1. «мммммм» Расслабляющий массаж, мы просто освобождаем тело, отвлекаемся на движения, вверх и вниз;
  2. формируем грудной регистр «бррыыыы» с постукиванием;
  3. с приседанием, руки вверх, тренируем мышцы диафрагмы «квы-квы-квы»;
  4. «мама-мама-ма»  -  раскручивание корпуса, освобождение от зажимов;
  5. «вью» - вверх, «ви» - вниз, руки вверх, ноги скрещены, руки над головой скрещены и думаем про дыхание;
  6. «гоу» тренируем мышцы диафрагмы, расслабляем шею, руки назад, следите за дыханием;
  7. «дуби- ду» упражнение на освобождение голоса, расслабились, наклонились в сторону, легко, вверх, вниз
  8.  «фада» включаем пение в движение, с правой ноги, с прихлопами

 

Учитель (обращается к детям):

Вспомним основные задачи, которые мы должны выполнять, когда мы поём ансамблем, все вместе:  (ответы детей)

                                       - надо слушать друг друга,

- если солируешь – петь громко, если в ансамбле – петь тише,

-  слушать друг друга, петь, как одна команда, один организм,

- одинаковая артикуляция, одинаковая динамика,

- одинаково дышать, одновременно,

- одновременно делать переходы

III. Работа над песней «Здравствуй, Родина»

  1. Работа над текстом, дикцией произношения. Мы читаем текст.

 Текст – это  самое главное. (Дети проговаривают каждый свои слова, четко. Припев вместе, хорошая артикуляция)

2. И теперь финальное исполнение песни под фонограмму песни.

Выход. Как вы стоите? Помним про динамику.

IV. Итог занятия:

Что вы для себя из сегодняшнего занятия вынесли? Что в себе открыли?  (второе дыхание)  Справились с поставленной задачей? Какие ошибки сделаны?

Спасибо всем! До свидания.

Используемая литература:

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. –  № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М.,  2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека.  – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приемов и методов обучения, обеспечивающих мотивацию учебного труда в результате развития навыков самостоятельной деятельности учащихся.

В материале анализируется самостоятельная работа учащихся, ее значение и основы, представлены виды самостоятельной работы и методика ее проведения, даются конкретные методические рекомендациии по прив...

Методическая разработка урока "Совершенствование метроритмических навыков в работе с группой оркестра"

Тип урока: «Закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков мероритмической стабильности в исполнении оркестровых партий путём использования компьютерных технологий».Цель:«Определить недоста...

Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

Технологическая карта открытого практического занятия «Совершенствование техники волейбольных подач, приема и передачи двумя руками сверху и снизу. Совершенствование приема мяча с подачи и передачи в зону 3-го номера. Двухсторонняя игра".

Технологическая карта открытого практического занятия   «Совершенствование техники волейбольных подач, приема и передачи двумя руками сверху и снизу.  Совершенствование приема мяч...

"Работа концертмейстера над стилевыми особенностями исполняемых произведений"

Содержание доклада раскрывает важную тему для каждого музыканта-исполнителя и концертмейстера, в частности – тему интерпретации произведений в точности следования стилю композитора....