Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"
учебно-методический материал на тему

Титова Мария Владимировна

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Ханты-Мансийский Автономный  Округ - Югра

Муниципальное Автономное   Образовательное Учреждение Дополнительного образования детей г. Нягань «Детская школа искусств »

Методический доклад на тему: «Работа над интонацией в классе скрипки на начальном этапе обучения»

Выполнила:преподаватель

 МАОУК ДО МО г. Нягань

 «Детская школа искусств»

 Титова Мария Владимировна

г. Нягань

 2017 г

Введение

Предметом моей работы являются особенности работы преподавателя, который должен  обладать хорошим слухом, иначе он не сможет развить хорошую  интонацию   у своих учеников.

Целью моей работы  является развитие интонационного слуха скрипача в самом начале пути обучения.

В.Ю.Григорьев: "Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая – выразительной".

Интонирование – это исполнение мелодии с помощью музыкально-слуховых представлений, то есть воспроизведение звукового фона произведения

Нечистое интонирование – один из наиболее распространенных недостатков у обучающихся игре на скрипке. Этот недостаток чаще всего возникает в самом начальном периоде обучения и нередко продолжает сохраняться и в последующие годы. Нет необходимости доказывать, насколько нечистая интонация снижает качество музыкального исполнения, как она тормозит музыкальное и техническое развитие ученика.

Качество интонации у начинающего скрипача находится в большой зависимости от правильности усвоения многих других навыков. Ученик должен уметь мысленно представлять тот звук, который ему надлежит извлечь, должен усвоить постановку левой руки, научиться правильно опускать палец на струну и, наконец, точно ощущать пальцем на грифе место, соответствующее данному звуку. Все эти навыки, как известно, приобретаются постепенно, путём тренировки в определённой последовательности.Навыки чистого интонирования - работа педагога по специальности. Но роль сольфеджио в этом должна быть самая прямая (интонация - один из разделов предмета), хотя, на деле, вынуждены признать, не всегда должная. При всем обилии методической литературы сольфеджио практических приемов развития навыков чистого пения очень мало.

Между тем есть источник, настоящий кладезь методов работы над интонацией, - это школа игры на скрипке, где проблема интонации стоит особенно остро, а решение ее - стройная система практических занятий, складывающаяся веками.

С приходом в музыкальную школу ученику хочется скорее научиться играть. Поэтому, учитывая психологию ребенка, работа с инструментом должна быть начата с первых же уроков, сочетая работу над постановкой с формированием его музыкальных представлений.


С первых же уроков надо вводить ученика в круг музыкальных понятий, постоянно обращать его внимание на различие звуков по высоте и протяженности, различие регистров, направление движения мелодии вверх, вниз или на месте (например, «горка», «змейка», «чашка», «крышка»).

Когда ученик на первых уроках еще не знает названий нот, то можно с ним поиграть в музыкальные диктанты, используя при этом понятные маленькому ребенку ассоциации, где высокие звуки будут принадлежать, например птичке, а низкие слону. Причем играть звуки разной высоты модно и нужно не только на скрипке, но и на фортепиано.

 Далее для развития можно использовать «гладкие диктанты» сначала с одной строчкой, а потом с двумя. Таким образом, ученик учится распознавать музыкальные звуки, начиная с одного и доходя до трех, четырех и пяти звуков, причем указывая ладовую окраску попевок, где красные нотки будут указывать на принадлежность к мажору, а синие – минору.

Эффективными средствами развития музыкального слуха детей является пение звуков, разучивание песенок, пение их вслух, а потом про себя с пропеванием  вслух опорных звуков, подбиранием, транспонированием. Развитие музыкального слуха одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте, причем обучение с инструментом способствует формированию музыкально-слуховых представлений, а последние, в свою очередь обуславливают успешное развитие технических навыков.
Если ребенок имеет слабые музыкальные данные и может спеть только один звук, целесообразно начинать его развитие его музыкального слуха именно с этого звука (например, песенки на ноте «ре» - «Андрей-воробей», «Красная коровка» и так далее). Преподаватель поет или играет вместе с учеником и обращает его внимание на то, что звуки одинаковые, «сливаются». Затем ученик может сыграть эти песенки на скрипке пиццикато, пропевая их про себя, на струнах «ре» и «ля». Педагог предлагает ученику услышать другой звук, расположенный близко к первому («ми бемоль»), сыграв или спев его.
Здесь надо добиться, чтобы ученик услышал новый звук, запомнил его и воспроизвел голосом. После усвоения второго звука можно переходить к следующему. Так постепенно расширяется диапазон усвоенных звуков до терции, кварты. После можно петь песенки, содержащие интервалы. Вначале используются короткие мелодии, построенные преимущественно на поступательном движении. Преподаватель знакомит ученика с песней, исполняя ее попеременно голосом, на фортепиано, скрипке (перемена тембра полезна для развития слуха). Ученик разучивает слова и мелодию песни, поет ее с поддержкой до тех пор, пока не начнет интонировать правильно (если он спел не точно, то надо спеть ее еще раз вместе с преподавателем, а потом опять одному). Необходимо настойчиво добиваться чистого интонирования, особенно при пении мажорного тетрахорда, так как выработка правильного представления о звучании тетрахорда очень важна, ибо он способствует расположению пальцев в первой позиции. Петь лесенки надо наизусть или по нотам, сначала со словами, а затем с названием звуков. Если ученик точно интонирует выученную песенку в заданной тональности, можно изменить тональность в пределах его голосовых возможностей (ученик поет знакомую песенку со словами от нового звука).
Транспонирование заметно активизирует звуковые представления. Наконец, когда ребенок выучит несколько песенок, полезно  у страивать концерт – загадку: преподаватель поет без слов или играет знакомую песню, а ученик должен узнать и называть ее. Так проверяется связь восприятие-сознание, которая является противоположной по отношению к связи СОЗНАНИЕ – МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – ВОСПРИЯТИЕ. После того, как ученик достаточно чисто поет хотя бы в пределах кварты мажорного тетрахорда, нужно начинать работу над развитием предслышания.  Например, такое упражнение: пение про себя и вслух основных ступеней мажорного лада; преподаватель проверяет и, если надо, поправляет, добиваясь точной интонации. Постоянно подобные задания можно усложнять, развивая ощущения ладовой взаимосвязи звуков. В классе специального инструмента полезно петь гаммы, трезвучия и так далее, устанавливая, таким образом, связь с занятиями по сольфеджио, которые должны в большей мере способствовать развитию слуховых навыков, необходимых для овладения инструментом. Подбирание по слуху можно вводить уже на самом раннем этапе, первое время – пиццикато, потом смычком. Например, песенка «Дождик» не на пустой струне, а первым пальцем. Ученику предлагается спеть и сыграть эту песенку на фортепиано от ноты «ре», затем подобрать песенку от других звуков. Сыграть песенку на скрипке на струне «ре» и затем на «ля». Этот простейший вид транспонирования обычно не вызывает затруднений, но показывает ученику, что одну и ту же мелодию можно сыграть от разных звуков. 
При этом надо обратить внимание ученика на то, что песенка сохранила свою мелодию, приобретя новую окраску. После того, как ученик справился с этим заданием, следует предложить ему сыграть ту же песенку от другого звука. Таким образом, ученик с помощью инструмента расширяет свои внутренние слуховые представления.
Подбор по слуху на начальном этапе служит промежуточным звеном между пением песенок, изучением нотной грамоты и аппликатуры. Подобрав песенку по слуху, ученик вместе с преподавателем записывает ее. Таким образом, в представлении ученика нота становится графическим символом реального звука. Тогда во время игры по нотам будут возникать следующие связи: вижу (нота), пред слышу (музыкально-слуховые представления), играю (игровое движение), слышу и проверяю (последующий слуховой контроль). При таком подходе нотная грамота усваивается в связи со звучанием в единстве зрительных, слуховых и моторных представлений. С первых уроков надо воспитывать у ребенка потребность в тщательном слуховом контроле. Если ученик не может оценить собственную интонацию, непопадание на нужный звук нельзя успокаиваться и считать случайностью. В каждом отдельном случае имеется определенная причина неудачи, и задачи преподавателя понять эту причину, найти способ исправления, подсказать ученику технический прием и добиваться точного звучания.
В работе с начинающими надо концентрировать внимание на одной небольшой задаче, например, научиться точно играть первым пальцем в первой позиции на расстоянии тона от открытой струны и так далее. Устойчивый результат, может быть достигнут после пения заданных звуков, запоминание их и многократное повторение упражнения пальцем с обязательным слуховым самоконтролем и исправлением фальшивых звуков. Внутренний процесс при подобной работе, то есть при слушании, пении и последующей игре на инструменте может быть выражен следующей схемой: слышу (восприятие звука) – запоминаю (запоминание звука) – представляю (переработка восприятия в слуховое представление) – пою (воспроизведение звука голосом) – играю (на инструменте) – проверяю ( слуховой самоконтроль) – исправляю (поправочное движение пальца). 
Часто педагог вынужден постоянно поправлять интонацию словами «выше», «ниже» или подыгрывать на фортепиано. Привыкнув руководствоваться указаниями преподавателя, ученик никогда не сможет быть уверенным в точности своей интонации и останется беспомощным в самостоятельной работе. Поэтому, если в процессе игры появится фальшивый звук, следует задержаться и обратить на него внимание ученика и только после этого можно продолжать игру.


Вывод 

При настойчивой работе над развитием слуховых представлений, ученик получает возможность самостоятельно определять не точные звуки и исправлять их. Чем тщательнее исправлять их, чем тщательнее будет проведена подготовительная работа над развитием музыкально-слуховых представления, тем успешнее и скорее ученик сможет усваивать в дальнейшем более сложный материал. Достижение чистоты интонирования и хорошего звучания – непременное условие формирования исполнительского мастерства скрипача.

Методическая литература.

1.Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке М.,2007

2.Либерман М.  Берлянчик  М. М.: Музыка, 1985

3.Мострас К.Интонация на скрипке М.,1962


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Методические рекомендации по организации начального этапа обучения игре на аккордеоне

Рекомендации предназначены для педагогов по классу аккордеона в ДМШ, ДМХШ, ДШИ...

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...

Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке

Статья посвящена коллективному музицированию детей младшего школьного возраста как способу всестороннего развития в ДШИ и ДМШ....