Главные вкладки

    План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
    методическая разработка по музыке на тему

    Кондратьева Ирина Валериевна

    Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманного. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План открытого урока преподавателя по классу скрипки  Кондратьевой И.В.

    С учащимся 2 класса Танитовским Иваном (конц. Литвинова Л.А.)

    Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения.

    Цель: Освоение навыков качественного разучивания произведений (грамотное чтение нотного текста, формирование музыкально-художественного образа, характера исполнения, фразировки).

    Задачи: Продемонстрировать некоторые способы изучения  художественного произведения на начальном этапе обучения.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться  своим опытом работы над произведениями начального этапа обучения с учеником 2-го класса Танитовским Иваном.

    Для начала мы разыграемся с помощью некоторых упражнений Шрадика  Г.  

    1. На одной струне, в сдержанном темпе. Основное внимание направлено на интонацию и точность смены пальцев.
    2. Тоже в более подвижном темпе.
    3. Упражнение №1 так же сыграть штрихом мартле. Внимание качеству звука и технике исполнения штриха.
    4. Упражнение№5 сыграть на 8 легато. Внимание качеству смены пальцев и звуку. Общее стремление вверх и вниз помогает исполнению легато.

    Теперь вспомним «Колыбельную» Н.Баклановой (стадия разбора).

    -Что такое «Колыбельная»?

    -это песенка для малыша.

    -А какая песенка по характеру?

    -Добрая,ласковая.

    -Она быстрая или медленная?

    -медленная.

    -А как ты думаешь, какие движения правой руки больше подходят для колыбельной?

    -Плавные ,медленные,мягкие,ласковые.

    -Да, ты прав.Чтобы передать как мама любит своего малыша, как ласково поёт, плавные, мягкие и гибкие движения правой руки смогут нам помочь в исполнении колыбельной.

    - А чтобы было еще понятней как исполнять это произведение, послушай слова, с которыми наша колыбельная станет настоящей песенкой:

    Спи, малыш,  засыпай

    Сладко-сладко позевай

    Спи малыш, баю-бай,

    Крепко засыпай.(повторить куплет 2 раза)

    Завтра будет день опять

    Выйдешь погулять, снова

    Завтра будет ночь опять

    Детки лягут спать…

    Спи, малыш,  засыпай

    Сладко-сладко позевай

    Спи малыш, баю-бай,

    Крепко засыпай.

    -Понравилась тебе наша песенка?

    -Да.

    -Давай ее сыграем.(Внимание: распределение смычка, качество звучания, фразировка по тексту, динамические оттенки. С аккомпанементом.)

    • Чтобы колыбельная и все похожие песенки, которые мы будем играть, получились еще красивее и звучали  как у знаменитого скрипача, мы научимся вибрировать, раскачивать пальчик на грифе. Для этого сделаем несколько упражнений.
    1. «Уточка-колечко». Левая рука поднята в игровое положение «зеркальце». Каждый палец по очереди легко ставится на большой палец и образуется  фигура ,похожая на клюв уточки, затем  на «колечко».
    2. «Паучки». Ставим левую руку на стол на все пальцы , образуя форму округлого купала или яблока. Раскачиваем пальцы произвольно, затем равномерно. Стараемся не напрягать руку, оставляя пальцы как-будто приклеяными к столу.
    3. «Жарко-жарко».Легко соединяем 2-ой палец с большим пальцем левой руки в игровом положении «зеркальце».Раскачиваем кисть,затем предплечие-кисть в ритме двухдольном (Ва-ня),трехдольном (Ва-неч-ка),четырехдольном (мя-у-мя-у).
    4. Берем скрипку на плечо. Подстраиваем левую руку в игровое положение. Ставим 2-ой палец на гриф. Отводим основание указательного пальца от шейки скрипки. Раскачиваем палец в двухдольном, трехдольном и четырехдольном размере.
    5. Первые такты колыбельной. Вибрация в ритме « мя-у –мя-у»(до репризы).

    -Какая красивая мелодия получилась. Она такая убаюкивающая, а на улице еще день. Хочется погулять, попрыгать, побегать –в общем, стать бодрым и веселым, а с таким настроением «Марш октябрят» Н. Баклановой исполняется легко и смело.(Внимание: динамические оттенки, окончания фраз. С  аккомпанементом.) (в стадии подготовки к концертному исполнению.)

     - Есть ещё интересная и очень веселая пьеса «Петрушка» И.Брамса.(подготовка к исполнению в подвижном темпе) Предлагаю вспомнить слова этой  весьма подвижной песенки:

    Дили-дили-динь пришел петрушка,

    Дили-дили-динь как весел он.

    Дили-дили-динь гремит хлопушкой,

    Дили-дили-динь бубенчиков трезвон

    -Что ты представил?

    -маленького петрушку в кукольном театре, в разноцветной одежде, с колпаком на голове.и т.п.

    -А как ты думаешь, какой петрушка застенчивый или смелый, тихий или любит пошуметь, он любит бывать один или предпочитает находиться в центре внимания,веселиться и развлекать людей?

    -он веселый и любит играть.

    - Тогда сыграем про веселого, удалого, петрушку! Нам понадобиться игра маленьких проглаженных  шестнадцатых и стремление к активной восьмушке. (Внимание: распределение смычка, разные движения правой руки, координация движений правой и левой рук.)

    -Какие пьесы мы сегодня играли?

    -«Колыбельную», «Марш октябрят», « Петрушка»

    -С каким настроением мы играли каждую из песенок?

    -колыбельную- ласково, марш октябрят-бодро, петрушка-весело.

    - Спасибо,Ваня. На сегодня урок окончен.До свидания.

    Уважаемые коллеги, спасибо за внимание. Мне бы хотелось узнать ваше мнение по предложенному уроку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

    Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

    «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»

    Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз...

    "Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

    Материал открытого урока  по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....

    Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

    Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

    «Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

    laquo;Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...

    «Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

    «Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...

    «Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

    Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...