План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
методическая разработка по музыке на тему

Кондратьева Ирина Валериевна

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманного. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План открытого урока преподавателя по классу скрипки  Кондратьевой И.В.

С учащимся 2 класса Танитовским Иваном (конц. Литвинова Л.А.)

Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения.

Цель: Освоение навыков качественного разучивания произведений (грамотное чтение нотного текста, формирование музыкально-художественного образа, характера исполнения, фразировки).

Задачи: Продемонстрировать некоторые способы изучения  художественного произведения на начальном этапе обучения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться  своим опытом работы над произведениями начального этапа обучения с учеником 2-го класса Танитовским Иваном.

Для начала мы разыграемся с помощью некоторых упражнений Шрадика  Г.  

  1. На одной струне, в сдержанном темпе. Основное внимание направлено на интонацию и точность смены пальцев.
  2. Тоже в более подвижном темпе.
  3. Упражнение №1 так же сыграть штрихом мартле. Внимание качеству звука и технике исполнения штриха.
  4. Упражнение№5 сыграть на 8 легато. Внимание качеству смены пальцев и звуку. Общее стремление вверх и вниз помогает исполнению легато.

Теперь вспомним «Колыбельную» Н.Баклановой (стадия разбора).

-Что такое «Колыбельная»?

-это песенка для малыша.

-А какая песенка по характеру?

-Добрая,ласковая.

-Она быстрая или медленная?

-медленная.

-А как ты думаешь, какие движения правой руки больше подходят для колыбельной?

-Плавные ,медленные,мягкие,ласковые.

-Да, ты прав.Чтобы передать как мама любит своего малыша, как ласково поёт, плавные, мягкие и гибкие движения правой руки смогут нам помочь в исполнении колыбельной.

- А чтобы было еще понятней как исполнять это произведение, послушай слова, с которыми наша колыбельная станет настоящей песенкой:

Спи, малыш,  засыпай

Сладко-сладко позевай

Спи малыш, баю-бай,

Крепко засыпай.(повторить куплет 2 раза)

Завтра будет день опять

Выйдешь погулять, снова

Завтра будет ночь опять

Детки лягут спать…

Спи, малыш,  засыпай

Сладко-сладко позевай

Спи малыш, баю-бай,

Крепко засыпай.

-Понравилась тебе наша песенка?

-Да.

-Давай ее сыграем.(Внимание: распределение смычка, качество звучания, фразировка по тексту, динамические оттенки. С аккомпанементом.)

  • Чтобы колыбельная и все похожие песенки, которые мы будем играть, получились еще красивее и звучали  как у знаменитого скрипача, мы научимся вибрировать, раскачивать пальчик на грифе. Для этого сделаем несколько упражнений.
  1. «Уточка-колечко». Левая рука поднята в игровое положение «зеркальце». Каждый палец по очереди легко ставится на большой палец и образуется  фигура ,похожая на клюв уточки, затем  на «колечко».
  2. «Паучки». Ставим левую руку на стол на все пальцы , образуя форму округлого купала или яблока. Раскачиваем пальцы произвольно, затем равномерно. Стараемся не напрягать руку, оставляя пальцы как-будто приклеяными к столу.
  3. «Жарко-жарко».Легко соединяем 2-ой палец с большим пальцем левой руки в игровом положении «зеркальце».Раскачиваем кисть,затем предплечие-кисть в ритме двухдольном (Ва-ня),трехдольном (Ва-неч-ка),четырехдольном (мя-у-мя-у).
  4. Берем скрипку на плечо. Подстраиваем левую руку в игровое положение. Ставим 2-ой палец на гриф. Отводим основание указательного пальца от шейки скрипки. Раскачиваем палец в двухдольном, трехдольном и четырехдольном размере.
  5. Первые такты колыбельной. Вибрация в ритме « мя-у –мя-у»(до репризы).

-Какая красивая мелодия получилась. Она такая убаюкивающая, а на улице еще день. Хочется погулять, попрыгать, побегать –в общем, стать бодрым и веселым, а с таким настроением «Марш октябрят» Н. Баклановой исполняется легко и смело.(Внимание: динамические оттенки, окончания фраз. С  аккомпанементом.) (в стадии подготовки к концертному исполнению.)

 - Есть ещё интересная и очень веселая пьеса «Петрушка» И.Брамса.(подготовка к исполнению в подвижном темпе) Предлагаю вспомнить слова этой  весьма подвижной песенки:

Дили-дили-динь пришел петрушка,

Дили-дили-динь как весел он.

Дили-дили-динь гремит хлопушкой,

Дили-дили-динь бубенчиков трезвон

-Что ты представил?

-маленького петрушку в кукольном театре, в разноцветной одежде, с колпаком на голове.и т.п.

-А как ты думаешь, какой петрушка застенчивый или смелый, тихий или любит пошуметь, он любит бывать один или предпочитает находиться в центре внимания,веселиться и развлекать людей?

-он веселый и любит играть.

- Тогда сыграем про веселого, удалого, петрушку! Нам понадобиться игра маленьких проглаженных  шестнадцатых и стремление к активной восьмушке. (Внимание: распределение смычка, разные движения правой руки, координация движений правой и левой рук.)

-Какие пьесы мы сегодня играли?

-«Колыбельную», «Марш октябрят», « Петрушка»

-С каким настроением мы играли каждую из песенок?

-колыбельную- ласково, марш октябрят-бодро, петрушка-весело.

- Спасибо,Ваня. На сегодня урок окончен.До свидания.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание. Мне бы хотелось узнать ваше мнение по предложенному уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз...

"Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Материал открытого урока  по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....

Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

laquo;Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...

Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке

Статья посвящена коллективному музицированию детей младшего школьного возраста как способу всестороннего развития в ДШИ и ДМШ....