Мастер-класс «Работа над художественным образом музыкальных произведений на начальном этапе обучения»
материал по музыке на тему

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Мастер-класс»

«Работа над художественным образом музыкальных произведений на начальном этапе обучения»

Педагог: Малиновская А. Н.

Цель: Приобщение воспитанников к миру искусства.

Цель занятия: Научится понимать и чувствовать художественный образ музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Развивать художественный вкус, воспитывать изобретательность, самостоятельность взглядов, осмысленное восприятие.
  2. Привитие навыков самостоятельного творческого мышления.
  3. Обучение сценической этике.
  4. Привитие опыта коллективной деятельности (игра в ансамбле).
  5. Воспитывать музыкальную грамотность. Развивать интерес к искусству, обогащать кругозор.

Содержание занятия:

Вводная часть:

Вступительное слово. Рассказ педагога.

Основная часть:

Выступление воспитанников:

  • Тюнина Мария (8 лет, 2 год обучения).

Исполняет:

Ф. Амиров «Лирический танец».

А. Исакова «Медвежата резвятся».

  • Толмачева Полина (8 лет, 2 год обучения).

Исполняет:

В. Моцарт «Маленькая пьеса».

И. Беркович «Русская песня».

  • Ансамбль Тюнина М. и Толмачева П.

Исполняют:

Н. Богословский «Игра с котенком».

  • Курышева Полина (9 лет, 3 год обучения)

Исполняет:

И. Парфенов «Белочка».

  • Алехно Лада (9 лет, 3 год обучения)

Исполняет:

Н. Штогаренко «Мотылек»

  • Ансамбль Алехно Л. и Зафт Р.

Исполняют:

А. Грибоедов «Вальс».

Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая воспитанника музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически, иначе воплощения не будет. А это значит: развивать его слуховые данные, широко знакомить его с музыкальной литературой, развивать его фантазию, удачным метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, дополнять и толковать музыкальную речь, развивать в воспитаннике любовь к другим искусствам.

Одним из главных требований для достижения художественной красоты исполнения является требование простоты и естественности. Вся работа, протекающая на занятии, есть посильная работа над музыкой и ее воплощением в форт игре, другими словами над «художественным образом» и фортепианной техникой. Важно не переусердствовать в рассказах об «образе», о «содержании», о «настроении» и при этом не добиваться контрастного воплощения своих высказываний в звуке, фразе, нюансировке, технике. Также не следует увлекаться только фортепианной техникой, а о музыке и ее смысле иметь побочное представление.

Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и освоением нотной грамоты. То есть если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное исполнение было выразительным, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого рекомендуется пользоваться народными мелодиями, а также простейшими мелодиями Моцарта, Гайдна, Баха и наших русских композиторов.

Приступая к работе над музыкальным произведением нужно дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком либо прослушать в записи. Полезно рассказать о форме произведения, об основной мелодической линии (теме), о фактуре, в которой это произведение выдержано. Также полезно будет познакомить воспитанника с автором, эпохой, содержанием, стилем изучаемого произведения. Главным средством обучения является эмоциональное убеждение. Умение педагога ясно и образно говорить о музыке способствует пробуждению художественного мышления воспитанника.

1.  Русский художник Шишкин очень любил русскую природу, часто гулял в лесу, наблюдая за удивительным миром растений, цветов, а также зверей, обитающих в лесу.

А теперь послушаем как современный советский композитор А. Исакова передала образы резвящихся медвежат в музыке.

Звучит пьеса А. Исаковой «Медвежата резвятся».

2. Следующее произведение проникнуто необыкновенной красотой и поэтичностью. Это пьеса Ф. Амирова «Лирический танец» - мелодия правой руки богата украшениями, хроматизмами, что придает восточный колорит звучанию. Грациозность и изысканность танцующих девушек выражена в плавном и спокойном звучании мелодии. В средней части, в ее кульминации звучат некоторые ноты тревоги и драматизма. Однако трех частная форма возвращает нас к плавному и спокойному звучанию заключительной части.

3. Сейчас в исполнении Толмачевой Полины прозвучит музыкальное произведение  В. Моцарта «Маленькая пьеса». Говоря о творчестве Моцарта, мы вспоминаем, что маленький Вольфганг Амадей очень рано стал заниматься музыкой (с 4 лет) и уже в раннем возрасте занимался сочинительством музыки. Его творчество отличается необыкновенной легкостью, светлостью, жизнерадостностью. Это одно из ранних произведений Моцарта, написанное в форме «рондо» - основная часть рефрен – в мажоре, а эпизоды – в миноре.

4. Красота русской природы передана в следующем музыкальном произведении «Русская песня». Как звучит мелодия? Спокойно, плавно, широко – как просторы нашей родины. Послушаем пьесу Берковича «Русская песня».

5. Для педагога важен подбор детей в ансамбле. Ансамбль Тюниной М. и Толмачевой П. исполнит пьесу Н. Богословского «Игра с котенком». Пьеса написана в трехчастной форме. Главная мелодия в I партии – рисует образ ласкового, пушистого, мягкого котенка, а акцент II партии дополняет «крадущимися» шагами движения котенка.

Во второй части он предстает в новом образе – разыгравшийся, развеселившийся и показывающий свои коготки. Все это девочки должны передать нам в звуках музыки.

6. А. Штогаренко «Мотылек».

Все видели бабочек, мотыльков – образ их несложный: летают, порхают с одного цветочка на другой (в музыке это передается лёгкими короткими мотивами на легато) однако и их тоже подстерегают неожиданности и неприятности (в кульминации мы услышим некоторые нотки настороженности). Лада расскажет нам, что она представляет, когда играет эту пьесу.

7. Яркая, юркая, проворная, очень осторожная рыжая белочка нарисована звуками музыки в пьесе современного композитора И. Парфенова. Посмотри, какая умелица Полина Курышева. Она сегодня приготовила картинку на пьесу «Белочка»…

Полина какими музыкальными средствами воспользовался композитор, чтобы передать образ белочки: стаккато, контрасты (F, P), короткие лиги, пьеса написана в среднем и высоком регистре, быстрый темп.

8. Возвращаясь к старинной танцевальной музыке, мне бы хотелось, чтобы Рита Зафт нам немножко рассказала о времени, стиле и музыке того времени. Наряду с программной музыкой на начальном этапе используется и жанровая, и танцевальная музыка.

В исполнении Алехно Л. и Зафт Р. прозвучит  «Вальс» А. Грибоедова.

Подведение итогов:

Заключительное слово.

Используемая литература:

Кленов А.С. Там, где музыка живет. Педагогика, 1985,-152 с., ил. ББК 85.2. К 48. Тираж 90000 экз.;

Корыхалова Н. Чтобы музыка зазвучала. Детям о музыке. Издательство: Музыка, 1999 г. – 120 с. ISBN: 978-5-7140-0602-9 Тираж: 3000;

Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Составитель С.И. Голованова. Выпуск третий. Тетрадь первая. Полифонические произведения, старинные танцы: для фортепиано. М.: «Крипто-лошос»,1995 г. – 63, [1] с. – 5000 экз.;

Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Составитель С.И. Голованова. Выпуск третий. Тетрадь вторая. Этюды и виртуозные пьесы. М.: «Крипто-логос», 1995 г. – 64 с. Тираж 5000 экз.;

На рояле вокруг света. Фортепианная музыка XX века. Хрестоматия. 3 класс. Составитель С. Чернышков. Издательство: Классика-XXI, 2003 г. – 60 с. Тираж 2000 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

"Работа над художественным образом музыкального произведения"

Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом  музыкального  произведения»...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...

Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано

Работа над художественным образом ведется с первых шагов обучения юного пианиста, являясь ведущим направлением в процессе развития творческого потенциала ребенка. Первостепенное в работе с учеником ...