Положение корпуса и рук в паре в Европейских танцах
методическая разработка по теме

Оранский Михаил Александрович

Вальс, фокстрот, танго... это не просто название танцев, все они объединены общим понятием, отличительной чертой от множества других танцевальных видов, они, прежде всего, парные танцы. Именно поэтому европейские танцы имеют не только основные танцевальные элементы, движения и фигуры,  но и подразумевают умение танцора понимать философию парного танца, знать свою роль в дуэте и понимать положение своего корпуса и рук для удобного взаимодействия с партнером. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

 "Положение корпуса и рук в паре в Европейских танцах"

(методические рекомендации)

                                                                               Автор-составитель:      Оранский М. А.

                                                                                             

        

Краснодар

2014

     Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в клубах,  школах,  студиях спортивного бального танца при подготовке спортсменов-танцоров для участия в соревнованиях, а так же для начинающих танцоров старшего  возраста.

    Из опыта работы с детьми возраста:  6-12 лет , в танцевальном спортивном клубе "Мастер".

 На протяжении 5 лет работы в танцевально спортивном клубе "Мастер" апробировались, и внедрялись нижеперечисленные способы и методы.

Автор: Оранский Михаил Александрович

педагог дополнительного образования высшей категории

МОУДОД ДДТ "Созвездие"

Пояснительная записка

  Вальс, фокстрот, танго... это не просто название танцев, все они объединены общим понятием, отличительной чертой от множества других танцевальных видов, они, прежде всего, парные танцы. Именно поэтому европейские танцы имеют не только основные танцевальные элементы, движения и фигуры,  но и подразумевают умение танцора понимать философию парного танца, знать свою роль в дуэте и понимать положение своего корпуса и рук для удобного взаимодействия с партнером.

 

   Цель данных методических рекомендаций заключается в помощи педагогам получить положительный результат при использовании описанных приемов по тренировке конкретных положений корпуса и рук для удобного взаимодействия при исполнении парного европейского танца.

  Особенностью предлагаемых рекомендаций является то, что данные рекомендации и упражнения могут полезны для исполнителей, так как содержат конкретные схемы действий для постановки в пару, создания гармоничного положения партнеров, как с точки зрения эстетического восприятия, так и для возможности создавать гармоничное совместимое движение под музыку.

Предложенные рекомендации  и упражнения регулярно применяются в работе нашего коллектива, и при постоянном использовании является хорошим фундаментом для грамотного обучения спортсменов Европейским танцам.  

 

 

 

Глава 1. "Положение рук и позиция корпуса".

   Серьезное внимание в бальных танцах должно быть обращено на положение рук. Плохая постановка рук не только портит внешнее впечатление, но и нарушает баланс и руководство.

  Постановка корпуса; стойте прямо, ступни вместе. Корпус подтянут и закреплен в талии (но не в плечах). Плечи свободны.

  Рекомендации по положения рук направлены на избежание того, чтобы танцор в танце выглядел неуклюжим.

     Положение рук и корпуса для партнера

   1) Левая рука должна быть слегка наклонена от плеча к локтю, иначе плечо будет поднято. Эта часть руки должна быть хорошо оттянута назад, так чтобы локоть находился на одной линии со спиной мужчины.

   Общая ошибка заключается в том, что локоть движется вперед по направлению к даме, и, таким образом, заставляет правую руку дамы двигаться назад.

 2) Левая рука должна быть согнута в локте под острым углом, предплечья направлены  вверх и слегка вперед от локтя и кисти. Предплечье может быть направлено слегка внутрь от локтя так, чтобы кисть руки была ближе к голове, чем локоть. Однако, здесь надо обладать чувством меры, иначе положение рук будет слишком компактным и требуемая широта окажется потерянной.

 3) Ладонь левой руки должна быть обращена вперед по направлению диагонально к полу. Правую руку дамы необходимо держать в спокойной ненапряженной позиции. Большинство танцоров держат пальцы дамы между большим и указательным пальцем, 4 пальца находятся на суставной части ее кисти.

4) В левом запястье не должно быть сгиба. От локтя к запястью должна проходить непрерывная прямая линия, причем суставы кисти должны находиться несколько выше, чем запястье. Кусть никогда не должна быть направлена от запястья вниз.

5) Правая рука должна быть направлена от плеча к локтю, причем степень наклона  должна, по возможности, совпадать с линией наклона в левой руке. Во многом этот наклон зависит от роста партнера.

  Правый локоть выдвигается вперед больше чем плечо, благодаря тому, что кисть руки находится на спине дамы, но его не следует ни чересчур выдвигать вперед, ни опускать, прижимая к правому боку мужчины.

  6) Кисть правой руки находится под левой лопаткой дамы и не должна быть слишком продвинута вокруг ее спины, иначе появится тенденция опустить правое плечо.

 7) Голову надо держать в легкой вертикальной позиции. Мужчина всегда смотрит через правое плечо дамы.

8) Позиции с партнером.

  Мужчина должен стараться держать даму во фронтальном положении, хотя это не всегда возможно. У дамы будет возникать тенденция встать слегка к его правой стороне, но надо обратить внимание на то, чтобы эта позиция не была ярко выражена.

   Положение рук  и корпуса для партнерши:

Положение рук дамы в значительной степени зависит от позиции партнера, но следующие указания должны быть учтены.

  1) Стойте прямо, корпус слегка закреплен в талии, не поднимайте плечи.

 2) Стойте так близко перед партнером, как это только возможно. У вас появиться тенденция слегка к его правой стороне, но это не надо подчеркивать.

 3) Поднимите правую кисть, держа пальцы вместе. Вслед за этим партнер должен принять нужную позицию.

 Когда партнер занял позицию, нужно обратить внимание на то, чтобы большой палец партнерши был плотно прижат к левой кисти партнера.

4) Правая рука сначало имеет направление от плеча к локтю, а затем от локтя вверх, до соединения с кистью партнера.

5) Левая рука легко, без нажима лежит на правой руке  партнера, без тяготения вниз.

6) Пальцы левой руки, сложенные вместе, должны изящно располагаться на правой руке партнера между локтем и плечом, однако ближе к последнему.

  Данные положения рук и корпуса характерны для свинговых танцев, европейской программы.

 Осанка: Стойко, прямо, колени слегка смягчены, но не согнуты. Теперь наклоните корпус вперед от ступней вверх, пока вес тела не окажется перенесенным на подушечки ступней, но не отрывайте каблуки от паркета. При этом обратите внимание на то, чтобы не была нарушена прямая позиция корпуса о  бедер вверх. Теперь вы находитесь в правильной позиции для начала хода.   A0493

___________

 Алекс Мур "Бальное танцевание" шестое издание. Ленинград

Глава 2. «Улучшение позиции корпуса и рук в паре в Европейских танцах»

         В своей методической разработке я хочу более подробно остановится на одном из главных критериях оценивания и танцевания Европейской программы - постановка корпуса (линии корпуса). Как улучшить качество именно по этому направлению. Линии рук, линии ног, линии шеи – то есть то, что в конечном итоге создаёт красивую картинку на конкурсе, которую мы видим в первую очередь. Линия рук в паре находится в неподвижном состоянии. Во время танца мы часто видим, что пара переходя в какие – либо променадные или контрпроменадные позиции, например фоллевэй слип-пивот и т.д. ломает эту линию. Для того, чтобы этого избежать нужно донести до учащегося, что при переходе из позиции в позицию имеет место процесс амортизации, который  осуществляется за счёт центрального блока корпуса[1], он наименее жёсткий, наиболее гибкий, подвижный. Если посмотреть описание простейшей фигуры медленного вальса – правого поворота, то мы найдём, что уже там происходит постоянное скручивание во время выполнения движения. И эти скручивания внутри корпуса очень часто ведут к тому, что верхняя линия деформируется. Поэтому нужно придумать какой-то тренаж, который позволял бы контролировать эту верхнюю линию и создавать бы эффектную картинку во время танца.

Для решения этого вопроса был разработан ряд упражнений, которые способствуют наработке навыков, постановке корпуса, рук как индивидуально, так и в паре, а затем улучшения этой позиции. Используя эти упражнения, я пытаюсь воздействовать на эмоции, чувства ребёнка. Для объяснения пытаюсь подобрать примеры, сравнения, ассоциации, которые могли бы помочь ребёнку понять, что от него требуют и воплотить в практику, а так же стараюсь привлечь к этому процессу их самих.

Условно эти упражнения можно разделить на две группы: ассоциативные и практические. Ассоциации, приводимые в этих упражнениях, способствуют пониманию особенно детей младшего возраста.

Одним из очень действенных ассоциативных упражнений является предложить детям в парах посоревноваться и определить «чья шея длиннее» или предлагается представить себя жирафиками, которые тянут свои шейки. Дети сразу стараются вытянутся. Это замечательный пример ассоциации для детей 5-7 лет, которые только начинают «притрагиваться» к исполнению бальных танцев.

При постановке рук самой первой проблемой является научить детей хотя бы просто держать руки в горизонтальной плоскости, не расслабляя и не опуская. Один из способов помочь начинающему танцору научиться правильно удерживать руки – это привязать на середину плеча надутый воздушный шарик, причём так, чтобы шарик почти касался корпуса, то есть занимал почти всё место от предплечья до корпуса. И объяснить, что складывать руки на шарик нельзя. Дети очень стараются сохранить шарик, не лопнув его.

Ещё одним способом для развития правильной постановке рук является использование гимнастических палок. Этот приём помогает при индивидуальной работе, особенно партнёров. При изучении фигур помогает им почувствовать, как они должны действовать, чтобы вести партнёршу в танце. Обязательным условием упражнения с гимнастическими палками является то, что палка должна быть всё время в определённом положении и на определённом расстоянии перед корпусом и всё время параллельно корпусу. Упражнения с гимнастическими палками можно использовать двояко; либо поставить прямые ладошки с отведёнными наверх большими пальцами, так чтобы был небольшой уголок, чтобы сохранялась небольшая дуга от ключицы к пальцам. И тогда, если палочку положить на руку в районе локтя, то она скатывается и упирается в большой палец, и предложить обучающемуся сохранять такое положение рук во время исполнения всей композиции или какого-либо отдельного элемента. Другой способ – это предложить держать гимнастическую палку в ладонях. Здесь добавочным действием является указание на то, что обучающемуся нужно держать палку не сжимая ладони в кулаки, а растягивая локти. И за счёт этого движения, по закону рычага, ладони сдвигаются. Таким образом, палка удерживается. Это способствует правильной постановке рук и к тому же, когда ребёнок начинает растягивать локти, он поневоле начинает удерживать правильную постановку корпуса, даже не задумываясь об этом.

Логическим продолжением этого тренинга является ещё одно упражнение для правильной постановке рук. Партнёр и партнёрша стоят лицом к лицу с соединёнными руками.  Один из партнёров пытается сжать ладони, растягивая локти, а второй стремится их удержать. Это упражнение хорошо ещё тем, что здесь используется соревновательный момент.

После того как начинающие танцоры научились держать руки в основной стойке, нужно переходить к объяснению, что такое взаимодействие в паре и что значит чувствовать друг друга в паре. Для этого я использую следующие упражнения. Упражнение на взаимодействие: партнёрам предлагается встать напротив друг друга на длину вытянутых рук. После этого я предлагаю учащимся сгибая локти перенести весна подушечки и выполнить что-то наподобие отжиманий. Опираясь друг на друга ладонями, они должны сохранить равновесие и не упасть. С помощью этого упражнения они начинают чувствовать вес друг друга и контролировать движение своё и партнёра.

Логическим продолжением и усложнением предыдущего является следующее упражнение на взаимодействие. Упражнение заключается в том, что партнёры стоят так же как и в предыдущем упражнении, лицом друг к другу, касаясь ладонями. Одному из партнёров предлагается закрыть глаза, а второй пытается двигаться в различных направлениях, выполняя различные движения (спуски, подъёмы, развороты, шаги назад, в сторону и т.д.), а партнёр пытается почувствовать эти движения и выполнить вместе с «водящим». Потом роли меняются. Такое взаимодействие в паре помогает наработать упругость рук и взаимное ведение. Упражнение можно выполнять как под музыку, так и без неё. Но, перед тем как предлагать подобные упражнения для выполнения учащимся, их надо проинструктировать по технике безопасности, во избежание падений или столкновений с другими парами.

        Далее я предлагаю упражнения для обучающихся, которые уже имеют некоторый танцевальный опыт.

        Упражнение 1. Партнёры стоят в закрытой лицевой позиции. На счёт раз поворачиваем голову в променадную позицию (верхний блок), далее на счёт два поворачиваем ноги (нижний блок), верхний удерживаем максимально строго, на счёт три одновременно поворачиваем и верхний и нижний, удерживая локтевую линию. Чтобы обучающиеся лучше поняли принцип исполнения этого упражнения, я объясняю его с помощью подручного средства. Это пирамидка из трёх детских кубиках на стержне. Подобные примеры задействуют эмоционально-ассоциативное мышление обучающихся, тем самым развивая его. Задача перед обучающимися состоит в том, чтобы максимально строго в неподвижности удерживать верхний блок, при этом, приводя в движение верхний блок (голову) и нижний блок (ноги) с помощью этого упражнения на занятии наглядно видно кто из обучающихся  справляется, а кто нет.

        Далее на этом пути можно сделать более сложные упражнения, которые будут выполнять обучающиеся более подготовленные. Цель усложнения состоит в том, чтобы максимально приблизиться к конкурсной обстановке, к тем вариациям, которые им приходится исполнять во время конкурса. И уметь решать задачу выдерживания красивых линий в корпусе, руках, в шеи. Потом это упражнение можно добавить виском, затем чтобы ввести более сложное координированное движение, и таким образом отслеживать ту же самую задачу, то есть держать верхние линии. Потеря верхней линии происходит прежде всего тогда, когда меняется позиция в корпусе, когда возникают свеи (наклоны).  

        Упражнение 2. Повороты корпуса на 45 градусов. Для разбора работы скрутки корпуса.  Исходное положение – ноги вместе. Руки в стороны «крестик». На «раз» корпус поворачивается вправо на 45 градусов. На «два» ноги «догоняют» корпус. На «три» ноги «опережают корпус». На «четыре» корпус «догоняет» ноги. Далее процесс повторяется с самого начала. Во время исполнения танца постоянно происходит такой эффект перекручивания и раскручивания корпусом. Во время танца мы постоянно наблюдаем такое действие с положительным эффектом. Потому что оно несёт в себе определённую энергию и чем опытнее танцоры, там больше они его используют во время танца.

        Очень часто мы видим такую проблему в парах, когда левое плечо партнёра отведено назад, а левая рука оказывается на «территории» партнёрши. Эту ситуацию можно исправить с помощью обычной тканевой салфетки. Два ассистента держат салфетку на уровни верхней линии пары. Сначала партнёрша строит свою стойку перед этой салфеткой. Контактирует с ней своей правой рукой и корпусом, находясь как бы на «своей территории». Затем партнёр становится с другой стороны салфетки и строит свою стойку относительно центральной разделительной плоскости. Таким образом, мы видим, что партнёрша находится на своей «территории», партнёр – на своей. Потом ассистенты убирают салфетку, пара закрывает руки для позиции «в паре». Используя этот приём можно сразу понять «забирается» ли партнёр на «территорию» партнёрши или нет. Такой приём используется для контроля линий.

        Для отработки этих линий можно использовать следующий метод. Для этого пригодится скакалка. Мы предлагаем партнёру взять один конец скакалки в замок сомкнутых рук (правой партнёрши и левой партнёра), далее растягивая скакалку, мы наблюдаем ту самую центральную линию. Второй конец скакалки нужно установить на противоположных руках между локтей. И затем, выполняя провисания скакалки, мы можем увидеть, куда она падает. Выполняя провисания можно увидеть симметрична ли пара, кто в какой области стоит и т.д. очень часто мы видим, что партнёры заваливаются на территорию партнёрши. Для наработки этого упражнения нужно закрепить скакалку на локтях и предложить паре протанцевать свою вариацию со скакалкой. Периодически можно подходить и проверять, как располагается скакалка относительно общего центра. Причём стоит предложить подобное упражнение одной паре, как все остальные тут же хотят также потанцевать со скакалочкой.

Заключение

        Подводя итоги, хочется сказать, что описанные выше приёмы позволят парам или сольным исполнителям стать более успешными на конкурсах, добиться лёгкости танцевания, воздушности движения, исполнения композиции, позволят развить контроль над телом при переходе из одной танцевальной позиции в другую. А у педагогов будет ещё пара-тройка примеров для объяснения таких наиболее сложных для понимания и исполнения аспектов.

Список использованных источников

1. Видео-материал «IX Национальный Конгресс тренеров и судей ФТСР»

2. Официальная брошюра «Положение о спортивных судьях Союза танцевального спорта России 2012 год». http://www.rusdsu.ru/upload/iblock/30c/30cd0158f5e8e8191a027e628059f845.doc 

4.Официальный сайт Союза Танцевального Спорта России. www.rusdsu.ru

5. Алекс Мур "Бальное танцевание" шестое издание. Ленинград


[1] Условно корпус можно поделить на три блока: верхний - голова, центральный -от плеч вниз до талии, нижний – бёдра и ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка корпуса, позиции рук и ног в классическом танце

Рекомендации по изучению с детьми основных танцевальных позиции рук и ног, постановке тела юного танцора (азбука классического танца)...

Методическое сообщение «Постановка корпуса и плие в народно-сценическом танце» Автор Унгурян Н.А. преподаватель хореографии НГ МБОУ ДОД "ДШИ"

Народная хореография в как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения....

История танца. Европейская программа

ОзнаОзнакомление занимающихся с исторической сутью спорта, чтобы спортсмены имели возможность применять полученные знания на практике; разностороннее развитие интеллектуальных способностей спортсменов...

ПОЛОЖЕНИЕ о комнате досуга учебных рот Кронштадтского морского кадетского корпуса

В соответствии с указаниями статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 ноября 2007 года № 172/1/8154 в ротном расположении каждой учебной роты предусматривается оборудов...

Положение Спартакиады казачьих кадетских корпусов Краснодарского края 2014 года

Популяризация гиревого спорта, привлечение кадетов к занятиям физической культурой и спортом, подготовка юношей к службе в армии, укрепление здоровья, повышение уровня спортивного мастерства, выявлени...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам «Медленный вальс. Основы взаимодействия в паре»

Цель:  Сформировать  и  закрепить  в паре  навыки  исполнения единичных действий и  фигур  танца  медленный вальс.Задачи....