Методическое сообщение «Постановка корпуса и плие в народно-сценическом танце» Автор Унгурян Н.А. преподаватель хореографии НГ МБОУ ДОД "ДШИ"
методическая разработка по теме

Унгурян Надежда Анатольевна

Народная хореография в как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Методическое сообщение

             «Постановка корпуса и плие

             в народно-сценическом танце»

Народно-сценический танец- важнейший и популярный жанр в хореографии, источник репертуара .Народная хореография в как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения. Это вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально организованное движение, а танцевальные упражнения создают исходные позиции для воспитания пластического тела, развития его двигательной культуры. Первая и основная задача учебно-тренировочной работы - правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. Выработанный рабочий аппарат, в результате последовательной работы групп  мышц и  точек опоры в области скелета, которые образуют ось - стержень устойчивости,  отвечает существу природы музыки и хореографии, требует особого внимания, терпения и постоянного труда. Чем сложнее движения, тем больше усилий. Чем больше усилий, тем совершеннее становится  организм …Чем совершеннее организм, тем меньше ошибается. Усложнённые  движения порождённые музыкой и хореографией,  более высокого коэффициента полезного действия, который определяется максимальной устойчивостью тела при минимальном напряжении организма. Если - же устойчивость тела достигается за счёт напряжения организма, то такая устойчивость сковывает и ограничивает движения тела танцовщика, а скованные и  лишённые свободного полёта движения противоречат существу природы музыкально-хореографического искусства. Организм танцовщика, преобразованный в рабочий аппарат, позволяет ему осознанно управлять своим телом.

      Устойчивость - одно из основных понятий как классического так и народно - сценического танцев. Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах , на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней. Сохранить длительную устойчивость на полупальцах и пальцах на одной ноге в зафиксированной позе трудно. Ещё труднее не потерять устойчивость позы после  приземления на одну ногу, после  прыжков и   вращений.

    Развитие устойчивости (апломб) начинается с первого  класса, когда вырабатываются постановка ног и корпуса в экзерисе у палки, умение находить центр тяжести корпуса стоя на одной или двух ногах. Положение фигуры при этом должно быть вертикальное , без наклона вперёд или назад и прогиба в пояснице, спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряжённо соединёнными лопатками это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.

    Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах ,и на пятке, когда стоишь на всей ступне.

     В тех случаях, когда корпус наклоняется вперёд, перегибы назад или в сторону, равновесие  удерживается благодаря правильному положению центра тяжести, а так-же с помощью хорошо подтянутых бёдер и спины. Сохранению устойчивости на опорной ноге способствует так-же закреплённое в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.

    Правильно поставленный корпус-залог устойчивости- апломб. Постановку корпуса вырабатывают стоя  лицом к станку, затем держась за станок одной рукой и в дальнейшем в упражнениях на середине зала.

   Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к палке, положив на палку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно лежат на палке напротив плеча, не обхватывая палку. Ступни ног в выворотном положении, без завала на большие пальцы. Мышцы ног напряжены, подтянуты, колени сильно вытянуты.

    Корпус поставлен вертикально, диафрагма подтянута. Плечи и лопатки свободно опущены ,развёрнуты параллельно палке, лопатки не соединяются, ягодичные мышцы напряжены и собраны настолько, чтобы корпус стал подтянутым, лёгким(не «сидел» на ногах).Голова держится прямо, взгляд устремлён перед собой.

   Подтянутость корпуса обеспечивает свободную работу тазобедренного сустава, облегчает тем самым развитие выворотности. В последствии умение держать корпус подтянутым становится исполнительским навыком, что позволяет не терять её -особенно в прыжках и верчениях.

    В начале изучения движения корпус и руки находятся в статическом положении, упражнения исполняются только ногами. Все упражнения исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом» виде или в простейших комбинациях. В дальнейшем усложняются различными перегибами корпуса и подниманием на полупальцы.

    Говоря о постановке корпуса невозможно не сказать о позициях ног, рук и положении головы. Встречающихся в народном танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение, либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В  народном танце их четыре:1,2,3 и 6 позиции ног. В старших классах кроме выворотных позиций используются параллельные и закрытые позиции ног.

   Руки в народном танце очень выразительны и положения их разнообразны.  сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность. Некоторые из них используются чаще и являются общими как для юношей так и для девушек: подготовительная,1,2 и 3 позиции рук, а так-же положение рук на корпусе (кисти обхватывают талию).Как в классическом так и в народном танце огромная роль принадлежит постановке рук- они являются одним из основных выразительных средств, придают завершённость различным позам. Кроме того, руки должны помогать корпусу и ногам при выполнении танцевальных движений, особенно вращательных и прыжков. Постановка рук- это манера их держать в определённой форме, на определённой высоте в заданных позициях и положениях.

   Положение головы определяется характером танца и подчёркивает его эмоциональное содержание. Но  основные положения  головы это: прямо(анфас),поворот в сторону и наклон головы.

   Упражнения у станка и на середине зала начинаются с предварительного открывания рук- подготовки, в заданное положение. Из подготовительного положения рука начинает своё движение от пальцев, чуть разгибаясь в локте в определённую позицию или положение на корпусе и снова возвращаясь в подготовительное позицию. В дальнейшем руки начинают своё движение одновременно с работой ноги и заканчивая вместе с ногами. В подготовке помимо движения рук и корпуса создаётся общее настроение, необходимое для исполнения движения в заданном темпе и в соответствии с характером музыкального сопровождения.

   Плие (маленькое и большое приседание)- является первым движением экзерсиса, когда мышцы и связки ног ещё не разогреты, оно помогает привести мышцы ног и корпус в рабочее состояние, развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость которых играют значительную роль в как в классическом так и народном экзерсисе. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц спины. Полуприседание является неотлучным спутником прыжков: эластичным  сдержанным приседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в дальнейшем в различных комбинациях движений.

Приседания в первом классе надо начинать с полуприседаний в позициях, лицом к палке, обе руки на станке. В дальнейшем плие исполняется с положением одной руки на корпусе  у станка и далее с положением обеих рук на корпусе на середине зала. Глубокое приседание изучается позже, ибо требует поставленных, выворотных и достаточно сильных ног,  и закреплённой спины. В полуприседаниях и приседаниях особое внимание обращается на выворотное положение ног, иначе ахиллово сухожилие не в полной мере включается в работу и не получает должного развития. Недопустим  «завал» на внутренние стороны ступни, на большой палец. Тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги. Корпус должен быть прямым и подтянутым, спина без прогиба в пояснице, ягодичные мышцы напряжены и втянуты (особенно при исполнении приседаний во2 позиции ног).Мышцы ног так-же напряжены; колени предельно развёрнуты и при приседании направлены в сторону носков(колено против носка).Приседание и выпрямление происходят равномерно без рывков, причём, достигнув предельной точки внизу, нельзя задерживаться на плие, подниматься следует сразу, не прерывая движения. В полуприседаниях пятки не должны отделяться от пола, это вырабатывает правильное положение ступни в прыжках, где толчок от пола делается пятками. В глубоком приседании следует как можно дольше удерживать пятки на полу, пока они сами непроизвольно оторвутся от него. При выпрямлении нужно стараться как можно раньше опустить пятки на пол, но не ускорять темп выпрямления ног. Обе пятки должны отделяться от пола и ставиться на пол одновременно. Всё время надо сохранять предельную развёрнутость бедра и выворотность ступней в выворотных позициях и следить чтобы колено сгибалось точно напротив  в направлении стопы в параллельных позициях ног. В дальнейшем, когда закрепится правильное положение корпуса, руки могут быть включены в работу, использоваться  различные положения рук, перегибы корпуса и позы.

   В первом классе полуприседание и полное приседание изучаются отдельно и исполняются по два раза на всех позициях каждое. Позднее возможны соединения двух полуприседаний с одним полным приседанием.

В последующих классах количество приседаний сокращается наполовину. В упражнения у палки и на середине зала добавляются движения, связанные с приседанием, поэтому не следует увлекаться излишним количеством приседаний: это расслабляет связки ног. В ежедневных занятиях и на протяжении всего обучения рекомендуется приседание чередовать-один день с правой, другой день с левой ноги ,что даст равномерное развитие .Таким образом ,благодаря постановке корпуса и освоению плие, будет заложена  грамотная основа для разучивания дальнейших движений экзерсиса и танцевальных движений народно-сценического танца.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Предмет «Народно-сценический танец» направлен на воспитание интереса к другим национальностям, направлен на развитие танцевальной выразительности. Народно-сценический танец является одним из основных предметов хореографического отделения. Он в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

Новизна данной программы заключается в том, что в ряде случаев уточнена терминология, применяемая в народно-сценическом танце.

Программа рассчитана на до профессиональное  обучение .

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего  к истокам русской культуры и духовным корням фольклора.

- в  воспитании уважения к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов  -  к толерантности;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора;

 Педагогическая целесообразность программы в реализации  передачи накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры театрально-игровыми методами;  в формировании культуры личности и раскрытие яркой творческой индивидуальности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной  культуры как части общечеловеческой культуры.

Цель программы – Научить обучающихся танцевальным элементам разных народностей, приобщить  к богатству танцевального и музыкального народного творчества во всех его проявлениях.

Для реализации поставленных целей решаются задачи различного характера:

Обучающие:

-   овладение учениками основами народно-сценического танца;

-   обучение выразительному исполнению народного танца;

-   формирование знаний по народной культуре.

Воспитывающие

Воспитать интерес к разл.национальностям

Воспитать чувство стиля

Воспитать чувство ансамбля

-   формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего образа, культуры  общения.

Развивающие

-   развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности;

-Развить силу и выносливость

-развитие хореографической техники

-   развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.

Определение целей, задач и содержания программы основывается на таких важнейших принципах, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет индивидуальных особенностей ребенка. Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только каждого воспитанника, но и танцевального коллектива в целом.

Направленности дополнительной образовательной программы:

1.     социально-педагогическая

2.     художественно-эстетическая

3.     культурологическая

Как дисциплина народно-сценический танец сформировался в нашей стране давно. Основоположниками этого предмета явились выдающиеся артисты и педагоги А. Бочаров, А. Ширяев, А. Лопухов.

Данная программа опирается на программу по народно – сценическому танцу для хореографических отделений детских школ искусств. Составитель – профессор А.А. Борзов.

Изучение какой-либо народности углубленно происходит тогда, когда это необходимо для постановки сценического номера, на материале данной народности. Это и является отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, и позволяет качественно освоить учебный материал и не допустить эмоциональной и физической перегрузки учащихся.

Возраст обучающихся – 9-13 лет

Сроки реализации – 5 лет

Основной формой учебной и воспитательной работы является групповой урок по специальности «Народно-сценический танец», который проводится 2 раза в неделю по 2 акад.часаминут.

На уроках используются следующие методы:

  • словесные, объяснение правильного исполнения движения, характера исполнения;
  • показ, демонстрация, показать, как методически правильно исполнять движение в характере предлагаемой национальности;
  • расклад движения по счету;
  • работа с музыкальным материалом;
  • самостоятельное исполнение учениками нового движения под музыку, эмоционально с отражением характера данной национальности.

На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, максимально раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их актерское мастерство.

При организации образовательного процесса используются методы: наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуаций успеха для каждого ребенка.

Успешное решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач требует от преподавателя знания и учета возрастной специфики психического развития ребенка.

 Формы контроля

-Контроль успеваемости на каждом уроке

  • контрольные уроки – 1раз в полуг. полугодия;
  • контрольные просмотры – в конце каждой четверти;
  •  оценка годовой работы обучающихся выставляется по четвертным оценкам.
  • -конц выступления,участ. В фестивалях и конкурсах

Знания обучающихся оцениваются по 5-ти бальной системе.

Ожидаемые результаты

В конце года учащиеся должны знать:

  • терминологию изучаемых движений;
  • методику исполнения движений;
  • национальные особенности изучаемой народности;

Должны уметь:

  • выразительно  исполнять движения;
  • выдерживать темп  изучаемой народности;
  • грамотно исполнять комбинации;
  • отображать характер предлагаемой национальности;
  • отличать танцевальные движения одной народности от другой;
  • технично исполнять движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"

Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...

Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ

Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"

Методическая разработка по русскому народному  танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...

Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"

Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...

Методическая разработка учебного занятия по программе «Хореография». Тема: «Народно-сценический танец»

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт дух...