Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"
материал по теме

Калашникова Евгения Николаевна

 

smileyПредставляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Республики Башкортостан, выдающегося танцовщика, балетмейстера, педагога, основателя и художественного руководителя Башкирского академического государственного ансамбля народного танца – Файзи Адгамовича Гаскарова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkirskaya_horeografiya.docx360.44 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры»

Цель урока: Создание целостного понятия башкирской народной хореографии, как одного из самых ярких явлений народной культуры.

Задачи урока: Исследование пути возникновения, становления и расцвета башкирского хореографического искусства, отражения в нем народных традиций и национального колорита.

План урока:

Часть 1. Файзи Гаскаров – певец национальной культуры.

Часть 2. «Танец – та же речь. Слово народа, сказанное о себе».

2.1. Характерные движения башкирских народных танцев.

Часть 3. Образы танцующей страны.

3.1. Башкирские народные танцы, связанные с природой, образами птиц.

3.2. Мужской башкирский танец.

3.3. Дуэтные башкирские танцы.

3.4.Башкирский женский танец - гармония изобразительности и выразительности.

Часть 4. Выводы.

Часть 1. Файзи Гаскаров – певец национальной культуры

Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Республики Башкортостан, выдающегося танцовщика, балетмейстера, педагога, основателя и художественного руководителя Башкирского академического государственного ансамбля народного танца – Файзи Адгамовича Гаскарова.

Файзи Гаскаров (21.10.1912 – 18.06.1984) является одним из основоположников сценического танцевального искусства Башкортостана. Он щедро проявил себя во всех видах хореографического искусства, однако настоящей страстью Гаскарова раз и навсегда стал народный танец.

Много путешествуя по Башкирии, он собрал и инсценировал большое количество народных танцев, издревле бытовавших в народном искусстве, и представил самобытное авторское претворение тем, мотивов и форм башкирского танцевального фольклора. Наиболее распространенным и излюбленным жанром в творчестве Гаскарова является хореографическая миниатюра. Традиционно хореографической миниатюрой называют танцевальное соло, обладающее некоторым драматическим началом. Гаскаров же, наполняя, насыщая событиями и психологической нагрузкой и парный танец, и трио, и групповые, массовые ансамбли, создал свою неповторимую хореографическую миниатюру.

Репертуар Гаскарова являет собой художественную энциклопедию народных образов. Лучшие из них сосредоточены в репертуаре Башкирского академического государственного ансамбля народного танца, который носит его имя. Именно творчество Файзи Гаскарова вдохновило нас на исследование особенностей и тонкостей башкирского народного танца.

Часть 2. «Танец – та же речь. Слово народа, сказанное о себе»

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных. Башкирский народный танец изначально театрален, поскольку органично переплетен со словом, главным образом – песней, ее жизненными сюжетами и натуральными характерами и держит «в уме» старинные притчи, заговорные присловия, эпические речения. Башкирский народный танец – это, собственно, инсценировка народной песни. Конечно, в нем есть все, что наглядно делает танец танцем: церемонный шаг, бег, прыжки, повороты и кружения, наклоны и поклоны. Но царствует в нем свободный жест и вольная динамика ритма.

 В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Как известно, эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках. В роли рассказчиков, певцов, танцоров, музыкантов выступали лучшие знатоки народного творчества – сэсэны.  

         Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец. Рашида Туйсина, прославленная танцовщица и тонкий знаток башкирской культуры выразила смысл народного танца так: «Танец – та же речь. Слово народа, сказанное о себе.

Вход в зал. Поклон (хореографический этюд «Гульназира»)

Описание: Описание: Гульназира_0001Описание: Описание: Гульназира_0002

Умение танцевать, красиво двигаться в танце, исполнять движения плавно, грациозно высоко ценилось в народе. Хороших танцоров в народе называли «мастер» и, наоборот, о не умеющих плясать, что у башкир встречалось крайне редко, говорили «у него нет мастерства» (неумелый, неспособный). Талант к танцу приравнивался у башкирского народа к мастерству в овладении промыслом, ремеслом.

Зарина:

Умеющая танцевать

Создана из яблок.

Неумеющая танцевать

Сделана из липы.

2.1.  Характерные движения башкирских народных танцев

Неповторимую красочность и своеобразие башкирский народный танец приобрел благодаря гармоничному и одновременно контрастному сочетанию танцевальных движений. Особой выразительностью, филигранной техникой исполнения  в башкирских танцах отличаются движения ног. Это могут быть и простые шаги (атлау), маршевый широкий шаг, шаги на полуплие (приседание), шаги в сторону с ударом ступней друг о друга (аяк кагыу), удары пятки одной ноги о пятку другой (уксэ кагыу).

Многократная повторность «дробей» основана, по всей вероятности, на ритмических ассоциациях древних башкир. Ритмы верховой езды при постоянных перекочёвках, во время шествия верхом на праздник, на свадьбу, конные состязания, военные походы, набеги соседей-кочевников, охота на лошадях, всё это не могло не повлиять на рождение танцевальных ритмов типа «тыпырлау», «ат сыбыу». Термин «тыпырлау» (дробь с притопом) часто встречается в танцевальных такмаках (танцевальных припевках).

Камил:

Тыпыр-тыпыр плясать,

Нужно сапожки надевать.

Нужны не только сапожки,

Но и милая.

Алия:

Тыпыр-тыпыр танцуем,

Танцуем по кругу.

Нет у меня жениха,

Потому и печалюсь.

Основным средством раскрытия образа башкирского народного танца, его характера и национального своеобразия являются  движения рук, исполняющиеся, как правило, в гораздо более медленном темпе, чем движения ног. Ритм танца при этом, часто поддерживался щелчками пальцев рук, хлопками в ладоши, звуками ударных инструментов, подбадривающими и звукоподражательными возгласами.

Предлагаем вашему вниманию примеры основных характерных движений башкирского народного танца в экзерсисе у станка.

  • Полуприседания и полные приседания в характере башкирского женского лирического танца

Описание: Описание: Круглое озеро

  • «Каблучный батман» в характере башкирского мужского танца

Описание: Описание: Сабиракай

  • Подготовка к «веревочке» в характере

башкирского мужского танца

Описание: Описание: Песнь батыров

  • Большие броски в характере башкирского мужского танца

Описание: Описание: Башкирский этюд

Часть 3. Образы танцующей страны

Тематика и формы и образность башкирских народных танцев  весьма обширны и  разнообразны. Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обладают сольные танцы. Однако, широко были распространены танцы малых форм: дуэтные танцы-соревнования (лицом к лицу), в которых исполнители нарочито соперничали друг с другом, танцы трио («Треножник», «Три угла», «Три пня»), квартеты («Четверка», «Четыре угла»). Коллективные или массовые танцы исполнялись на различных празднествах и носили игровой характер.

Большинство башкирских танцев исполнялось по кругу. По преданию, круг является оберегом от злых сил, болезней, несчастий. В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали и наоборот. Отсюда происходит тематическое разделение танцев на охотничьи, пастушеские, военные, эпические, свадебные, игровые, связанные с природой и бытовые.

3.1. Башкирские народные танцы, связанные с природой, образами птиц

Интересны танцы, связанные с природой, передающие образы птиц. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, голос. Культ птиц переплетался у башкир с представлениями о плодородии земли, её обновлении и цветении. Весной во время праздника женщины обвешивали ветки деревьев лентами, бусами, монетами, разноцветными лоскутками тканей и водили вокруг хороводы. Птица и дерево, по представлениям башкир, являлись хранителями богатств земли. Неслучайно в танцах - подражаниях птицам женщины изображают и колыхание ветвей деревьев. Из птичьих танцев наиболее известны «Кукушка», «Черная курица», «Лебедь», Глухариная игра».

  • Упражнения для рук на середине в характере башкирского женского лирического танца.

Описание: Описание: Башкирский танец

3.2. Башкирский мужской танец

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Мужской танец отличается динамичностью, силой и четкостью исполнения движений, свойственных джигиту.

Главными в таких танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения сопровождаются различными дробями. Подобные пляски в прошлом являли собой изображение охоты или боя и исполнились большим количеством участников. Вплоть до нашего времени охотничье-военные танцы не утратили своеобразия и оригинальности движений. В охотничье-военных танцах исполнитель выразительными танцевальными движениями показывал мастерское владение древним оружием башкирского воина: луком и стрелами, мечом и саблей. Военные танцы изображали наступление башкирских воинов на противника, гибель или победу батыров.

Академик И.И. Лепехин, путешествующий по Башкирии в последней трети 18 века, так описывал башкирский воинский танец: «Старик лет в 60 за лучшего у них тогда пеуна почитался, которого, правду сказать, и мы не без удовольствия слушали. Нам не столь приятен был дубовый его голос, как его телодвижения. Он пел славные дела своих предков, которых они батырями называют. Пеун наш припевал не только все их жизни достопамятное, но голосом и телодвижениями выражал все их действия, как они увещали своих товарищей, как выступали в бой, как поражали противников, как обремененные ранами ослабевали и последний испускали дух. Все сие так живо выражал старик, что многие из собеседников плакали».

Танцев, связанных некогда с эпосом или исполнявшихся в составе того или иного эпического повествования, сохранилось немного. Наиболее популярные мужские танцы: «Байык», «Перовский», «Охотник», «Тимербай»,  «Вороной иноходец», «Хромой конь», «Медный каблук».

  • Хореографический этюд в характере башкирского мужского танца

Описание: Описание: Медный каблук

3.3. Дуэтные башкирские танцы

На больших летних праздниках «йыйын», «майзан», «бэйге» молодежи предоставлялась возможность знакомства, выбора  «пары» во время танцев, игр, прогулок. В день праздника пляски, хороводы устраивались исключительно для молодежи, они назывались «киске уйын» - «вечерние игры». Пляски устраивались и по поводу сбора дикого лука, кислицы, во время смягчения домотканины или выхода на гору по пятницам в летние дни.

На йыйын собирались девушки из окрестных аулов. Юноши не мешали девушкам во время работы. Им не разрешалось участвовать в сборе трав. После работы девушки устраивали совместную трапезу. Лишь в это время юноши давали о себе знать: начинали играть на гармошках, пели песни. Постепенно на месте сбора молодёжи затевались различные игры, хороводы. Такое начало молодежных игрищ являлось как бы данью уважения хозяев к гостям, своеобразным знакомством приехавших из разных аулов молодежи. Особое значение имели парные танцы в центре круга. Каждая пара поочередно выходила в круг и исполняла импровизированный танец, в котором в очень сдержанных движениях юноша и девушка показывали свое отношение друг к другу. Лирический дуэт «Дружба» - пример прекрасного, глубокого и верного выражения дружбы между юношей и девушкой.

  • Хореографическая миниатюра «Дружба»

3.4. Башкирский женский танец - гармония изобразительности

и выразительности

Башкирский женский танец – стремительный и плавный одновременно. Его отличает богатство рисунка рук, предельная четкость движений. Женственность и скромное лукавство – в каждом жесте и даже вскользь брошенном взгляде. Движения рук мягки и пластичны. Рисунком только одних рук башкирская девушка может исполнить сольный танец. К башкирскому женскому танцу применимо понятие «мон» (особо задушевное пение). Часты подражательные движения, изображающие прядение, наматывание нити, теребление шерсти, сбивание масла, приготовление кумыса.

Натуральный образ, конкретная пластика, достоверный жест в различных пропорциях были «растворены» в мягкой поступи, текучих движениях, для которых в народной хореографии существует особое определение: «ойотоу», «ойотоп бейеу» - «томить» (кашу в печи, душу надеждой). Среди башкирских женских танцев, передающих внутреннюю чистоту, благородство, внешнюю красоту и изящество популярны: «Зарифа», «Гульназира», «Загида», «Бишбармак», «Семь девушек», «Проказницы», «Укротители».

  • Вашему вниманию мы хотим представить хореографический этюд в характере башкирского женского лирического танца «Бурзяночка»

Описание: Описание: Бурзяночка_0001Описание: Описание: Бурзяночка_0002

Часть 4. Выводы

Таким образом, в ходе открытого урока мы исследовали путь возникновения и становления и башкирского хореографического творчества вплоть до современной  богатой коллекции народных образов, сосредоточенных в репертуаре Башкирского академического государственного ансамбля народного танца им. Файзи Гаскарова. Для создания целостного понятия башкирской народной хореографии, как одного из самых ярких явлений народной культуры, мы использовали самые яркие  выразительные и изобразительные средства.

С помощью характерных движений башкирского народного танца, исполненными ребятами у станка, а также художественных образов, переданных в хореографических миниатюрах, мы постарались показать башкирский народный танец как отражение художественного богатства, самобытности и красоты народных традиций.  

Национальный колорит башкирской народной хореографии был также подчеркнут башкирскими женскими и мужским костюмами, являющимися непременным атрибутом в танцевальном фольклоре башкир и имеющим символическое значение.

Используя возможности клавишного синтезатора, мы постарались, как можно точнее передать звучание башкирских народных инструментов для создания наиболее органичного сочетания и взаимодействия музыки и танца в башкирском народном искусстве. В музыкальном сопровождении дробей и хореографических миниатюр мы также использовали барабан, имитирующий топот копыт скакуна и бубен, для усиления звукового эффекта украшений (звона монет) на башкирском женском костюме.

Башкиры очень бережно и с большим уважением относятся к своему творческому наследию.  Народное творчество в современном Башкортостане не только не утратило своего значения, но и широко развивается, является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения благодаря стремлению самого народа не утерять своих национальных традиций. Поэтому мы считаем, что для детей очень важно иметь представление о башкирской народной хореографии как о целостном, органичном и богатом наследии, сформировавшемся в глубине времен и эпох.  Как об одном из самых выразительных и изобразительных видах башкирского народного творчества, несущего в себе связь многих поколений башкирского народа – настоящем сокровище национальной культуры.

Список литературы:

  1. Нагаева Л. Башкирская народная хореография. Уфа, «Китап», 1995.
  2. Нагаева Л. Три башкирских танца. Уфа, 1992.
  3. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья. «Самарский университет», 1992.
  4. Ахметши Ф., Тагирова М. Уроки башкирского характерного танца. Уфа, 1982.
  5. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. Москва, 1981.
  6. Журнал «Рампа. Культура Башкортостана». №5, 6, 7, 8, 9/2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме "Страны и национальности"

предсавлен конспект урока второй по теме "Страны и национальности" по УМК Биболетовой...

Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.

Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста...

"План открытого урока с ученицей 1 класса народного отделения"

Разработка открытого урока с ученицей 1 класса народного отделения. Выразительное исполнение игры на баяне....

Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры.

          Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.  Это культурная память народа, неотделимая от сам...

Открытый урок по теме «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»

Тема урока: «Частушки  на народных праздниках Масленица и Шагаа!»Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудр...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...