Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления

               национального и личностного  самосознания, результат

             взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур»

Цель:  апробировать лексический разбор слова на уроке русского

            языка, являющегося воплощением  ценностей культуры, как

            результат сочетания лексического значения слова с

            социальным, историческим опытом конкретного человека.

Задачи:

- проанализировать тексты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на уроке русского языка в целях  сближения изучения языка и литературы;

- определить особенности употребления слова в художественном произведении;

- апробировать лексический разбор слова в результате концептуального анализа текста.

Комплексный анализ текста.

Цели:

  1. Образовательные

– продолжить подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку;

-    совершенствовать навыки лингвистического анализа поэтического текста;

-  формировать у учащихся умение определять особенности индивидуального стиля автора;

- формировать  лингвистическую  компетенцию учащихся ( то  есть умение пользоваться знаниями  о языке и речи в работе с языковым материалом).

2. Развивающие:

- развивать у учащихся образное, ассоциативное мышление на основе языкового чутья;

- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, переносить знания и умения в новые ситуации;

- развивать  языковую компетенцию учащихся ( то есть практическое владение русским языком, работа по развитию речи,    работа со словарем);

- формировать коммуникативную компетенцию учащихся ( проводить смысловой , языковой анализ текста);

3. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся эстетический вкус, приобщать их к духовному миру А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, приобщать учащихся к произведениям искусства;

- воспитывать у учащихся интерес к языку как духовной памяти народа, как к проявлению национального и личностного самосознания;  

-способствовать развитию интереса к историческому прошлому своей страны.

ТЕМА: А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов

(  сравнительный анализ текстов ).

ХОД   УРОКА

- Ребята, сегодня на уроке мы будем рассматривать тексты известных нам гениальных поэтов А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два текста, разные авторы, следовательно, мы должны провести не просто анализ этих текстов, а сравнительный.

Задание:- Прочитайте.

- Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Благодарность» было написано в 1840 году,  когда поэту было 26  лет. Столько же лет было и Пушкину,  когда он создавал шестую главу романа «Евгений Онегин», откуда и взято лирическое отступление.

Задание: Давайте вспомним , по какому плану ведется сопоставление?

( Запись на доске  : 1) Общее

                                  2) Различия

                                 3) Вывод )

Задание:  В чем можно увидеть сходство этих текстов?

( Запись на доске: 1) Возраст поэтов

2) Тема благодарности

3) Форма, построение

4) Общие слова.)

        - Какие?

благодарю

мученье  

жизнь    

душа

выразить          признательность;

физическое             ощущение боли;      

физиологическое  состояние человека                  

внутреннее

состояние

сказать спасибо    

страдания  

 Божий дар человека    

переживать за что-то                              

- Самостоятельное толкование выписанных слов?

- А теперь обратимся к словарям и проверим, правильно ли мы понимаем значения этих слов?

( на доске закрыто правильное толкование слов)

- Какой же вывод мы можем сделать? (правильно)

- Какое  из этих слов является ключевым? ( ответ: Слово « благодарю». Оно повторяется и у Пушкина , и у Лермонтова – дважды)

- И все-таки написанные на близкие темы строки поэтов нас поражают тем, что есть в них   различия.

Послушаем эти стихи. Девочки прочитают их и постараются передать настроение авторов. А вы подумайте: одинаково оно или разное? ( чтение стихов).

- В чем же вы почувствовали отличие? ( ответ: В интонации . слово « благодарю» у Пушкина звучит искренне, радостно, а у Лермонтова лирично, даже иронически).

- Различие двух поэтических текстов неслучайно. Оно является отражением мироощущения их авторов, неповторимой индивидуальности их души и поэтического дара. Посмотрим еще раз на значение слова «  благодарность»

(чувство        признательности                за        сделанное  добро, оказанное внимание, услугу )                                                                                            

 Оно предполагает адресата. Кому же направлена благодарность поэтов (ответ: к Творцу).

- Вот еще одна общая черта . Внесем ее в нашу запись. Адресат посланий один, а благодарят Пушкин и Лермонтов его за разное.

- За что  же?  Запишем в табличку.

А.С. Пушкин

М.Ю.Лермонтов

За наслаждение

За горечь слез

За грусть

За отраву поцелуя

За милые мученья

За тайные мученья страстей

За шум

За месть врагов

За бури

За клевету друзей

За пиры

За все, чем обманут в жизни был

За дары

     

- Что же мы видим?

( ответ: У Пушкина перечисления выражены только существительными, а у Лермонтова существительными с зависимыми словами, то есть словосочетаниями)

- Почему, как вы думаете?

 ( ответ: это выражает их мироощущение. Если у человека на душе хорошо, спокойно, радостно, если он  всем доволен, то он выражается однозначно, точно. А если душу терзают сомнения, неудовлетворенность, то он ищет более подробные объяснения своему состоянию).

- Верно! Посмотрим еще раз на запись ( у Пушкина за грусть , а у Лермонтова непросто  за слезы, а за горечь слез…).

- Только одно слово у Пушкина и Лермонтова распространено эпитетом?

 –Какое?

( ответ: это слово «мученье» у Пушкина они «милые»)

- Подберите-ка синоним к слову «милые».

( ответ : приятные, радостные)

- «Милые мученья» - это сочетание сложносочиненное. Такой прием в литературе называется  оксюморон. Посмотрите значение этого слова в словарике.

- Мученья милыми быть не могут. Посмотрите еще раз на значение этого слова ( на доске значение).

- Какое же значение Пушкин вкладывал в этот эпитет? Какие мучения для него радостные? Какие такие муки может испытывать человек и при этом ощущать радость?

(ответ: В жизни Пушкина окружали друзья, любовь, муки творчества, поэтому он такой жизнелюбивый. Дружбу, любовь, творчество считает «милыми» мучениями)

- А у Лермонтова

( Ответ: тайные   мучения)

- Какие синонимы мы можем подобрать к слову «тайные», чтобы  было понятно его состояние души?

( Ответ: обманчивые, скрытные, заинтригованные)

- К тому же , что это за слова  милые  - тайные

(Ответ: это антонимы, противопоставленные по смыслу слова)

- А у нас они контекстуальные.  Посмотрите в словарик.

(Контекстуальные антонимы – это сова, которые только в этом тесте выступают как противопоставления )

- Какие еще антонимы встречаются в тексте ? ( продолжаем  запись)

Тревога- тишина

Новый -прошлый

Враги и друзья

- Что оформляется записью? (ответ: мне кажется что антонимы у Лермонтова записаны как ОЧ предложения )

- Действительно, трудно поэту  разобраться кто  друг,  кто враг. Прием противопоставления  ( или антитезы) как бы исчез в данном тексте.                                                                                                                                    

- Вернемся  к другим ключевым словам.

Жизнь –… деяния, поступки, похождения

- Это зависит от моральных качеств человека, от того, какова душа.  

( бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею).

           - В каком контексте встречается это слово у Пушкина и Лермонтова?

Душа

Ясная (то есть чистая, светлая)

- В каком значении употребил Пушкин слово «ясною душою»

(Ответ: В переносном значении, потому что душу  нельзя увидеть ее можно почувствовать)

Например: душевный человек

добрый

искренний

отзывчивый

Этот прием мы уже встречали и называется он метафорой

( см словарик)

Жар души, растраченный в пустыне.

- Каков прием использовал Лермонтов говоря о себе? (тот же ,что и Пушкин) жар души – метафора ( то есть стремление , желание принести тепло. Но у Лермонтова  «жар» растраченный в пустыне)

-Что представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? (то место, где никого и ничего нет)

- Вот посмотрите на картину известного художника того же 19 века Крамского «Иисус   в пустыне». Он действительно в пустыне.

- А какой смысл вкладывал Лермонтов в это слово: (ответ:  Лермонтов среди людей как в пустыне, он  подразумевал то общество, в котором жил)

- Да , он говорил о духовной пустыне.

- А теперь посмотрим на то, как построены предложения у Пушкина и Лермонтова?

 Подчеркните грамматические основы предложения и обоснуйте свои наблюдения ? (по группам)

Ответ: у А.С. Пушкина предложения односоставные, определенно-личные, предполагающие  подлежащее я и мы

У М.Ю. Лермонтова все двусоставные, три раза подлежащее местоимение я.

         - Почему? Как вы    думаете?

(Ответ: Каждый из нас может выразить свою благодарность словами Пушкина. Она подходит для многих людей. А у Лермонтова местоимение я подчеркивает  только свое , звучит только от его  имени. Он такой один. А благодарит за то, что ему не было дано. Звучит не как благодарность, а упрек. Поэтому и ирония.)

- Как выражена искренность   благодарности у Пушкина.

(Ответ: есть 2 восклицательных предложения.  А    у Лермонтова - нет)

- Почему?   (упрек)

- Различна, ребята, и композиция ( то есть построение)  текстов?

Попробуйте разделить текст на части.

Ответ : 2 части

1) Благодарность за жизнь, за дар.

1 этап жизни закончен

2) надежда  на что-то новое,  неиспытанное,   неизведанное.

2 этап

Новый путь в жизни

1 часть

Только  упрек за то, что не дал Создатель в жизни поэту, но больше ему и не надо. Нет надежды на будущее.

- Употребление авторами наречия

Ныне –теперь, в настоящее время                

Отныне – начиная с данного времени, впредь, навеки, навсегда

 Подтверждают вашу правоту.

- Это, наверное, не случайно. Я уже говорила, что стихотворение «Благодарность» было написано в 1840 году, за год до гибели   поэта . Оно как пророчество, ощущение близкого конца. Вот не было в этой жизни радости, но и в будущем ничего уже не будет.

И не только мы с вами сегодня почувствовали разное мироощущение поэтов. В нашем учебнике литературы авторы  говорят об этом. Посмотрите на эпиграфы. ( читаем эпиграфы ).  

- Это последнее наблюдение за различием душевного восприятия мира Пушкиным и Лермонтовым требует еще одного  пояснения, с исторической точки зрения. Оба поэта жили в первой половине 19 века. Но события этого  исторического промежутка такие яркие и стремительные, что отразились и на судьбах поэтов, и на их мировосприятии.                                                                                                                                        

- По моей просьбе ученица , посоветовавшись с учителем истории, подготовила нам небольшую историческую справку о том времени  (выступление прилагается) .

- Но работу над текстом мы еще не закончили. На следующем уроке мы начнем анализировать орфографическую, пунктуационную направленности текста. А также хотелось бы, чтобы вы поискали у других поэтов благодарственные строчки, пересекающиеся с теми, что мы сегодня прочитали.

Задание на дом на доске.  

Домашнее задание:

1.

- объяснить знаки препинания в тексте А.С. Пушкина;

- выполнить морфологический разбор слов.

2.

- синтаксический разбор последнего предложения в тексте М.. Лермонтова;

- произвести фонетический разбор слов.

3.

- выписать слова со всевозможными орфограммами и объясните их;

- разобрать слова по составу.

Яркими событиями первой половины 19 века была Отечественная война 1812 года. Победа России в войне с французами открыла перед   царствующим Александром I  блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Из заграничного похода тысячи       молодых офицеров вернулись убежденными противниками самодержавия и крепостничества, так как впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России. Но бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали прогрессивное дворянство к созданию тайных обществ и кружков. Итогом стало восстание декабристов 14 декабря 1825 года. Это  всколыхнуло передовую часть российского общества, способствовало тому, что ее усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием. В этом то обществе жил А.С. Пушкин. Круговерть общественного движения захлестывала его кипучую  натуру, его творческую мысль, стремящуюся к свободомыслию, к борьбе. У него была цель, желание жить. Отсюда и возвышенность его настроения, радость.

М.Ю. Лермонтов родился позже, и его творческий путь проходил уже после восстания декабристов, при правлении Николая I, который был напуган освободительным       движением и озлоблен на дворянство,  которое выступило против него. Одним из важнейших направлений его царствования стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой власти. Участники  общественного движения в эти годы не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Настроение Лермонтова очень понятно. Один среди толпы, один и негде применить  свой» жар души».

«Печально я гляжу на наше поколение!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В  бездействии состарится оно!»

Так думал Лермонтов . Он считал жизнь пустой и бесполезной. Но мы-то знаем, что Лермонтов очень нужен и нам.  

На доске

Двадцать пятое февраля.

Классная работа.

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов ( Анализ текстов)

  1. Общие черты:

А) возраст поэтов;

Б) тема  благодарность;

В) форма , построения;

Г) общие слова.

* благодарность

* мученья

* жизнь

* душа

Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу

Всякое сильное и длительное или духовное страдание или боль, томленья,       истязания

Век, все продолжение земной жизни его от смерти, также род и  образа его жизни, его быт, деяния, поступки, похождения

Бессмертное духовное существо,    одаренное разумом и волею

  1. Различия

За грусть

За горечь слез

За милые мученья

За отраву поцелуя

За шум

За тайные мученья страстей

За бури

За месть врагов

За пиры

За клевету друзей

За дары

За все, чем обманут в жизни был

Антонимы

       Тревога- тишина

Новый -прошлый

Враги и друзья

Душа

Ясная

Жар души, растраченный в пустыне.

Построению

Односотавные

Определенно-личные

2 восклицательных арелдожения

Ныне

Двусоствные

Нет ни одного

отныне

3. Слова, синтаксическое  строение, композиционные особенности помогают увидеть разное мироощущение двух поэтов.

Оборудование

Эпиграф

А.С. Пушкин

«Не знаю, стал ил я с годами лучше понимать Пушкина. Но знаю, что я все больше стал ему удивляться,      удивляться этому чуду бесконечно и умом , и чувством, и всем опытом своей жизни. Не устаю преклоняться пред нем. Он- это самое светлое и разумное среди всего того, что обещало людям бессмертие»

С.П. Залыгин

М.Ю. Лермонтов

«Удивительная энергетика у стиха Лермонтова . Такое ощущение, что не стихотворение перед тобою, а сгусток человеческой боли, страсти , смятения или, наоборот, возвышенного блаженства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Открытый урок комплексного анализа текста по русскому языку в 10 классе. Тема: "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"

Данный урок был проведен в рамках  регионального методического семинара "Использование технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования". На данн...