Открытый урок комплексного анализа текста по русскому языку в 10 классе. Тема: "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Данный урок был проведен в рамках регионального методического семинара "Использование технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования".
На данном уроке с использованием технологии Д.О.было проведено обобщение по разделу "Морфемика" путем комплексного анализа текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Правописание гласных и согласных в разных морфемах"Урок русского языка в 10 классе языка в | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание гласных и согласных в разных морфемах »
(для комплексного анализа взят отрывок из п-ти Ф.А. Искандера «Созвездие Козлотура»).
Цель урока: Совершенствование навыков аналитической работы с текстом.
Задачи урока:
- Обобщить и повторить знания по орфографии пунктуации и другим разделам русского языка;
2.Продолжить работу по формированию умения выполнять
комплексный анализ текста;
3. Осмыслить понятия из семантического ряда « Отчий дом ».
Тип урока :Совершенствование умений и навыков работы обучающихся с текстом.
Вид урока: урок-практикум.
Технологии: 1. На диалоговой основе.
2. Дифференцированное обучение.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, учебники.
Структура урока
1. Оргмомент.
2.Переход к целеполаганию урока.
3.Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы путем комплексного анализа текста мы повторим и обобщим знания по пройденной теме и продолжим работу над формированием умения выполнять аналитическую работу над связным текстом.
4.Работа с текстом.
1.Прочитайте текст.
(1)Сейчас где бы я ни жил у меня нет и в помине той жаркой радос..ной тяги в город которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чу…твую что мне не хватает дедушкиного дома.
(3)Может быть потому, что дедушкиного дома уже нет – старые ум…рли, а молодые переехали в город или (по)ближе к нему. (4)А когда он был ,всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё ост…влял про запас. (5)И вот теперь там никого нет и мне каж..тся что я ограблен что какой(то) мой главный корень обрубл…н. (4)
(6)Даже если я там бывал ре…ко, самой своей жизнью, своим очажным дымом , доброй тенью своих деревьев(1) он помогал мне издали, делал меня смелее и увере(н, нн)ей в себе. (7)Я был почти (не)уязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней распол…гает своей жизнью и его труднее ограбить, потому что не все свои богатства держ…т при себе.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.
(10)Сколько (не)дозрелых яблок по(с,з)бивали мы с нашей старой яблон…, сколько (не) дозрелых орехов покрытых толстой зелёной к…журой с ещё нежной скорлупой, с ещё (не)загустевшим ядрышком внутри!(5)
(11,)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земля (н, нн)ым полом с большим жарким очагом с дли(н,нн)ой тяж…лой скамьёй стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бе..конечные охотничьи ра..сказы или ра..сказы о разрытых кладах в старых кр…постях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чу…твую, что мне не хватает дедушкиного дома.
( по Ф. А. Искандеру)
5. Комплексный анализ текста.
Задание для всего класса.
Выполните следующие задания:
1.Определите тему данного текста.
2.В каком предложении раскрывается основная мысль текста? 1)-1; 2)-5; 3)-7; 4)-8
3. Определите стиль и тип речи текста. Ответ обоснуйте.
4. Назовите ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему текста.
5 .Определите способ связи предложений в тексте.
6.Какова, по- вашему, роль второго и последнего предложений текста?
Что хотел подчеркнуть автор?
6 .Групповая работа.
Задание для всех групп. Сверка с эталоном сразу после выполнения
- Группа 1. Задание 1
безударная гласная в корне, проверяемая ударением | звонкие и глухие согласные |
Задание № 2.
Затранскрибируйте слово деревьев
Задание 3.
Из предложений 1-6 выпишите антонимическую пару имен существительных.
2. Группа 2. . Задание № 1
чередующиеся гласные в корне слова | непроизносимые согласные |
Задание № 2
Выполните морфемный разбор : слов дедушкиного, разрытых.
Задание № 3
Выполните синтаксический разбор предложения № 15
3 Группа
Задание № 1
безударная гласная в личном окончании глагола | правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных |
Задание № 2
Среди предложений 1-6 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных частей.
Укажите номер предложения.
Задание № 3
Выпишите из текста примеры эпитетов, развернутой метафоры, экспрессивного повтора .
7. Рефлексия.
1. Попробуем сформулировать основную проблему текста.
Какие вы предлагаете варианты?
1) проблема памяти о родине, о родном доме (надо ли человеку помнить о тех местах, где он родился и вырос? Зачем? Как меняется это чувство с годами?);
2) проблема памяти о детстве (что даёт человеку память о детских годах?).
2. А теперь попытаемся сформулировать авторскую позицию.
1. Когда человек помнит о тех местах, где началась его жизнь, он правильнее живёт и чувствует себя менее уязвимым, как будто сам дом помогает человеку; чувство тоски по родному дому с годами становится сильнее; родной дом как главный корень, питающий человека всю жизнь.
2. Детские впечатления, память о тех людях, которые были рядом с тобой в детстве, делают человека увереннее, помогают ему сохранить свою душу.
3. Назовите пословицы и поговорки об отчем доме
- Как вы понимаете пословицу :
8. Давайте подведем итоги.
С поставленными задачами по анализу текста мы справились.
2.Выставление и комментирование оценок.
9. Домашнее задание: Группа 1, 2.
Синтаксический анализ предложения № 9 + морфологический разбор причастия загустевшим или написать сочинение- рассуждение на тему: « Отчий дом – начало всех начал…»
Группа 3
Написать сочинение- рассуждение на тему: « Отчий дом – начало всех начал…»
(обязательное)
Дополнительные задания.
- Решение лингвистических задач.
1.Надо любить учиться и развлечения выбирать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни. | Задание: Можно ли трансформировать придаточную часть СПП в обособленное определение. Ответ обоснуйте. |
2. Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека | Задание: Можно ли трансформировать придаточную часть СПП в обособленное определение. Ответ обоснуйте. |
3. Мы вступили в век, который требует от нас прочных знаний в избранной сфере деятельности. | Задание: Можно ли трансформировать придаточную часть СПП в обособленное определение. Ответ обоснуйте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста по русскому языку. 5 класс.
Комплексный анализ текста как эффективный способ подготовки к последующей сдаче ГИА и ЕГЭ....
Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика,...
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
Спецкурс " Комплексный анализ текста" по русскому языку, 9 класс
Спецкурс рассчитан на подготовку учащихся к ОГЭ...
Тематическое планирование элективного курса «Комплексный анализ текста по русскому языку" 10 класс
Комплексный анализ текста....
Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация....
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...