Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

Кривошапова Лариса Васильевна

 

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые
обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,  повышают  авторитет
знаний и индивидуальную ответственность школьников  за  результаты  учебного
труда. Эти  задачи  можно  успешно  решать  через  технологию  игровых  форм
обучения.. 
                Игра  имеет большое значение в жизни ребенка,  имеет  то  же  значение,   какое  у взрослого  деятельность,  работа,  служба. 
Игра   только   внешне   кажется
беззаботной и легкой. А на самом деле она властно  требует,  чтобы  играющий
отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

                 Часто в своей работе (особенно в 5-7 классах) использую игровые формы  как на отдельных этапах урока, так и на уроке в целом.

Эффективной игровой формой считаю  «эстафету»,  где участвует каждый ученик класса и не единожды.

Эта форма позволяет держать в рабочем напряжении каждого ребёнка в течение всего урока, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за товарищей по команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                 В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые

обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,  повышают  авторитет

знаний и индивидуальную ответственность школьников  за  результаты  учебного

труда. Эти  задачи  можно  успешно  решать  через  технологию  игровых  форм

обучения..

                Игра  имеет большое значение в жизни ребенка,  имеет  то  же  значение,   какое  у взрослого  деятельность,  работа,  служба.  Игра   только   внешне   кажется

беззаботной и легкой. А на самом деле она властно  требует,  чтобы  играющий

отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

                 Часто в своей работе часто (особенно в 5-7 классах) использую игровые формы  как на отдельных этапах урока, так и на уроке в целом. Эффективной игровой формой считаю  «эстафету»,  где участвует каждый ученик класса и не единожды. Эта форма позволяет держать в рабочем напряжении каждого ребёнка в течение всего урока, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за товарищей по команде.

                               Русский язык

Тема: Правописание суффикса    ЧИК-ЩИК в именах существительных.      

6 класс. Урок (полностью)

Разработал:

Кривошапова Лариса Васильевна,

учитель русского языка и литературы МКОУ сош №11, II категория

Используемый учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Русский язык.6 класс.М: Просвещение, 2009

Оборудование для урока: АРМ учителя, таблицы (см. по ходу урока),  3 эстафетные палочки для передачи учащимися друг другу

Примечание: урок-игра в форме эстафеты

                         Цель:

            1.Познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффикса ЧИК-ЩИК.

            2. Развивать умение выбирать способ для правильного написания суффикса ЧИК-ЩИК, орфографическую зоркость, внимание, мышление, память, здоровый дух соревнования.

            3. Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка; уважение друг к другу, чувство коллективизма, ответственности за товарищей.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Повторение  изученного.

1. Повторение изученных ранее орфограмм. Игра «Эстафета».    Игра «эстафета»                  

    Напомнить девиз эстафеты «Не быстрей, а правильней».                   на 6  вариантов  

                                                                                                                         Работает

Учащиеся класса делятся на 6 вариантов.                                                   Каждый

Задача: вспомнить орфограмму, предложенную варианту                       ученик класса

(всего 6 );уметь её рассказать; на доске записать примеры

слов на эту орфограмму, правильно её обозначив; проверить

и оценить.

Корень

с черед.

корень с черед.

корень  с черед.

корень с черед.

и-ы после

приставки

гор-гар

кос-кас

рос-раст-ращ

лаг-лож

приставок

пре-при

          Учащиеся выбегают к доске «цепочкой» (друг за другом),

пишут слова, садятся на место. 1 ученик из каждого варианта

выходит к доске, рассказывает орфограмму и проверяет работу

 своего варианта. Подведение итогов.

III. Изучение нового материала.

1.Слово учителя

               Ребята! Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство         Целеполагание

 с огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке

доверена трудная, но интересная работа. Кто из вас знает какая?

 (Образование новых слов, обогащение русского языка).

Многие суффиксы имеют своё определённое значение, учат нас

 видеть характер слова. Мне нужно написать слово «заказчик».

Так какую же букву выбрать, Ч или Щ? Какую орфографическую

проблему мы обнаружили? ( Произношение не соответствует

написанию). Поэтому сегодня мы узнаем, что надо знать для того

чтобы не ошибиться в написании этих суффиксов и будем

отрабатывать умение правильно их писать.

2. Ознакомление с орфограммой                                                            Работа с учебником

В суффиксах существительных ЧИК-ЩИК

                                Ч

                              Щ

После букв Д,Т,З,С,Ж


переписЧИК

В остальных случаях


мойЩИК

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных

IY. Закрепление.

1. Дописать суффиксы в именах существительных обозначить                   «Эстафета»                                 

орфограмму                                                                                                                 по рядам

                                                                           

                                                                                                                             Работает  каждый                      

         1 ряд

          2 ряд

               3 ряд

   камен

стеколь

груз

свар

бетон

экскаватор

слесарь

пекарь

пекарь

объезд

размет

кранов

рассказ

бакен

лёт

выдум

спалав

развед

попут

навод

баран

фонар

смен

фрезеров

       

 Учащиеся выбегают к доске по цепочке, записывают

суффиксы, обозначают орфограмму

        Предварительно предупреждаются о том, что в каждом

столбике есть слова, в которых не надо дописывать суффикс,

так как они уже называют профессию.

2. Проверка работы.

3. Определительно-орфографический диктант

Задание: определить профессию, правильно написать слово,                      Задание даётся

обозначить орфограмму:                                                                             поочерёдно каждому

- Шахтёр, работающий в забое (забойщик)                                                ряду

- Человек, работающий в буфете (буфетчик)                                            1 ученик работает

- Человек, занимающийся копированием (копировщик)                          индивидуально

- Человек, который переписывает бумаги (переписчик)                          у доски (составляет

- Человек, сортирующий продукцию (сортировщик)                               сложные слова с

- Человек фасующий товар (фасовщик)                                                      суффиксами ЧИК-

- Седок, управляющий лошадью (извозчик)                                              ЩИК)

- Человек, работающий на прессе (прессовщик)

- Человек, обслуживающий бакены (бакенщик)

- Лётчик, управляющий вертолётом (вертолётчик)

- Солдат, обслуживающий пулемёт (пулеметчик)

- Типографский рабочий, делающий переплёты у книг (переплётчик)

- Специалист по переводам с одного языка на другой (переводчик)

- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных

о противнике (разведчик)

4. Выборочный диктант

Задание: выбрать из предложений, которые читает учитель, слова

 с ЧИК-ЩИК, правильно их записать

- Антенщик-мачтовик работает на монтаже радиостанций

 телецентров и линий связи.

  -Наладчик автоматических линий и станков-автоматов, которыми

оснащены современные промышленные предприятия,- одна из новых

профессий.  

-Доводчик-притирщик – профессия очень распространённая.

-Прессовщик работает на комбинате «Магнезит».

-Наборщик-линотипист набирает текст, нажимая на клавиши

расположенной перед ним клавиатуры.

-Диапазон знаний каменщика-монтажника широк и разнообразен.

- Профессия обмотчика элементов электрических машин.

распространена на электромашиностроительных и электроаппаратных

 заводах.

-Регулировщик аппаратуры работает на предприятиях радиотехнической

и радиоэлектронной промышленности. (Из кн. «Справочник по рабочим профессиям»)

5Самостоятельная работа(в группах – всего5 групп)

Определить, какие профессии используются, найти ошибки

1)  в строительстве (стекольщик, крановщик, экскаваторщик, арматурщик,

сварщик, каменщик, бетонщик, переводчик)

2) при работе на станке (фрезеровщик, прессовщик, наладчик, грузчик, экскаваторщик)  

-при работе с  продуктовыми товарами (фасовщик, сортировщик, буфетчик,

разносчик, кладовщик, арматурщик)

3)при работе с книгой (переписчик, переводчик, наборщик, переплётчик,

типографщик, крановщик)

4)на войне (пулемётчик, миномётчик, разведчик, автоматчик, лётчик, прессовщик)

5)в работе железнодорожника (обходчик, смазчик, путейщик, прицепщик, стекольщик)

Подведение итогов урока                                                           Оценки за урок выставляются

-С какими суффиксами мы сегодня познакомились?               по  ходу  и в заключение        

-Когда пишется суффикс ЧИК, а когда ЩИК?                           урока                    

IY. Домашнее задание: упражнение 250,

Подготовиться к словарному диктанту (письменно)


Используемая литература:

1.Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авторы:

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова и др. М: Просвещение,2011.

2.В.А.Лебедев.Поурочные разработки.6 класс.К учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Русский язык.6 класс. Дрофа, 2009.

3)Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская, М.М.Стракевич.Дидактические материалы по русскому языку.6 класс.М:Просвещение,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов ЕК -ИК в именах существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...

Урок русского языка в 5 классе на тему " Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц"...