Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Веселова Юлия Валерьевна

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использования

Задачи урока:

Образовательные: применение правила о правописании НЕ с именами существительными; умение составлять алгоритм действия, умение находить орфограмму в тексте

Развивающие: развитие учебной мотивации, умение анализировать, делать выводы, развитие навыка выделять главное

Воспитательные: формирование связей русского языка с литературой, умение представить выводы перед классом, формирование уважительного отношения к одноклассникам

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Веселова Юлия Валерьевна, МБОУ «Гимназия № 1», г.Кемерово

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

Класс:5

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использования

Задачи урока:

Образовательные: применение правила о правописании НЕ с именами существительными; умение составлять алгоритм действия, умение находить орфограмму в тексте

Развивающие: развитие учебной мотивации, умение анализировать, делать выводы, развитие навыка выделять главное

Воспитательные: формирование связей русского языка с литературой, умение представить выводы перед классом, формирование уважительного отношения к одноклассникам

Оборудование: компьютер учителя, интерактивная доска, раздаточный материал для обучающихся.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку,

Приветствие учителя, подготовка к уроку, запись в тетради числа, классная работа

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

формирование положительной мотивации к уроку

2.Постановка проблемы. Исследование языкового материала.

Формирование темы и целей урока.

10 мин

На интерактивной доске слова.

Учащимся предлагается распределить слова в две группы

Вопрос: По какому признаку распределим? Будьте внимательны, одно слово - лишнее (слитно\раздельно):

(Не) годовать, (не)уважать, (не) любить, (не)волить, (не)приятель, (не) хотеть, (не) чувствовать, (не)доумевать, (не)навидеть, (не) быть, (не)здоровится.

Проверка выполнения задания по цепочке (меняем слайды на каждое правильно распределенное слово)

Вопрос: Какое правило должны помнить о написании НЕ с глаголами?

Почему не выписали слово НЕПРИЯТЕЛЬ? (это имя сущ.). А как напишем? Почему?

Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного?

Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Что нам для этого необходимо?

Учащиеся самостоятельно распределяют слова в тетради.

По очереди называют правильное написание слова.

Один из учеников озвучивает правило «Правописание НЕ с глаголами».

Версии учащихся о написании существительного.

Формулировка темы урока и цели. Запись темы урока.

Настрой на внимательное слушание учителя и активную работу на уроке.

Познавательные

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные

-  постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-  планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3.Изучение нового материала.

10 мин

Создание условий для построения гипотезы и формирование вывода.

1 шаг. Нам нужно выяснить, как правильно пишутся существительные с НЕ.

Для этого каждая группа должна выполнить задание.

Задание: Проанализируйте слова, которые лежат перед вами и попытайтесь определить условия написания этих слов.

1 группа: ненависть, ненастье, негодование, неуклюжесть.

2 группа: нерешительность, нескромность, несчастье, необразованность.

3 группа: не правда, а ложь; не решительность, а робость; не внимательность, а рассеянность; не приветливость. А грубость.

4 группа: это был не тигр; он не владелец дачи; не ветер ветку клонит; это не книга лежит на столе.

2 шаг. Презентация работ групп. Появляется нужный пункт слайда в презентации.

3 шаг. Составление алгоритма правила.

1.Определи, употребляется ли существительное без -НЕ

Если не употребляется, то пиши слитно.

2.Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет

Если есть, пиши раздельно.

3.Замени существительное синонимом:

Если можно заменить, пиши слитно

4 шаг.   Работа с учебником.

Сверим это правило с правилом из учебника. Читаем правило.

Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в группах, выступают с сообщениями. Составляют алгоритм.

Соотносят получившийся алгоритм с правилом в учебнике. Запись алгоритма со слайда.

Познавательные

-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

-  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные

-  прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

4.Первичное закрепление изученного.

10 мин

Работа с электронным тренажером, даны слова в 2 столбиках, нужно найти соответствия.

(Не)зависимость        Робость

(Не)былица        Грубость

(Не)нависть        Свобода

(Не)смелость Возмущение

(Не)вежливость        Выдумка

(Не)годование        Вражда

Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы)

Что такое синонимы? Какова их роль в русском языке?

Запишите в тетрадь слова 1-го столбика, определите, чем является -НЕ в данных словах (1ч. к доске)

К каким словам мы могли бы не подбирать синонимы, а объяснить их написание по-другому. Как именно?

Работа в группе Игра «Собери пословицы».

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь.

 

1). (Не) работа сушит, а забота.

2). (Не) печь кормит, а руки.

3). Глупость (не) порок, а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.

6) Попытка (не) пытка, а спрос (не) беда.

Запись предложений с доски (слайд меняется).

Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.

(Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечиш....

А народ - то над ним насм..хался: «Поделом тебе, старый (не)вежа».

Значение каких слов вам непонятно? Что обозначают слова «невежа», «невежда»? Что мы должны сделать, чтобы узнать значение слова?

Обращение к словарю (выход в Интернет, информация на интерактивной доске)

Невежда - необразованный человек, неуч.

Невежа - невоспитанный человек, грубиян

Что произошло с этими словами (произошло слияние -Не с корнем, поэтому эти слова без НЕ не употребляются, НЕ - часть корня).

Объясните смысл пословицы (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечиш......

В каких произведениях на уроке литературы вы уже встречались с данными
словами? (басня И.Крылова «Свинья под дубом»)

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Ученики по вызову учителя выходят к доске и находят соответствия слов.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.

Записывают слова в тетрадь.

Применяют правило.

Работа в группах по 4 человека (по 2 парты) с раздаточным материалом.

Подбирают части пословиц, записывая в тетрадь, один из группы называет результат, второй – объясняет смысл пословицы.

Запись предложений со слайда. Ответы на вопросы. Рассуждение по этимологии слов.

Актуализация знаний с урока литературы.

Познавательные

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные

-  управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-  коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

5. Физкультминутка.

3 мин

Ребята, вы внимательно работали, давайте проведем гимнастику для глаз. Я прочитаю стихотворение Б.Заходера, а вы будете зажмуривать глазки, когда услышите слово, которое без НЕ не употребляется.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умный, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не

Выполняют гимнастику для глаз.

6. Включение правила в систему знаний.

7 мин

Работа в парах

Задание для «сильных» учащихся:

1.  Выберите в каждой строчке «лишнее» слово

а)(не)настье, (не)лепость, (не) счастье, (не)брежность

б)(не)дочёт, (не)присоединение, (не)воля, (не) зависимость.

в) (не) видимка, (не)весомость, (не)решительность, (не)забудка.

г)(не)грамотность, (не)вольник, (не)счастье, (не)вежливость

2.Выберите примеры раздельного написания -НЕ с существительными.

а) (Не) грамотность- признак некультурного человека

б) (Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство

в) (Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.

г) (Не)друг не посочувствует.

3. Распределите существительные с -НЕ   в 2 столбика:

не - приставка, не - часть
корня:

(Не)видаль,(не)нависть,(не)правда,(не)лепость,(не)ожиданность,

(не)внимательность, (не)дуг.

4. Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными.

а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно.

б)Это был (не) друг мой, а просто знакомый.

в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса.

г) Глупость (не) порок, а беда.

В это время «слабые» учащиеся выполняют упр. В учебнике.

Деление на пары по указанию учителя.

Работа в тетради с раздаточным материалом или с учебником.

Сдают тетради.

Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные

-  управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

Регулятивные

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

7. Рефлексия учебной деятельности.

3 мин

Вопросы: Что вы нового сегодня узнали об именах существительных?

Какую проблему решали?

Чему научились?

Что является условием слитного написания НЕ с существительными, раздельного?

Кто может сказать, что хорошо запомнил правило?

На следующем уроке мы продолжим

отработку данного правила.

Учитель задает домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Познавательные

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные

-  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Регулятивные

-  оценка- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Урок русского языка в 6 классе. Изучение имени существительного....

Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данный материал содержит технологическую карту урока в пятом/шестом классе и презентацию к нему....