Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Бабанина Надежда Владимировна

Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе.

Тема: «Правописание НЕ с именами существительными».

Цели и задачи урока:

-научить применять правило написания НЕ с именами существительными,

 -продолжить работу над устной связной речью,

-воспитывать умение слушать друг друга, дополнять, видеть неточности в ответе товарищей, оценивать свою работу и работу других,

-продолжать поддерживать интерес к русскому языку, воспитывать и прививать любовь к предмету.

Оборудование: таблица на доске, на столах картинки с животными, пословицами и поговорками, рабочие тексты .

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие ,начало урока, подготовка учащихся к работе, определяются цели и задачи урока.

II.Словарная работа(творческий диктант)

На доске записаны слова: багровый                                                                                                                                                                                  

        касается

        преспокойный

        недотрога

текст с пропусками слов:

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми,______________огнями, словно сказочные______________ в сундуке хранителя осени. Вот промелькнула последняя бабочка-_______________. Дятел тихонько________________ ствола клювом. Где-то вдали ухнуло, но он______________ сидит на ветке.

Выразительно читается текст, дети вставляют подходящие по смыслу «трудные» слова; затем доска закрывается ,а учащиеся записывают словосочетания со словами из текста. Коллективно проверяется написанное.

Задание: найти существительное общего рода. Обосновать ответ.

III.Объяснение нового.

1.На доске слова в два столбика:

                  небылица                                     недруг

        ненастье                               нездоровье

        непоседа        нерешительность

        неуч        несчастье

Беседа с классом по вопросам:

-что общего между этими словами?

-чем отличаются? пишутся же слитно?

-можно употребить слова без НЕ?

-можно ли подобрать синонимы?

Сделай те вывод: когда НЕ с существительными пишется слитно?

2.На доске две картинки с изображением животных. Делаем записи под ними. Например,                   Это слон.                      Это не слон. Это тигренок .Это не слон, а тигренок.

Слон большой.          Тигренок не большой, а маленький.

Сделайте вывод: когда НЕ с именами существительными пишется раздельно?

3.Сравним наши выводы с параграфом учебника(с.82, параграф 38).

IV.Закрепление материала.

1.Подготовленный ученик читает стихотворение Б. Заходера. Задание классу: услышать непривычные, «странные» слова. Почему они непривычные? Добавим к ним НЕ и запишем: недоуменье, нелепость, неряха, Несмеяна, недотепа, невежа.

2.Найди пару слов.

Невнимательность                                         болезнь

недруг        рассеянность

нездоровье        беда

нерешительность        враг

несчастье        робость

Учащиеся находят пары устно, в тетради запись готовыми парами.

3.Найти из предложенных пословиц и поговорок те ,в которых есть противопоставления.

4.»Юный корректор».Работа с текстами:

-выразительное чтение текста,

-определение темы, стиля , типа речи.

Задание :отредактировать текст, т.е.найти 2 орфографические ошибки(самостоятельная работа).Запись исправленных предложений с объяснением.

V.Итоги урока. Самооценивание.

VI.Домашнее задание .Параграф 38,объяснить лексическое значение пословиц с противопоставлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....