Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slitnoe-razdelnoe_napisanie_ne_s_prilagatelnymi.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Слитное – раздельное написание НЕ с прилагательными».

5 класс

Предмет: Русский язык.

Место урока в системе уроков: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя прилагательное».

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).

Цель урока: продолжить изучение темы «Прилагательное как части речи»; на основе  повторения ранее изученных сведений о прилагательном, ранее изученного правила «Слитное/раздельное написание НЕ с существительными и  глаголами» познакомить с новым орфографическим правилом «Слитное/раздельное написание НЕ с  прилагательными».

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Форма урока: урок-исследование.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Технология: технология вопросно-ответного единства и обратной связи; групповая

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная

Учебные материалы урока: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос. – М.: Дрофа, 2013.

Оборудование: персональный компьютер (программа Power Point), мультимедийный проектор, экран для проектора.

Ход урока.

1 этап. Организационный.

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока, мотивировать учащихся на применение исследовательских способностей.

Слово учителя об уроке, о важности изучения нового материала, о способах его применения в дальнейшей школьной практике.

Выбор учащимися пути знакомства с новым материалом: традиционный (по учебнику), нетрадиционный (самостоятельный вывод правила).

2 этап. Подготовительный этап.

Цель этапа: создать условия для самостоятельной формулировки учащимися темы урока и целей урока; формировать умения находить прилагательные, отличать их от других самостоятельных частей речи.

На экране появляются словосочетания, в каждом из которых есть слово с НЕ.

Почувствовал (не)домогание, (не)было причин, дом (не)каменный, сказал (не)правду, забор (не)ниже нашего, (не)дорогой костюм, (не)может расплатиться, далеко (не)интересный фильм, это (не)сон, а явь.

Учащиеся должны объяснить, как пишутся данные слова и почему (словосочетания с прилагательными учащиеся объяснить не могут или затрудняются). Выход на проблему.

Ученики формулируют тему, учитель записывает ее на доске. Вместе с учителем учащиеся формулируют цели урока, достижение которых поможет справиться с проблемой.

Тема урока – «Слитное – раздельное написание НЕ с прилагательными».

Цель урока: познакомиться с правилом, сформировать умение находить данную орфограмму в тексте, выработать навык правильного написания подобных слов.

Примечание: самостоятельный вывод, а не получение «готового правила» помогает лучше понять орфограмму и усвоить ее.

3 этап. Изучение нового материала.

Цель этапа: сформулировать правило и алгоритм (возможность) его применения на практике.

Учитель предлагает ученикам разделиться на группы, каждой группе выдает лист с заданием:

1. Некрасивый дом                        1. Дом не каменный

    Недорогой костюм                             Нож не стальной

2. Нелепый вид                                2. Не богатая, а бедная семья

    Незлобивый характер                   Лицо не веселое, а печальное

3. Дом не выше прежнего

                                                        Забор не ниже нашего

4. Далеко не интересный фильм

                                                        Вовсе не кислый фрукт

Учащиеся должны сформулировать правило написания НЕ с прилагательными.

После этого ученики (представители групп) выступают со своими предложениями, объясняют, как и почему они пришли к таким выводам. После выводов, сделанных учащимися, на экране появляются условия выбора написания (правило).

НЕ с прилагательными

                                                                

СЛИТНО                                                РАЗДЕЛЬНО

1. Без НЕ не употребляется.                                1. Отрицание (нет синонима)

2. Синоним (без НЕ).                                        2. Противопоставление с А.

                                                                3. Сравнительная степень

                                                                4. Усиление отрицания.

4 этап. Закрепление полученной информации.

Цель этапа: проверка усвоения изученного материала, применение его на практике.

Учащиеся объясняют, почему в предложенных словосочетаниях НЕ с прилагательными пишется слитно или раздельно.

Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый подарок; необыкновенное чудо; птичка не больше ладошки; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; невзрачный на вид; ягоды некрупные, но сладкие; небрежный почерк; неглубокая речонка.

Учащиеся списывают предложенные словосочетания, объясняя свой выбор слитного/раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными и глаголами (кто-либо из учащихся комментирует).

(Не)красивый склон; это (не)рисунок; (не)умный ответ; (не)уклюжий ребенок; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)шире нашей; (не)опытный юноша; (не)исправный прибор; далеко (не)единственный; (не)приятель, а враг; (не)лепый поступок; (не)большой, но уютный; шел и (не)оглядывался; (не)точность в ответе; мне (не)здоровится.

5 этап. Контроль знаний

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

Учащиеся выполняют небольшой тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания), затем проверяют.

1.НЕ с прилагательными пишется раздельно:

1) если слово не употребляется без не-;

2) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без не-;

3) если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово с НЕ пишется слитно:

1) (Не)приятельская армия отступила.

2) Эта книга далеко (не)проста.

3) Нам продали (не)мороженое, а лед.

3.Слово с НЕ пишется раздельно:

1) Мы ждали (не)большой корабль.

2) Он (не)взлюбил меня.

3) Этот нож (не)стальной.

6 этап. Подведение итогов урока.

Учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока, определяют, все ли цели достигнуты.

7 этап. Вариативное домашнее задание

1. Упражнение из учебника (Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые, у слов с НЕ указать части речи и объяснить написание).

2. Знайка прислал письмо, вам нужно написать ответ.

Текст письма

   Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Пишет вам Знайка. Я живу на улице Колокольчиков в Цветочном городе. Вспомнили? Вы знаете, что я самый умный коротышка. Только вот никак не могу объяснить остальным, почему НЕ с существительными, глаголами и прилагательными пишется то слитно, то раздельно. Мне это не удается, потому что в Цветочном городе есть только начальная школа, а эти орфограммы изучаются в 5-ом классе. Прошу вас помочь. Напишите мне, какие правила нужно знать, чтобы научить остальных коротышек?

   До свидания. Жду с нетерпением ответа. Ваш Знайка.

8 этап. Рефлексия.

Цель этапа: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

Перед учениками лист, на котором они выполняли тест, и цветные ручки, карандаши или фломастеры (черный, зеленый, красный). Учащиеся на листочке должны нарисовать «яблоко», каждый цвет показывает их уровень знаний, как они сегодня усвоили материал. Если учащиеся считают, что их знания остались на прежнем уровне, то рисуют «черным» контур яблока; если узнали что-то новое, начали «зреть», то – «зеленое яблоко»; а если «созрели», «расцвели», получили новые знания, то – «красное яблоко». Листы с тестом сдать учителю.

Литература

1. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос. – М.: Дрофа, 2013.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век»: Мир и Образование, 2002.

3. Г.И. Канакина, В.М. Петрунина. Трудные вопросы русского языка. Учебное пособие для учащихся старших классов школ с углубленным изучением русского языка, гимназий, педагогических лицеев и колледжей, Пенза, 2000.

4. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. – Пермь, 2000.

5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...