Урок русского языка в 5 классе на тему " Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка (5 класс)

«Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Методы: эвристические, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • сформировать умения применять правило написания О-Е после шипящих.
  • развить умение находить орфограмму;
  • отработать способы действия при выборе написания О-Е в после шипящих;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать желание быть грамотным;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • ПК; интерактивная доска, презентация к уроку.

Ресурсы: индивидуальные рабочие листы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас.

2. Повторение пройденного.

- Ребята, Ваня собрался на прогулку в парк, но вот беда... Он потерял сегодня телефон. Чтобы мама не волновалась, он оставил ей записку. Давайте ее вместе прочтем

«Мама я пошол гулять. Я надел жолтые шорты, потому что чорные порвал. Не волнуйся, я поел крыжевник и печонку»

Ваня

- Ребята, скажите, все ли правильно написал Ваня? Какие ошибки он допустил? Давайте запишем слова, в которых допустил Ваня ошибку, на доске через запятую.

- Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

- Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

- Какие ещё слова-исключения Вам известны?

- Ребята, понятен ли был текст записки Вани? Почему? А для чего нужно писать грамотно? Важно ли быть грамотным человеком? (воспитательные цели)

- Я предлагаю эти знания применить для следующего задания.

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

На доске записаны фразеологизмы болеть сердц..м, болеть душ..й.

Перед вами два фразеологических оборота. (Один из учащихся выразительно читает вслух). Поясните их лексическое значение. (Они имеют одно значение - волноваться, сильно переживать, беспокоиться).

- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит они синонимичны.

- Запишите в тетрадь два словосочетания также, как у меня на доске. На месте пропуска оставьте окошко.

– Определите, в какой морфеме и какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных). Укажите часть речи. Выделите морфему. (Я на доске выделяю окончания и указываю часть речи)

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-). Подчеркните согласную двумя чертами. (подчеркиваю на доске)

- Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).

- А какие гласные мы можем написать в данных словах? (о или е).

- Мы с вами провели исследовательскую работу, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

- Запишите тему урока в тетради.

- Тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

4. Создание ситуации «вызова». Открытие нового знания.

- Есть ли у Вас предположение, какую букву мы будем писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

- Почему?

- Не переживайте, я Вам помогу открыть новое знание. Для этого поставьте ударение в словах.

- Что вы можете сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами сформулировали правило. Параграф 97, стр. 86. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. (Один ученик читает вслух).

- Вставьте пропущенную букву в слова (сердцем, душой). Докажите.

- Так от чего же зависит правописание букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (от ударения)

5. Первичное закрепление

Выполняем упр. 597 на стр. 87 учебника у доски

6. Закрепление материала

6.1. Работа в парах.

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться рабочими листами. Обратите внимание в конце рабочего листа у Вас есть таблица оценивания, к которой мы будем обращаться на протяжении урока.

Итак, 1 упражнение в рабочем листе вы будете выполнять в паре. Внимательно читайте задание.

№ 1. Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.

Как родник назвать?__________________

Ну, а доктора?_______________________

А холодное оружье с древних лет зовём _________________

Дом из веток?____________________

А границу, между прочим, называют______________________

Слова для справок: рубеж, врач, шалаш, ключ, меч.

Самопроверка по эталону.

Проверьте свою работу. Ключ к этому заданию находится в презентации на доске.  Исправьте ошибки, если есть.

Как родник назвать?.. (ключом)

Ну, а доктора?.. (врачом)

А холодное оружье с древних лет зовём … (мечом).

Дом из веток?...(шалашом)

А границу, между прочим, называют … (рубежом).

- Какую букву в окончании существительных после шипящих вы написали? (о) Почему? (на окончание падает ударение)

Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Кто допустил ошибки не расстраивайтесь, будьте внимательны.

Обратимся к таблице оценивания. Оцените свою работу в паре, поставьте себе оценку.

6.2. Буквенный диктант.

Теперь, когда Вы справились с этой работой, мы можем перейти к следующему упражнению, которое вы будете выполнять самостоятельно.

Я прочитаю слова, а вы запишите в таблицу только букву, которую надо писать после шипящих и ц в окончании существительных.

1. кольц…м 6. неудач..й.

2. ключ..м 7. чертеж..м

3. удач..й 8. встреч..й

4. сторож..м 9. солнц…м

5. зайц..в 10. крыш…й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

е

е

е

е

0

е

е

е

Проведём взаимопроверку по ключу. (Ключ и критерии оценки на доске)

«5» - нет ошибок

«4» - одна или две ошибки

«3» - три или пять ошибок

«2» - шесть и более

Оценку за это упражнение поставьте в таблицу оценивания.

6.3. Физминутка наклоны на О - вправо, на Е – влево.  

Храбрецом, морозцем, вереницей, рощей, гребцов, румянцем, скворцом, баржей, кожей, отцов, камышом, неудачей, танцем, сторожем, невежей.

6.4. Работа над составлением алгоритма (опорный конспект или рабочий лист)

- Ребята, нам важно знать в какой морфеме данная орфограмма? (да)

- Почему? В какой ещё морфеме нам встречались буквы о-ё после шипящих? (в корне)

- Давайте вспомним правило. (Если в окончании, то под ударением о, без ударения – е, а если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов исключений).

- Эти знания пригодятся Вам для выполнения следующей работы. А чтобы Вам было легче, давайте составим алгоритм.

– Посмотрите внимательно в рабочий лист. О чем необходимо помнить при выборе букв после шипящих? (Важно различать корень и окончание.)

Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на две группы, подобрав к существительным подходящее по смыслу прилагательное.

С плащ…м, ш…лк, рощ…й, нош…й, ш..рох, с птиц…й, ш…потом, под крыш…й, крыж…вник, на ц..почках.

Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова

Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных

шёлк

плащом

шорох

рощей

шёпотом

ношей

крыжовник

с птицей

под крышей

7. Итог урока.

- Какой была тема урока?

- Каковы  были цели урока?

- Как Вы думаете, мы достигли поставленных целей? Когда мы пишем О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?

8. Рефлексия. Выставление мотивированных оценок.

Вернёмся к таблице оценивания. Поставьте себе итоговую оценку за работу на уроке в виде смайла.  

Напонимаю: C:\Users\administrator\Downloads\смайл.png  - все было понятно

                     C:\Users\administrator\Downloads\смайл3.png - надо разобраться

                     C:\Users\administrator\Downloads\смайл3.png- не понял тему

 Будьте объективны. Рабочий лист вложите в тетрадь. Я проверю Вашу работу и оценю на следующем уроке. (Выставляем оценки тем, кто работал на уроке и у доски)

9. Дифференцированное домашнее задание.

На доске записано домашнее задание:

1) П. 97, выучить правило; упр. № 598

Дополнительное задание (выполняется по желанию) – карточка для закрепления материала.

Спасибо за внимание!


Приложение

Рабочий лист____________________________________________________________(ФИО)

№ 1. Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.

Как родник назвать?__________________

Ну, а доктора?_______________________

А холодное оружье с древних лет зовём _________________

Дом из веток?____________________

А границу, между прочим, называют______________________

Слова для справок: рубеж, врач, шалаш, ключ, меч.

№ 2. Буквенный диктант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ 3. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на две группы, подобрав к существительным подходящее по смыслу прилагательное.

Плащ…м, ш…лк, рощ…й, нош…й, ш..рох, с птиц…й, ш…потом, под крыш…й, крыж…вник, на ц..почках.

Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова

Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных

Таблица оценивания

№ п/п

Тип задания

Оценка

1

Работа в паре

2

Буквенный диктант

3

Работа в парах

Итог

Ключ к заданию № 1.

Как родник назвать?.. (ключом)

Ну, а доктора?.. (врачом)

А холодное оружье с древних лет зовём … (мечом).

Дом из веток?...(шалашом)

А границу, между прочим, называют … (рубежом).

Ключ к заданию № 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

е

е

е

е

0

е

0

е

«5» - нет ошибок

«4» - одна или две ошибки

«3» - три или пять ошибок

«2» - шесть и более

Карточка 1 (сильный уровень)

-о | -е

1. Лошади бежали рысц…й; 2. Герасим толкнул дверь плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й; 3. Плывёт кораблик-солнышко, кругом лучи кольц…м; 4. Грузовик остановился у покрытой плющ…м дачи; 5. Ласточка свила гнездо под крыш…й.

2) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях существительных):

1 вариант – о в окончании, второй – е.

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

- Проверим фронтально

- Поднимите руки, кто допустил ошибки?

Карточка 2 ( средний уровень)

-У вас на столах задание. Ваша задача выписать слова на изученную сегодня орфограмму, вставляя пропущенные буквы.

Ч..рный, солнц..м, медвеж..нок, красавиц..й, ш..пот. кож..й, встреч..й, девч..нка, зайц..в. ж..лтый, луж..й, плащ..м, тяж..лый, ш..колад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...