Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Хомутова Татьяна Петровна

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект19.03 КБ
Package icon Презентация460.22 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе 


Тема урока: «Обособленные и необособленные обстоятельства в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». 
Тип урока: урок повторения и закрепления темы «Обособленные обстоятельства».
Дидактическая модель обучения: Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая. 
Цели урока:
 Формировать навык выделения запятыми обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

             Рассмотреть случаи, когда деепричастия не обособляются.

  • наблюдение над языковыми средствами  в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» , помогающими раскрыть нравственные проблемы, которые ставит автор перед читателем.
  •  развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста. 
    Задачи урока: 
    • показать мастерство Л.Н.Толстого, учить анализировать особенности языка и стиля; 
    • закрепить знания об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; 
    • развитие творческих способностей учащихся, памяти, мышления; 
    • прививать культуру межличностного общения (работать в паре, группе) 
    Оборудование: художественные тексты (раздаточный материал), толковый словарь С. И. Ожегова, сигнальные карточки, мультимедийная установка. 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа. (слайд 4)

Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный. Что это значит? Вспомним, какую тему мы рассмотрели на уроке русского языка вчера? Сегодня мы должны закрепить ваши знания. Откройте тетради и запишите число и тему урока. (слайд 1-2)

- Как вы думаете, как эту тему мы можем связать с уроком литературы? Действительно, тему урока русского языка «обособленные и необособленные обстоятельства» мы закрепим на тексте рассказа Л.Н.Толстого «После бала», с которым тоже познакомились вчера, и выясним, помогают ли обстоятельства увидеть проблемы, которые ставит писатель перед нами, читателями. (слайды 3-4)

Ну, что ж, в добрый путь!

ЛИТЕРАТУРА

   Рассказ «Поле бала» написан Л.Н.Толстым  в 1903 году. О каком времени пишет Толстой? (слайд5)

(О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1,  не зря прозванного Николаем Палкиным.) (слайд 6)

- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в    преклонном возрасте вернулся     к воспоминаниям своей молодости,     положив их  в основу сюжета     рассказа    «После бала»? (слайд 7)

( Да, действительно,  Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»(слайд 8)

РУССКИЙ   ЯЗЫК

Обратимся к тексту рассказа, но теперь уже с целью повышения вашей грамотности.

  1. Словарный диктант на повторение . Задача учащихся: записать слова, распределив их на две колонки (с одной и двумя Н), объяснить написание н-нн в суффиксах имен прилагательных и причастий.(слайды 9-10). Обменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте работы  (у доски двое учащихся).

Дли…ая история, царстве…ый вид ,румя…ое лицо,серебря…ые эполеты, с зачеса…ыми вперед височками, с украше…ой орденами грудью, восторже…ое умиление, стари…ые сапоги, обеща…ую кадриль, натопле…ые комнаты, насыще…ый водою снег, сморще…ое лицо,привяза…ый к ружьям человек, неестестве…ое тело, испуга…ый солдат,  в засале…ом полушубке, пусты…ый переулок

4. Ну, а теперь обратимся к теме сегодняшнего урока. Вспомним, какие вы знаете способы выражения обстоятельств? (слайд 11-13)

Найдите обособленное обстоятельство, объясните условие обособления: При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.(слайд 14)

  1. Объясните, почему не всегда нужно обособлять одиночное деепричастие :

Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

      — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня.(слайд 15-16)

ЛИТЕРАТУРА

Из какой части рассказа были взяты эти предложения? О каких событиях повествуют? Выпишем в тетрадь по литературе деепричастия и деепричастные обороты, при помощи которых можно  не только описать  действия героев, но и дать этим героям  характеристику.

  1. Состояние татарина  (слайд 17)
    характеристика  при помощи деепричастий и деепричастных оборотов)

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу,… подвигался ко мне, то                   опрокидываясь… , то падая наперед...;

Слайд 18

Полковник, отец Вареньки (характеристика внутреннего состояния во время бала при помощи деепричастий и деепричастных оборотов)

Полковник, отец Вареньки (характеристика внутреннего состояния после бала при помощи деепричастий и деепричастных оборотов)

  • подвел ее ко мне, поцеловав в лоб;
  • сказал, ласково улыбаясь;
  • улыбаясь, вынул шпагу;
  • сказал, улыбаясь
  • втягивал в себя воздух, раздувая щеки;
  • отвернулся, грозно и злобно нахмурившись.

Слайд 19

Иван Васильевич (характеристика внутреннего состояния во время бала при помощи деепричастий и деепричастных оборотов)

Иван Васильевич (характеристика внутреннего состояния после бала при помощи деепричастий и деепричастных оборотов)

  • вскакивал, не дожидаясь приглашения;
  • сказал, отводя ее к месту, подавая ее белый дешевенький веер; (деепричастия подчеркивают возбужденное состояние героя, вызванное влюбленностью)

  • не зная, куда смотреть, опустил глаза;

(почему стыдно И.В., ведь он оказался лишь случайным свидетелем этой ужасной сцены?)

РУССКИЙ   ЯЗЫК

Определение значения некоторых слов может вызвать у вас затруднение, поэтому обратимся к словарю.

  1. Словарная работа (слайд 20)

 дагерротипный портрет (Дагерроттип назван по имени французского художника и химика. Луи Жак Манде Дагер (Louis-Jacques-Mandé Daguerre) изобрел способ фотовоспроизведения (1839 г.), отличающийся от нынешнего тем, что в нем не было негатива. Изображение экспонировалось прямо на серебряную поверхность, обработаную парами иода (т.е. получался иодид серебра). До этого уже проводились разные опыты по фотографии, но отпечатки очень сильно выцветали. А способ Дагера позволял делать устойчивые к свету отпечатки, потому и стал первым методом, позволившим коммерческое использование. ),

 пю́совый "коричневый (о цвете одежды, шляпы)" (Мельников и др.). Из франц. рuсе – то же, собственно "цвета блохи": рuсе "блоха", народнолат. pulice(m)

(Феронье́рка (фр. ferronnièreнем. Seht hierher) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. )

 Шпицру́тен (нем. SpießrutenlaufenSpiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий прут из лозняка (ивового кустарника) для телесных наказаний вXVIIXIX веках.

10. Каждую тему, изученную нами на уроках русского языка, мы стараемся связать с рпедстоящим экзаменом за курс основной школы, а затем и с ЕГЭ.

 Практическое адание ГИА (слайд 21)

  • Я, не снимая мундира, потихоньку вышел в переднюю.

  • Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.

  • Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ( слайд 22)

Итог урока . Слово учителя.

- В завершение нашего разговора попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой. 
Запишите социально – нравственные проблемы: 
 Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека; 
Проблема нравственного выбора человека; 
 Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе. 
- Слово учителя. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра. 

  1. Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни. (слайд 23)
    « Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)». 

     

  1.    (слайд 24)Помогли ли вам в постижении языка писателя и в определении проблематики рассказа обособленные и необособленные обстоятельства?
  2. Оценки, домашнее задание (слайд 25)

  • Дли…ая история, царстве…ый вид ,румя…ое лицо,серебря…ые эполеты, с зачеса…ыми вперед височками, с украше…ой орденами грудью, восторже…ое умиление, стари…ые сапоги, обеща…ую кадриль, натопле…ые комнаты, насыще…ый водою снег, сморще…ое лицо,привяза…ый к ружьям человек, неестестве…ое тело, испуга…ый солдат,  в засале…ом полушубке, пусты…ый переулок

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек.

Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер.

— Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней, — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.

Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.

— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся

Иван Васильевич

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore» 1.

Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости, знаете, как бывает в конце бала, подхватывали все тот же мотив мазурки, из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши, ожидая ужина, лакеи чаще забегали, пронося что-то.

— Так после ужина кадриль моя? — сказал я ей, отводя ее к месту.

— Разумеется, если меня не увезут, — сказала она, улыбаясь.

— Я не дам, — сказал я.

— Дайте же веер, — сказала она.

— Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер.

— Так вот вам, чтоб вы не жалели, — сказала она, оторвала перышко от веера и дала мне.

Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.

Найдите обособленное обстоятельство, объясните условие обособления: При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.

Объясните, почему не всегда нужно обособлять одиночное деепричастие :

Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

      — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня.

Татарин

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова.

дагерротипный портрет (Дагерроттип назван по имени французского художника и химика. Луи Жак Манде Дагер (Louis-Jacques-Mandé Daguerre) изобрел способ фотовоспроизведения (1839 г.), отличающийся от нынешнего тем, что в нем не было негатива. Изображение экспонировалось прямо на серебряную поверхность, обработаную парами иода (т.е. получался иодид серебра). До этого уже проводились разные опыты по фотографии, но отпечатки очень сильно выцветали. А способ Дагера позволял делать устойчивые к свету отпечатки, потому и стал первым методом, позволившим коммерческое использование. ),

 пю́совый "коричневый (о цвете одежды, шляпы)" (Мельников и др.). Из франц. рuсе – то же, собственно "цвета блохи": рuсе "блоха", народнолат. pulice(m)

(Феронье́рка (фр. ferronnièreнем. Seht hierher) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. )

 Шпицру́тен (нем. SpießrutenlaufenSpiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий прут из лозняка (ивового кустарника) для телесных наказаний вXVIIXIX веках.



Подписи к слайдам:

Четырнадцатое февраля.Классная работа. Обособленные и необособленные обстоятельства. Знаки выделения при них. Цели урока русского языка: Формировать навык выделения запятыми обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.Рассмотреть случаи, когда деепричастия не обособляются. НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИрассказа Л.Н.Толстого «После бала» Цели урока литературы: наблюдение над языковыми средствами в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» , помогающими раскрыть нравственные проблемы, которые ставит автор перед читателем. Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Толстой? О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.) Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»? Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» Словарный диктант Дли…ая история, царстве…ый вид ,румя…ое лицо,серебря…ые эполеты, с зачеса…ыми вперед височками, с украше…ой орденами грудью, восторже…ое умиление, стари…ые сапоги, обеща…ую кадриль, натопле…ые комнаты, насыще…ый водою снег, сморще…ое лицо,привяза…ый к ружьям человек, неестестве…ое тело, испуга…ый солдат, в засале…ом полушубке, пусты…ый переулок Словарный диктант Длинная история, царственный вид ,румяное лицо,серебряные эполеты, с зачесанными вперед височками, с украшенной орденами грудью, восторженное умиление, старинные сапоги, обещанную кадриль, натопленные комнаты, насыщенный водою снег, сморщенное лицо,привязанный к ружьям человек, неестественное тело, испуганный солдат, в засаленном полушубке, пустынный переулок Способ выражения обстоятельства 1.Одиночное деепричастие.2.Деепричастный оборот.3.Фразеологический оборот.4. Наречие. Не обособляются: обстоятельства, выраженные словами, близкими к наречиям:стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи, припеваючи, сидя, не глядя, играяфразеологическими оборотамикак за каменной стеной, спустя рукава и др. Алгоритм«Как определить обособленное обстоятельство» 1. Задать вопрос от глагола- сказуемого к обстоятельству.2.Определить, чем выражено.3.Поставить знаки по правилу. Найдите обособленное обстоятельство, объясните условие обособления При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Объясните, почему не всегда нужно обособлять одиночное деепричастие : Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Обособление одиночных деепричастий Одиночные деепричастия ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ, за исключением тех, которые ТЕСНО СВЯЗАНЫ СО СКАЗУЕМЫМ Состояние татарина:характеристика при помощи деепричастий и деепричастных оборотов) Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу,… подвигался ко мне, то опрокидываясь… , то падая наперед...; подвел ее ко мне, поцеловав в лоб; сказал, ласково улыбаясь; улыбаясь, вынул шпагу; сказал, улыбаясь
втягивал в себя воздух, раздувая щеки;отвернулся, грозно и злобно нахмурившись.
Полковник, отец Вареньки (характеристика внутреннего состояния при помощи деепричастий и деепричастных оборотов) Иван Васильевич (характеристика внутреннего состояния при помощи деепричастий и деепричастных оборотов) вскакивал, не дожидаясь приглашения; сказал, отводя ее к месту, подавая ее белый дешевенький веер; (деепричастия подчеркивают возбужденное состояние героя, вызванное влюбленностью) не зная, куда смотреть, опустил глаза; (почему стыдно И.В., ведь он оказался лишь случайным свидетелем этой ужасной сцены?) Словарная работа дагерротипный портрет (Дагерроттип назван по имени французского художника и химика. Луи Жак Манде Дагер (Louis-Jacques-Mandй Daguerre) изобрел способ фотовоспроизведения (1839 г.), отличающийся от нынешнего тем, что в нем не было негатива. Изображение экспонировалось прямо на серебряную поверхность, обработаную парами иода (т.е. получался иодид серебра). До этого уже проводились разные опыты по фотографии, но отпечатки очень сильно выцветали. А способ Дагера позволял делать устойчивые к свету отпечатки, потому и стал первым методом, позволившим коммерческое использование. ), пю́совый "коричневый (о цвете одежды, шляпы)" (Мельников и др.). Из франц. рuсе – то же, собственно "цвета блохи": рuсе "блоха", народнолат. pulice(m)(Феронье́рка (фр. ferronniиre, нем. Seht hierher) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. )Шпицру́тен (нем. SpieЯrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий прут из лозняка (ивового кустарника) для телесных наказаний вXVII—XIX веках. Я, не снимая мундира, потихоньку вышел в переднюю.Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой.  Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека;  Проблема нравственного выбора человека;  Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе.  Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.  « Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».  Помогли ли вам в постижении языка писателя и в определении проблематики рассказа обособленные и необособленные обстоятельства?
Домашнее задание.Домашнее задание. Упражнение 379, *196 СПАСИБО ЗА УРОК!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...