Главные вкладки

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
    методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)

    Парфенова Татьяна Александровна

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Используемые технологии:

    Тренинговые технологии: технология «Дебаты»

    Технологии на основе эффективности управления и организации процесса обучения: технология групповой деятельности (модель «Групповая работа в классе», модель коллективного творческого решения проблем);

    Альтернативные технологии: «Кейс»

    АМО (активные методы обучения): Используются методы литературного творчества, претворения литературного произведения в других  видах искусства и их приемы.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    [1]

    Ми́тинг (англ. meeting — собрание) — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определенных требований либо для выражения солидарности или протеста.

    Законодательной основой, дающей гражданам право на проведение митингов, является статья 31 Конституции России. Она предоставляет возможность всем заинтересованным лицам в мирной обстановке, без оружия, собираться и проводить различные митинги, собрания, шествия, демонстрации и пикетирования.

    Проведение массовых мероприятий, перечисленных выше, регламентирует федеральный Закон о митингах №54-Ф3, принятый 19 июня 2004 года. Он, а также ряд поправок, принятых позже Государственной думой, устанавливают порядок реализации гражданами их конституционного права на проведения митингов и манифестаций.

    Сегодня очень популярна эта форма реакции на злободневные проблемы жизни. Зачастую в социальных сетях, к примеру, можно увидеть призывы к участию в подобных мероприятиях. Особенно организаторы различных митингов рассчитывают привлечь молодежь и школьников, учеников старших классов.

    Но вы должны помнить о том, что, организовывая митинги или ограничиваясь лишь пассивным участием в них, следует иметь в виду, что это крайне серьёзное мероприятие, проведение которого требует неукоснительного соблюдения законности. Любое отступление от существующих правил неизбежно приводит к массовым беспорядкам и может послужить причиной для привлечения виновных к административной, а в отдельных случаях - и к уголовной ответственности, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому будьте внимательны и осторожны, если встретите подобные призывы.



    Предварительный просмотр:

    [2]

    1 группа.

    (Примерный лозунг: Литература никому не нужна! Долой ненужный предмет из школьной программы! И т.п.) – детям пример лозунга не предлагается!!!

    № 1

    Задание к тексту: выдвинуть лозунг и подготовить речь в его поддержку (не более 2 минут)

    Вопросы:

    1. На что потерял надежду А.П?
    2. Кто такой А.П.?
    3. Каково время действия в рассказе? Как вы это поняли?
    4. Почему уволили с работы А.П?
    5. Почему А.П. не спит, чем он так взволнован?
    6. Какие слова вас поразили? Что ставит себе целью А.П. ?

    Фрагмент текста для 1 группы

    Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

    — Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

    Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами.

    — Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

    — Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

    «Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

    — Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

    — Я, собственно… — собеседник замялся.

    — Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…

    — Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

    — Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

    — Говорите, я запомню.

    В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

    — Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

      Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

    Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем…— затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

    В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

    «Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта.  Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

    № 2

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 1 ГРУППЫ:

    Понятие антиутопии.

    Антиутопия же (от греч. «anti» - против и «utopos» - место, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.

    Рассказ - антиутопия?

    А нужно ли нам чтение ради чтения? Представьте, что картина, описанная автором, стала реальностью?

    Исследование газеты «Аргументы и факты»:

    Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными.

    В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий»

    Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года: Переводчики между поколениями. Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
    Сити-фермер. Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существует сады на крышах.
    Биотехнолог. По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений.
    Урбанист-эколог. Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды.
    Лидер сетевых коммуникаций. На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.



    Предварительный просмотр:

    [3]

    2 группа

     № 1

    Задание к тексту: выдвинуть лозунг и подготовить речь в его поддержку (не более 2 минут)

    (Примерный лозунг: Книги – пыль! Сотрем ее с лица Земли! Наука и техника вперед! И т.п.) – детям пример лозунга не предлагается!!!

    Вопросы:

    В какое время происходит действие рассказа?

    Почему, по мнению Андрея Петровича, умерла литература?

    Что больше всего в сложившейся ситуации волнует Андрея Петровича и Максима?

    Как изменился Андрей Петрович за время занятий с Максимом? Почему происходят эти изменения?

    А какие перемены происходят в Максиме?

    Почему Максим не пришел? Что могло случится?

    Фрагмент текста для 2 группы

    Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

    — Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?

    Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

    — С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

    — Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

    — Нигде? — спросил Максим тихо.

    — Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

    — Да, продолжайте, пожалуйста.

    — В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

    Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

    — Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

    — Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

    — У вас есть дети?

    — Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?

    — Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

    Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

    — Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

    — Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

    — Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

    Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

    — Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

    — Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

     — Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

    «Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

    Лермонтов «Мцыри».

    Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…

    Максим слушал.

    — Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

    — Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

    День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

    Бальзак, Гюго,   Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.

    Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Набоков.

    Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.

    Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

     Однажды, в среду, Максим не пришёл…

    Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.

    № 2

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 2 ГРУППЫ:

    Б. Ахмадулина:
    Всего-то, чтоб была свеча,
    Свеча простая, восковая,
    И старомодность вековая
    Так станет в памяти свежа.

    Б. Слуцкий:
    Сколько слов прочтено – не имеет значения,
    Но имеет значение очень давно
    Ежедневное, ежевечернее чтение,
    Еженощное – с лампой зажженной – в окно.

    И пока круг от лампы на крепком столе
    Выключается только на позднем рассвете,
    Все в порядке на круглой и светлой Земле,
    Населенной читателями планете.

    Статистические данные

    Россия уже давно не является самой читающей страной мира. Несколько последних лет она даже не входит в пятерку государств с максимальным количеством издаваемых книг на душу населения. Общая ситуация в стране показала, что 35% опрошенных не читают книг. Главной причиной низкого спроса на чтение и книги является предпочтение социальных сетей и Интернета как источников массовой информации для подрастающего поколения. Опрос Всероссийского центра исследования общественного мнения показал, что молодые люди в России от 18-24 лет прочитали в среднем лишь 3,56 книг за три месяца, в то время как респонденты старше 60 лет – около 5,28 книг.

    Среди опрошенных большинство предпочитает романы о любви – 13%, далее предпочтения разделяются между детективами и классической литературой.

    По статистике, количество продаваемых книг снижается на 5–8% в год.

    2015-й, объявленный Годом литературы, признан провалившимся.

    Исследование газеты «Аргументы и факты»:

    Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными.

    В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий»

    Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года: Переводчики между поколениями. Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
    Сити-фермер. Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существует сады на крышах.
    Биотехнолог. По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений.
    Урбанист-эколог. Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды.
    Лидер сетевых коммуникаций. На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    [5]

    №3

    Правила написания речи для митинга

    1. Выберите тему. Хорошее выступление обычно посвящено только одной теме.
    2. Нужно иметь достойную причину для выступления: вдохновить, наставить, помочь заручиться поддержкой, мотивировать к действиям - все это благородные цели.
    3. Любое выступление, любая речь должна обладать четкой структурой и содержать вступление, основную начинку (содержание, тело) и заключительную часть.

    Начните речь ярким утверждением, которое привлечет внимание вашей аудитории.

    Тело выступления должно содержать минимум три довода. Начинайте с самого сильного. Самый слабый из аргументов помещайте посередине. Заканчивайте вторым по силе аргументом.

    Сделайте решительное заключение.

    1. Будьте убедительны! Если не все ваши доводы строго следуют логике, то подкрепите их другим образом.
    2. Используйте собирательные выражения для описания людей. Ваши слушатели ощутят большую вовлеченность и чувство принадлежности к определенной группе.

    Как построить выступление

    Композиционно выступление на митинге должно быть выдержано следующим образом:

    1. Установление контакта
      Варианты: «Земляки!», «Братья и сестры!», «Товарищи!», «Сограждане!», «Родные мои!».
      Почти везде указание на родственную связь.
      Генерал, выступая перед солдатами накануне смертельной схватки никогда не скажет: «Солдаты!» или «Товарищи бойцы!». Он скажет: «Сынки мои!».
    2. Проблема
      Выступая перед толпой нужно апеллировать к инстинктам. Базовый инстинкт человека — инстинкт самосохранения. Воздействуем на него. Как? Просто пугаем.
      «Власти душат свободу слова и скоро задавят свободную прессу и свободу каждого из нас!». Далее следует хрестоматийная фраза: «Так чего ж мы ждем?!!!» или ее аналоги.
    3. Призыв
      Призыв должен быть кратким, четким и однозначным. Он должен поднимать эго собравшихся, должен дать понять, что, следуя призыву, они делают благородное и святое дело. «Выходи на митинг в поддержку свободной прессы, отвоюй свободу для своих детей!».
    4. Выход из контакта
      Здесь выражается уверенность в том, что собравшиеся последуют призыву, не подведут предков, не струсят, а даже совсем наоборот, проявят смелость и так далее. Пути к отступлению отрезаются фразами: «Страна смотрит на вас с надеждой!», «Наши матери умоляют нас об этом!», «Если ты русский, ты сделаешь это!», «Если ты не русский, ты сделаешь это!», «Если ты…» и тому подобное.



    Предварительный просмотр:

    [6]

    Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать.

    На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

    — Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

    — Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

    — Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

    — От… От кого?!

    — От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

    — Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

    Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

    — Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

    — Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

    Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

    — Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.



    Предварительный просмотр:

    [7]

    Майк Гелприн, известный также и под псевдонимом Джи Майк, родился 5 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий. Живёт в Бруклине.

    Литературное творчество Гелприн начал в 2005 году как автор юмористических рассказов, однако быстро переключился на фантастику. За семь лет написал и опубликовал в журналах, альманахах, сборниках и антологиях 110 рассказов. Еще десятка три ждут своей очереди и полсотни уничтожены автором как недостаточно качественные.

    Из принципиальных соображений Гелприн просит не называть его писателем и таковым себя не считает. Творчество для него – скорее болезнь, графомания, от которой он множество раз пытался излечиться, но так пока и не сумел.

    https://kudago.com/media/images/event/13/06/13066d7607f3da36fb638862776c3f4c.jpg



    Предварительный просмотр:

    [8]

    Гореть – слово гореть многозначное. У С.И. Ожегова в словаре находим (на слайде):

    ГОРЕТЬ, -рю, -ришь; несов.

    1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнем. Дерево легко горит. В печи горят дрова. Горит лес (о лесном пожаре). Гори (все) огнем (синим огнем)! (пропади все пропадом; прост.).

    2. (1 и 2 л. не употр.). Об огне, свете: быть, излучаться. В печи горит огонь, В окне горит свет. Горит люстра. Лампочка горит. Горящий факел.

    3. Быть в жару, в лихорадочном, воспаленном состоянии. Больной весь горит. Рана горит.

    4. Краснеть от прилива крови. Щеки горят на морозе. Лицо горит от стыда. Уши горят.

    5. (1 и 2 л. не употр.). Сверкать, блестеть. Горит заря. Глаза горят от радости.

    6. чем и от чего. Испытывать какое-н. сильное чувство; существовать, проявляться (о таком чувстве). Г. ненавистью. В груди горит любовь. Горят желания в ком-н. Во взгляде горит любовь. Горю нетерпением узнать подробности. Г. от стыда. Г. от любопытства.

    7. Отдаваться полностью (какому-н. делу), отдавать все силы на что-н. Г. на работе.

    8. (1 и 2 л. не употр.). Преть или гнить, нагреваясь. Сено горит в копнах.

    9. (1 и 2 л. не употр.). Быстро изнашиваться, рваться (разг.). Обувь горит на мальчишке.

    10. (1 и 2 л. не употр.), перен. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков (разг.). План горит. Горящая путевка. о* Земля горит под ногами у кого (высок.) - о том, кто находится во враждебном окружении, вынужден всего опасаться. Земля горит под ногами у карателей. Душа горит у кого (разг.) - о состоянии сильного волнения. Не горит (разг.) - нет оснований спешить, торопиться с каким-н. делом. Работа горит (в руках) у кого (разг.) - работа идет хорошо, все ладится. ||сов. сгореть, -рю, -ришь (к 1, 7, 8 и 9 знач.). || сущ. горение, -я, ср. (к 1,2,5,7 и 8 знач.).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Москва слезам не верит» (1980 год, режиссер - А. Меньшов)

    Слайд 2

    ГИПОТЕЗА: КНИГА/ЛИТЕРАТУРА ИМЕЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБСТВУЕТ ЕГО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

    Слайд 3

    МИТИНГ Ми́тинг (англ. meeting — собрание) — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определенных требований либо для выражения солидарности или протеста. Федеральный Закон о митингах № 54-Ф3 от 19 июня 2004 года

    Слайд 4

    Организовывая митинги или ограничиваясь лишь пассивным участием в них, следует иметь в виду, что это крайне серьёзное мероприятие, проведение которого требует неукоснительного соблюдения законности . Любое отступление от существующих правил неизбежно приводит к массовым беспорядкам и может послужить причиной для привлечения виновных к административной , а в отдельных случаях - и к уголовной ответственности

    Слайд 5

    РАБОТА В ГРУППАХ – 15 минут

    Слайд 6

    ПРОВЕДЕНИЕ МИТИНГА

    Слайд 7

    МАЙК ГЕЛПРИН

    Слайд 10

    ГОРЕТЬ (словарь С.И. Ожегова) 1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнем. Дерево легко горит. В печи горят дрова. Горит лес (о лесном пожаре). Гори (все) огнем (синим огнем)! (пропади все пропадом; прост.). 2. (1 и 2 л. не употр.). Об огне, свете: быть, излучаться. В печи горит огонь, В окне горит свет. Горит люстра. Лампочка горит. Горящий факел. 3. Быть в жару, в лихорадочном, воспаленном состоянии. Больной весь горит. Рана горит. 4. Краснеть от прилива крови. Щеки горят на морозе. Лицо горит от стыда. Уши горят. 5. (1 и 2 л. не употр.). Сверкать, блестеть. Горит заря. Глаза горят от радости. 6. чем и от чего. Испытывать какое-н. сильное чувство; существовать, проявляться (о таком чувстве). Г. ненавистью. В груди горит любовь. Горят желания в ком-н. Во взгляде горит любовь. Горю нетерпением узнать подробности. Г. от стыда. Г. от любопытства. 7. Отдаваться полностью (какому-н. делу), отдавать все силы на что-н. Г. на работе. 8. (1 и 2 л. не употр.). Преть или гнить, нагреваясь. Сено горит в копнах. 9. (1 и 2 л. не употр.). Быстро изнашиваться, рваться (разг.). Обувь горит на мальчишке. 10. (1 и 2 л. не употр.), перен. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков (разг.). План горит. Горящая путевка. о* Земля горит под ногами у кого (высок.) - о том, кто находится во враждебном окружении, вынужден всего опасаться. Земля горит под ногами у карателей. Душа горит у кого (разг.) - о состоянии сильного волнения. Не горит (разг.) - нет оснований спешить, торопиться с каким-н. делом. Работа горит (в руках) у кого (разг.) - работа идет хорошо, все ладится. ||сов. сгореть, - рю , - ришь (к 1, 7, 8 и 9 знач.). || сущ. горение, -я, ср. (к 1,2,5,7 и 8 знач.).

    Слайд 11

    « Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет . » Евангелие от Луки (гл.11, стихи 33 – 36):

    Слайд 12

    «Литературе быть! Учитель – «профессия дальнего действия»!



    Предварительный просмотр:

    Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

    Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Парфенова Т.А., май 2018 г.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Используемые технологии: 

    Тренинговые технологии: технология «Дебаты»

    Технологии на основе эффективности управления и организации процесса обучения: технология групповой деятельности (модель «Групповая работа в классе», модель коллективного творческого решения проблем);

    Альтернативные технологии: «Кейс»

    АМО (активные методы обучения): Используются методы литературного творчества, претворения литературного произведения в других  видах искусства и их приемы.

    Цель урока: посредством работы с художественным текстом и дополнительными материалами дать возможность подрастающему поколению осознания будущего самоопределения.

    Формирование УУД

     1.     Личностные: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; формирование ценностного отношения к книге, литературе, чтению.

    2.      Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

    3.      Регулятивные УУД: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, Принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регулирование всего процесса их выполнения и четкое выполнение требований познавательной задачи

    4.      Коммуникативные УУД: Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, обучение действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работа в группе, ориентирование на морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества

    5.      Познавательные УУД: Осуществление поиска и выделения необходимой информации, Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, извлечение необходимой информаций из прочитанных текстов различных жанров, анализ текста по образцу.

    Оборудование урока:
    1. Компьютер с медиапроектором для показа презентации

    2. Листы ватмана, маркеры для изготовления лозунгов

    3. Раздаточный материал для работы групп, заранее разложенный на столах

    4. Карточки для распределения детей по группам

    5. Столы для групп: 3 стола за которые рассаживаются обучающие, 1 стол пустой.

    Ход урока:

    Организационный момент до начала урока:

    Обучающиеся при входе в класс распределяются по группам. Каждая группа занимает отведенный ей стол.

    1. Стадия вызова

    Просмотр отрывка из фильма «Москва слезам не верит» («Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение») – сцена из 1 серии.

    Учитель:

    - Слова о ТВ, произнесенные героем фильма «Москва слезам не верит», в 1980 году звучали как нечто пророчески фантастическое. Наверняка, ваши родители застали еще то время, когда ТВ только начинало свой путь к зрителю. А сегодня нас уже не удивишь разнообразием телевизионных каналов. Сегодня на первый план выходят иные технологии. Как вам кажется, зачем в качестве эпиграфа я решила показать вам этот отрывок?

    (ответы детей)

    Действительно, сегодня на уроке речь пойдет о развитии технического прогресса, но источник нашего разговора будет стар как мир – книга.

    1. Целеполагание

    Учитель:

    -  Ребята, скажите, а в вашей жизни присутствует книга? Какую книгу вы сейчас читаете, недавно прочли? Есть ли у вас любимые книги?

    - Как вы делаете выбор в пользу того, что читать? Как определяете, какую книгу читать, а какую нет?

    - Как вам кажется, может ли литература способствовать самоопределению человека? Как это происходит?

    (Выводим гипотезу – записываем на доске.

    Примерная гипотеза: КНИГА/ЛИТЕРАТУРА ИМЕЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБСТВУЕТ ЕГО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ.)

    Напоминаю, что гипотеза – это утверждение, которое необходимо доказать или опровергнуть. Это и будет целью сегодняшнего урока.

    1. Постановка задач

    Сегодня мы проведем необычный урок. Это будет урок-митинг, своеобразная ролевая игра.

    (используется компьютерная презентация)

    Ми́тинг (англ. meeting — собрание) — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определенных требований либо для выражения солидарности или протеста.

    Законодательной основой, дающей гражданам право на проведение митингов, является статья 31 Конституции России. Она предоставляет возможность всем заинтересованным лицам в мирной обстановке, без оружия, собираться и проводить различные митинги, собрания, шествия, демонстрации и пикетирования.

    Проведение массовых мероприятий, перечисленных выше, регламентирует федеральный Закон о митингах №54-Ф3, принятый 19 июня 2004 года. Он, а также ряд поправок, принятых позже Государственной думой, устанавливают порядок реализации гражданами их конституционного права на проведения митингов и манифестаций.

    Сегодня очень популярна эта форма реакции на злободневные проблемы жизни. Зачастую в социальных сетях, к примеру, можно увидеть призывы к участию в подобных мероприятиях. Особенно организаторы различных митингов рассчитывают привлечь молодежь и школьников, учеников старших классов.

    Но вы должны помнить о том, что, организовывая митинги или ограничиваясь лишь пассивным участием в них, следует иметь в виду, что это крайне серьёзное мероприятие, проведение которого требует неукоснительного соблюдения законности. Любое отступление от существующих правил неизбежно приводит к массовым беспорядкам и может послужить причиной для привлечения виновных к административной, а в отдельных случаях - и к уголовной ответственности, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому будьте внимательны и осторожны, если встретите подобные призывы.

    Наша работа будет построена по группам, оппозиционно настроенным по отношению друг к другу. Каждая группа получит фрагмент текста, вопросы и задания к нему, а также дополнительную информацию для работы, в раздаточных материалах вы найдете инструкции по написанию речи для публичного выступления. Задача каждой группы обработать полученную информацию, выдвинуть собственный лозунг (он же тезис) и выступить с публичной речью в защиту этого тезиса. Свои лозунги (их, кстати, может быть несколько) вы оформляете на листах ватмана и вывешиваете на доску перед выступлением. Хронометраж речи указан в дополнительных материалах – не более 2 минут.

    После того, как группы проведут свою работу, мы объединимся и продолжим совместный разговор, а также подведем итоги нашей совместной работы. Время, отведенное на работу в группах – 15 минут.

    1. Работа групп

    У вас на столах лежит материал, необходимый для работы. Материалы пронумерованы, поэтому вы легко определите, с какого вам нужно начать. Вначале вы работаете с текстом, а потом используя дополнительный материал, формулируете лозунг вашей группы и составляете речь для выступления на нашем митинге. Со всеми вопросами вы можете обращаться ко мне.

    Итак, группы начинают свою работу.

    1 группа.

    (Примерный лозунг: Литература никому не нужна! Долой ненужный предмет из школьной программы! И т.п.) – детям пример лозунга не предлагается!!!

    № 1

    Задание к тексту: выдвинуть лозунг и подготовить речь в его поддержку (не более 2 минут)

    Вопросы:

    1. На что потерял надежду А.П?
    2. Кто такой А.П.?
    3. Каково время действия в рассказе? Как вы это поняли?
    4. Почему уволили с работы А.П?
    5. Почему А.П. не спит, чем он так взволнован?
    6. Какие слова вас поразили? Что ставит себе целью А.П. ?

    Фрагмент текста для 1 группы

    Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

    — Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

    Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами.

    — Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

    — Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

    «Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

    — Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

    — Я, собственно… — собеседник замялся.

    — Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…

    — Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

    — Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

    — Говорите, я запомню.

    В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

    — Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

      Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

    Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем…— затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

    В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

    «Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта.  Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

    № 2

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 1 ГРУППЫ:

    Понятие антиутопии.

    Антиутопия же (от греч. «anti» - против и «utopos» - место, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.

    Рассказ - антиутопия?

    А нужно ли нам чтение ради чтения? Представьте, что картина, описанная автором, стала реальностью?

    Исследование газеты «Аргументы и факты»:

    Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными.

    В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий»

    Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года: Переводчики между поколениями. Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
    Сити-фермер. Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существует сады на крышах.
    Биотехнолог. По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений.
    Урбанист-эколог. Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды.
    Лидер сетевых коммуникаций. На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.

    2 группа

     № 1

    Задание к тексту: выдвинуть лозунг и подготовить речь в его поддержку (не более 2 минут)

    (Примерный лозунг: Книги – пыль! Сотрем ее с лица Земли! Наука и техника вперед! И т.п.) – детям пример лозунга не предлагается!!!

    Вопросы:

    В какое время происходит действие рассказа?

    Почему, по мнению Андрея Петровича, умерла литература?

    Что больше всего в сложившейся ситуации волнует Андрея Петровича и Максима?

    Как изменился Андрей Петрович за время занятий с Максимом? Почему происходят эти изменения?

    А какие перемены происходят в Максиме?

    Почему Максим не пришел? Что могло случится?

    Фрагмент текста для 2 группы

    Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

    — Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?

    Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

    — С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

    — Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

    — Нигде? — спросил Максим тихо.

    — Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

    — Да, продолжайте, пожалуйста.

    — В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

    Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

    — Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

    — Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

    — У вас есть дети?

    — Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?

    — Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

    Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

    — Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

    — Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

    — Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

    Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

    — Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

    — Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

     — Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

    «Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

    Лермонтов «Мцыри».

    Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…

    Максим слушал.

    — Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

    — Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

    День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

    Бальзак, Гюго,   Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.

    Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Набоков.

    Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.

    Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

     Однажды, в среду, Максим не пришёл…

    Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.

    № 2

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 2 ГРУППЫ:

    Б. Ахмадулина:
    Всего-то, чтоб была свеча,
    Свеча простая, восковая,
    И старомодность вековая
    Так станет в памяти свежа.

    Б. Слуцкий:
    Сколько слов прочтено – не имеет значения,
    Но имеет значение очень давно
    Ежедневное, ежевечернее чтение,
    Еженощное – с лампой зажженной – в окно.

    И пока круг от лампы на крепком столе
    Выключается только на позднем рассвете,
    Все в порядке на круглой и светлой Земле,
    Населенной читателями планете.

    Статистические данные

    Россия уже давно не является самой читающей страной мира. Несколько последних лет она даже не входит в пятерку государств с максимальным количеством издаваемых книг на душу населения. Общая ситуация в стране показала, что 35% опрошенных не читают книг. Главной причиной низкого спроса на чтение и книги является предпочтение социальных сетей и Интернета как источников массовой информации для подрастающего поколения. Опрос Всероссийского центра исследования общественного мнения показал, что молодые люди в России от 18-24 лет прочитали в среднем лишь 3,56 книг за три месяца, в то время как респонденты старше 60 лет – около 5,28 книг.

    Среди опрошенных большинство предпочитает романы о любви – 13%, далее предпочтения разделяются между детективами и классической литературой.

    По статистике, количество продаваемых книг снижается на 5–8% в год.

    2015-й, объявленный Годом литературы, признан провалившимся.

    Исследование газеты «Аргументы и факты»:

    Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными.

    В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий»

    Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года: Переводчики между поколениями. Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
    Сити-фермер. Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существует сады на крышах.
    Биотехнолог. По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений.
    Урбанист-эколог. Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды.
    Лидер сетевых коммуникаций. На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.

    3 группа

     № 1

    Задание к тексту: выдвинуть лозунг и подготовить речь в его поддержку (не более 2 минут)

    (Примерный лозунг: Верните Макса! Искусственный интеллект на благо подрастающему поколению! Литературу в школы! и т.п.

    Или полярно: Смерть машине, возомнившей себя человеком! В утиль непокорных роботов! И т.п. ) – детям пример лозунга не предлагается!!!

    Вопросы:

    Что узнает из новостей А.П? Какова его реакция на эту новость?

    В каком душевном и физическом состоянии находится Андрей Петрович? Почему?

    Что последует за многоточием в последнем предложении?

    Фрагмент текста для 3 группы

    Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

    — А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

    — Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри.— О чём вы вообще говорите?

    — Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

    Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

    «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

     Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

    Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил. Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё…

    №2

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 3 ГРУППЫ: 

    Понятие фантастики.

    Фанта́стика — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.

    Рассказ фантастический? Представьте, что картина, описанная автором, стала реальностью?

    Писатели-фантасты

    Если вспомнить, то многие изобретения вначале были придуманы именно литераторами, писателями-фантастами.

    Жюль Верн (Jules Verne), 1828-1905 годы В своих произведениях французский географ и писатель предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе появление акваланга, телевидения, видеосвязи и электрического стула. В 1870 году свет увидела книга «20 тысяч лье под водой». «Наутилус» стал вдохновением для создания современных баллистических субмарин с независимой двигательной системой. В книге «Робур-Завоеватель» (1886) идет речь о летательном аппарате, очень похожем на вертолет, изобретенный лишь в 1907 году, а в романе «Властелин мира» (задуман в 1890-х, опубликован в 1904 году) предсказано появление самолета. В книгах «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1869) можно прочесть о ракетах, лунных модулях, солнечных парусах, реактивных снарядах, высадке человека на Луну и широком использовании алюминия в космической индустрии.

    Герберт Уэллс (Herbert Wells), 1866-1946 годы В научно-фантастических романах английского писателя и публициста встречается не только всем известное предсказание об атомной бомбе. Он предсказал появление автобусов, эскалаторов, автоответчиков, автоматических дверей, центрального отопления, кондиционирования воздуха, электрических кухонных приборов, технологии возведения домов из монолитного бетона. Кроме того, среди необычных и сбывшихся прогнозов Уэллса фигурировало появление авиалайнеров и джойстиков, совмещение плеера и телевизора, создание технологии для непосредственного введения питательных веществ в кровь. В «Войне миров» (1897) идет речь о тепловых лучах, используемых пришельцами для уничтожения человечества. Сегодня они известны, как военные лазеры. А звуковые пушки - такие, как «Long Range Acoustic Device» (LRAD).

    Александр Беляев, 1884-1992 годы В повестях «Голова профессора Доуэля» (1925) и «Человек, нашедший свое лицо» (1940) советский фантаст рассуждает о пересадке жизненно важных органов, клонировании и генной инженерии. В романе «Властелин мира» (1929) Беляев упоминает о создании средств психотропного воздействия и оружия. А в рассказе «Продавец воздуха» он предугадывает обострение экологических проблем воздушного бассейна планеты. Роман «Человек-амфибия» (1928) предсказал создание «искусственного легкого» на принципе мембранно-пленочной диффузии, разработку физиологических технологий долговременного пребывания человека под водой и создание подводных обитаемых домов.

    Джордж Оруэлл (George Orwell),1903-1950 годы Английский писатель и публицист известен своими политическими предсказаниями.В том числе он предвидел управление общественным мнением и поведением с помощью СМИ,а также манипулирование историей. Антиутопия «1984» (1949) ввела понятие «тотальной слежки», которое нынче уже не вызывает удивления: системы видеонаблюдения, сбор информации о привычках и интересах пользователя с помощью меток и куков интернет-сайтов.

    Айзек Азимов (Isaac Asimov), 1920-1992 годы Все те современные роботы, которых с таким энтузиазмом изготавливают японцы, были описаны Азимовым еще в середине 20 века. Кроме того, именно он придумал термины «гуманоид» и «позитронный».

    Рэй Брэдбери (Ray Bradbury), 1920-2012 годы В 1950 году в рассказе «Будет ласковый дождь» писатель во всех подробностях расписал концепцию «умного дома». А прототип современных социальных сетей был придуман им еще в 1953-м. Среди самых удивительный предсказаний Брэдбери: наушники, плеер-ракушка, радиобраслет, круглосуточные банкоматы, плоские телевизоры, комнаты виртуальной реальности, спутниковое наблюдение, КПК и даже автомобили с искусственным интеллектом.

    Аркадий (1925-1991) и Борис Стругацкие (1933 г.р.) Братья-фантасты предсказали существование колец у всех планет-гигантов, а также впервые упомянули эффект замедления времени, обыгрываемый в современных спецэффектах, в фильме «Матрица». В повести «Понедельник начинается в субботу» (1965) Стругацкие описали прототип Википедии. В других произведениях можно встретить указания на несуществующие в те времена пейнтбол, модификаторы тела, экстремальный спорт, аудионаркотики.

    Б. Ахмадулина:
    Всего-то, чтоб была свеча,
    Свеча простая, восковая,
    И старомодность вековая
    Так станет в памяти свежа.

    Б. Слуцкий:
    Сколько слов прочтено – не имеет значения,
    Но имеет значение очень давно
    Ежедневное, ежевечернее чтение,
    Еженощное – с лампой зажженной – в окно.

    И пока круг от лампы на крепком столе
    Выключается только на позднем рассвете,
    Все в порядке на круглой и светлой Земле,
    Населенной читателями планете.

    Статистические данные

    МОСКВА, 6 декабря 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме чтения.

    В любви к чтению сегодня признаются 60% россиян (против 48% в 2014 г.). Рост интереса к литературе подтверждают и другие данные: так, с 36% до 15% сократилась доля граждан, признающихся, что они практически не обращаются к литературным изданиям. Вместе с тем с 45% до 55% стало больше тех, кто называет конкретное число книг, прочитанных за последние три месяца, в среднем – 6,49 книг – в сравнении с данными 2011 г. (3,94) эта цифра выросла более, чем в 1,5 раза.

    Исследование газеты «Аргументы и факты»:

    На сегодняшний день список самых востребованных на рынке профессий для специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом:

    1. Инженер. Из-за санкций экономика России вынуждена развивать собственное производство в самых разных областях — от пищевой промышленности до тяжелого машиностроения. Поэтому и крупные, и небольшие производственные компании и предприятия все активнее приглашают на работу инженеров.
    2. Специалист информационных технологий. Глобальная компьютеризация, ведущая к необходимости создания качественного программного обеспечения, его тестирования и оптимизации, регулярного обслуживания серверов, разработке программ для борьбы с хищением конфиденциальной информации приводит к тому, что специалисты в сфере IT становятся чуть ли не самыми востребованными.
    3. Врач. Медицина по-прежнему остается одной из самых важных сфер деятельности, при этом во многих больницах и поликлиниках врачей катастрофически не хватает. Стабильно высоким является спрос на врачей узкого профиля
    4. Специалист сельского хозяйства. Число вакансий в этом секторе экономики постоянно растет. Самыми нужными являются агрономы, ветеринары, специалисты в области животноводства.
    5. Маркетолог-аналитик. На востребованность этой профессии также оказали влияние антироссийские санкции. Желая получать прибыль в непростых условиях экономической нестабильности, торговые компании вынуждены все чаще разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, основываясь на анализе текущей ситуации.
    6. Научный работник. Недостаток квалифицированных кадров в сфере науки в последние годы привел к тому, что многие научные направления были полностью закрыты. В сегодняшней ситуации такие кадры востребованы практически всеми научными учреждениями.
    7. Технолог. Развитие производства вызвало и потребность в квалифицированных технологах самых разных направлений. Особенно это актуально в связи с появлением небольших компаний в пищевой, легкой промышленности, в производстве моющих средств и т.д.
    8. Учитель. Среднее образование всегда было одним из самых приоритетных направлений развития общества. В последние десятилетия в связи с низким уровнем заработной платы произошел отток молодых специалистов из школ. В связи с этим на сегодня наблюдается большое количество вакансий, которые необходимо закрыть.
    9. Финансист. Традиционно востребованная специальность. Поскольку банковская структура в России достаточно развита, то и потребность в специалистах такого профиля сохраняется.
    10. HR-специалист. Необходимость квалифицированного отбора, приема и обучения персонала приводит к тому, что квалификации обычного работника отдела кадров становится недостаточно, его место занимает профессиональный HR-менеджер, владеющий необходимыми знаниями и навыками.

    №3

    Правила написания речи для митинга

    1. Выберите тему. Хорошее выступление обычно посвящено только одной теме.
    2. Нужно иметь достойную причину для выступления: вдохновить, наставить, помочь заручиться поддержкой, мотивировать к действиям - все это благородные цели.
    3. Любое выступление, любая речь должна обладать четкой структурой и содержать вступление, основную начинку (содержание, тело) и заключительную часть.

    Начните речь ярким утверждением, которое привлечет внимание вашей аудитории.

    Тело выступления должно содержать минимум три довода. Начинайте с самого сильного. Самый слабый из аргументов помещайте посередине. Заканчивайте вторым по силе аргументом.

    Сделайте решительное заключение.

    1. Будьте убедительны! Если не все ваши доводы строго следуют логике, то подкрепите их другим образом.
    2. Используйте собирательные выражения для описания людей. Ваши слушатели ощутят большую вовлеченность и чувство принадлежности к определенной группе.

    Как построить выступление

    Композиционно выступление на митинге должно быть выдержано следующим образом:

    1. Установление контакта
      Варианты: «Земляки!», «Братья и сестры!», «Товарищи!», «Сограждане!», «Родные мои!».
      Почти везде указание на родственную связь.
      Генерал, выступая перед солдатами накануне смертельной схватки никогда не скажет: «Солдаты!» или «Товарищи бойцы!». Он скажет: «Сынки мои!».
    2. Проблема
      Выступая перед толпой нужно апеллировать к инстинктам. Базовый инстинкт человека — инстинкт самосохранения. Воздействуем на него. Как? Просто пугаем.
      «Власти душат свободу слова и скоро задавят свободную прессу и свободу каждого из нас!». Далее следует хрестоматийная фраза: «Так чего ж мы ждем?!!!» или ее аналоги.
    3. Призыв
      Призыв должен быть кратким, четким и однозначным. Он должен поднимать эго собравшихся, должен дать понять, что, следуя призыву, они делают благородное и святое дело. «Выходи на митинг в поддержку свободной прессы, отвоюй свободу для своих детей!».
    4. Выход из контакта
      Здесь выражается уверенность в том, что собравшиеся последуют призыву, не подведут предков, не струсят, а даже совсем наоборот, проявят смелость и так далее. Пути к отступлению отрезаются фразами: «Страна смотрит на вас с надеждой!», «Наши матери умоляют нас об этом!», «Если ты русский, ты сделаешь это!», «Если ты не русский, ты сделаешь это!», «Если ты…» и тому подобное.

    1. Выступление групп. Митинг

    (После отведенного времени заслушиваются выводы по работе каждой группы.)

    Учитель:

    - Итак, на данном этапе урока у нас сформулированы 3 точки зрения (на доске лозунги).

    Ребята, надеюсь, вы поняли, что вы работали с фрагментами одного рассказа. Давайте кратко восстановим сюжет, буквально, в 3-х предложениях.

    (Литература исчезла из школ, дети не читают, учителя переквалифицировались на другие специальности. А.П. не смог. Он не востребован, ведет нищенское существование, его знания никому не нужны. Однажды находится человек, который просит уроки литературы. А.П. самозабвенно занимается с ним, даже не из-за денег, а с целью передать свои знания, но Максим оказывается роботом. Его разоблачают хозяева и подвергают утилизации. А.П. на грани самоубийства)

    - Как вам кажется, этот рассказ окончен? А чем он мог бы окончиться? Предположите, исходя из концепции вашей группы.

    (предположения детей)

    ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ОКОНЧАНИЯ РАССКАЗА:

    Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать.

    На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

    — Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

    — Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

    — Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

    — От… От кого?!

    — От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

    — Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

    Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

    — Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

    — Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

    Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

    — Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

    1. Подведение итогов урока

    Учитель:

    - Совпали ли ваши ожидания и прогнозы с концовкой рассказа «от автора»?

    (ответы детей)

    Мы познакомились сегодня с рассказом Майкла Гелприна. Знаком ли вам этот автор?

    (использование презентации)

    Краткая биографическая справка

    Майк Гелприн, известный также и под псевдонимом Джи Майк, родился 5 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий. Живёт в Бруклине.

    Литературное творчество Гелприн начал в 2005 году как автор юмористических рассказов, однако быстро переключился на фантастику. За семь лет написал и опубликовал в журналах, альманахах, сборниках и антологиях 110 рассказов. Еще десятка три ждут своей очереди и полсотни уничтожены автором как недостаточно качественные.

    Из принципиальных соображений Гелприн просит не называть его писателем и таковым себя не считает. Творчество для него – скорее болезнь, графомания, от которой он множество раз пытался излечиться, но так пока и не сумел.

    Учитель:

    - Рассказ написан автором, чья профессия инженер-гидротехник. О чем это нам может говорить?

    (ответы детей)

    - Кстати, рассказ был написан на конкурс, тема конкурса «Узкий специалист». Как вам кажется, какое название может носить этот рассказ?

    (предположения учащихся)

    - Название рассказа «Свеча горела». Какие ассоциации возникают у вас с этим названием, со словами, входящими в него?

    Смысл заглавия рассказа – игра на ассоциациях:

    Свеча – вера (необязательно в Бога), знак блуждающему во тьме, символ течения времени, творчество…
    Антитеза огонь-тьма

    Гореть – слово гореть многозначное. У С.И. Ожегова в словаре находим (на слайде):

    ГОРЕТЬ, -рю, -ришь; несов.

    1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнем. Дерево легко горит. В печи горят дрова. Горит лес (о лесном пожаре). Гори (все) огнем (синим огнем)! (пропади все пропадом; прост.).

    2. (1 и 2 л. не употр.). Об огне, свете: быть, излучаться. В печи горит огонь, В окне горит свет. Горит люстра. Лампочка горит. Горящий факел.

    3. Быть в жару, в лихорадочном, воспаленном состоянии. Больной весь горит. Рана горит.

    4. Краснеть от прилива крови. Щеки горят на морозе. Лицо горит от стыда. Уши горят.

    5. (1 и 2 л. не употр.). Сверкать, блестеть. Горит заря. Глаза горят от радости.

    6. чем и от чего. Испытывать какое-н. сильное чувство; существовать, проявляться (о таком чувстве). Г. ненавистью. В груди горит любовь. Горят желания в ком-н. Во взгляде горит любовь. Горю нетерпением узнать подробности. Г. от стыда. Г. от любопытства.

    7. Отдаваться полностью (какому-н. делу), отдавать все силы на что-н. Г. на работе.

    8. (1 и 2 л. не употр.). Преть или гнить, нагреваясь. Сено горит в копнах.

    9. (1 и 2 л. не употр.). Быстро изнашиваться, рваться (разг.). Обувь горит на мальчишке.

    10. (1 и 2 л. не употр.), перен. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков (разг.). План горит. Горящая путевка. о* Земля горит под ногами у кого (высок.) - о том, кто находится во враждебном окружении, вынужден всего опасаться. Земля горит под ногами у карателей. Душа горит у кого (разг.) - о состоянии сильного волнения. Не горит (разг.) - нет оснований спешить, торопиться с каким-н. делом. Работа горит (в руках) у кого (разг.) - работа идет хорошо, все ладится. ||сов. сгореть, -рю, -ришь (к 1, 7, 8 и 9 знач.). || сущ. горение, -я, ср. (к 1,2,5,7 и 8 знач.).

    В каком значении используется здесь слово «горела»? Горела – использование глагола в прошедшем времени. Зачем? Горела и сгорела? Нет больше свечи? Или горела – как действие постоянное?

    - Что хотел сказать автор, дав рассказу такое название? (работа с цитатой – цитата на слайде)

    (Евангелие от Луки (гл.11, стихи 33 – 36):
    «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.»)

    - Кто или что есть та свеча, дающая свет? Андрей Петрович? Максим? Литература? Или дети, пришедшие учиться?

    (ответы детей)

    Возвращение к гипотезе:

    - Так о чем же рассказ Майкла Гелприна «Свеча горела»? 

    (Образы детей в конце рассказа неслучайны. Писатель выражает надежду на позитивное будущее: даже робот под воздействием произведений литературы, с помощью грамотного учителя смог самоопределиться, заразил этой идеей детей, которые после «смерти» Максима готовы продолжить начатое им дело. Т.е. самоопределение состоялось и у них, и они идут к Андрею Петровичу с просьбой их обучать, используя строки Пастернака как пароль. Бездуховный народ, превратившийся в роботов, уничтожил одухотворённого робота, ставшего человеком. Ценой своей жизни он приобщил детей человека к разумному, доброму, вечному.)

    - Наша гипотеза подтвердилась?

    Рефлексия

    Учитель:

    - Ребята, у нас появилась еще одна точка зрения – это позиция автора.

    (на пустой стол ставится табличка «Позиция автора», на доску можно вывесить лозунг: «Литературе быть! Учитель – «профессия дальнего действия»!)

    Поскольку в начале урока я вас распределила на группы без учета вашей личной позиции и точки зрения, и вы были вынуждены доказывать тезис, который, возможно, не отражает ваших собственных убеждений, я предлагаю вам сейчас занять то место в классе, которое вам ближе. У нас 4 точки зрения, 4 группы, 4 стола. Вы можете остаться на месте или перейти на другое место.

    (дети занимают места в классе – процесс наглядно демонстрирует итог урока)

    - В рассказе Гелприна учитель предлагал Максиму книги, писатель перечисляет целый список классиков литературы, который, на его взгляд, может оказать влияние на самоопределение человека. А какими книгами вы бы дополнили список Андрея Петровича?

    (1-2 минуты на размышление + музыкальное сопровождение - И. Корнелюк «Город, которого нет» («…там для меня горит очаг, как вечный знак забытых истин»)

    (Заслушиваются ответы детей)

    40 секунд красноречия от учителя:

    Друзья! Единомышленники!
    Грустно осознавать, что фантастический рассказ Гелприна мог бы стать былью. Такое будущее может нас ожидать, если мы не сохраним нашу культуру, если мы не сможем передать потомкам уважение к классике; интерес к современным авторам; радость открытия новых литературных миров, пространств, жизней. Тогда случится настоящий литературный коллапс! И страшно от того, что это, действительно, возможно!
    Хочется выйти на улицу и прокричать - люди, читайте! Обогащайте свой внутренний мир, направляйте своего ближнего - советуйте книги, читайте вместе, обсуждайте, ведь это замечательный досуг на все времена!

    Спасибо за урок!

    Ссылки использованных ресурсов

    https://ru.wikihow.com/написать-речь-для-выступления

    http://blog.radislavgandapas.com/meeting/

    https://literaguru.ru/statistika-chteniya-v-rossii-i-mire/

    https://www.mk.ru/social/2016/08/18/rossiyane-bolshe-ne-chitayut-knig-nemodno-dorogo-skuchno.html

    http://www.aif.ru/boostbook/vostrebovannye-professii.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

       Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

    РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

    Исследовательская работа посвящена раскрытию роли практического применения интегрированного урока русского языка и литературы в подготовке к сочинению-рассуждению в рамках ЕГЭ. Мы попытались иссл...

    Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

    Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

    интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

    Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

    Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

    Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)

    Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".

    Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...