Главные вкладки

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Грезнева Ольга Васильевна

    Тема урока:                                                                                                                                    «Морфологический разбор глагола при изучении темы: «Человек в окружающем мире»                             (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)»

    Цели  и задачи урока:

    • упражнять обучающихся в разборе глагола морфологически;
    • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

    ·         создание здоровьесберегающих условий обучения на ур

    • укреплять здоровье обучающихся; дать советы по сохранению и укреплению здоровья и познакомить с некоторыми  «секретами здорового питания»;
    • учить анализировать опасные ситуации, изучать свои физические и психологические особенностями и применять их в различных ситуациях;
    • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
    • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
    • воспитывать в детях чувство красоты, доброты; доброе отношение  к окружающему миру
    • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя;
    • развивать  устную  и письменную  речь  обучающихся.

    Оборудование:   интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, ритмичная музыка для физминуток, плакаты:                                                   “Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”     К.Г.Паустовский

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный  урок русского языка и литературы в 6 классе

    (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)

    Тема урока:                                                                                                                                    «Морфологический разбор глагола при изучении темы: «Человек в окружающем мире»                             (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)»

    Цели  и задачи урока:

    • упражнять обучающихся в разборе глагола морфологически;
    • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
    • создание здоровьесберегающих условий обучения на ур
    • укреплять здоровье обучающихся; дать советы по сохранению и укреплению здоровья и познакомить с некоторыми  «секретами здорового питания»;
    • учить анализировать опасные ситуации, изучать свои физические и психологические особенностями и применять их в различных ситуациях;
    • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
    • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
    • воспитывать в детях чувство красоты, доброты; доброе отношение  к окружающему миру
    • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя;
    • развивать  устную  и письменную  речь  обучающихся.

    Оборудование:   интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, ритмичная музыка для физминуток, плакаты:                                                   “Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”     К.Г.Паустовский

    • “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”       К.Г.Паустовский

    План-конспект  проведения урока

    I.Организационная часть                                                                                                                              Организация начала урока.Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к дальнейшему изучению материала.

    II. Сообщение учителем темы урока                                                                                                 Постановка задач урока. Сообщение обучающимся о материале, который будет изучаться, проверяться. (Актуализация знаний учащихся) Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, включение в проблематику, организация мотивации обучения как обязательного элемента вхождения в мир произведения. В начале урока раздаются рабочие карточки. В течение урока обучающиеся делают в них  записи.

    -Ребята, дома вы заполняли 1 часть таблицы рабочих карточек. Сегодня на уроке должны будете закончить работу по заполнению этих таблиц. В конце урока мы проверим, как вы выполнили домашнее задание и как сумели в ходе классной работы выбрать нужный материал.                                                                                                                                                                                    -Тема сегодня очень интересная, потому что она и развивает, и дает возможность повторить большой материал по русскому языку и литературе. А еще очень важно, что этот наш урок носит здоровьесберегающий характер                                                                                                   . А теперь помогите мне, пожалуйста, сформулировать тему сегодняшнего урока.                                                                           Вставьте пропущенное слова вместо точек-   название части речи.                                                                                              -  …     – самая живая часть речи…                                                                                                                                             Назначение ...   –  выражать само действие.                             А. Югов  (Глагол)

    - Правильно, это глагол. Сегодня мы вспомним и повторим  признаки глагола, научимся производить полный морфологический разбор, так как частично глаголы морфологически разбирать вы умеете уже с 5 класса.                                                                                                                                               - Поможет нам в этом М.М.Пришвин. Какое произведение по литературе мы закончили изучать на прошлом уроке литературы? (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»)

    - На материале этого прозведения мы и построим свой урок. Постараемся понять поступки детей и, проанализировав их, сможем объяснить и свои некоторые поступки и жизненные ситуации, в которые иногда попадаем.

    -Какого  жанра это  произведение? (Сказка-быль)                                                                                                            -Что напоминает сказку? А что – быль? (Сказочно и метафорично  само название. Но и реальность – описание образования торфа. Сказочный зачин. Есть «волшебный» чудесный предмет – компас. Он же  и реальный помощник. Образы сказочных героев(лиса, волк, заяц, сорока, тетерев) традиционны для сказки, но они реально встречаются героям в лесу. Сказочен сам сюжет: девочка собирала ягоды и заблудилась. Но это и вполне реальное событие.                                                                                      -Что отличает произведения Пришвина от произведений других писателей?                                              - Каждое его произведение – это встреча с чудом. Сам Пришвин создавал свои прекрасные произведения словно охваченный волнением от встречи чудом. Он,  завороженный, останавливался, и, взяв в руки карандаш, боясь, что этого он никогда не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение жизни Природы: вот упала первая весенняя капля, муравьи сидят и ждут чего-то, из трухлявого пня выросла березка, по голым деревьям бегают белки…  Конечно же, читая Пришвина, вы, несомненно, открыли для себя много необычного, интересного. Далеко не каждому своему  почитателю природа раскрывает тайны. Она доверяет редким, удивительным, обладающим особым талантом людям -,таким, каким был М.М.Пришвин. Тысячу раз  прав Константин Паустовский, утверждавший: «Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде свего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина».  И сегодня на уроке мы поучимся  у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны…

    III. Мотивация учебной деятельности.

    - Писатель уверен, что человек  должен судить природу «по себе», привносить  в нее свои переживания, ощущения. Это умение Пришвин   называл «родственным вниманием». Только тот сможет больше увидеть в природе, кто умеет сопереживать ей, чувствовать ее.

    IV. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

    - Описывая будни природы, Пришвин не остается в стороне и от особых мгновений, когда  природа величественна.  И тогда ее описание становится своего рода гимном Природе.

    - Скажите, о каких «величественных»  мгновениях из жизни природы вы прочитали у Пришвина? Найдите их в тексте сказки – были, в главе 4. (…могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы… слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого солнца… гребешок загорелся огненным цветком… Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала...)

    -Какими эпитетами  автор «усилил» существительное солнце? (Горячее, большое, чистое, живительное, красное…)

    V. Выборочный «анатомический» диктант

    - Ребята, сейчас я прочитаю отрывок из сказки – были, а вы выберите и выпишите глаголы.                  «При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому - шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому - кадушечку солить огурцы или грибы или даже простую посудинку с зубчиками - домашний цветок посадить. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает. Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться …» (Продавать, просят, солить,  посадить, сделает, отплатят, лежит, смекает, зазнался бы, наставлял, вздумает, слушается, стоит, улыбается, начинает злиться и хорохориться…)

    - Теперь кратко объясните значение каждого из этих глаголов. Трудолюбие закаляет человека. Доброта делает общество здоровее.

    VI. Ознакомление с новым материалом

    - Какой из глаголов несовершенного вида? (Лежит)

    - Какой – совершенного? (Отплатят)

    - Назовите переходный глагол. (Солить)

    -Есть среди выписанных глагол  I спряжения? Назовите его. (Вздумает)

    -Назовите глагол условного наклонения. (Зазнался бы)

    - Какие наклонения глагола еще знаете? Изъявительное, повелительное)

    -Какие еще есть непостоянные признаки глагола? (Число, лицо, время, род)

    VII.Физминутка

    -Все повторили. Теперь самое время научиться разбирать глаголы морфологически. Но прежде немного отдохнем и проведем физминутку.Вспомните, мы их не повторили, оставили на физминутку, какие глаголы относятся ко II спряжению? (Все глаголы на –ить(кроме брить и стелить, 7 глаголов на –еть и 4 глагола на –ать: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и  вертеть)

    -Прекрасно. Теперь мысленно к каждому из них  подставьте такое  существительное, чтобы глагол  выражал только положительные  побуждения  человека.  Например, гнать лень, смотреть в будущее

    -Готовы. Начали вместе со мно: мысленно подставляем существительные  и мимикой, движениями, эмоциями и под ритмичную музыку и отдыхаем, и читаем рифмованные глаголы II спряжения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и  вертеть.    Личный пример учителя.

    -А теперь, восстанавливаем дыхание  1,2,3..1,2,3..   Вдох –выдох! Вдох-выдох!...

    VIII. Первичное осмысление и закрепление

    • Коллективное обсуждение  материала с целью получения выводов обобщающего характера
    • Самостоятельная работа по образцу.  Выполнение заданий, требующих применения имеющихся знаний

    -Теперь  мы познакомимся с планом морфологического разбора глагола, научимся разбирать и будем тренироваться в правильном разборе.

    -Работа по осмыслению  и закреплению  изученного. ( ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

    IX. Творческое применение знаний и умений

    -Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, справились с задачами нашего урока. - Теперь давайте задумаемся вот над таким вопросом: «Каков замысел Пришвина, раскрывающийся   в сказке-были?» (Показать единство человека и природы)

    - Правильно! «Человек в окружающем мире» - тема и нашего урока.

    -Давайте вернемся к нашим героям и вспомним, в чем правда жизни? И что такое «кладовая солнца»?  Этим мы решим еще одну задачу нашего урока, а заодно узнаем некоторые «секреты»  здорового питания. (  ПРИЛОЖЕНИИ №3)

    X. Физминутка.                                                                                                                                    - Представьте себя на месте наших пришвинских героев. Ксати, как их звали? (Настя и Митраша)                                                                                                                                                       -А как их называли люди в деревне?  («Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке»)                                                                          -Почему?  (  Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраше  было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный).

    - И вот они в лесу. Встали, посмотрели по сторонам. Хорошо в лесу!  
    Это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули —
    Ветер сбивает росу.
    В сторону руки, плавно помашем —
    Это к нам птицы летят.
    Как они тихо садятся покажем —
    Крылья сложим назад.

    Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Словить комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.
    «Словить комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

    XI. Проверка домашнего задания

    - А теперь проверим, как вы справились с  домашним  заданием и завершили начатую дома работу в классе. ( Проверка рабочих карточек – ПРИЛОЖЕНИЕ №1 - 3)

    XII.  Итог урока с оценкой проделанной работы

    -Спасибо, ребята, за урок! Все поставленные цели достигнуты и задачи решены.

    -Последний вопрос: что нового вы узнали сегодня на уроке и понравился ли он вам?

    XIII. Контроль и оценка знаний

    -Какую оценку поставили бы вы сами себе?                                                                                                        -Почему?                                                                                                                                                                       -Кто не согласен?

    XIV. Домашнее задание.

    - Запишите задание на дом:  выполнить одно из трех заданий на выбор

    1.Найти и выписать 2-3 предложения, в которых содержится ответ на вопрос: «Как животные реагируют на появление детей в лесу?» (по  сказке – были Пришвина); 2-3 глагола разберите морфологически.    2. Нарисуйте рисунок к одному из эпизодов сказки-были : «Ель и сосна», «Клюква», «Настя и змея». Подпишите рисунок словами из текста. Разберите  2-3 глагола морфологически.   3. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какую правду нашептал Антипыч Травке?» Разберите 2-3 глагола морфологически.

    Игра «Цветок» . Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле     семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
         Этюд «После дождя».  Жаркое лето, только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

    -Будьте здоровы!  Урок окончен! Всем спасибо!  До свидания!

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 1                   Часть 2. Контроль

    1. Какие эпитеты использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?

    2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает сказку?

    3.Как люди в деревне называли Настю и почему?

    4. Какие глаголы в прошедшем  времени использованы у Пришвина  в «Кладовой солнца»?

    5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?

    Пороша, как пудра; роса, как мелкий бисер; луг, как мертвые соты…

    Образы сказочных героев(лиса, волк, заяц..) традиционны для сказки. Сказочный зачин. Есть «волшебный» чудесный предмет – компас. Сказочен сам сюжет: девочка собирала ягоды и заблудилась.

    «Золотая Курочка»   Настя была как Золотая Курочка на ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Носик чистенький и глядел вверх.

    Наставлял, зазнался

    РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 2                  Часть 2. Контроль

    1.Какие сравнения использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?

    2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает быль?

    3.Как люди в деревне называли Митрашу и почему?

    4. Какие глаголы в будущем  времени использованы в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»?

    5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?

    Пороша, как пудра; роса, как мелкий бисер; луг, как мертвые соты…

    Реальность – описание образования торфа. Девочка собирала ягоды и заблудилась- вполне реальное событие.

    «Мужичок в мешочке» Митраше  было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный

    Будут солить, отплатят,

    РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 3                       Часть 2. Контроль

    1. Какие эпитеты использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?

    2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает быль?

    3.Как люди в деревне называли Настю и почему?

    4. Какие глаголы в настоящем времени использованы уПриш-вина в «Кладовой солнца»?

    5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?

    Утро серебряное; лист бархатный; листья нежные…

    Реальность – описание образования торфа. Девочка собирала ягоды и заблудилась- вполне реальное событие.

    «Золотая Курочка»   Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

    Старается, смекает, стоит, улыбается


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формула скорости. Урок с использованием здоровьесберегающих технологий

    Урок с использованием здоровьесберегающих технологий...

    Урок с использованием здоровьесберегающих технологий, английский язык 2 класс. Тема: "Спортивные игры".

    На данном уроке используются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, игровые элементы, частые смены видов речевой деятельности, оценочные суждения после каждого этапа работы....

    Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

    Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

    Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе

    Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе...

    Конспект мастер-класса «Внедрение нового ФГОС на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ»

    Цель: показать использование элементов нового ФГОС на уроках сиспользованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ...

    Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

    «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...