Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Комалова Юлия Сабировна

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок по предмету «Русский язык».

                             План урока:

1. Тема: комплексный  анализ  текста.  Самостоятельная  работа (тест) по  тексту  рассказа  «О дружбе» Розы  Госман.

2. Цели:1). Обучение  приёмам  комплексного  анализа  текста.

2). Проверка  освоения  темы  учащимися.

3). Закрепление  изученного.

4). Развивать  речь,  мышление.

5). Воспитывать  нравственность, любовь к близким, уважение к окружающим.

3. Оборудование: ИКТ (презентация на тему: «Правда и ложь(лицемерие, лесть, зависть, злоба)), таблицы, тестовый раздаточный материал.

                                       Ход  урока:

  1. Оргмомент
  2. Сообщение  темы и целей урока
  3. Слово  учителя: биографические  данные о Розе Госман  (показ  презентации)
  4. Проверка  домашнего  задания: изобразительно-выразительные  средства в тексте  рассказа «О дружбе» Розы Госман  (работа по таблице)
  5. Самостоятельная  работа:1). Выполнение  заданий  теста  по  теме «Сложноподчинённые предложения». 2).Проверка  тестовых  работ
  6. Подведение  итогов, выводы по уроку
  7. Задание  на  дом
  8. Оценивание письменных работ и устных ответов.

      Содержание  урока:

1.Биографические  данные  о  Розе Госман:

Роза Госман – современная писательница. Родилась она на рубеже конца 40-х начала 50-х годов. Живёт в России. Творчество её состоит из прозы, поэзии. Пишет она стихи, повести, рассказы. Тематика её творчества различная: о семье, о детях, о любви, о дружбе. Затрагивает в своём творчестве все стороны жизни.

1.1.Чтение воспоминаний о школьной поре (слайд №3)

2.2.Выборочное чтение стихотворений с показом слайдов (слайды № с 9 по 15)

3.3. Лучшее: список произведений (слайды №16,17)

4.4. Работа по таблице: интерпретация произведения и анализ текста рассказа «О дружбе» (изобразительно-выразительные средства) (слайд №18). Учащиеся устно отвечают по заранее подготовленным ответам

5.5. Чтение рассказа (слайды № с 19 по 39)

6.6. Материал об изобразительно-выразительных средствах (слайды №40-50)

                                 6.1. Ответы:

1. Аллегория- ( пример: «Доверяла все свои сердечные тайны и детища свои – стихи.)

2. Аллитерация- (пример: 1 абзац- шипящие звуки создают образ лести.)

2. Антитеза- ( пример: «Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча…»)

3. Гипербола – 1) (пример: «…пока Ольга читала очередной свой опус…».)

2) (пример: «А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной, разбухшей от тяжёлых дум, голове,…».)

4. Градация – (пример: «Оля в ответ застенчиво улыбалась, невольно сияя от похвалы подруги.)

5. Ирония – (пример: «Ты мною восхищалась. Мне пела дифирамбы, как могла.)

6. Композиционный стык – (пример: «И Ольга читала. Читала робким, тихим голосом…».)

7. Метафора – 1)  (пример: «Видя, как краска ударила в лицо оторопевшей от услышанного, вмиг поникшей Ольги…».)

2) (пример: «Чёрная туча, вмиг закрывшая солнечное небо над их с Ленкой беспечной дружбой, теперь полностью заполнила несчастную, раздавленную горьким известием, Ольгину душу».)

3) (пример: «Это какой камень положит она на сердце подруги своим недоверием к ней»)

4) (пример: «Читая, Оля видела, как тревожно забегали,…, глаза Лены».)

8. Парцелляция – 1) (пример: стихи Оли)

2) (пример: ( «- Ну вот – ужин готов. Можно садиться за стол».)

9. Сравнение – 1) (пример:  «- А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной голове,…».)

2) (пример: «А следом и неуёмный ( в предчувствии наказания) страх провинившейся собаки».)

9. Эллипсис – (пример: «Не могла Ленка так со мной! Всё! Забыть! Не думать! Не вспоминать!»)

10. Эпитеты – (пример: из 1,2,4,5,7,8,9,10,11,12,13 и т.д. абзацев.)

7.7. Задания самостоятельной работы (слайды №51-63). Учащиеся выполняют работу.

                                        7.1. Ответы:

1). Задание №1. Ответ: 1

2). Задание №2. Ответ: 3

3). Задание №3. Ответ: пришёл

4). Задание №4. Ответ: восхищённых

5). Задание №5. Ответ: хвалить

6). Задание №6. Ответ: горько осозновала или горько думала

7). Задание №7. Ответ: осталось дождаться

8). Задание №8. Ответ: 47

9). Задание №9. Ответ: 3,4

10). Задание №10. Ответ: 3

11). Задание №11. Ответ: 1,2

12). Задание №12. Ответ: 30

13). Задание №13. Ответ: 26

8.8. Проверка самостоятельной работы (выборочный опрос)

9.9. Подведение итогов, выводы:1) высказывания своего мнения по теме учащимися; 2) слово учителя (слайд №64)

10.10. Задание на дом: контрольные вопросы и задания: с.119. Упражнение 180.

11.11. Оценивание письменных работ и устных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Конспект занятия в подготовительном классе на тему"Звуковой анализ слов. Самостоятельная работа"

Конспект занятия предлагается учителям начальных классов, работающим  в подготовительном классе по программе "Предшкольная пора" под редакцией Н. Ф. Виноградовой . На занятии в игровой форме...

Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

Урок русского языка по теме "КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"

Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный са...

Презентация к открытому уроку по английскому языку на тему" Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках. Средства художественной выразительности текста"

Презентация к открытому уроку в 9 классе на тему "Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках. Средства художественной выразительности текста"...