Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) на тему

Кочулина Татьяна Викторовна

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

 

Цели:

  • формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;
  • выработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской позиции, собственной позиции;
  • дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл UROK_Kompleksnyy_analiz_teksta.rar62.54 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(ЗЗ)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться — язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (З6)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

Статья  языковеда В.Г. Костомарова

Тестовые задания по тексту.

          1.  Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

  1. Нужно оберегать язык от каких бы то ни* было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.
  2. Негативные изменения в обществе ведут к негативным из менениям в языке.
  3. Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе ниях 33-40?

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. рассуждение и описание

3.Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

  1. бесцельные        3) старательные
  2. безуспешные        4) вредные

4.Из предложений 26—29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Среди предложений 2—11 найдите сложные, в состав ко торых входят односоставные безличные предложения. Напиши те номера этих сложных предложений. 7,11

6. . «Статья известного языковеда В.Г. посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную    роль играют такие приёмы, как   _9__        (например, в предложениях 36—37), _2__        (в предложениях 1—4).

Выразить же авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как__6__(«сэндвичи»,   «ленчи»,   «дисплеи»   в   предложении   13),__5___(«поносить», «что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1)        метонимия

2)        сравнение

3)        диалектизмы

4)        ирония

5)        разговорные слова и фразеологизмы

6)        заимствованные слова

7)        литота

8)        риторическое обращение

9)        синтаксический параллелизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста

Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"

Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к.  формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова  о картине И.Левитана "Март" имеет большое в...

Статья "Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2013 год"

 В статье я делюсь накопленным  с 2008 года  опытом подготовки выпускников к ЕГЭ.материал выстроен как в теоритическом ключе так и в практическом. Учителя русского языка смо...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста

В ситуации экзамена в форме ЕГЭ учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. Очевидно, что  нужно продумать систему работы с художественным те...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....