Открытый урок по теме «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»
материал по музыке по теме

Монгуш Анаймаа Дуктуговна

Тема урока: «Частушки  на народных праздниках Масленица и Шагаа!»

Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

1.Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

2.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Метапредметные:

1.Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

2.Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Личностные:

1.Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

2.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 

Оборудование:Компьютер, проектор, баян, доска, портреты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока33.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема урока: «Частушки  на народных праздниках Масленица и Шагаа!»

Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

1.Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

2.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Метапредметные:

1.Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

2.Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Личностные:

1.Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

2.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Оборудование:Компьютер, проектор, баян, доска, портреты.

Организационный момент.

Учитель(поёт):-Здравствуйте ребята!!!

Дети(по знаку учителя) поют:- Здравствуйте!!!

Учитель: -Как  у вас дела?

Дети:-Хорошо!

Учитель: Ребята, я улыбнулась  вам, и вы улыбнитесь друг, другу. И подумайте: как  хорошо, что мы здесь все  вместе. Мы  спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы  все  здоровы. Пожелайте мысленно друг, другу что то хорошее.

Кульминация: Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
Учитель:– Давайте в начале нашего урока  посмотрим  видеофрагмент

После просмотра видео учитель задает классу вопросы:

  • Кого мы с вами увидели? (людей в нарядных, красочных одеждах)
  • Что делают люди в видеофрагменте? (веселятся, поют  песни, частушки и т.д.)
  • Почему люди так веселы? Чему они так радуются? (у них праздник)
  • Как вы думаете, что это за праздник? (масленица – проводы зимы, встреча весны)

Молодцы, ребята! Много праздников на свете! Всей душой их любят дети. Мы ж весну к себе зовем. И о празднике народном разговор мы поведем!

Учит: Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи.

-Ребята, как вы думаете, чем сопровождалась масленица? (праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, частушками)

- Что же народ исполнял на масленице, ребята? (Слайд.Частушки)

 А кто их придумывал? ( Народ). Как эти частушки дошли до нашего времени?(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение).

- Ребята, как вы думаете, а как будет звучать тема нашего урока?  (Частушки)

- И что мы с вами будем на уроке исполнять? (Конечно же, частушки)

- И тема  нашего  урока (Слайд тема:)

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое частушки?

Дети: (Ответы детей). Маленькая песенка.

Учитель: Частушка – это веселая песенка, в которой много куплетов. Появились частушки 200 лет назад. Произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки?

Дети: народ.

Учитель: Исполняются частушки в оживленном темпе, характер частушки – озорной, насмешливый, шутливый. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

Дети: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, и хочется танцевать.

Физминутка:Учитель предлагает детям немного отдохнуть и, показывая простые движения, исполняет несколько частушек. Дети должны повторять за учителем:

1.Начинаю петь частушки

Прошу не смеяться.

Здесь народу очень много

Могу растеряться.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны!

Подпевай-те, не зевайте,

Выходите плясуны!

2. Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать!

Приходи, Весна, скорей –

Зажурчит опять ручей.

3. Вместе дружно мы живем

Вам частушки пропоем.

Нынче масленку встречаем

Всех блинами угощаем

4. Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.)

Учитель:  Хорошо, вот и мы на масленице повеселились, потанцевали, исполняли русские народные частушки.

Учитель:

  • Ребята, у русского народа  зиму провожали и встречали весну на празднике Масленица, а у тувинского народа, на каком празднике  встречали весну и новый год? (Шагаа) слайд не более 2 х картин
  • Как готовились и как отмечали праздник Шагаа тувинцы? (готовили белую еду, вычищали юрту, надевали новую одежду, играли, веселились…)
  • А пели ли частушки? (да)
  • Кто знает, как называются тувинские частушки (кожамыктар) (слайд с тувинскими народными частушками)
  • А давайте теперь исполним тувинские частушки-кожамыктар (подготовленные дети выходят к доске)
  • Перед  пением мы всегда начинаем с распевки. Распевка «Дембилдей, Дынгылдай». (исполнение тувинских  народных  частушек.)
  • Молодцы, ребята!!! Мне очень понравилось, как вы исполнили тувинские частушки – кожамыктар
  • Давайте еще раз вспомним, как празднуются праздники Масленица и Шагаа. Я подготовила для вас картинки, которые вы должны будете расположить в нужной части нашей таблицы. (на доске нарисована таблица с двумя колонками:

Масленица

Шагаа

Дети выходят по одному к доске и прикрепляют картинку, предложенную учителем, в соответствующее поле таблицы. Например, блины в колонку масленица, «белую» еду в колонку Шагаа и т.д.) 

Учитель: Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему у двух разных народов оказываются такие одинаковые праздники с похожими традициями и обычаями? (каждый народ издавна поклонялся природе, представления о мире были схожими, несмотря на то, что все говорили на разных языках.)

Д/З: Каждому ученику раздаю: бумажные птички.

Учитель: Ребята, я принесла каждому из вас по маленькой птичке, которые вы можете подержать в руках. Птички не простые, а со значением. На обратной стороне каждой птички написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное:

кому-то найти поговорку про Масленицу,

кому-то сочинить частушку,

а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица».

И одно для всех общее – найти ответ на вопрос: «Что обозначает эта птичка в народных праздниках?» Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

Рефлексия: (подведение итогов занятия)

Учитель: Наш урок подошел к концу.

Что мы сегодня узнали на уроке? Попробуйте разгадать загадки. Насколько быстро вы на них ответите, значит настолько хорошо вы сегодня все работали:

1Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (СОЛНЦЕ)

2.С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (МАСЛЕНИЦА)

3.И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки - … (БЛИНЫ)!

4.Как называются маленькие, шуточные песенки? (ЧАСТУШКИ)

5.Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (ИГРЫ)

6.А блины на Масленице символ чего? (СИМВОЛ СОЛНЦА)

       - Ребята все смотрим на слайд и  заканчиваем предложения.

Учитель: Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Спасибо. Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всемсоответсвующие  оценки, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей).

 Завершение урока.  Ребята все встали, давайте завершая наш  урок  все  хором прочтём эти слова на  слайде (Хором  говорят)– выход из класса.

Учитель: Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный праздник "Масленица"

Представленный материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итоговое занятие  в учебным курсе по народной культуре. Сценарий игровой реконструкции...

Народные праздники.Масленица.

Знакомство  с народными праздниками. Традиции, приметы , игры и т.д....

Урок в 5 классе "Народные праздники и традиции"

Урок разработан по программе Б.М. Неменского . Является обощающим  в 1 четверти. На уроке предусмотрена работа детей  в группах. Задания построены таким образом , чтобы можно было увидеть ре...

Сценарий внеклассного мероприятия ,посвященного народному празднику Масленица с учениками 1 « б» класса

Данный сценарий позволяет учащимся познакомится с народным праздником Масленицы.Узнать о праздновании этого праздника,самим "побывать" и рассказать о праздновании Масленицы в России....

Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА

Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА...

Методическая разработка урока «Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс

laquo;Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс»...