Конспект занятия «Народные праздники: Масленица»
методическая разработка

Конспект занятия «Народные праздники: Масленица»


Цель: Изучить традиции праздника через игры и творчество.
Целевая группа: Дети 8–12 лет с нарушениями интеллекта и волонтёры.
Продолжительность: 35 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_prazdniki_-maslenitsa_1.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Народные праздники: Масленица»


Цель: Изучить традиции праздника через игры и творчество.
Целевая группа: Дети 8–12 лет с нарушениями интеллекта и волонтёры.
Продолжительность: 35 минут.

1. Введение (7 минут)

Цель: Познакомить с праздником Масленицы, его символами и традициями.
Материалы: Куклы-персонажи (зима, весна, Масленица), яркие картинки (блины, костёр, хоровод), аудиосказка (2–3 минуты), колонка.

Ход:

  • Приветствие: Дети и волонтёры садятся в круг. Ведущий здоровается, показывает куклу-Масленицу: «Это Масленица — праздник весны и солнца!».
  • Рассказ с демонстрацией:

- Показ картинок: «Мы печём блины, прощаемся с зимой (кукла-зима), ждём весну (кукла-весна)».

- Включается аудиосказка о Масленице (Приложение). Волонтёры помогают удерживать внимание, показывая картинки.

  • Вопросы для закрепления (простыми фразами):
    «Что едят на Масленицу?» (дети: «Блины!»), «Что горит на празднике?» (дети: «Костёр!»).

2. Творчество: Солнышко из бумаги и лент (15 минут)

Цель: Создать символ весны, развивать мелкую моторику.
Материалы:

  • Упрощённые шаблоны солнца (жёлтые круги с прорезями для лент),
  • Безопасные ножницы, клей-карандаш,
  • Ленты (жёлтые, оранжевые, короткие, разной текстуры – гладкие/ шершавые).

Ход:

  • Инструкция:
  1. Дети обводят шаблон солнца (волонтёры помогают).
  2. Приклеивают лучики-ленты в прорези (волонтёры фиксируют клей).
  3. Украшают солнышко наклейками (по желанию).
  • Адаптации:

- Шаблоны заранее вырезаны для тех, кому сложно.

- Ленты короткие, чтобы не запутывались.

- Похвала за каждый этап: «Молодец, какое яркое солнышко!».

3. Игра «Гори, гори ясно!» (10 минут)

Цель: Закрепить тему через движение и взаимодействие.
Материалы: Изготовленное солнышко, весёлая народная музыка (без резких звуков), коврик для круга.

Ход:

  • Дети встают в круг, передают солнышко под музыку.
  • Правила:

- Когда музыка останавливается, тот, у кого солнышко, кричит: «Гори, гори ясно!».

- Все хлопают в ладоши и повторяют фразу.

  • Адаптации:

- Волонтёры участвуют в кругу, помогают передавать предмет.

- Музыка тихая, с паузами каждые 20–30 секунд.

4. Рефлексия: Рисунок-эмоция (3 минуты)

Цель: Выявить эмоции от занятия.
Материалы: Готовые шаблоны смайликов (радость, удивление), карандаши, магнитная доска.

Ход:

  • Дети выбирают смайлик, который соответствует их настроению, раскрашивают его.
  • Вариант для неговорящих: показать жестом (👍/👎).
  • Итог: Ведущий благодарит всех: «Мы встретили весну! Молодцы!».

Адаптации и рекомендации:

  1. Визуальное расписание: Картинки этапов занятия на доске.
  2. Тактильные материалы: Ленты разной текстуры для сенсорной стимуляции.
  3. Индивидуальный подход: Волонтёры сидят рядом, помогают, если ребёнок устал.
  4. Переходы: Звуковой сигнал (колокольчик) между этапами.

После занятия организуется чаепитие с блинами для погружения в традицию.

Аудиосказка о Масленице (автор – Ремизова Н.А.)

Фон — лёгкая народная мелодия с гармонью и бубенцами. Звук весёлой музыки, постепенно стихает.
Рассказчик:
- Жили-были в одном селе люди, и очень они ждали весну! Но пока ещё правила Зимушка-зима — холодная, в белой шубке. /
Звук ветра/
- Как же прогнать Зиму? — думали люди. И решили устроить праздник — Масленицу! /
Звучат радостные возгласы/.

Музыка становится громче, затем приглушается.
- Стали они печь золотистые блины – круглые, как солнышко! /
Звук бьющейся посуды, шипение на сковороде/
- Блин – чтобы весна скорее пришла, – говорила бабушка Матрёна. – Он и тёплый, и румяный, совсем как солнце!

Музыка переходит в мелодию хоровода.
- А потом все вышли на улицу, взялись за руки и закружились в хороводе! /Звук смеха, топот ног/
- «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – кричали дети и бросали в костёр старые вещи, чтобы зима ушла. [
Треск костра, весёлые крики].

Музыка стихает, появляются звуки капели.
- И вдруг... Запели ручьи, прилетели птицы! Это Весна-красна в ярком платке пришла! /
Звук щебетания птиц/
- Спасибо, люди, – сказала Весна, – вы прогнали Зиму, теперь будет тепло!

Финал: громкая, праздничная мелодия.
- Так и встретили Масленицу! А вы знаете, почему блины такие круглые? Потому что они – как солнышко, которое мы все сегодня сделаем!

Музыка затихает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный праздник "Масленица"

Представленный материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итоговое занятие  в учебным курсе по народной культуре. Сценарий игровой реконструкции...

Народные праздники.Масленица.

Знакомство  с народными праздниками. Традиции, приметы , игры и т.д....

Сценарий внеклассного мероприятия ,посвященного народному празднику Масленица с учениками 1 « б» класса

Данный сценарий позволяет учащимся познакомится с народным праздником Масленицы.Узнать о праздновании этого праздника,самим "побывать" и рассказать о праздновании Масленицы в России....

Открытый урок по теме «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»

Тема урока: «Частушки  на народных праздниках Масленица и Шагаа!»Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудр...

Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА

Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА...

Методическая разработка урока «Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс

laquo;Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс»...

презентация . Народные праздники. Масленица

Красочный материал а виде презентации по теме "Масленица"...