Конспект занятия «Народные праздники: Масленица»
методическая разработка
Конспект занятия «Народные праздники: Масленица»
Цель: Изучить традиции праздника через игры и творчество.
Целевая группа: Дети 8–12 лет с нарушениями интеллекта и волонтёры.
Продолжительность: 35 минут.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Народные праздники: Масленица»
Цель: Изучить традиции праздника через игры и творчество.
Целевая группа: Дети 8–12 лет с нарушениями интеллекта и волонтёры.
Продолжительность: 35 минут.
1. Введение (7 минут)
Цель: Познакомить с праздником Масленицы, его символами и традициями.
Материалы: Куклы-персонажи (зима, весна, Масленица), яркие картинки (блины, костёр, хоровод), аудиосказка (2–3 минуты), колонка.
Ход:
- Приветствие: Дети и волонтёры садятся в круг. Ведущий здоровается, показывает куклу-Масленицу: «Это Масленица — праздник весны и солнца!».
- Рассказ с демонстрацией:
- Показ картинок: «Мы печём блины, прощаемся с зимой (кукла-зима), ждём весну (кукла-весна)».
- Включается аудиосказка о Масленице (Приложение). Волонтёры помогают удерживать внимание, показывая картинки.
- Вопросы для закрепления (простыми фразами):
«Что едят на Масленицу?» (дети: «Блины!»), «Что горит на празднике?» (дети: «Костёр!»).
2. Творчество: Солнышко из бумаги и лент (15 минут)
Цель: Создать символ весны, развивать мелкую моторику.
Материалы:
- Упрощённые шаблоны солнца (жёлтые круги с прорезями для лент),
- Безопасные ножницы, клей-карандаш,
- Ленты (жёлтые, оранжевые, короткие, разной текстуры – гладкие/ шершавые).
Ход:
- Инструкция:
- Дети обводят шаблон солнца (волонтёры помогают).
- Приклеивают лучики-ленты в прорези (волонтёры фиксируют клей).
- Украшают солнышко наклейками (по желанию).
- Адаптации:
- Шаблоны заранее вырезаны для тех, кому сложно.
- Ленты короткие, чтобы не запутывались.
- Похвала за каждый этап: «Молодец, какое яркое солнышко!».
3. Игра «Гори, гори ясно!» (10 минут)
Цель: Закрепить тему через движение и взаимодействие.
Материалы: Изготовленное солнышко, весёлая народная музыка (без резких звуков), коврик для круга.
Ход:
- Дети встают в круг, передают солнышко под музыку.
- Правила:
- Когда музыка останавливается, тот, у кого солнышко, кричит: «Гори, гори ясно!».
- Все хлопают в ладоши и повторяют фразу.
- Адаптации:
- Волонтёры участвуют в кругу, помогают передавать предмет.
- Музыка тихая, с паузами каждые 20–30 секунд.
4. Рефлексия: Рисунок-эмоция (3 минуты)
Цель: Выявить эмоции от занятия.
Материалы: Готовые шаблоны смайликов (радость, удивление), карандаши, магнитная доска.
Ход:
- Дети выбирают смайлик, который соответствует их настроению, раскрашивают его.
- Вариант для неговорящих: показать жестом (👍/👎).
- Итог: Ведущий благодарит всех: «Мы встретили весну! Молодцы!».
Адаптации и рекомендации:
- Визуальное расписание: Картинки этапов занятия на доске.
- Тактильные материалы: Ленты разной текстуры для сенсорной стимуляции.
- Индивидуальный подход: Волонтёры сидят рядом, помогают, если ребёнок устал.
- Переходы: Звуковой сигнал (колокольчик) между этапами.
После занятия организуется чаепитие с блинами для погружения в традицию.
Аудиосказка о Масленице (автор – Ремизова Н.А.)
Фон — лёгкая народная мелодия с гармонью и бубенцами. Звук весёлой музыки, постепенно стихает.
Рассказчик:
- Жили-были в одном селе люди, и очень они ждали весну! Но пока ещё правила Зимушка-зима — холодная, в белой шубке. /Звук ветра/
- Как же прогнать Зиму? — думали люди. И решили устроить праздник — Масленицу! /Звучат радостные возгласы/.
Музыка становится громче, затем приглушается.
- Стали они печь золотистые блины – круглые, как солнышко! /Звук бьющейся посуды, шипение на сковороде/
- Блин – чтобы весна скорее пришла, – говорила бабушка Матрёна. – Он и тёплый, и румяный, совсем как солнце!
Музыка переходит в мелодию хоровода.
- А потом все вышли на улицу, взялись за руки и закружились в хороводе! /Звук смеха, топот ног/
- «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – кричали дети и бросали в костёр старые вещи, чтобы зима ушла. [Треск костра, весёлые крики].
Музыка стихает, появляются звуки капели.
- И вдруг... Запели ручьи, прилетели птицы! Это Весна-красна в ярком платке пришла! /Звук щебетания птиц/
- Спасибо, люди, – сказала Весна, – вы прогнали Зиму, теперь будет тепло!
Финал: громкая, праздничная мелодия.
- Так и встретили Масленицу! А вы знаете, почему блины такие круглые? Потому что они – как солнышко, которое мы все сегодня сделаем!
Музыка затихает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный праздник "Масленица"
Представленный материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итоговое занятие в учебным курсе по народной культуре. Сценарий игровой реконструкции...
Сценарий внеклассного мероприятия ,посвященного народному празднику Масленица с учениками 1 « б» класса
Данный сценарий позволяет учащимся познакомится с народным праздником Масленицы.Узнать о праздновании этого праздника,самим "побывать" и рассказать о праздновании Масленицы в России....

Открытый урок по теме «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»
Тема урока: «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудр...
Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА
Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА...

Методическая разработка урока «Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс
laquo;Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс»...
презентация . Народные праздники. Масленица
Красочный материал а виде презентации по теме "Масленица"...
