Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
методическая разработка по теме

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу на тему:

«Русский народный танец»

(с применением ИКТ)

Автор: Петрова Светлана Федоровна – педагог по хореографии высшей квалификационной категории.

Дата проведения:    7.04 2012 года.

Место работы:  МБОУ ДОД  ДШИ № 2 Кировского района г. о. Самара.

Данное занятие разработано на основе авторской программы по народно-сценическому танцу Петровой С.Ф.Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения (группы 10-12 человек) c использованием ИКТ.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: класс хореографии ДШИ №2.

Присутствующие: Зам. директора УВР – Быковская Г.М., пдо по хореографии –Айтуганов В.В, Атаякова Р.М., концертмейстеры-Семёнова  И.А., Пасечник И.В., родители и гости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с элементами беседы (презентация)

Цель- создание условий для формирования этно-эстетической, духовно-нравственной  личности учащегося  на уроке народно-сценического танца  с использованием ИКТ.

Задачи:

Образовательные: - приобрести знания о правилах и приемах исполнения русского народного танца, сформировать практические знания и умения движений русского народного танца, с применением ИКТ.

Развивающие: -развить  познавательный интерес к русскому народномутанцу, богатить опыт ребенка разнообразием ритма и пластики русского танца.

Воспитательные: -воспитать  личностные качества:  чувство патриотизма, национальной гордости, трудолюбия, чувство эмоциональной выразительности, художественного вкуса.

Формы работы:

-беседа

-просмотр наглядного материала

-слушание русской народной музыки

-просмотр русских народных танцев(презентация)

-выполнение практических заданий.

Формы контроля:

-практический показ  у станка

-практический показ на середине зала

-тестирование

Методы контроля:

-групповой

-индивидуальный, в чередовании с групповым

Учебно-методическое обеспечение урока:

-А. Климов. «Основы русского народного танца».

-Т.К. Васильева» Секрет танца»

-Т. Устинова «Русские танцы».

Оформление, оборудование,инвентарь:

1.Урок проводится в оборудованном аудиотехникой в зале с фортепиано, музыкальным центром, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком, зеркалами, хореографическим станком.

2.Аудизаписи, CD диски.

-Русские танцевальные мелодии

3. Презентация

-DVD( Русские народные танцы)

4.Карточки с изображением видов русского народного костюма ( мужского, женского), русских народных промысел, русских народных инструментов.

План урока

  1. Вводная часть.Поклон.                           2мин.                                        
  2. Экзерсис у станка.10 мин.
  3. Объяснения нового материала ( теоретическая часть)       15мин.
  4. Практическая часть ( танцевальная лексика русского народного танца- «ковырялочка»,«моталочка»,  «гармошка».        10мин.
  5. Проверка и закрепление знаний и умений учащихся.        5мин.
  6. Домашнее задание: Нарисовать русский костюм. Составить кроссворд на тему русского народного танца.       1 мин.
  7. Подведение итогов.      1 мин.

Ход урока: » Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Мы все спокойны, добры и приветливы. Все готовы к уроку. Все  внимательными, активными и доброжелательными к друг другу.

  1. Вводная часть.Звучит марш Ю. Чичкова

 Дети исполняют  по кругу зала танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег. Строятся в  линейки по 4 человека.

Выполняют мужской и женский поклон. После перестраиваются на станок, каждый ученик занимает свое место.

  1.  Учебно-тренировочная часть. Народно-сценический экзерсис  у станка.

- Приседание (plié)

-Упражнение на развитие подвижности стопы (battementtendu)

-маленькие броски

-подготовка к «веревочке»

3.Объяснение нового материала.

Педагог: Ребята, как вы думаете, сколько на свете танцев?

Учащиеся: 100!, 200!, 100000?

Педагог: А разве кто-нибудь их считал, да и возможно ли это?Ведь каждый народ создает танец всякий раз, когда хочет полнее ощутить жизнь,выразить свою печаль и радость!

Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так как швейцарец, не так как немец и француз.

У одного танец говорящий, у другого танец бесчувственный.

У одного танец бешенный, разгульный, а у другого спокойный.

Откуда же родилось такое  разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий – так писал русский писатель Н.В.Гоголь.

Русский танец родился в крестьянской среде. Зеленый луг, лесная опушка, деревенская околица- вот т сцена. Чарующая картина открывалась глазами тех, кому удавалось наблюдать сельский праздник с его танцами и хороводами.

Слайд 2.

Педагог: Зарождение танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. В селе Мартыновка  на Киевщине найдено несколько литых пляшущих фигурок, относящихся к 6 веку.

Педагог: В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы и приурочены были к календарным языческим  праздникам. «Семик»-посев  «Спожинки» -сбор урожая, »Коляда» -зимний праздник.

Слайд 3.

Педагог:Среди участников обрядов постепенно выделялись лучшие пляшущие, Поющие, играющие. Их называли « плясец», «игрец», «ваган», «сопека». Так появились скоморохи - талантливые пропагандисты русской поэзии, танца и песни. Они сыграли большую роль в развитии  пропаганде русского танца.

Слайд 4.

Педагог: Национальная одежда- это своеобразная книга, из которой можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Слайд 5.Педагог: Северорусский костюм. Главной и самой известной частью этого костюма является сарафан. Его носили и в будни и в праздники, изготовлялись из холста, крашенных и фабричных тканей, шелка, парчи.

Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, женщин называли лебёдушкам. Завершал костюм головной убор. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны и всегда четко делились на девичьи и уборы замужней женщины. Отсюда различие: у девушек - легкие и воздушные накосники, венцы, ленты, обручи, кокошники, а у женщин-платки, глухие «сороки». Обували в празднике сапоги из цветной кожи, украшенные вышивками.

Педагог: В южно-русском костюме главной деталью была попёва-пробабка современной юбки. В основу костюма так же входила рубаха, украшенная вышивкой. Поверх юбки одевался передник, который всегда украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету.Этот цвет считался магическим. И одежда красного цвета должна была отпугивать демонов, оберегать владельца от разных напастей.

Слайд 6.

Педагог: Основными частями мужской одежды как сейчас , так и в старые времена являются рубаха и штаны. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличалось лишь качество материала и отделки. Праздничную одежду расшивали цветным шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе, так нагрудные узоры защищали руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Штаны заправлялись в сапоги или носились с лаптями.

Слайд 7.

 О богатстве и многообразии русского   народного танца  говорят красивые хороводы и кадрили, виртуозные и лихие пляски .Помните, как в народных поговорках говорится» ногам работа – душе праздник», плясать – душу открывать».

Слайд 8.  (DVD « Праздничная плясовая» исполняет ансамбль танца «Берёзка»)

Педагог: Среди обрядовых игр песенно-танцевального характера огромное место принадлежит хороводам. Первые  русские хороводы были посвящены Солнцу и как в подражании форме солнечного диска хороводы строились по кругу.

Педагог: Хороводы очень разнообразны в своих построениях. Каждый рисунок хоровода имеет своё название, например: «воротца», »карусель», « колонна», «корзиночка». Но основной формой построения большинства хороводов является круг.

Педагог: В различных областях России хороводы имеют разные названия: «карагод», «каравод», «улица,» «городок». Поэт Державин в стихотворении «Русские девушки»  показать  необычайную выразительность и эмоциональную силу этого танца. Но самым большим его достоинством поэт считал его скромность и благородство.

Слайд 9.(DVD хоровод «Во поле березка стояла» исполняет ансамбль танца « Березка»).

Педагог: А теперь поговорим о русской кадрили. Русская кадриль  ведет свою историю от французской кадрили, элементы которой появились в России благодаря солдатам русской армии, которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Но в России кадриль не только претерпела большие изменения, а некоторые кадрили сочинялись заново. Кадриль в отличие от других плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление на пары. Так существует» Круговая» ,» Квадратная», »Линейная» кадриль.Названия фигур кадрили разнообразны: «Проходочка»,»Крутея», «Девки на расхват».

Слайд 10.(DVD» Кадриль» исполняют Т. Навка и М. Башаров).

Педагог: Русский народный танец исполнялся под своеобразный оркестр , в состав которого входили: гармонь, балалайка, деревянные ложки, свирели, трещотки, колокольчики.

Слайд 11.

Педагог: Мы сейчас познакомились с вами с истоками русского танца. Ответьте мне  на вопрос?

« Что характерно для исполнения русского танца. Какова манера исполнения русского танца?

Слайд 12.

Учащиеся:  скромность, благородство, размах, ловкость , жизнерадостность, кокетство, величавость.

Педагог: Правильно. А теперь, постройтесь на середину зала по линейкам.Сейчас мы познакомимся с танцевальной лексикой русского танца, которая очень разнообразна. Это: « Веревочка», «моталочка», «ковырялочка», «подбивка», «гармошка» ,»припадание»,»дробушечка»,» хлопушки», «присядки», «вращения- крутки».(Учащиеся разучивают танцевальные движения-« моталочка», «гармошка», «ковырялочка»).

Слайд 13.

Педагог: Русский танец мощный пласт русского народного творчества. Он не только отражал жизнь, раскрывал душу народа, но и делил с ним судьбу, прокладывая себе путь к признанию. Сегодня, вы только получили начальное представление об этом танце, но возможно это поможет вам сделать первые шаги в освоении хореографического  русского народа.

Педагог: А закончить наш урок, мне хочется словами известной русской балерины Лидии Лопуховой « Мы, русские, прирожденные танцоры - это у нас в крови.»  

5.Проверка усвоения нового и материала, закрепление  знаний и умений.

( учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.)

-Кто такие скоморохи?

-Какие  виды  женского  русского костюма вы знаете?

-Расскажите о мужском русском  костюме.

-Какие существуют жанры русского танца?

-Какие русские народные инструменты входят в состав русского народного оркестра?

-Какие движения русского танца  вы знаете?

6.Домашее задание.

1) Нарисовать  мужской и женский  народный костюм.

2) Составьте кроссворд на тему русского народного танца.

7. Педагог: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВ № 2 КИРОВСКОГО РАЙОНА

г.о Самара

Методическая разработка открытого урока народно-сценическоготанца на тему:

« Русский народный танец»

( с применением ИКТ)

   

Подготовила: педагог дополнительного образования по хореографии МБОУ ДОД ДШИ №2

Петрова Светлана Федоровна