«Теремок» Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей. (Хоровой ансамбль, танец).
методическая разработка по теме
Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном танцевальном и вокальном творчестве ребенок видит свою значимость.
В настоящее время предоставляется возможность раннего знакомства детей с танцем и хоровым пением. Их первое активное приобщение к этим видам художественной деятельности начинается с 5-6х лет. Это обусловлено осознанием значимости данных видов творчества в развитии и воспитании ребенка, их огромной популярностью.
Своеобразной формой отчета перед родителями является открытое занятие в форме театрализации. И чем интереснее оно будет построено, тем с большим старанием и ответственностью отнесутся к его подготовке дети и родители. Мы предлагаем провести открытое занятие по итогам третьего года обучения по предметам хоровой ансамбль и танец в форме музыкального представления «Теремок».
Данная методическая разработка создана на основе многолетнего опыта работы, адресована преподавателям ритмики, педагогам-хореографам, а так же хормейстерам работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Разработка включает в себя: сценарий открытого занятия, методические рекомендации, иллюстрации, описание танцевальных композиций и танцев, созданных и апробированных автором, а так же песенного репертуара использованного в данном представлении. Продолжительность занятия – 40 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_teremok.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Теремок»
Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей.
(Хоровой ансамбль, танец).
Автор-составитель:
Литвин О.В.,
Преподаватель МБОУ ДОД
«ДШИ г. Починок».
Концертмейстер
Абраменков А.С.
Починок, 2012
Содержание:
Сценарий открытого занятия 7
Список рекомендуемой литературы 13
Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном танцевальном и вокальном творчестве ребенок видит свою значимость.
В настоящее время предоставляется возможность раннего знакомства детей с танцем и хоровым пением. Их первое активное приобщение к этим видам художественной деятельности начинается с 5-6х лет. Это обусловлено осознанием значимости данных видов творчества в развитии и воспитании ребенка, их огромной популярностью.
Своеобразной формой отчета перед родителями является открытое занятие в форме театрализации. И чем интереснее оно будет построено, тем с большим старанием и ответственностью отнесутся к его подготовке дети и родители. Мы предлагаем провести открытое занятие по итогам третьего года обучения по предметам хоровой ансамбль и танец в форме музыкального представления «Теремок».
Данная методическая разработка создана на основе многолетнего опыта работы, адресована преподавателям ритмики, педагогам-хореографам, а так же хормейстерам работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Разработка включает в себя: сценарий открытого занятия, методические рекомендации, иллюстрации, описание танцевальных композиций и танцев, созданных и апробированных автором, а так же песенного репертуара использованного в данном представлении. Продолжительность занятия – 40 минут.
В процессе подготовки занятия дети оттачивают исполнительское и актерское мастерство, учатся работать с атрибутами, быстро одевать и снимать, застегивать, завязывать элементы костюмов; красиво говорить ( произносить реплики). В процессе театрализации происходит интегрированное воспитание детей, создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности .
Приемы театрализации направлены не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы учащихся. Драматизация здесь используется , как метод обучения и стимуляции обучения. Театрализация– это и есть действенный метод обучения , который, естественно, включает в себя традиционные методы : ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. В традиционном обучении данные методы ставят задачу освоения материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции «режиссера» пьесы, а не педагога. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети , играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются и, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют.
Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.
Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате , но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое воображение, которое они могут воплотить в спектакле.
Использование театрализации как вида контроля полученных знаний и умений ставит перед собой следующие цели:
- формирование у детей навыков общения;
- умение пользоваться навыками и умениями для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения;
- воспитание активно – творческого и эмоционально-эстетического отношения к танцу и пению через подготовку и постановку спектаклей.
При использовании театрализации педагоги должны пользоваться принципами:
- Принцип коллективного взаимодействия
- Принцип доступности и посильности
- Принцип активности
- Принцип максимального сближения, координации в овладении разными видами художественной деятельности
- Принцип наглядности
- Принцип прочности усвоения хореографического и песенного материала.
Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность тех детей, для которых обучение само по себе является трудной и непостижимой (по их мнению) задачей. Во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело, что , естественно, невозможно без применения знаний и умений, полученных во время занятий танцами и хоровым ансамблем.
Опыт показал, что театрализация способствует повышению уровня знаний и навыков, полученных детьми в процессе обучения.
Театрализованные постановки не являются самоцелью, а лишь служат интересом усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой создаются исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков на уроках танцах и хорового ансамбля. В дальнейшем дети с хорошо поставленной сценической речью и актерскими способностями могут воспользоваться ими в других постановках, а так же в других сферах своей деятельности. Значимо и то, что дети на занятиях получают новые знания, пополняют свой словарный запас; приобретают навыки коммуникативной культуры и конечно же повышают свое мастерство.
Часто на занятиях педагоги встречаются с проблемой детского лидерства. Каждый ребенок хочет быть первым, вести за собой всех (при входе в танцевальный зал, на разминке, а так же в выборе роли и т.д.). Здесь могут быть использованы следующие приемы: случайного выбора (по считалочке, кто первым отгадает загадку и т.п.); поощрения (на каждом предыдущем занятии выбирается тот, кто чем-то отличился: был самым внимательным, самым старательным, артистичным, активным и т.д.).
Дети начинают чувствовать себя настоящими артистами уже тогда, когда на доске объявлений появляется афиша о предстоящем представлении.
Важно создать настроение праздника в течение всей его подготовки.
Итак,…занавес открывается!
Сценарий открытого урока
ТЕРЕМОК
Ведущий: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Много сказок рассказывают детям и взрослым сказочники. Вот одна из них…
Звучит фонограмма «Карапузы», танцевальная композиция «Карапузы». Гном остается на сцене один перед теремком.
Гном: Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Бежала мышка, увидела теремок и решила остаться и жить в красивом домике.
Фонограмма мышки
Мышка: Вот так чудо теремок,
Он не низок, не высок.
Буду жить в нем и работать,
В гости звать к себе кого-то.
(стучит) Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Гном сидит перед теремком.
Мышка: Я - мышка. Я серая. У меня есть хвост.
Пустите меня к себе жить.
Гном: Пожалуйста, заходи.
Ведущий: Пропустили мышку в терем
Удивительные двери.
Появляется лягушка. Исполняется песня «Веселый лягушатник» муз. и сл. Варламова А.А.
Лягушка: Ква-ква-ква, ну как красиво!
Теремочек просто диво!
Кто живет в нем, отзовись,
И со мною подружись.
Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Мышка: Мышка серая живет,
Тебя в гости к себе ждет,
Будем вместе дружно жить
И работать, и дружить,
Лягушка: Стук-стук-стук!
Гном: Кто там?
Лягушка: Я - лягушка.
Я зеленая, я люблю прыгать и кушать комаров.
Пустите меня к себе жить.
Гном: Пожалуйста, заходи.
Ведущий: И работа закипела,
Дружно все взялись за дело,
Вместе моют, вместе трут,
Пироги вдвоем пекут.
Танец «Еврейский» постановка Литвин О.В.
Ведущий: И пришел к ним на рассвете
Петушок горластый Петя.
Фонограмма петушка
Петушок: Это что за теремок?
Он не низок не высок.
Эй, откройте петушку
Ко-ко-ко, Ку-ка-реку!
Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Мышка (выходит из домика): Я - маленькая мышка.
Лягушка (выходит из домика): Я - зеленая лягушка.
Мышка и лягушка (хором): А ты кто?
Петушок: А я - петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить,
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре.
Ку-ка-реку!
Мышка и лягушка (хором): Так и быть, пожалуй в дом,
Веселее жить втроем.
Петушок: Стук-стук-стук!
Гном: Кто там?
Петушок: Я петух. У меня красивый голос. И красивый хвост.
Пустите меня к себе жить.
Гном: Пожалуйста, заходи.
Танец «Ковбойский» постановка Литвин О.В.
Ведущий: Вот живут они: лягушка,
Петушок и мышь норушка.
Рано утром петушок
Жителей всех будет в срок.
И работать, мой дружок,
Тоже любит теремок.
Исполняется песня «Семечки» муз. и сл. Ермолова С.А.
Ведущий: Заиграла балалайка,
На полянку вышел Зайка.
Звучит фонограмма зайчика
Заяц: Ай, да терем, всем хорош,
Лучше в мире не найдешь!
Здесь найду себе друзей!
Для меня откройте дверь!
Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Мышка (выходит из домика): Я - мышка...
Лягушка (выходит из домика): Я - лягушка...
Петушок: Я - Петушок...
Все (хором): А ты кто?
Заяц: А я - зайка-побегайка.
Все (хором): Заинька, пожалуй в дом,
Веселее вчетвером,
Только ты еще разок
Постучись в наш теремок.
Заяц: Стук-стук-стук!
Гном: Кто там?
Заяц: Я зайчик. Я веселый и люблю танцевать.
Пустите меня к себе жить.
Гном: Пожалуйста, заходи.
Ведущий: Прыгнул в дом зайчишка серый.
Очень рады зайке звери.
Самовар забулькал в срок,
И в печи поспел пирог.
танец «Греческий» постановка Литвин О.В.
Ведущий: К теремку спешит лисица
Чаю сладкого напиться.
Лиса исполняет песню «Сладкоежка»
Лиса: Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Подскажи мне теремочек,
Как же твой открыть замочек?
Лягушка: Это кто там в дверь стучится?
Лиса: Я, голодная лисица.
Я устала, вся дрожу,
Помогите, отслужу,
Буду каждый день ваш дом.
Подметать своим хвостом.
Петушок: Так и быть, пожалуй в терем!
Только кто ты, нашим дверцам
Лиса: Я Лиса. Я рыжая, у меня красивая шуба и пушистый хвост.
Гном: Пожалуйста, заходи.
Мышка: Опустел наш самовар,
Кто же здесь так пировал?
Лягушка: Это хитрый теремок
Скушал сладкий наш пирог.
Заяц: А теперь, друзья, гурьбой
Все пойдем мы за водой!
Танец «Рок-н-ролл» постановка Литвин О.В.
Ведущий: Только вдруг из чащи темной
Притащился волк голодный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Фонограмма волка
Волк: Это что за теремок?
Из трубы идет дымок,
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Гном: А ты кто?
Волк: Я серый волк. Я очень хочу кушать. Я могу войти?
Гном: Не впустим!
Гномик: Нет ни мышки, ни лягушки,
За водой пошли подружки.
Без хозяев теремок
Не пускает на порог.
Появляются жители теремка..
Волк: Умираю с голодухи,
Третьи сутки пусто в брюхе.
Пожалейте же, зверюшки,
Дайте хоть кусок ватрушки.
Вас за это не забуду,
Сторожить ваш терем буду.
Все (хором): Так и быть, пожалуй в дом,
Проживем и вшестером.
Волк: За это я вам спою «жалистную» песню.
Исполняется песня «Собака-бяка» муз. Ермолова С.А.
Ведущий: Тесновато вшестером.
Так случилось: в теремочке
Нет пустого уголочка.
В тесноте, да не в обиде
Все живут, беды не видя.
Ведущий: Продираясь через ельник,
Шел медведь к себе на пчельник.
Медведь исполняет песню «Стать звездой»муз. и сл. Колматовой В.И.
Медведь: Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Мышка (выходит из домика):
Лягушка (выходит из домика): .
Петушок (выходит из домика):
Заяц (выходит из домика):
Лиса (выходит из домика):.
Волк (выходит из домика):
Все (хором): А ты кто?
Медведь: А я - из лесу медведь,
Буду с вами песни петь.
Меду дам я вам, друзья,
Если впустите меня.
Гном: Извини, у нас слишком много гостей. Ты слишком большой. И не поместишься.
Медведь продолжает стучаться. Теремок вешает табличку: «Извините, места нет»
Ведущий: На дверях висит ответ:
"Извините, места нет".
Не заметил косолапый,
В теремок засунул лапы,
Поднатужился чуток,
Залезая в теремок.
Медведь залезает в теремок. Стены не выдерживают натиск медведя и падают, стенки из коробок рушатся.
Ведущий: Развалился теремок.
Выбежали на опушку:
Мышка, следом за лягушкой.
Петушок, лиса, зайчишка.
Что наделал бурый мишка!
И за всеми наутек
Побежал косматый волк.
Медведь (в нерешительности): Что я братцы натворил?
Теремочек развалил!
Гном: Ты бы лучше, бурый мишка,
Брал почаще в лапы книжки -
Вот такой тебе совет,
Прочитал тогда б ответ.
Ладно, ты не плачь, дружок,
Построим новый теремок!
Гном и жители теремка восстанавливают сломанную медведем постройку и поют песенку «Теремок» переложение Абраменкова А.С.
Список рекомендуемой литературы
- Бриске И.Э. Мир танца для детей. Методическое пособие. – Ч., 2005. – 64 с.
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. – 36 с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
- Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 119 с.
- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 112 с.
- Пинаева Е.А. Детские образные танцы. Учебно-методическое пособие/ ГОУ ДОД Областной центр художественного творчества учащихся «Росток». – Пермь, 2005. – 36 с.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.
8. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б.Дмитриев. – М., 1968.
9. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. – СПб.: Лань, 1997.
10. Луканин, В.М. Обучение и воспитание молодого певца / В. М. Луканин. – Л., 1977.
11. Менабени, А. Методы вокальной работы в школе / А. Менабени // Музыкальное воспитание в школе. – 1976. – Вып. 11. – С. 86–94.
12. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П.Морозов. – М.; Л., 1965.
13. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П.Морозов. – Л., 1968.
14.Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д. Е. Огороднов. – Киев: Музыка Украина, 1988.
15. Орлова, Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Д.Орлов, Н.Н.Добровольская. – М., 1972.
16. Осеннева, М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие для студентов муз.-пед. факультетов / М.С.Осеннева, В.А.Самарин, Л. И. Уколова. – М., 1999.
17. Подготовка хорового коллектива к работе над произведением: метод. рекомендации / сост. Л.Н.Иконникова. – Минск, 1991.
18. Ровнер, В. Вокальный ансамбль. Методика работы с самодеятельным коллективом: учеб. пособие / В. Ровнер. – Л.: ЛГИК им. Н.Крупской, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».
Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....
Открытый урок по сольфеджио с дошкольниками отделения ОРЭР на тему : "Развитие тембрового слуха у детей 6-лет"
Материал для развития тембрового слуха, путешествие в страну музыкальных инструментов...
методическая разработка открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»
План-конспект открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»...
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"
Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Методическая разработка открытого урока в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».
Открытый урок в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» проведен среди учащихся 9-х классов в рамках недели биологии с целью...