Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_literatury_fgos_.docx36.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы

     

    Тема урока: Н.В.Гоголь «Заколдованное место», 5 класс

     

    Учитель Овсова Татьяна Владимировна 

     

    Педагогические цели: 

    1. Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.

    2. Научить определять тему и главную мысль произведения.

    3. Организовать работу по определению роли художественных средств  в произведении.

    4. Активизировать деятельность учащихся с помощью

        заданий поискового характера.

    5. Создать условия для самостоятельной работыучащихся в парах и группах.

    6. Организовать рефлексивную деятельность учащихся.

     

    Ожидаемые результаты:

     

    1. Обучающиеся осознанно читают текст.

    2. Обучающиеся умеют определять тему и главную мысль текста.

    3. Обучающиеся  умеют определять роль художественных средств в произведении.

    4. Обучающиеся активно работают на уроке.

    5. Обучающиеся  умеют работать в парах и группах.

    6. Обучающиеся умеют анализировать и оценивать свою деятельность.

     

    Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

     

    Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.

     

    Средства обучения: 

    • учебник литературы для 5 класса;  

    • мультимедийный проектор и экран;

    • карточки для словарной работы;

    • раздаточный материал.

    •  

    Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая (в том числе парная), фронтальная.

    План урока

     

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Стадия вызова

    Учитель актуализирует знания учащихся.

     

    Учитель активизирует учащихся, создает учебную мотивацию для работы над произведением.

     

    Ученики анализируют известные им сведения.

     

    Ученики рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

    Стадия осмысления

    Учитель организует работу со словарем.

     

     

    Учитель организует работу  над содержанием текста по вопросам.

    Учитель организует работу в группах по темам.

     

     

     

     

    Учитель организует работу по определению роли художественных средств для создания образа.

     

    Учитель организует работу по обсуждению финала рассказа.

     

    Ученики соединяют слово со значением, работают в парах по карточкам. 

    Ученики отвечают на вопросы, читают фрагменты текста, определяют тему текста.

    Ученики работают в группах, систематизируют информацию: составляют связное высказывание или таблицу. 

    Ученики находят в тексте эпитеты, гиперболы, сравнения, определяют их роль в тексте. Работают  в парах.

    Ученики  формулируют выводы, определяют идею рассказа. 

    Стадия  рефлексии

    Организация работы по созданию синквейнов.

    Организация  анализа работы на уроке. Самооценка учащихся.

    Создание синквейнов. Анализ собственной работы на уроке («было

    интересно…», «было сложно», «понравилось»  «было трудно, но интересно …» .

     

                           Учебные задания и формируемые УУД

     

    Учебное задание

    Формируемое УУД

    I. Стадия вызова

     

    Интересные факты из биографии Гоголя Н В





    Вспомнить, какие произведения вошли в первую книгу Гоголя, что известно об истории создания «Вечеров…», об оценке современников. 

    ПУУД (общеучебные): 

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • построение речевого высказывания в устной форме.

    ПУУД (логические): 

    • установление причинно-следственных связей.

     

     

    Подумать, в каких произведениях мировой литературы  читали о заколдованных местах. Рассмотреть иллюстрации и объяснить, почему именно эти рисунки выбраны для урока. Высказать предположения о цели и содержании урока.

    РУУД

    • постановка цели,

    • прогнозирование содержания урока.

    ПУУД (логические): 

    • анализ, сравнение;

    • установление причинно-следственных связей.

    II. Стадия осмысления

    Соединить слова с их лексическим значением.

    ПУУД (общеучебные): 

    • поиск и выделение необходимой информации.

    ПУУД (логические):

    • анализ и синтез.

     

     

     

    Ответить на вопросы по тексту.

    ПУУД (общеучебные):

    • поиск и выделение информации;

    • построение речевого высказывания в устной форме.

    ПУУД (логические): 

    • анализ и синтез;

    • построение логической цепи рассуждений.

     

    Работа в группах – анализ текста, систематизация информации, составление таблицы или связного текста.

    ПУУД (общеучебные): 

    • смысловое чтение;

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • структурирование знаний;

    • преобразование модели.

    КУУД: 

    • планирование учебного сотрудничества сосверстниками;

    • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    • умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

    РУУД:

    • контроль, сличение с образцом.

     

    Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте                                        

    ПУУД (общеучебные):

    • смысловое чтение;

    ПУУД (логические): 

    • подведение под понятие;

    • доказательство.

    РУУД:

    • контроль, сличение с образцом.

     

    Ответить на вопросы и определить основную мысль текста.

    ПУУД (общеучебные):

    • построение речевого высказывания в устной форме.

    ПУУД (логические): 

    • синтез как обобщение

    ЛУУД:

    нравственно-этическое оценивание.

                                                  

                                              III  Стадия рефлексии

     

    Составить синквейн

     

     

     

    Провести анализ работы на уроке.

    КУУД: 

    • умение точно выражать свои мысли;

    • управление поведением партнера

    РУУД:

    • контроль;

    • оценка.

     

     

     

     

     

     

    Место урока: урок  в теме «Изучение творчества Н.В.Гоголя. «Заколдованное место».

     

     

     

    На уроке, посвященном  знакомству с  биографией Н.В.Гоголя и его  книгой  «Вечера на хуторе близ Диканьки», ученики читают статью о писателе в учебнике и работают над повестью " заколдованнее место".

     

    I этап

     

    1.выступают 5 учащихся с дз по фактам из биографии НВГоголя, представляющие результаты  индивидуальной работы над домашним заданием.

     

    Материалы для ответов  

     Учитель:

    1.История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

            Замысел написать повести в малороссийском духе возник у писателя, вероятно, вскоре после прибытия в Петербург зимой 1829 года, когда Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках. 

              

            Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны.

           

            Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха можно готовить 2 том.

           Второй том выходит в марте 1832 года. ( Из материалов к биографии Н.В.Гоголя)

     

    2.Высказывания о первой книге Гоголя.

     

     

    Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

     

    2 Рассмотреть картинки  и  сказать, что их объединяет.

     

     

    Аленький цветочек                                Остров Буян

     

     

     

    Рип ван Винкль                                       Спящая красавица

     

    На всех картинках изображены сказочные, заколдованные места. С героями, попадающими в эти места, происходят таинственные,  странные, иногда чудесные  события.

     

    – Есть ли такие места в произведении Н.В.Гоголя? Ответить на вопрос вам помогут иллюстрации.

     

     – Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока и о каком произведении мы будем говорить?

     

    – Какова цель сегодняшнего урока? 

      Понять замысел автора, основную мысль произведения, проследить, какие художественные средства находит автор для воплощения идеи произведения. 

     

    II этап. 

    1. Словарная работа. Соедините слово  и его лексическое значение.

     

    • Баштан

    • Волость 

    • Кавун

    • Комора 

    • Кухоль

    • Левада 

    • Люлька 

    • Сопилка 

    • Цибуля  

    • Черевики 

    • Чумаки

     

    • арбуз

    • малороссияне, едущие за солью 

              и рыбою, обыкновенно в Крым

    • место, засеянное арбузами и

              дынями

    • башмаки

    • лук

    • в Древней Руси: местность, 

              область, подчиненная одной власти

    • глиняный кувшин

    • береговые лиственные леса, 

              заливаемые в половодье   

    • трубка

    • амбар 

    • украинский народный

              музыкальный инструмент

     

     

     2. Анализ текста.

    Работа по вопросам.

     

      – Повесть называется « Заколдованное место». А какое место мы называем заколдованным?

    Заколдованное место – это особое пространство, где реальный мир встречается с иномирием. Человек, вступивший в заколдованное место, получает возможность перехода из одного мира в другой.  

    Обычно волшебный мир находится в уединенном  месте  - на отшибе села, в овраге, в лесу.

    – Какой подзаголовок носит повесть? Как вы его понимаете?

    Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Былички рассказывают опережитом самим рассказчиком. По определению В.Я. Проппа, «были», или

    «былички», «бывальщины», - «это страшные рассказы, отражающие народную демонологию, но название их говорит о том, что в них верят.  

    Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах 

    деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни 

    скажет, то именно так и было». В подзаголовке содержится 

    противоречие: с одной стороны утверждается, что все происшедшее с  

    дедом, - быль, а с другой стороны, встреча деда с нечистой силой  

    фантастична.

    Подзаголовок также указывает на то, что рассказчиком повести является дьячок ***ской церкви  Фома Григорьевич. Это рассказчик явный, но есть ещё и рассказчик скрытый – это дед Фомы .

    – По каким приметам  узнаем, что история случилась в прошлом? Рассказчик Фома Григорьевич был в то время ещё ребенком.


    – Чем запомнился рассказчику дед?

        Дед Фомы Григорьевича, судя по всему,  зажиточный крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушают затаив дыхание. Но и сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному галушки». 


    – Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло? 

    Что ж вы думаете? не успел он сказать - не вытерпел старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками.

    - Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! - сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками.<…>  Только что дошел, однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! <…> И в самом деле сзади кто-то засмеялся.

     

     Итак, дед любил танцевать и весьма гордился своим умением разгуляться в танце. Желание похвастаться, гордыня, тщеславие – все эти слабости  деда дали возможность нечистой силе посмеяться над ним. Вот и пришлось ему плясать под чужую дудку. Дед упомянул черта, то есть призвал его. 

     

    – Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? 

    Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз пытался  

    попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз дед отправляется

    на поиски заколдованного места под вечер. Во второй раз дед   

    попадает в заколдованное место, когда, оказавшись на середине, где  

    не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом. 

     

    – Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там 

        происходит? 

    Ему очень хочется добыть клад, хотя в глубине души он понимает, что клад,данный  нечистой силой, счастья не принесет. В заколдованном месте  с ним происходят различные чудеса, правда, не столько жуткие, сколько 

    смешные:  то очи заплюет нечистая сила, то язык покажет. Обстановка в этом месте таинственная и загадочная: ночь, темнота, мрак, могила  и свеча на ней.  Однако странные существа, наблюдающие за дедом, – это не чудовищные, зловещие создания: смешно пищащий птичий нос блеющая овечья голова и медведь не препятствуют деду, только дразнят и пугают его.

    Работа в группах.


    Группа 1. Каковы особенности заколдованного места? (Пространство, рельеф, освещенность)


    Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный

    миры.  На первый взгляд, сказочный мир ничем не отличается от

    привычного: «…место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Однако волшебный мир только притворяется знакомым. « Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть, выражается прежде всего в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя»  пространство обыденного, но оно явно не по его мерке: разрывается, морщится и закручивается. « Вышел и на поле - место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. "Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!" Поворотил назад, стал идти другою дорогою - гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне - гумно спряталось».Точка в пространстве волшебного мира – место, с которого видны и гумно, и голубятня, –  «разлезлось» в обыденном, превратившись в обширную площадь.  Но стоило … вернуться в фантастическое пространство, как территориальное пятно снова съежилось в точку: «Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно». (Лотман).Чем дольше дед находится в заколдованном месте, тем сильнее меняется рельеф местности: в обычном месте среди ровного поля возникают вдруг провалы, бездны и горы: « вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»

    В заколдованном месте царит мрак, небо обложено тучами, в первую ночь вместо месяца мелькает только белое пятно, во вторую ночь мрак сгущается,  нет  звезд, месяц исчезает совсем – нет даже белого пятна.  

    Единственный  источник света –  свеча на могиле, но и она гаснет, как только дед обнаруживает камень.

    В заколдованном месте происходят странные явления, слышатся странные звуки.

     

    Группа 2. Какие существа встретились деду в заколдованном месте?

     

    Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий 

    нос без тела. Птичий нос  забавно пищит и клюет котел. Хотя образ получился не столько страшным, сколько забавным, тем не менее, имеет отношение к демонологии: в символическом плане  некоторые птицы являлись посредниками между миром мертвых и живых.

    Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное, символ глупости.Имеет также отношение к демонологии: один из демонов  изображался с тремя головами, одна из  которых была бараньей. 

     

    Медведь — характерный для русского фольклора образ, герой многочисленных сказок. Как представитель природного мира медведь, согласно поверьям, знается с нечистой силой, и ему приписываются близкие родственные связи с лешим. В народе говорили, что «медведь лешему родной брат». Иногда медведя самого называют «лешаком» или «лесным чертом». В некоторых местностях лешего считали хозяином медведей, как и других лесных зверей. В  христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом. Является также символом жадности.

    Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина, ряженый.Пословицы и поговорки: Напоказ что ли ты харю свою выставляешь? По твари и харя. С эдакой харей я бы и в люди не казался! Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

    В значении "маска" на Руси употреблялось слово "харя


    Таким образом, фантастические существа в заколдованном месте персонифицируют недостатки и грехи деда: слабость, жадность, глупость.

     

    Группа 3.

    Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте.     

     

     

    Гиперболы

    • …под ногами круча без дна,

     

    • ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…

     

    Сравнения

    • …нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды,

    • дыня… словно змея.

    • народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки.

    • ноги как деревянные стали

    • задал он такого бегуна, как будто панский иноходец.

    • как опарила! как будто свинью перед рождеством!

    • в животе, ей-богу, как будто петухи кричат

    • и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. 

    Эпитеты

    • проклятый камень

    • красные очи

    • мерзостная рожа

    • сатанинское наваждение

    • хитрая бестия

    • низенький дубовый лес

     

                                    

    Ученики анализируют, какие художественные средства использует писатель для создания фантастических картин, а какие для создания обыденного мира.

     

     

    3.Ответы на вопросы. Обобщение материала.

     

    –  Как еще в повести называется заколдованное место?

    Проклятое место, дьявольское место

    – Как закончилось приключение деда? 

    «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.

     

    .…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое! 

     

    Итоговый вывод урока.

     

    Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам, наживе, воплощенные Гоголем в сказочных образах, неизменно  приводят героев к проигрышу и посрамлению. 

     

    Этап III

    Составление синквейна и анализ работы на уроке.

    Пример синквейна

    Заколдованное место 

    Таинственное, страшное

    Манит, увлекает, притягивает

    Опасайтесь заколдованных мест

    Это обман

     

     

     

               

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

    1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

    Урок в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" по учебнику Виленкина Н.Я., в соответствии с ФГОС ООО.

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Первый урок из предусмотренных пяти в данной теме "Среднее арифметическое - урок изучения нового материала. Рассматриваются этапы урока: организ...

    Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»

    Тема урока:  Народная музыка в творчестве композиторов.Цели:а) Образовательная:  познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узн...

    План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

    Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС

    Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...

    Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

    Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...