Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»
план-конспект урока по музыке по теме

Дочкина Антонина Петровна

Тема урока:  Народная музыка в творчестве композиторов.

Цели:

а) Образовательная:  познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узнать, какие народные песни использовал композитор в этих сценах.

б) Развивающая: учащиеся должны уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников.

в) Воспитательная: учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

1) Приветствие, контроль настроения.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть Вас. А какое настроение у вас?

(Ответ детей)

Дети поют приветствие.

Песня "Добрый день"

Учитель: А сейчас в путь отправляется наш музыкальный поезд.

2) Постановка учебной задачи

Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлых уроках мы слушали замечательную музыку разных композиторов и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях.

Например (Звучит тема "Во поле береза стояла").

2. Исполнительский этап

Учитель: Давайте вспомним, какие обряды древних славян воссоздал Римский-Корсаков в опере "Снегурочка", вспомним эти эпизоды

.: Наш урок подходит к концу, а весна за окном в самом разгаре. Давайте же споем песню о весне.

(Дети поют "Вешнюю песенку")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_klass_narodnaya_muzyka_v_tvorchestve_kompozitorov.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области

Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»

                                                                                    Подготовила:

учитель музыки I КК

                                                                                              Дочкина Антонина

                                                                              Петровна

г. Россошь

Тема урока:  Народная музыка в творчестве композиторов.

Цели:

а) Образовательная:  познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узнать, какие народные песни использовал композитор в этих сценах.

б) Развивающая: учащиеся должны уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников.

в) Воспитательная: учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

1) Приветствие, контроль настроения.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть Вас. А какое настроение у вас?

(Ответ детей)

Дети поют приветствие.

Песня "Добрый день"

Учитель: А сейчас в путь отправляется наш музыкальный поезд.

(Дети поют упражнения)

2) Постановка учебной задачи

Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлых уроках мы слушали замечательную музыку разных композиторов и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях.

Например (Звучит тема "Во поле береза стояла").

Дети поют эту песню вместе (затем с использованием приема канон)

Учитель : В каком произведении П.И.Чайковского эта песня звучала по-новому?

Д.: В финале 4 симфонии.

Учитель: Как вы думаете, какие произведения мы будем слушать сегодня?

Д.: Мы будем продолжать знакомиться с оперой "Снегурочка".

Учитель: Верно. Мы продолжаем знакомство с одной из самых ярких опер Н.А. Римского-Корсакова, написанной по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка".

А что нас будет интересовать более всего?

Д.: Народные песни, которые композитор использует в опере.

2. Исполнительский этап

Учитель: Давайте вспомним, какие обряды древних славян воссоздал Римский-Корсаков в опере "Снегурочка"

: Давайте вспомним эти эпизоды

(Дети смотрят фрагменты мультфильма)

Учитель: В какое время года проходила масленица?

Д.: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней.

Учитель: Символы этого праздника

Д.: Соломенное чучело; блины. Все посвящено солнцу.

Учитель: В сказке "Снегурочка" берендеи поклонялись языческому божеству Яриле-Солнцу.

Композитор в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии.

Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа-маледа"; "Ой, честная масленица".

В сцене выкупа невесты звучали подлинные свадебные обрядовые песни "Как за речкою…"; "Как не пава свет по двору ходит…"

А как происходит обряд выкупа невесты?

Д.: Подружки водят хороводы, поют свадебные песни. Жених одаривает подружек и друзей сладостями, деньгами, подарками.

Учитель: Верно! Но самый главный праздник сказочных берендеев связан с обрядом языческого божества Ярилы-Солнца. Когда же отмечали этот праздник?

Д.: Наверное в июне.

Учитель: Почему?

Д.: Самый длинный световой день – день летнего солнцестояния.

Учитель: Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой. Давайте послушаем этот эпизод.

(Учитель читает текст)

Сейчас мы услышим голос знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева.

(Звучит аудиозапись)

Какой тип голоса у этого героя?

Д.: Тенор – высокий мужской голос.

Учитель: Как вы думаете, как берендеи встречали этот праздник?

Д.:

выходили за околицу;

разводили костры;

прыгали через костер;

делали венки из цветов и трав.

П.: Зачем?

(Ответы детей)

П.: А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы-Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…". Давайте вспомним эту старинную, существующую уже много веков, песню.

(Дети поют "А мы просо сеяли…")

П.: А вы обратили внимание на слова припева "Ой, дидо-ладо"? Что обозначают эти слова?

Д.: Это языческие божества Лада, Лель, Дито.

П.: Верно, это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой…

Хорошо вы спели песню. А теперь послушаем, как она звучит в опере.

(Дети смотрят эпизод мультфильма)

П.: Кто исполняет песню?

Д.: Хор

П.: Какой тип хора?

Д.: Смешанный

П.: Какую песню еще вы услышали в этом эпизоде?

Д.: "Ай, во поле липенька…". Её поет смешанный хор.

П.: А еще звучала шуточная песня "Купался бобер…"

Обратите внимание на доску. Какого обрядового праздника не хватает на нашей модели?

Д.: Ярилин день

(Дети дополняют модель)

П.: Какие по жанру народные песни использовал композитор?

Д.: Календарно-обрядовые песни

(Дети преобразовывают модель)

П.: Что помогло композитору так ярко изобразить сцены народных праздников?

Д.: подлинные народные песни; жизнь в деревне; наблюдение за жизнью и бытом крестьян; наблюдение за природой.

3. Рефлексивно-оценочный этап

П.: Вам понравился урок?

(Ответы детей)

П.: Что нового вы узнали?

Д.: мы познакомились с обрядом Ярилы-Солнца;

познакомились с именами языческих богов;

мы услышали новые песни;

услышали голос русского певца Лемешева, который исполнял партию царя Берендея;

П.: Мне было очень интересно с вами общаться, петь. Я надеюсь во время нашего общения ваше настроение не испортилось.

(Контроль настроения)

А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров?

(Ответ детей)

(Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки)

Домашнее задание: назовите праздники, связанные со сменой времен года, дошедшие до нас со времен языческой Руси.

П.: Наш урок подходит к концу, а весна за окном в самом разгаре. Давайте же споем песню о весне.

(Дети поют "Вешнюю песенку")

П.: Спасибо. Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.

Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....

Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"

Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...

Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка

Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка. Составлен с использованием Способа диалектического обучения....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...

Интегрированный урок музыки, ИЗО в 3 классе на тему: "Народный праздник - пасха!"

Педагоги МБОУ гимназии г. Советский делятся опытом работы интегрированный урок музыки, ИЗО на тему: "Народный праздник - Пасха!"...

Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе по теме "Молодежная музыка и мода"

Урок разработан с целью изучения английского языка на основе песенного материала в рамках декады английского языка....