Интегрированный урок музыки, ИЗО в 3 классе на тему: "Народный праздник - пасха!"
методическая разработка по музыке на тему

Пелагеина Елена Владимировна

Педагоги МБОУ гимназии г. Советский делятся опытом работы интегрированный урок музыки, ИЗО на тему: "Народный праздник - Пасха!"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авторы: Пелагеина Елена Владимировна учитель музыки , Белова Елена Александровна учитель ИЗО МБОУ гимназии г. Советский

Тема урока: Народный праздник – Пасха.

3 класс

Интегрированный урок музыки, ИЗО

Цель: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Пасхи традициями, обычаями, играми.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о народных традициях Пасхи.
  2. Развитие исполнительских навыков и умений, творческой фантазии.
  3. Воспитание бережного отношения к культурным традициям народа.

Понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост, писанки, крашенки.

Оборудование:

  • Музыкальные инструменты: фортепиано, баян, ложки, бубны, свистульки;
  • Яйца крашенные и расписные;
  • Краски гуашь, кисточки, трафареты в форме яиц;
  • Образцы раскрашенных яиц;
  • Кулич, пасха, самовар, конфеты, баранки, лотки, ложки столовые, чашки.

Ход урока

Звонят колокола .Фонограмма. Дети заходят в класс.

1.Организационный момент :муз. приветствие.

Уч.-Здравствуйте, ученики!

Д:- Здравствуйте, учитель!

Уч.- Сегодня у нас, ребята необычный урок. Интегрированный урок – праздник. На уроке мы будем не только петь, слушать музыка, но и рисовать, играть. Что за музыка вас встречала при входе в класс?

Д.- Колокольный звон.

У.-  А как можно назвать колокольный звон?

Д. – Благовест.

У. – Благая весть, хорошая. Благовест звучит по выходным и в праздники. Какие праздники народные вы знаете?

-Какой праздник мы отмечали в воскресенье?

Д. – Пасху.

У. – Сегодня у нас урок на тему: «Народный праздник – Пасха».

У.- Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные, раздольные песни поют.

У. – С какой песней мы познакомились на прошлом уроке?

Д. - С песней Георгия Струве «Моя Россия».

2.Распевка.

3. Исполнение песни « Моя Россия» Г. Струве.

4.Новый материал:

Россия – это наша Родин .Мы живем в стране, в которой много обычаев, традиций, праздников. И сегодня мы узнаем, как празднуют в России праздник – Пасхи. Истоки появления этого праздника.

У. - На Руси обрядов много, а сегодня праздник Бога

        Полон праздник наш чудес, скажем всем Христос Воскрес!

       А кто скажет из ребят, как праздник наш можно назвать?

       Верно Пасха- Бога воскресенье, чей второй день рожденья?

       Кто ответит на вопрос? Сын его Иисус ( Христос)

У. - Давным- давно в далекие времена с появлением христианства праздник пасха обрел значение- воскрешение из мертвых Иисуса Христа, сына Божьего. Иисус дал распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня он воскрес из мертвых. Это случилось в 7 ой день недели, который с тех пор называется воскресением. Поэтому каждое воскресение- выходной люди не работают.

      После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать свое учение. Отправилась и его мама Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. Каждый приходящий к императору обязательно приносил какой- нибудь подарок. У Марии с собой ничего не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сказала «Христос воскрес!»

      Удивился император и сказал: « Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Как и в то, что белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил, яйцо покраснело на глазах у императора. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

     Пасха и приход весны символизирует новую жизнь. Устраивали праздники, игры с яйцами. Яйцо – это символ жизни.

    У. - Вот и нам пришла пора праздник наш отмечать

     Можно петь, плясать, играть.

Выходите музыканты поскорей,

В святу пасху нам сыграйте веселей!

5. Игра на музыкальных инструментах «Светит месяц».

Игра «Доскажи словечко».

У. - Я хотел устроить бал  и гостей к себе (позвал)

           Я взял муки и взял творог испек рассыпчатый – (пирог)

           Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости (не идут)

           Я ждал, пока хватало сил, потом кусочек (откусил)

           Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту (съел)

- Какой пирог готовят на пасху?( кулич)

- А что делают из творога?(пасху)

У. - Девочки-беляночки,где вы набелилися?

Дети: Мы вчера коров доили, молоком умылися.

6 Исполнение песни русской народной песни  « Ой, вставала я ранешенько» группа девочек

Загадки

У. -  Загадаю вам загадки, вы скажите мне  отгадки.

1 Эта книга священная, спутница всем неизменная.

 Эта книга спасения, всем подаст утешения (библия)

2 Славу мы тебе поем с нетерпением в гости ждем,

Чтоб лучи не жарки были для людей добро открыли (солнце)

3 Зайчики пушистые на веточках сидят,

В дни весны красавицы праздник нам дарят (верба)

4 Хлеб пасхальный, ароматный, пышный. Сдобный и приятный.

Он глазурью весь облит и цветами принакрыт.(кулич)

5 красные, зеленые, сине-голубые мячики пасхальные ярко-расписные (яйца)

У. - Яйца изготавливают из бисера, дерева, фарфора, стекла(показ)

      Есть крашенки- окрашенное яйцо.

      Писанки- расписанное узорами.

7. Рисование по шаблонам яиц.

Даются шаблоны, бумага, краски.

Кто появляется из яйца? Цыпленок, гусенок, утенок.

8. Физминутка. «Танец утят».

У. - праздник продолжается игры начинаются.

Игры

1-Катание яиц – эта игра связана с верой в демонов. Люди верили, что катание яйца можно заставить злых духов плясать, кувыркаться, что причиняло им огромное страдание. В ряд разложить конфеты. Дети катают яйца, если яйцо задело конфету, то конфету забирает.

2Эй, народ, не зевай,

К нам на  «горку» поспевай!

Не ударьте в грязь лицом,

Поспевайте за яйцом!

-Кто дальше 2 лотка  под углом катают яйца по очереди.

3- кто быстрей в ложках перенесет яйцо?

-Берешь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Если первый прибежал,

Значит ясно - приз забрал!

5 конкурс Продолжи пословицу.

У. - Нужно предложением сделать продолжение.

           Хорошенечко подумать и конец придумать

С кем поведешься от того и (наберешься)

Не вкусив горького, не узнаешь и (сладкого)

Сам заварил кашу, сам и (расхлебывай)

Кашу маслом не (испортишь)

Не разбивши яйцо не сделаешь и (яичницы)

Сделал дело, гуляй ( смело)

У. -Праздник подошел к концу,

      Веселье не кончается.

      Пускай всегда лицом к лицу

       Одни друзья встречаются!

А на улице весна.

Исполнить песенку пора.

9. «Весенняя песенка» исполнение.

10. Рефлексия урока:

У. – Завершая праздник наш, хотелось бы узнать, что  вам понравилось сегодня на уроке?

- Что было нового для вас?

- На какие вопросы получили ответ?

-Чем отличаются писанки от крашенок?

Заполните карточки

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

не устал/устал

Моё настроение

улучшилось/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен

11. Домашнее задание.

Дорисовать работы, кто не успел.

Пришла пора – пора чудес!

Журчит ручей – Хритос Воскрес!

Светлее в мире нет Словес

Воистину Христос Воскрес!

 Спасибо всем за урок

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Авторы: Пелагеина Елена Владимировна учитель музыки , Белова Елена Александровна учитель ИЗО МБОУ гимназии г. Советский

Тема урока: Народный праздник – Пасха.

3 класс

Интегрированный урок музыки, ИЗО

Цель: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Пасхи традициями, обычаями, играми.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о народных традициях Пасхи.
  2. Развитие исполнительских навыков и умений, творческой фантазии.
  3. Воспитание бережного отношения к культурным традициям народа.

Понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост, писанки, крашенки.

Оборудование:

  • Музыкальные инструменты: фортепиано, баян, ложки, бубны, свистульки;
  • Яйца крашенные и расписные;
  • Краски гуашь, кисточки, трафареты в форме яиц;
  • Образцы раскрашенных яиц;
  • Кулич, пасха, самовар, конфеты, баранки, лотки, ложки столовые, чашки.

Ход урока

Звонят колокола .Фонограмма. Дети заходят в класс.

1.Организационный момент :муз. приветствие.

Уч.-Здравствуйте, ученики!

Д:- Здравствуйте, учитель!

Уч.- Сегодня у нас, ребята необычный урок. Интегрированный урок – праздник. На уроке мы будем не только петь, слушать музыка, но и рисовать, играть. Что за музыка вас встречала при входе в класс?

Д.- Колокольный звон.

У.-  А как можно назвать колокольный звон?

Д. – Благовест.

У. – Благая весть, хорошая. Благовест звучит по выходным и в праздники. Какие праздники народные вы знаете?

-Какой праздник мы отмечали в воскресенье?

Д. – Пасху.

У. – Сегодня у нас урок на тему: «Народный праздник – Пасха».

У.- Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные, раздольные песни поют.

У. – С какой песней мы познакомились на прошлом уроке?

Д. - С песней Георгия Струве «Моя Россия».

2.Распевка.

3. Исполнение песни « Моя Россия» Г. Струве.

4.Новый материал:

Россия – это наша Родин .Мы живем в стране, в которой много обычаев, традиций, праздников. И сегодня мы узнаем, как празднуют в России праздник – Пасхи. Истоки появления этого праздника.

У. - На Руси обрядов много, а сегодня праздник Бога

        Полон праздник наш чудес, скажем всем Христос Воскрес!

       А кто скажет из ребят, как праздник наш можно назвать?

       Верно Пасха- Бога воскресенье, чей второй день рожденья?

       Кто ответит на вопрос? Сын его Иисус ( Христос)

У. - Давным- давно в далекие времена с появлением христианства праздник пасха обрел значение- воскрешение из мертвых Иисуса Христа, сына Божьего. Иисус дал распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня он воскрес из мертвых. Это случилось в 7 ой день недели, который с тех пор называется воскресением. Поэтому каждое воскресение- выходной люди не работают.

      После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать свое учение. Отправилась и его мама Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. Каждый приходящий к императору обязательно приносил какой- нибудь подарок. У Марии с собой ничего не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сказала «Христос воскрес!»

      Удивился император и сказал: « Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Как и в то, что белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил, яйцо покраснело на глазах у императора. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

     Пасха и приход весны символизирует новую жизнь. Устраивали праздники, игры с яйцами. Яйцо – это символ жизни.

    У. - Вот и нам пришла пора праздник наш отмечать

     Можно петь, плясать, играть.

Выходите музыканты поскорей,

В святу пасху нам сыграйте веселей!

5. Игра на музыкальных инструментах «Светит месяц».

Игра «Доскажи словечко».

У. - Я хотел устроить бал  и гостей к себе (позвал)

           Я взял муки и взял творог испек рассыпчатый – (пирог)

           Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости (не идут)

           Я ждал, пока хватало сил, потом кусочек (откусил)

           Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту (съел)

- Какой пирог готовят на пасху?( кулич)

- А что делают из творога?(пасху)

У. - Девочки-беляночки,где вы набелилися?

Дети: Мы вчера коров доили, молоком умылися.

6 Исполнение песни русской народной песни  « Ой, вставала я ранешенько» группа девочек

Загадки

У. -  Загадаю вам загадки, вы скажите мне  отгадки.

1 Эта книга священная, спутница всем неизменная.

 Эта книга спасения, всем подаст утешения (библия)

2 Славу мы тебе поем с нетерпением в гости ждем,

Чтоб лучи не жарки были для людей добро открыли (солнце)

3 Зайчики пушистые на веточках сидят,

В дни весны красавицы праздник нам дарят (верба)

4 Хлеб пасхальный, ароматный, пышный. Сдобный и приятный.

Он глазурью весь облит и цветами принакрыт.(кулич)

5 красные, зеленые, сине-голубые мячики пасхальные ярко-расписные (яйца)

У. - Яйца изготавливают из бисера, дерева, фарфора, стекла(показ)

      Есть крашенки- окрашенное яйцо.

      Писанки- расписанное узорами.

7. Рисование по шаблонам яиц.

Даются шаблоны, бумага, краски.

Кто появляется из яйца? Цыпленок, гусенок, утенок.

8. Физминутка. «Танец утят».

У. - праздник продолжается игры начинаются.

Игры

1-Катание яиц – эта игра связана с верой в демонов. Люди верили, что катание яйца можно заставить злых духов плясать, кувыркаться, что причиняло им огромное страдание. В ряд разложить конфеты. Дети катают яйца, если яйцо задело конфету, то конфету забирает.

2Эй, народ, не зевай,

К нам на  «горку» поспевай!

Не ударьте в грязь лицом,

Поспевайте за яйцом!

-Кто дальше 2 лотка  под углом катают яйца по очереди.

3- кто быстрей в ложках перенесет яйцо?

-Берешь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Если первый прибежал,

Значит ясно - приз забрал!

5 конкурс Продолжи пословицу.

У. - Нужно предложением сделать продолжение.

           Хорошенечко подумать и конец придумать

С кем поведешься от того и (наберешься)

Не вкусив горького, не узнаешь и (сладкого)

Сам заварил кашу, сам и (расхлебывай)

Кашу маслом не (испортишь)

Не разбивши яйцо не сделаешь и (яичницы)

Сделал дело, гуляй ( смело)

У. -Праздник подошел к концу,

      Веселье не кончается.

      Пускай всегда лицом к лицу

       Одни друзья встречаются!

А на улице весна.

Исполнить песенку пора.

9. «Весенняя песенка» исполнение.

10. Рефлексия урока:

У. – Завершая праздник наш, хотелось бы узнать, что  вам понравилось сегодня на уроке?

- Что было нового для вас?

- На какие вопросы получили ответ?

-Чем отличаются писанки от крашенок?

Заполните карточки

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

не устал/устал

Моё настроение

улучшилось/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен

11. Домашнее задание.

Дорисовать работы, кто не успел.

Пришла пора – пора чудес!

Журчит ручей – Хритос Воскрес!

Светлее в мире нет Словес

Воистину Христос Воскрес!

 Спасибо всем за урок

До новых встреч!