Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».
план-конспект урока по музыке по теме

Пинчук Татьяна Евгеньевна

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная  школа №7» города шарыпово

             Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе.

Тема урока: «Весна в музыке и живописи».

                                                                                   Подготовила:

                                                                                      учитель  музыки

                                                                                          Пинчук Т. Е

город Шарыпово 2013 г

Тип урока. Изучения нового материала.

Цель. Познакомить с музыкальными  и художественными  произведениями о весне.

Задачи.

Обучающие:

  •  Познакомить с музыкальным фортепианным  циклом П. И. Чайковского «Времена года»;  
  • познакомить с произведениями русских художников, написавших картины о весне (И. И. Левитан, Саврасов А. К.)

Развивающие:

  • Развитие чувства цвета, воображения, музыкального мышления.

  Воспитывающие:

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи, портрет композиторов Э. Грига и   П. Чайковского, портреты художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, фортепиано,  цветная бумага, соль.

Организационный момент.  Вход под музыку.

У.   -  Музыкальное приветствие - Здравствуйте ребята. Добрый день!

 - Добрый день. А день действительно добрый. Вы сегодня красивые, нарядные. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пусть это хорошее настроение сохраниться у вас до конца урока.

 Введение в тему урока.

У. - Сегодня у нас необычный урок,  А вот о чём будет наш сегодняшний урок, вы узнаете, разгадав загадку?

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

          - Когда же это бывает? (весной)

У.  – Так о каком времени года пойдет речь на уроке? (о весне)

          - И тема нашего урока «Весна в музыке и живописи».

         - В живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков.. Посмотрите внимательно на картину Левитана «Март». Что вы на ней видите (лошадь, деревья, снег, солнце)

 - Какое настроение вы видите на этой картине (радостное и грустное)

 

У.   - Художник Алексей Кондратьевич Саврасов однажды написал весенний пейзаж,. Хотите увидеть эту картину? (да)

 - Но, чтобы её увидеть нужно, убрать с нее те картинки, которые не относятся к основным признакам весны. Итак, какие картинки нужно убрать? (ответы детей)

  • Какой день на картине? (пасмурный)
  • Что делают птицы? (вьют гнезда)
  • Что вы видите теперь на картине? (тает снег)
  • Какого цвета птицы? (черного).
  • Кто знает, каких именно птиц изобразил художник? (грачей)
  • И художник назвал эту картину «Грачи прилетели»

Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе. Мы сегодня послушаем музыкальное произведение Грига « Весной»

           

Слушание песни : Григ «Весной»

Разбор музыкального произведения ( средства музыкальной выразительности)

Что вы услышали? (ответы детей)

В какое время года, можно услышать такие звуки? ( ответы детей)

- Что вы представляли, когда звучала эта музыка? (капают капли, тает снег, бегут ручьи, солнышко пригревает, опускает лучи на землю, бурным потоком вода бежит по полям)

Разбор музыкального произведения ( средства музыкальной выразительности).

Ответы детей с помощью карточек)

Мелодия –                         ( волнообразная, вверх и вниз движение)

Лад -                                    мажорный, светлый

Темп   -                                быстрый

Ритм   -                                разные звуки по длине

Характер     -                       нежная, солнечная

Музыкальная физминутка: «Веселые дети»

           

         - А теперь сыграем в игру «Солнышко и тучка»

( если звучит веселая музыка , то показываем солнышко, а если звучит грустная мелодия ,то тучку). Молодцы! ( Карточки « Солнышко» и « Тучка»)

У. Ребята, а вы не забыли, какие птицы живут в наших лесах? Отгадайте загадки о птицах.

- Он соло пел среди ветвей, певца назвали ….(соловей)

            - Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (кукушка)

- Плотник острым долотом строит дом с одним окном (дятел)

  Логоритмическое упражнение «Дятел».

У. - Дятел не просто так стучит, он рассылает всем птицам телеграммы о том, что   пришла весна давайте поможем ему.

Дятел сел на толстый сук  тук, тук, тук.

Всем друзьям своим на юг тук, тук, тук

Телеграммы срочно шлет  туки-тук, туки-тук

Что весна уже идет   туки-тук, туки-тук

Что растаял снег вокруг   туки-тук, туки-тук

( прохлопываем телеграмму)

Распевка. - Давайте исполним песню ярко и весело, а чтобы получилось красиво, я предлагаю настроить свой голос.

Речевые игры и упражнения: «Язык играет в футбол», «Лошадка» . ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: 

  • формировать правильное певческое дыхание –        .
  • Упражнения: «вдыхай аромат цветов»,
  • Музыкальная лесенка с движением руки.     « Паровоз»

  Песня «Солнечный лучик»

  • Знакомство с песней ( прослушивание), беседа о характере песни
  • Работа по фразам
  • Разучивание 1 ,2 куплета песни
  • Работа над чистотой интонации
  • Исполнение 1, 2  куплета

  У.           Ребята, отгадайте мою загадку:
                       Из-под снега расцветает,
                        раньше всех весну встречает.

Дети: Подснежник.

У: Правильно, подснежник.  Многие великие музыканты, сочиняя свои произведения,

 учились у природы. П. И. Чайковский  создал фортепианный цикл «Времена года».  Весь

цикл состоит из 12 пьес представляющих собой образ одного из месяцев года. У каждой

 пьесы есть своё название помимо названия месяца. Так как мы говорим сегодня о весне я

предлагаю послушать пьесу из цикла «Времена года» о весеннем месяце апреле.

                                  Прослушивание произведения: « Апрель. Подснежник»

 

                                      (закройте глаза, и  вслушайтесь в музыку  ).

  • Что вы представили , когда слушали эту музыку? (музыка  солнечная, нежная, светлая)
  • Как вы думаете, что рисует композитор своей музыкой? (берёзы, тающий   снег, бегут ручьи)

             Молодцы!

  • А что ещё происходит в апреле? (появляются первые весенние цветы)
  • Как называются цветы, растущие прямо из - под снега? (подснежники)

Логоритмическое упражнение :    «Подснежник»

Я родился!   Я родился!              Ладони к груди, руки вверх- 2 разаЯ родился!        

Снег пробил,                            Складывают ладони перед грудью в «бутон» и    

        Поднимают на уровень глаз

 На свет явился!                  Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в сторону

Ух, какой ты снег колючий,           грозят указательным пальцем

Ты холодный снег и злющий                    Скрещивают руки на груди и хлопают,    

                                                                      Хлопают          ладонями ,а затем по плечам  

О морозах зря мечтаешь                                      указательным пальцем вправо-влево             

Очень скоро ты растаешь.                                      машут ладонями движение от себя

Легенда о подснежниках

Однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде.

         - Я предлагаю вам сегодня самим сделать себе подснежник.

Практическая работа. Подготовка к аппликации солью.

  • Возьмите за основу лист бумаги. Нарисуйте подснежник, обведите контур подснежника клеем и засыпьте лист цветной соль (цвет которой отвечал бы настроению музыкального произведения). А затем поставьте лист вертикально, чтобы остатки соли ссыпались на стол.

Выполнение работы «Аппликация солью» под музыку П. И. Чайковского «Апрель». «Подснежник».

(демонстрация лучших работ)

У. - Какие замечательные работы у вас получились, какие хрупкие, но какие красивые цветы. Молодцы!

Итоги.

Продолжите фразу:

  • сегодня я узнал( а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял( а) задания…

Сегодня вы хорошо работали, и мне  хотелось бы поставить вам всем одну общую оценку «отлично».

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

MUSIC IN OUR HEARTS Интегрированный урок в 9 классе( Английский и музыка) по учебнику В.П, Кузовлев 9 класс

Данный урок является уроком комплексного применения различных видов речевой деятельности. На уроке используются ИКТ, технология проблемного обучения. Используются словесный, иллюстративно – наглядный,...

конспект интегрированного урока в 5 классе по теме "Музыка и математика"

Тема: Музыка и математикаТип урока: интегрированныйУровень интеграции: узловая Цель: Установление связи между музыкой и математикойЗадачи:Образовательная: Выявить общие элементы музыки и математи...

конспект интегрированного урока Гармония в жизни. ОБЖ и музыка.

Место данного урока в системе указанной программы: 6 класс, III четверть. Тема урока: Гармония в жизни.Цель: Ознакомить детей с ориентированием на местности при помощи часов, звезд, солнца, ознак...

Интегрированный урок в 11 классе (МХК, английский, музыка) по теме "Историческое происхождение праздника Пасха"

Создание учебно – речевых ситуаций на основе текстов духовно – нравственного содержания в старших классах.        На протяжении многих веков люди, связанные со сферо...

Конспект интегрированного урока в 7 классе по ознакомлению с окружающим, музыке, на тему: «Зима»

Конспект интегрированного занятия в 7 классе по ознакомлению с окружающим, музыке,  на  тему: «Зима» для детей с умеренной умственной отсталостью.Цель интеграции: коррекция психофизических п...

Конспект интегрированного урока в первом классе "Весна - красна"

Интеграция предметов: развитие  речи – весенние изменения в природе;занимательный труд - лепка по образцу  деталей для аппликации на тему «Весна».Цель: Дать ученику пр...