Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Наврузбекова Наталия Борисовна

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; коммуникативной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; коммуникативной культуры.

Задачи урока:

  • расширить представление о богатстве и разнообразии художественного образа народного костюма;
  • поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора;
  • воспитывать уважение к чужому мнению; воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование  ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков  доброжелательного сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • Метапредметные:
  • регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с  опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

Музыкальный ряд: русские народные песни

Материалы для учащихся: альбом, карандаши, ножницы.

Материалы и оборудование для учителя:

  1. ПК, мультимедиа, экран
  2. Презентация
  3. Раздаточный материал - шаблон фигуры человека.

Ход урока:

I этап. «Организационный». Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас, надеюсь, сегодня урок пройдет интересно и плодотворно. Я прошу вас проверить как  организованно ваше рабочее место.

II этап.  «Постановка цели и задач урока». Мотивация к  изучению темы. Выбор учащимися задач, которые  они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

- Послушайте эти строки:

Рубаха, красный сарафан и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны, которой так гордимся мы!             (слайд 1)

- Ребята, прослушав это стихотворение и рассмотрев данный слайд, попробуйте определить тему сегодняшнего урока («Народный праздничный костюм» – тема вывешивается на доске)         (слайд 2)

Хорошо, а чтобы вы хотели узнать, чему бы хотели научиться сегодня? (узнать, как одевались наши предки в праздники, познакомиться с элементами русского праздничного костюма, научиться рисовать праздничный костюм)   (слайд 3)      

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое.

-Давайте с вами, ребята, представим, что мы живём в России не в двадцать первом веке, а в семнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой? (Дети высказывают свои мысли).

- Вы правильно говорите: жизнь была трудной в прошлые века: весной и летом тяжёлая работа в поле, осенью – сбор и заготовка урожая. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.

Зато, когда приходил праздник, его встречали радостно, всегда к нему готовились (слайды 4,5)

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами.

Ребята, а какие старорусские праздники вы знаете? (Пасха, Рождество, Крещение)

- Праздник – это не только песни и пляски, это ещё и …. наряды

Правильно ребята, наряды! В простой, будний день люди ходили в обычных повседневных одеждах, а в праздники они наряжались (слайд 6)

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. К одежде в старину относились с почтением, складывали в сундуки, специально стирали.

Давайте познакомимся с нарядами поближе (слайды 7,8)

Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.   Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой.

Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег). Рубахи обязательно подвязывалась поясом-кушаком

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству.

Порты были неширокими,  их заправляли в сапоги или онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного (суконные).

А теперь познакомимся с женским костюмом (слайд 9)

Внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого.

Раньше о женщине говорили:

Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

 «Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо»

И еще

«А сама-то величава,
Выступает слово пава»

- О каком образе говорится в этих строках? (В них говорится о русской девушке.)

- С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему? (Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”.)

 Молодая девушка выставляла всегда косу на показ: «Коса - девичья краса», -  говорили в старину.

Образ женщины издавна  почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном (слайд 10)

       Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.

Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.

Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

III этап. «Актуализация знаний»

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов)

- Для чего вышивали орнамент? (предназначается для украшения)

Орнамент мог быть растительным, геометрическим. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России (слайд 11)

Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.

- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?

По костюму можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит. Любой  национальный костюм, так или иначе, отражает особенности национальной культуры.

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание (слайд 12)

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга (слайд 13)

Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.

Некоторые женские головные уборы в XVIII веке стоили тысячу и более рублей, в то время как хорошая лошадь - всего десять рублей!

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы (слайд 14)

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

К теме «Народный праздничный костюм» во все времена обращались художники, поэты, композиторы. Художники в своих работах хотели показать не только внешнюю красоту человека, но и внутреннюю. И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной  музыке.

IV этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

V этап. «Первичная проверка понимания и закрепление умений. Постановка художественной задачи»

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

VI  этап. «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Практическая работа: создание коллективного панно на тему «Русский хоровод» (слайд 15)

Задание: Ученикам выдаются фигурки с изображением людей, нужно сделать им праздничную одежду: наметить места украшений и орнамента; определить колорит костюма; выполнить в цвете работу.

Сегодня нам с вами предстоит изготовить коллективное панно «Русский хоровод». Для этого, я выдаю вам вот такие трафареты. Вам нужно будет обвести их, наметить места орнамента, определить цвет костюма и сделать так, чтобы ваши человеческие фигурки стали нарядными и красивыми. Когда вы выполните эту работу, фигурки нужно будет вырезать. После того, как все закончат, мы с вами разместим фигурки на ватмане.

А для создания атмосферы русской старины, сопровождать нашу работу будут русские народные мелодии.

Всем ли понятно задание? Главное условие – наличие орнамента в одежде. (Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской местности.)

 В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.

Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».

Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде? Немаловажной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.

VII этап. «Рефлексия» Подведение итогов занятия. Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Ученики выходят к доске со своими работами и прикрепляют их к панно.

Ребята, посмотрите, какая красочная работа у нас получилась! Все вы молодцы! Работали хорошо и старательно.

А теперь скажите, что вам больше понравилось в выполнении данной работы, что показалось более сложным? Продолжите предложения: (слайд 16)

Мне было интересно…

Меня удивило…

Мне было трудно…

Мне захотелось…

VIII этап. «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: в книгах, журналах, Интернете найти 2-3 образца народной праздничной одежды разных регионов России, сравнить их общие и отличительные признаки.

Литература:

1.Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./ – М.: Просвещение, 2013.

       2. Горяева Н. А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные  разработки. 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. — 2-е  изд.,  доп. — M.: Просвещение,  2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

Разработка урока ИЗО в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм».

Урок предполагает проблемное изучение материала и использование метода    проектов. Во время урока учащиеся проводят исследования по предложенной теме и создают групповые   пр...

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»

Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...