Разработка урока ИЗО в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Урок предполагает проблемное изучение материала и использование метода    проектов. Во время урока учащиеся проводят исследования по предложенной теме и создают групповые   проекты (эскизы праздничного костюма). В заключительной части урока, выполненные проекты оформляются в отчетную выставку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_izo_dlya_5_klassa_po_teme.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока изо для 5 класса по теме «Народный праздничный костюм».

            Тип урока. Комбинированный.

            Урок предусматривает изучение нового материала, совершенствование  знаний, умений, навыков, а также целевого применения усвоенного, обобщения и систематизации. На уроке осуществляется связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.

             Урок предполагает проблемное изучение материала и использование метода    проектов. Во время урока учащиеся проводят исследования по предложенной теме и создают групповые   проекты (эскизы праздничного костюма). В заключительной части урока, выполненные проекты оформляются в отчетную выставку.

- Изучение данной темы входит в систему уроков, обозначенных общей темой «Древние корни народного искусства», конкретизируется на примере народного праздничного костюма.

- Источники информации, используемые при подготовке урока:

Андреев В.Н., Андреев Н.В. Проектирование образовательного процесса в предметной области «Изобразительное искусство» Хабаровск: ХКИРО, 2010.

Вигасин А.А.. История Древнего мира. Учеб. Для 5 кл. М.: Просвещение, 2004.

Горяева Н.А., Островская О.В.  Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М.: Просвещение, 2009.

Цель педагогической деятельности на уроке.  

       Создать условия для осознания учащимися особенностей женского народного праздничного костюма.

Задачи педагогической деятельности на уроке:  

1.        Сформировать представление о народном женском праздничном костюме;

2.        Способствовать развитию ассоциативно – образного мышления, творческой фантазии;

3.        Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

4.      Вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс.

5.      Способствовать формированию исследовательских, коммуникативных  и рефлексивных навыков  учащихся.

Цель и задачи, которые учащиеся должны решить во время урока:

- выяснить из каких элементов состоит народный праздничный

– узнать особенности женских  костюмов северных и южных губерний;

- узнать как украшали праздничные костюмы;

-  выполнить практическую работу: создать эскиз народного праздничного костюма.

Задание:  создать эскиз праздничного женского костюма.

Зрительный ряд. Слайды с изображением народных праздничных  костюмов  Материалы, оборудование.

Материалы:  шаблоны женских костюмов Юга и Севера России,  фломастеры, цветные карандаши.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран.

План урока.

1.        Организационный момент.

2.        Введение.

3.        Организация поиска  новых знаний.

4.       Поиск новых знаний.

5.        Закрепление знаний.

6.        Выполнение практической работы.

7.        Подведение итогов работы.

8.        Рефлексия.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в сказку.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Царевна лягушка».

Узнали сказку? Как она называется? Как зовут царевну  лягушку?

Учитель. Ребята, Василиса  собирается на пир (слайд русский народный праздничный и будничный костюм), как вы думаете, в каком из этих нарядов Василиса  может предстать перед царем на пиру?

Ответы детей…

Почему выбрали этот костюм…

Молодцы,  это и будет темой нашего урока. Слайд с темой.

А давайте поможем Василисе выбрать  праздничный костюм?

Демонстрация слайда с костюмами для лягушки (женские костюмы России, Древнего Египта, Китая).

Вопросы:

- Сможет ли Василиса  появиться в одном из этих костюмов? Дайте пояснение ответу.

- Что нам нужно сделать, чтобы помочь создать лягушке праздничный костюм?

План исследовательской работы учащихся:

- выяснить в какой части России проживала царевна;

- узнать, из каких элементов состоит народный праздничный костюм;

- узнать, как украшали праздничные костюмы в той губернии, где проживала Василиса.

Это и будет план нашего исследования.

В результате мы создадим эскиз женского народного праздничного костюма. А дома вы создадите эскиз праздничного костюма для царевича Ивана.

       У вас на партах лежат карты работы на уроке, во время поиска информации по теме, будем работать с карточками заданиями, а в завершении нашего исследования вы заполните карту работы на уроке, где обозначены критерии, по которым будет оцениваться ваша работа, посмотрите. Вопросы есть?

Ну что ж приступим к нашему исследованию.

1. Выясним, в какой части России проживала царевна.

         Предлагаю рассмотреть иллюстрацию к сказке Ивана Яковлевича Билибина. Известно, что художник много путешествовал  по российским губерниям и изучал обычаи и обряды славянских народов. Свои знания использовал  при создании иллюстраций к сказкам.  

Вопрос  к иллюстрации:

Из каких элементов состоит костюм Василисы?  

Сопоставим наши наблюдения с описанием костюмов данных в учебнике.  Демонстрация слайда с иллюстрацией.

Работа с учебником.  Стр. 50- 57.

Заполняем карту с заданием. Найди в учебнике описание женских костюмов и запиши в таблицу 1ряд элементы костюма северных и центральных губерний; 2 ряд – южных губерний; 3 ряд – заполняет таблицу Головные уборы.

Северные и центральные губернии России

1 ряд

Южные губернии России

2 ряд

женские головные уборы

3 ряд

замужняя женщина

девушка

Представляем и проверяем результаты исследования.

Сопоставим наши результаты с иллюстрацией  Билибина.

Наш вывод: Василиса  проживала в одной из северных губерний.

Что еще мы выяснили в результате нашего исследования? Ответ детей ( мы узнали из каких элементов одежды, состоял праздничный костюм).

А как украшали костюмы? Учащиеся находят описание украшений в тексте учебника и  озвучивают.

Слайд с планом исследования. На какие пункты плана нашего исследования мы нашли ответы?  

Ответ детей.

Физминутка. А теперь представим, что мы тоже готовимся к пиру, для этого нам  необходимо научиться танцевать, а помогут нам разучить движения ребята,  занимающиеся  в танцевальном  коллективе.

Практическая часть урока.

Теперь нам хватит сил для того,  чтобы выполнить эскиз костюма.

Работаем в парах.  Обведите шаблон фигуры человека. Готовые работы располагаем на  выставке «Ярмарка идей».

Подведение итогов урока:

Вот какие получились у нас костюмы. Молодцы!

Вопросы:

Из какой губернии была Василиса?

Как мы это выяснили?

 Все ли выполнили костюмы в соответствии с описанием?

 Заполните карту работы на уроке, внимательно прочитайте критерии и запишите результат, вашей работы.

На ваших партах лежат стикеры. Вы можете выбрать любой из понравившихся,  и нарисовать на нем смайлик.  Если вам все удалось на уроке – смайлик  с улыбкой, а если что- то не получилось то грустный смайлик.

Фамилия, имя__________________________

Карта с заданием.                

Найди в учебнике описание женских костюмов и запиши в таблицу 1ряд элементы костюма северных и центральных губерний; 2 ряд – южных губерний; 3 ряд – заполняет таблицу Головные уборы.

Северные и центральные губернии России

1 ряд

Южные губернии России

2 ряд

женские головные уборы

3 ряд

замужняя женщина

девушка

Фамилия, имя__________________________

Карта с заданием.                

Найди в учебнике описание женских костюмов и запиши в таблицу 1ряд элементы костюма северных и центральных губерний; 2 ряд – южных губерний; 3 ряд – заполняет таблицу Головные уборы.

Северные и центральные губернии России

1 ряд

Южные губернии России

2 ряд

женские головные уборы

3 ряд

замужняя женщина

девушка

Карта работы на уроке.        Фамилия, имя__________________________

Тема урока  Народный праздничный костюм

Оцени свою работу на уроке, заполнив таблицу.

Я узнал (а), что

Я научился (ась)

Я участвовал (а) в определении цели и задач урока

1 б

Я работал (а) с текстом учебника и правильно ответил (а) на поставленные вопросы.

1 б

Моя творческая работа выполнена, верно,  и аккуратно.

1 б

При выполнении совместных заданий, я  с уважением принимал мнение одноклассника (цы)

1 б

Мои одноклассники отметили, что костюм, который мы создали с соседом (соседкой) по парте,  соответствует заданию.

1 б

Считаю, что я могу оценить свою работу в

Карта работы на уроке.        Фамилия, имя__________________________

Тема урока  Народный праздничный костюм

Оцени свою работу на уроке, заполнив таблицу.

Я узнал (а), что

Я научился (ась)

Я участвовал (а) в определении цели и задач урока

1 б

Я работал (а) с текстом учебника и правильно ответил (а) на поставленные вопросы.

1 б

Моя творческая работа выполнена, верно,  и аккуратно.

1 б

При выполнении совместных заданий, я  с уважением принимал мнение одноклассника (цы)

1 б

Мои одноклассники отметили, что костюм, который мы создали с соседом (соседкой) по парте,  соответствует заданию.

1 б

Считаю, что я могу оценить свою работу в

Карта работы на уроке.        Фамилия, имя__________________________

Тема урока  Народный праздничный костюм

Оцени свою работу на уроке, заполнив таблицу.

Я узнал (а), что

Я научился (ась)

Я участвовал (а) в определении цели и задач урока

1 б

Я работал (а) с текстом учебника и правильно ответил (а) на поставленные вопросы.

1 б

Моя творческая работа выполнена, верно,  и аккуратно.

1 б

При выполнении совместных заданий, я  с уважением принимал мнение одноклассника (цы)

1 б

Мои одноклассники отметили, что костюм, который мы создали с соседом (соседкой) по парте,  соответствует заданию.

1 б

Считаю, что я могу оценить свою работу в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...

Конспект урока по теме "Народный праздничный костюм"

Конспект урока "Народный праздничный костюм" к уроку ИЗО в 5классе по программе Б.М.Неменского (с презентацией)...

Методическая разработка урока. Тема: "Народный праздничный костюм".

Методическая разработка урока . Тема: " Народный праздничный костюм". 5 класс....