Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"
    методическая разработка на тему

    Врублевская Татьяна Николаевна

    Методическая разработка по русскому народному  танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешествие на ярмарку, окунетесь в ее многоголосую атмосферу, получите колоритную палитру манерного русского народного танца.     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priglashenie_na_kadril.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ ДОД ДШИ №23

    им. Ковалева В.В.

     

    Методическая разработка открытого урока
    по народно – сценическому танцу
    3 класс

                     

    «Приглашение на кадриль».

                                                           

                                                               Автор разработки преподаватель                                                                                                                

                           Врублевская                                
                                       Татьяна Николаевна                                                                                

     

    Г.Саратов

         Методическая цель: освоение основ русского народного танца, совершенствование техники исполнения изученных движений, развитие творческой и познавательной деятельности, художественного воображения, артистичности, сценического ориентирования, воспитание нравственно – эстетического восприятия мира.

    Цели урока:

    1. Повторение и совершенствование изученных движений. Изучение фигур танца.
    2. Развитие творческих способностей, сценической выразительности, чувства позы, манерности исполнения.
    3. Воспитание чувства ансамбля.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: фортепиано, магнитофон, ноты.

    Оформление зала: русский народный костюм (2 сарафана, 2 рубахи, кокошник, ленты), Павловские платки, шали (по количеству девовек ), предметы быта (2 самовара, прялка, короб берестяной, хохломские ложки, скалки, поварешки, ковш, чугунный горшок), сноп овса, дымковские игрушки, бусы, матрешки.

    Часть зала оформлена в стиле русской ярмарки нач.XX века.

    Учащиеся в форме для занятий и в туфлях.

    Построение учащихся в три линии для начала урока.

    План урока:

         1. Организационный момент, проверка явки.

    2.Поклон
    3.Разминка
    : упражнения для рук, притоп, тройной притоп.

         4. Повторение изученных движений:

    4.1. переменный шаг с ногой назад, с руками;

    4.2. переменный шаг с выносом ноги вперед;

    4.3. боковой шаг с приставкой в приседании;

    4.4. подскок с притопом, дробная дорожка;

    4.5. ключ;

    4.6. хлопушки по бедру, каблуку с перестукиваниями 
    5.  Изучение нового материала.

         6. «Приглашение на кадриль»

              Фигуры: 1. «знакомство»

            2. «проходочка»;

            3. «встречная»;

            4. «девичья»;

            5. «задорная»;

            6. «воротики»;

            7. «проходочка»;

            8. «прощальная».

    7. Повторение кадрили.
    8. Поклон.

    9. Подведение итогов


    План – конспект урока

    Начало урока:

    Приветствие в форме поклона в русском характере. Музыкальное сопровождение концертмейстера.

     Вступительное слово учителя: «Тема нашего урока “Приглашение на кадриль”. Кадриль – один из видов русского народного танца. Давайте вспомним, а какие еще виды танца вы знаете?»

    Ответы учащихся: «1-хоровод, 2-пляска (сольная, парная, групповая, массовая), 3- перепляс».

    Учитель: «На примере движений кадрили вы сможете понять особенность этого танца, трудность которого заключается в манерности и характере исполнения.

    Повторим и отработаем технику отдельных движений!»

    Разминка

    Учитель: «Начнем урок с разминки!» (Упражнения для рук и притопы).

    Музыкальное сопровождение концертмейстера.

    Учитель: «Кадриль отличается от других видов танцев своеобразным построением, четким делением на пары и отдельные короткие части, называемые фигурами.

    Кадриль исполнялась на народных гуляниях, праздниках. Традиции таких гуляний складывались издавна и своими корнями уходили  в глубокую старину, когда водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Ведь отдохнуть, развлечься после напряженной трудовой  недели – это естественное желание любого человека.»

    «А сейчас представим себе,  что мы переместились во времени на сто лет назад и начнем воскресный день с гуляний по ярмарке или ярманке, как тогда тоже говорили. Ярмарка - это место  торговли, которая длилась целые недели. На ярмарку съезжаются с разных сел и городов губернии. И какого только товара нет на торговых местах! Даже из заморских стран! (звучит фонограмма русской народной музыки « Коробейники» )

    Шумит, гудит разноцветная ярмарка! Издалека видны ее торговые шатры, спешит народ нарядно разодетый подивиться привезенному товару, да и прикупить что себе на славу. Вот и мы отправимся на других посмотреть, да и себя показать!»

    Построение детей в круг. Движение выполняют все. Повторение изученных движений:

    1. Переменный шаг с поочередным открыванием рук.

    (музыкальное сопровождение концертмейстера)

    Во время выполнения движений детьми звучат прибаутки учителя.

    Учитель: «Красны девицы да добры молодцы!

                      Подходите, на товары поглядите!»

                     

                     «Вот рубахи льняные оберег-узором расшитые! »

                    «Вот ложки деревянные,

                     Расписные, яркие, хохломские!»

                    «Эй, мастерицы! Посмотрите!

                    Прялица не пригодится ли?!»

                    «А для малых ребят вот игрушечки стоят!»

    2. Переменный шаг с выносом ноги вперед (выполняют девочки).

    Учитель: «А девицам нашим, чтобы были краше,

                      Шали да платки дивной красоты!»

    Девочкам раздаются платки и шали.

     

    3. Шаг с приставкой в сторону – комбинация движений (выполняют мальчики в линии).

    При первом исполнении движений учитель делает замечания и исправления, дает оценку движениям. При повторном исполнении комбинации следует реплика учителя.

    Учитель: «Пряники! Пряники!

                      Пряники печатные!

                     Удивительно приятные!»

     

    4. Подскок с притопом, тройной притоп, дробная дорожка – комбинация движений (выполняют девочки в линии напротив мальчиков).

    При первом исполнении движений учитель делает замечания и исправления, дает оценку движениям. При повторном исполнении комбинации следует реплика учителя.

    Учитель: «Кружева мудреные, тесьма золоченая,

                      Ленты атласные, жемчуга прекрасные!»

    5. Ключ – комбинация движений (выполняют все: девочки напротив мальчиков).

    Учитель: «Кому лапти!? Кому лапти?!

            Разбирайте! Примеряйте!»

    После выполнения комбинации следует реплика учителя:

    «Видать, хороши лапти, коли все получилось?!»

    6. Хлопушки по бедру, каблуку, с переступаниями, присядки – комбинация движений (выполняют мальчики).

    Учитель: «Посмотрите, девицы, какие удальцы-молодцы!

                      В пору вместе с ними в пляс пуститься!»

    7. Кадриль.

    Учитель: «Вот и настало время для кадрилей!»

    Русская кадриль произошла от салонного танца «Французская кадриль», который        исполнялся на балах. В России танец изменился до неузнаваемости. Если во французской кадрили было 5-6 фигур, то в русских народных кадрилях их бывает от 3 до 14. В нашей Саратовской кадрили – 8 фигур. Кадрили бывают линейные и круговые. Сегодня мы станцуем линейную, где большое количество пар располагается напротив друг друга.

    Начало каждой фигуры и ее название объявлял молодец первой пары или заводила-распорядитель, взмахом платка указывал на начало очередной части.

     Основная трудность исполнения кадрилей в особенности ее манеры и характера.

    Молодцы оказывают особое подчеркнутое внимание к девицам, стараясь продемонстрировать перед ними свое мастерство.

    Девицы пляшут с достоинством, сдержанно, хотя общий характер исполнения всей кадрили веселый, живой, задорный. Для Саратовской кадрили характерно легкое покачивание рук с отведенными локтями в стороны. Потряхивание сохраняется и в положении в паре.

    Основной ход – скользящий шаг с легким сгибанием колен в момент выноса ноги вперед.

                     

                       «Срубим сосну, срубим ель!

                      Начинается кадрель»

    А еще кадриль называли «кадрелка», «кандрелка».

           Дети выстраиваются в парах в две линии визави  для исполнения танца. Мальчик в первой паре задорно выкрикивает названия фигур.

     Каждая фигура выполняется отдельно.

    Фигура первая: «Знакомство» - пары одной стороны идут навстречу другой и выполняют поклон - приглашение, возвращаются на место, пары второй стороны выполняют ответный поклон и возвращаются на место. Отдельно девочки выполняют поклон двумя линиями, затем мальчики.

    Фигура вторая: «Проходочка» - движение пар по кругу.

    Фигура третья: «Встречная» - пары  в линиях  поделить на «первую» и  «вторую»,  «первые»  пары визави двигаются навстречу по диагонали, затем «вторые».

    Фигура четвертая: «Девичья» - девочки меняются местами с визави, обходят мальчиков, в центре выполняют до-за-до и возвращаются на свои места.

    Фигура пятая: «Задорная» - мужская часть ( выполнить шаги с хлопушками, присядки, ключ, можно в форме перепляса ) возвращаются на места.

    Фигура шестая: «Воротики» -  пары в двух линиях двигаются навстречу, в  центре одна линия в парах поднимает  руки вверх «воротики», другая линия проходит под ними. Затем линии меняются местами. «Вороотики»  повторяются.
         Фигура седьмая: «Проходочка»  - движение пар по кругу.

         Фигура восьмая: «Прощальная» - линии одновременно выполняют поклон.

    Повторение кадрили. Обратить внимание учащихся на манерность исполнения, артистическую выразительность, внимательное отношение в парах.  

    Учитель: «Погуляли, посмеялись, да кадрили станцевали!

    На людей посмотрели да себя показали!»

    Поклон.

    Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»

    Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

    Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»

    Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

    Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

    Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

    Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"

    Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...

    Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

    данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

    Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу

    Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....