Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"
методическая разработка на тему

Врублевская Татьяна Николаевна

Методическая разработка по русскому народному  танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешествие на ярмарку, окунетесь в ее многоголосую атмосферу, получите колоритную палитру манерного русского народного танца.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priglashenie_na_kadril.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД ДШИ №23

им. Ковалева В.В.

 

Методическая разработка открытого урока
по народно – сценическому танцу
3 класс

                 

«Приглашение на кадриль».

                                                       

                                                           Автор разработки преподаватель                                                                                                                

                       Врублевская                                
                                   Татьяна Николаевна                                                                                

 

Г.Саратов

     Методическая цель: освоение основ русского народного танца, совершенствование техники исполнения изученных движений, развитие творческой и познавательной деятельности, художественного воображения, артистичности, сценического ориентирования, воспитание нравственно – эстетического восприятия мира.

Цели урока:

  1. Повторение и совершенствование изученных движений. Изучение фигур танца.
  2. Развитие творческих способностей, сценической выразительности, чувства позы, манерности исполнения.
  3. Воспитание чувства ансамбля.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: фортепиано, магнитофон, ноты.

Оформление зала: русский народный костюм (2 сарафана, 2 рубахи, кокошник, ленты), Павловские платки, шали (по количеству девовек ), предметы быта (2 самовара, прялка, короб берестяной, хохломские ложки, скалки, поварешки, ковш, чугунный горшок), сноп овса, дымковские игрушки, бусы, матрешки.

Часть зала оформлена в стиле русской ярмарки нач.XX века.

Учащиеся в форме для занятий и в туфлях.

Построение учащихся в три линии для начала урока.

План урока:

     1. Организационный момент, проверка явки.

2.Поклон
3.Разминка
: упражнения для рук, притоп, тройной притоп.

     4. Повторение изученных движений:

4.1. переменный шаг с ногой назад, с руками;

4.2. переменный шаг с выносом ноги вперед;

4.3. боковой шаг с приставкой в приседании;

4.4. подскок с притопом, дробная дорожка;

4.5. ключ;

4.6. хлопушки по бедру, каблуку с перестукиваниями 
5.  Изучение нового материала.

     6. «Приглашение на кадриль»

          Фигуры: 1. «знакомство»

        2. «проходочка»;

        3. «встречная»;

        4. «девичья»;

        5. «задорная»;

        6. «воротики»;

        7. «проходочка»;

        8. «прощальная».

7. Повторение кадрили.
8. Поклон.

9. Подведение итогов


План – конспект урока

Начало урока:

Приветствие в форме поклона в русском характере. Музыкальное сопровождение концертмейстера.

 Вступительное слово учителя: «Тема нашего урока “Приглашение на кадриль”. Кадриль – один из видов русского народного танца. Давайте вспомним, а какие еще виды танца вы знаете?»

Ответы учащихся: «1-хоровод, 2-пляска (сольная, парная, групповая, массовая), 3- перепляс».

Учитель: «На примере движений кадрили вы сможете понять особенность этого танца, трудность которого заключается в манерности и характере исполнения.

Повторим и отработаем технику отдельных движений!»

Разминка

Учитель: «Начнем урок с разминки!» (Упражнения для рук и притопы).

Музыкальное сопровождение концертмейстера.

Учитель: «Кадриль отличается от других видов танцев своеобразным построением, четким делением на пары и отдельные короткие части, называемые фигурами.

Кадриль исполнялась на народных гуляниях, праздниках. Традиции таких гуляний складывались издавна и своими корнями уходили  в глубокую старину, когда водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Ведь отдохнуть, развлечься после напряженной трудовой  недели – это естественное желание любого человека.»

«А сейчас представим себе,  что мы переместились во времени на сто лет назад и начнем воскресный день с гуляний по ярмарке или ярманке, как тогда тоже говорили. Ярмарка - это место  торговли, которая длилась целые недели. На ярмарку съезжаются с разных сел и городов губернии. И какого только товара нет на торговых местах! Даже из заморских стран! (звучит фонограмма русской народной музыки « Коробейники» )

Шумит, гудит разноцветная ярмарка! Издалека видны ее торговые шатры, спешит народ нарядно разодетый подивиться привезенному товару, да и прикупить что себе на славу. Вот и мы отправимся на других посмотреть, да и себя показать!»

Построение детей в круг. Движение выполняют все. Повторение изученных движений:

1. Переменный шаг с поочередным открыванием рук.

(музыкальное сопровождение концертмейстера)

Во время выполнения движений детьми звучат прибаутки учителя.

Учитель: «Красны девицы да добры молодцы!

                  Подходите, на товары поглядите!»

                 

                 «Вот рубахи льняные оберег-узором расшитые! »

                «Вот ложки деревянные,

                 Расписные, яркие, хохломские!»

                «Эй, мастерицы! Посмотрите!

                Прялица не пригодится ли?!»

                «А для малых ребят вот игрушечки стоят!»

2. Переменный шаг с выносом ноги вперед (выполняют девочки).

Учитель: «А девицам нашим, чтобы были краше,

                  Шали да платки дивной красоты!»

Девочкам раздаются платки и шали.

 

3. Шаг с приставкой в сторону – комбинация движений (выполняют мальчики в линии).

При первом исполнении движений учитель делает замечания и исправления, дает оценку движениям. При повторном исполнении комбинации следует реплика учителя.

Учитель: «Пряники! Пряники!

                  Пряники печатные!

                 Удивительно приятные!»

 

4. Подскок с притопом, тройной притоп, дробная дорожка – комбинация движений (выполняют девочки в линии напротив мальчиков).

При первом исполнении движений учитель делает замечания и исправления, дает оценку движениям. При повторном исполнении комбинации следует реплика учителя.

Учитель: «Кружева мудреные, тесьма золоченая,

                  Ленты атласные, жемчуга прекрасные!»

5. Ключ – комбинация движений (выполняют все: девочки напротив мальчиков).

Учитель: «Кому лапти!? Кому лапти?!

        Разбирайте! Примеряйте!»

После выполнения комбинации следует реплика учителя:

«Видать, хороши лапти, коли все получилось?!»

6. Хлопушки по бедру, каблуку, с переступаниями, присядки – комбинация движений (выполняют мальчики).

Учитель: «Посмотрите, девицы, какие удальцы-молодцы!

                  В пору вместе с ними в пляс пуститься!»

7. Кадриль.

Учитель: «Вот и настало время для кадрилей!»

Русская кадриль произошла от салонного танца «Французская кадриль», который        исполнялся на балах. В России танец изменился до неузнаваемости. Если во французской кадрили было 5-6 фигур, то в русских народных кадрилях их бывает от 3 до 14. В нашей Саратовской кадрили – 8 фигур. Кадрили бывают линейные и круговые. Сегодня мы станцуем линейную, где большое количество пар располагается напротив друг друга.

Начало каждой фигуры и ее название объявлял молодец первой пары или заводила-распорядитель, взмахом платка указывал на начало очередной части.

 Основная трудность исполнения кадрилей в особенности ее манеры и характера.

Молодцы оказывают особое подчеркнутое внимание к девицам, стараясь продемонстрировать перед ними свое мастерство.

Девицы пляшут с достоинством, сдержанно, хотя общий характер исполнения всей кадрили веселый, живой, задорный. Для Саратовской кадрили характерно легкое покачивание рук с отведенными локтями в стороны. Потряхивание сохраняется и в положении в паре.

Основной ход – скользящий шаг с легким сгибанием колен в момент выноса ноги вперед.

                 

                   «Срубим сосну, срубим ель!

                  Начинается кадрель»

А еще кадриль называли «кадрелка», «кандрелка».

       Дети выстраиваются в парах в две линии визави  для исполнения танца. Мальчик в первой паре задорно выкрикивает названия фигур.

 Каждая фигура выполняется отдельно.

Фигура первая: «Знакомство» - пары одной стороны идут навстречу другой и выполняют поклон - приглашение, возвращаются на место, пары второй стороны выполняют ответный поклон и возвращаются на место. Отдельно девочки выполняют поклон двумя линиями, затем мальчики.

Фигура вторая: «Проходочка» - движение пар по кругу.

Фигура третья: «Встречная» - пары  в линиях  поделить на «первую» и  «вторую»,  «первые»  пары визави двигаются навстречу по диагонали, затем «вторые».

Фигура четвертая: «Девичья» - девочки меняются местами с визави, обходят мальчиков, в центре выполняют до-за-до и возвращаются на свои места.

Фигура пятая: «Задорная» - мужская часть ( выполнить шаги с хлопушками, присядки, ключ, можно в форме перепляса ) возвращаются на места.

Фигура шестая: «Воротики» -  пары в двух линиях двигаются навстречу, в  центре одна линия в парах поднимает  руки вверх «воротики», другая линия проходит под ними. Затем линии меняются местами. «Вороотики»  повторяются.
     Фигура седьмая: «Проходочка»  - движение пар по кругу.

     Фигура восьмая: «Прощальная» - линии одновременно выполняют поклон.

Повторение кадрили. Обратить внимание учащихся на манерность исполнения, артистическую выразительность, внимательное отношение в парах.  

Учитель: «Погуляли, посмеялись, да кадрили станцевали!

На людей посмотрели да себя показали!»

Поклон.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"

Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...

Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу

Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....

Конспект открытого урока по народно сценическому танцу

План открытого урока, проводимого в рамках конкурса "Педагог года среди преподавателей ДШИ" г.Нижневартовска...