Занятие по экологии "Амурский тигр - хозяин Дальневосточной тайги"
методическая разработка (5 класс) на тему

Пузанова Людмила Николаевна

Занятие по экологии рассчитано для детей 10-12 лет, эта методическая разработка - одна из тем занятий по авторской рабочей образовательной программе экокласса "Белая Ворона".  Но её можно  применять не только на занятиях по экологии, но и как внеклассное занятие в школе. Это новый материал.  Вхождение или погружение в тему происходит через просмотр видеофрагмента об Амурском тигре, а формирование ожиданий детей - через метод "Мой цветок". Интерактивная лекция - изучение нового материала ребята усвоивают благодаря презентации детей по исследовательской работе "Амурский тигр на грани исчезновения". На занятии я использую здоровьесберегающие технологии в виде эмоциональной разгрузки - физминутки в виде игры. Проработка содержания темы происходит через "Мозговой штурм" и игру "Что? Где? Когда?". На моём занятии обязательно подведение итогов и это осуществляется благодаря Методу "Мой цветок".  На  занятии и использую личностно-развивающие, компетентностно-ориентированные  образовательные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon amurskiy_tigr.zip1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского   Муниципального района Хабаровского края,


Занятие по экологии

 «Амурский тигр - хозяин Дальневосточной тайги»

Автор: Людмила Николаевна Пузанова

Педагог дополнительного образования

п. Ванино

2014

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Предмет, по которому проводится урок

Экология

Класс

Экокласс «Белая Ворона» (10-12 лет, 2 год обучения)

Этап

Время, этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

1 мин.

Вводная беседа. Тема: Амурский тигр – хозяин Дальневосточной тайги.

Цель:  узнаем об образе жизни и ареале обитания амурского тигра и почему тигр оказался на грани исчезновения.

Задаются вопросы:

  • Как называется тигр, который проживает на Дальнем Востоке?
  • Как вы думаете, можно Амурского тигра назвать хозяином Дальневосточной тайги? Почему?
  • Какая проблема существует с амурским тигром?

Озвучивается тема и цель занятия.

Вхождение или погружение в тему

4 мин.

Видеофрагмент

Метод беседа

Просмотр видеофрагмента о тигре амурском.

Судьбой  амурского тигра всерьёз озаботились Всемирный фонд дикой природы, американский Фонд по сохранению носорогов и тигров. Они оказали финансовую поддержку в создании новых особо охраняемых природных территорий в местах обитания тигра и в пропаганде охраны тигра среди местного населения. Для борьбы с браконьерами при поддержке Всемирного фонда дикой природы была создана специальная инспекция «Тигр».

   Эти меры позволили остановить разгул браконьеров в тайге. Сейчас в тайге слишком много хорошо вооружённых людей на машинах – и не случайно в последние годы случаи убийства или ранения тигров происходят возле лесных дорог. Но главная беда – сокращение кормовой базы из-за лесных пожаров, большинство из которых происходит по вине человека, и вырубок леса.

   Темпы сокращения численности тигров настолько заметны, что оснований для беспокойства больше чем достаточно. Огромный зверь, растёт долго, размножается медленно. Ребята в прошлом году проводили исследования по теме «Амурский тигр на грани исчезновения», сейчас они кое-что вам расскажут. Но прежде, вы выполните такое задание.

Формирова-ние ожиданий учеников

2 мин.

Метод

«Мой цветок»

Перед вами лежит лепесток, на нём надо написать: что вы хотите узнать об Амурском тигре? На доске с помощью магнитов составляется цветок.

Интерактив-ная лекция

10 мин

Слайдовая презентация «Амурский тигр на грани исчезновения», фильм

Метод Инфо-угадайка

На листе ватмана, в центре написан «Амурский тигр», в процессе презентации и рассказа детей, которые проводили исследования, заполняются сектора: ареал обитания, внешний вид, охрана. Остальные 3 сектора: питание, причины гибели, внешний вид, ребята  заполняют самостоятельно после физминутки.  

Эмоциональная разрядка

3 мин.

Физминутка

Кто изображён на гербе Хабаровского края? (Тигр и медведь). Почему на гербе Хабаровского края нарисован Амурский тигр?

(Амурский тигр – могучий, красивый, благородный, полезный зверь беспредельной храбрости и силы – неповторимый памятник живой природы.) Игра «Тигр, медведь, охотник». Ребята делятся на 2 группы, встают напротив друг друга. Каждая группа выбирает, кого они будут изображать. По правилам игры тигр побеждает медведя, медведь побеждает охотника, а охотник побеждает тигра. По команде группа изображает кого-либо, и побеждает или проигрывает. Игра проводится 5 раз.

Проработка содержания темы

14 мин.

Мозговой штурм, игра «Что? Где? Когда?»

Экокласс делится на 3 группы. Работая в группах ребята работают с Красной Книгой Хабаровского края, выделяют ключевые моменты самостоятельно в течении 5 минут, а потом выступают и заполняют оставшиеся 3 сектора. Другие ребята могут дополнять информацию. По мере того, как группы выступают, им даётся одна часть флага. Когда все группы отвечают, на доске складывается Флаг Хабаровского края, который состоит из 3-ёх цветов: синий, зелёный и белый.

Закрепляются знания с помощью игры «Что? Где? Когда?» Все вопросы об амурском тигре.

Подведение итогов

3 мин.

Метод «Мой цветок»

Открываем лепестки цветка, каждый ребёнок рассказывает, что он хотел узнать о тигре, и что узнал, доволен ли он своей работой. Проводится общий анализ занятия по схеме на плакате, в итоге педагог задаёт вопрос: Что можно сказать о тигре?

Тигр венчает пирамиду животных уссурийской тайги. Сохранение амурского тигра – задача сохранения биологического разнообразия уссурийской тайги, которую надо решать всем миром.

Самоанализ занятия

На своём занятии я использовала личностно- развивающие, компетентностно -ориентированные образовательные технологии. Занятие построено на материале исследовательской работы детей «Амурский тигр на грани исчезновения», в работе

        использовалась литература:

  1. Дунишенко Ю.М., Куликов А.Н. Амурский тигр. – Хабаровск, 1999
  2. Дунишенко Ю.М.  Тигр на счётчике// Родное Приамурье. 2005. № 4.-  С.34 – 35
  3. Старостин В. Тигров становится меньше?// Родное Приамурье. 2006. № 3.- С. 10 -11
  4. Млекопитающие заповедника «Ботчинский».- Советская гавань, 2002.
  5. Родное Приамурье № 4 2005
  6. Родное Приамурье № 3 2006


Ключевые процессы

Пояснения

Эффективное взаимодейст-вие (интеракция) участников группового процесса

В процессе постановки целей занятия, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в подгруппах, при подведении итогов занятия дети высказывают или записывают свою личную точку зрения, своё мнение, своё суждение.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у ребят навыки, которые пригодятся им в школе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. Наличие навыков командной работы позволяет легко влиться в любой коллектив, не снижая, а усиливая эффективность его работы и сохраняя благоприятный микроклимат команды.

Упорядочен-ный обмен информацией (коммуника-ция) между всеми участниками образовательного процесса

Разные каналы восприятия информации обучающихся я учитываю по их выступлениям. Если правильно организовать коммуникативное пространство на занятии, то это обеспечит взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, будет содействовать открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами. Свободные коммуникации можно предупредить, если включить в образовательный процесс всех обучающихся, а это создаст условия для всестороннего обсуждения и эффективного формирования новых знаний.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализа-ция)

Визуализация целей занятия, ожидаемых эффектов занятия  обеспечиваться с помощью «цветка», после заполнения лепестков, он  прикреплён на доску с помощью магнитов, в конце занятия мы проанализировали, что узнали, что не узнали.  Материалы интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения обучающимися представлены в виде презентации,  кроме того, на плакате записаны ключевые моменты, дети  работали с картой Хабаровского края и с атласом. Герб я использую во время физминутки, а флаг – при выполнении практического задания – Мозгового штурма. Для проведения занятия мне требуются: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, карта и атлас Хабаровского края, ватман, маркеры, цветок: кружок и лепестки (сколько детей, столько лепестков, обычно в объединении 12-15 детей), Герб и Флаг Хабаровского края.

мотивацию всех участников образовательного процесса

Цель поставлена ясно и понятно, выяснение ожиданий обучающихся, учёт их ожиданий во время занятий делает процесс обучения понятным и желанным для детей, поэтому цель обладает мотивирующим действием.

Усвоение нового материала с помощью метода. Инфо-угадайка стала естественным процессом достижения понятных важных для обучающихся целей. Обучающийся становится равноправным участником образовательного процесса, он выбирает главное, сам вносит информацию на ватман, анализирует, обобщает. Ощущает свою значимость и свой вклад в своё обучение и в обучение своих товарищей.  

Работа в команде – это ещё один мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого зависит успех её достижения. Использование игровых методов  позволяют реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность – эти компоненты обеспечивают сохранение мотивации на протяжении всего занятия, делают занятие желанным.

При изучении нового материала используется визуальная форма – слайдовая презентация, а это говорит о том, что образовательный процесс не скучный, монотонный, а яркий и красочный – ещё один мотивирующий эффект.

Проведение физминутки позволяет ребятам сбросить с плеч напряжение и зарядиться положительными эмоциями для дальнейшего обучения.

Роль педагога, позитивный настрой оказывает сильное мотивирующее действие, поэтому дети с удовольствием приходят на занятия.

Мониторинг образовательного процесса

Я провожу мониторинг занятия через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, это содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает мне в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого этапа занятия, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

рефлексию педагога и обучающихся

Приемы, которые я использую для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе занятия:

обучение в сотрудничестве, обучение действием, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала. Это обеспечивает приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Рефлексия взаимоотношений с внешним миром позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тигр Брыська"

Конспект коррекционно- развивающего занятия...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Охрана амурского тигра, дальневосточного леопарда, других редких животных

Тема моей  работы весьма актуальна, так как сохранность животного мира является одной из важнейших экологических проблем, которая последние годы всё больше беспокоит общественность.  Проводи...

Проверочная работа по дальневосточной литературе "Дальневосточные сказки. Фольклор народов Дальнего Востока"

Проверочная работа содержит тестовые задания с выбором ответа и с кратким ответом....

Хозяин тайги

ТИГР - самая крупная и сильная в мире, экзотически окрашенная кошка.ТИГР - внесен в Красные книги  Российской Федерации, Хабаровского и Приморского краев, находится под угрозой исчезновения....

Методическая разработка для учителей и педагогов центров по подготовке и проведению тематической недели «Спасти Амурского тигра – хозяина тайги».

Метадическая разработка тематической недели "Спасти Амурского тигра -- Хозяина тайги" предназначина для учителей и педагогов дополнительного образования детей, которую можно использовать в рамках Межд...

Конспект новогоднего занятия на тему "Хозяин уссурийской тайги"

Конспект новогоднего занятия в детском объединении естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования. Можно использовать в качестве сценария для проведения воспиательного меро...