Дополнительная общеобразовательная программа " Звонкий голосок" (на 2012-13 учебный год)
рабочая программа по теме

По программе проводились занятия для учащихся 7-15 лет по предмету эстрадное пение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Звонкий голосок»

Возраст обучающихся – 7-13 лет

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагог дополнительного образования

Агаркова Александра Сергеевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2013

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Звонкий голосок»

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом

Протокол №______

от"_____"____________20__г.

Председатель экспертного совета________________________/Дроздова М.В./

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР ГБОУ ЗДТДиМ____________________/Дроздова Т.К./

"______"_________________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Рук. структурного подразделения _____________________/Мужичкова Н.И../

"______"_________________20___г.

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с                2013 г.                 года

Программа переработана и дополнена в                                                году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Звонкий голосок»

Агарковой А.С.

Содержание

1

Пояснительная записка…………………………

2-6 стр.

2

Учебно-тематический план……………………

7 стр.

3

Содержание программы………………………

8-11 стр.

4

Методическое обеспечение программы………

12-14 стр.

5

Список литературы……………………………

15 стр.


I. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Звонкий голосок» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным.

Эстетическое воспитание, развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место, среди которых занимает музыка. Музыкой можно изменять развитие человека, влиять на эмоциональное самочувствие ребенка.

Главной идеей программы является направленность на развитие индивидуальных способностей и интересов детей в пении, умения творить по законам красоты.

В настоящее время пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания детей. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово и музыка.

Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.

Занятия пением дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, помогают обучающимся более полно раскрыть образ избранного им персонажа. Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции.

Данная программа «Звонкий голосок» направлена на мотивацию детей к пению, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром.

Программа воплощает следующие функции процесса обучения:

  • образовательную (даёт детям систему знаний по эстрадному пению);
  • развивающую (развивает способность к познанию и творчеству);
  • воспитательную (формирует взаимоотношения детей с окружающим миром);
  • оздоровительную (оказывает благоприятное воздействие на психическое здоровье).

На основе занятий пением ведётся работа по нравственному и эстетическому обучению и воспитанию детей. Эта деятельность учит детей воспринимать красоту, формирует музыкальный вкус, эстетические чувства и потребности путем расширения сферы музыкальной творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.

Отличительные особенности программы

Программа «Звонкий голосок» создана на основе программы вокального ансамбля «Акварельки» Лосевой Елены Вячеславовны (Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ № 26, г. Стерлитамак, 2011 г.). Программа вокального ансамбля «Акварельки» была адаптирована и изменена с учётом поставленных целей, задач и содержания новой программы «Звонкий голосок».

Цель: развитие музыкальных способностей детей в эстрадном пении.

Задачи:

образовательные:

  • формирование певческих навыков;
  • знакомство с основами эстрадного пения;
  • формирование навыков выразительного исполнения популярных эстрадных детских произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом;

развивающие:

  • развитие творческого потенциала и мотивации детей к творческой деятельности;
  • развитие художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
  • развитие способности активного восприятия искусства;
  • развитие индивидуальных творческих способностей;
  • развитие памяти, внимания, творческого мышления, воображение;
  • развитие умения перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.

воспитательные:

  • формирование общей культуры личности детей.
  • формирование музыкальной культуры;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное в искусстве, жизни, природе; воспитание потребности к творческому самовыражению.

Возраст детей: 7-13 лет

Срок реализации: 1 год

Формы и режим работы: 1 час в неделю, 2 раза по 30 мин., 36 часов в год.

Занятия индивидуальные, набор детей проходит без предварительного прослушивания. Обязательным требованием является предоставление медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка и разрешения заниматься эстрадным пением. Заключение специалиста считается основанием для определения певческого режима ребенка.

Ожидаемые результаты

К концу обучения ребенок должен приобрести:

  • певческую установку;
  • рефлекторные навыки дыхания и укрепления дыхательной мускулатуры;
  • навыки работы гортани в пении;
  • умение пения легато, нон легато;
  • активную артикуляцию;
  • развитый гармонический слух;
  • умение пения форте и пиано;
  • четкую дикцию (вокальную речь).

Формы подведения итогов

  • собеседование;
  • итоговые контрольные занятия по пройденным темам;
  • отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
  • участие детей в городских мероприятиях, концертной деятельности.


2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Техника безопасности.

2

1

1

2

Основы певческой культуры, пения.

10

3

7

3

Сценическая культура

7

2

5

4

Певческая техника, музыкальный слух.

9

3

6

5

Создание творческого образа.

6

2

4

6

Итоговые занятия.

2

1

1

Итого

36

12

24


3. Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: беседа о вокальном искусстве. Знакомство с песней как с самым популярным музыкальным жанром. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: прослушивание и анализ музыкального материала.

2. Основы певческой культуры пения.

Теория: основы правильного певческого дыхания, основы звукообразования, особенности влияние осанки на процесс дыхания.

Практика: выполнение упражнений и специальной гимнастики:

  • самомассаж органов дыхания, артикуляции, резонирования;
  • тренировочная гимнастика дыхательного аппарата;
  • формирование навыков правильного вдоха и выдоха
  • упражнения по воспитанию навыков носового дыхания;
  • упражнения по воспитанию навыков правильного вдоха;
  • упражнения по воспитанию навыков правильного выдоха;
  • тренировка мышц дыхательного аппарата;
  • дыхательная гимнастика для снятия напряжения гортанной мускулатуры;
  • упражнения на интонацию на примерах движения вверх и вниз по лесенке;
  • речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки).

3. Сценическая культура.

Теория: основы сценического искусства, сценического внимания, понятие «чувство правды и вера»;

Практика: выполнение упражнений и специальной гимнастики:

  • упражнения на воображаемые предметы;

- «рубить дрова», «подтягивать гирю», «волочить ящик или сундук», «тянуть или катить бревно», «нести мешок с картошкой», «выжимать мокрое белье», «вбивать гвоздь в стену»;

  • упражнения на предлагаемые обстоятельства (каждому обучающиеся по очереди дают задание, не намечая заранее цели действия: осмотреть комнату, измерить ее шагами; подслушать, подсмотреть что-либо; найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет; закрыть, открыть дверь; переставить мебель.
  • упражнения на желание - задачу – действие (в каждом упражнении ребёнок должен сначала решить, чего он хочет, наметить задачи для реализации своего желания и действовать). Например:

- заблудились в лесу - хочу выбраться (желание);

- варенье заперто в шкафу - хочу попробовать;

- две сестры, старшая сестра ушла в институт, а свой магнитофон оставила на столе. Младшая сестра осталась одна - хочу включить магнитофон и записать свой голос;

- собираетесь на День рождения к лучшей подруги. Начинаете переодеваться. Костюм ваш закрыт в шкафу, а мама ушла из дома. Где ключ? Как быть? - хочу найти выход из положения;

- играя с собакой, затоптали на клумбе любимые цветы сестры - хочу исправить сделанное;

- ремонт в квартире. Вы забыли об этом и прислонились к только что покрашенной двери - хочу ликвидировать пятно.

4. Певческая техника. Музыкальный слух.

Теория: изучение певческого аппарата и его строения; основы вокальной техники;

Практика: выполнение упражнений:

  • упражнения на согревание певческого аппарата;
  • упражнения на воспитание «умной» нижней челюсти;
  • упражнение на формирование эстрадной (открытой) исполнительской культуры и формирования специальных вокальных навыков;
  • упражнения на развитие гармонического слуха, формирования навыков свободного ориентирования в музыкальном материале;
  • упражнения на широкие интервалы с сохранением правильной позиции.
  • упражнения на овладение различными приёмами исполнения (legato, staccato, non legato).

5. Создание творческого образа.

Теория: способы развития творческого воображения, понятие «артистичность и эмоциональная раскрепощенность»;

Практика: выполнение упражнений на развитие эмоциональности и творческого воображения:

  • упражнение «Волшебники»: без предварительной беседы предложить ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохой «злой» волшебник и как его победил «добрый»;
  • упражнение «Танец»: предложить ребёнку придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку (варианты «распустившийся цветок», «ласковая кошка», «снегопад», и т. д.). Усложнение задания – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.);
  • упражнение «О чем рассказала музыка?»: звучит классическая музыка и ребёнку предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них;
  • Игра «Что это такое?» (учит детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы): используются круги разных цветов, полоски разной длины. Ребёнок встаёт в круг. Педагог показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга;
  • Игра «Разные сказки» (учит детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель): педагог выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, и т. д.). Ребёнку предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность;
  • Упражнение «Придумай и свой конец сказки»: предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок («Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …», «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.);
  • Упражнение «Сказка – рассказ» (развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии): после прочтения сказки ребёнок с помощью педагога отделяет в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

6. Итоговое занятие.

Теория: обобщение изученного материала, особенности выполнения ребёнком заданий;

Практика: выполнение итогового задания (упражнений по пройденным темам учебного года).

4. Методическое обеспечение программы

Педагог на занятиях решает 4 группы задач:

  1. координационные;
  2. мышечно-тренировочные;
  3. эстетические;
  4. музыкально-исполнительские.

Вокальная педагогика пытается решить эти задачи комплексно. Прежде всего, поющему ребенку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос – огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его. Педагог на занятиях обеспечивает естественное, постепенное, спокойное формирование певческих навыков, развитие певческого голоса у каждого обучающегося, не нанося при этом ни физического, ни морального ущерба ребенку. В связи с этим очень помогает в работе фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Например, с помощью артикуляционной гимнастики почти у всех детей снимается челюстно-лицевой зажим. Необходимо работать с ребёнком в соответствующем их индивидуальным особенностям диапазоне.

Основными общедидактическими методами обучения являются:

  • голосовой (демонстрация педагогом изучаемого материала);
  • словесный (устное объяснение).

На занятиях применяется принцип однородных действий, который заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответствующие мышечные системы. Очень важно закреплять на каждом занятии приобретаемые знания, умения и навыки. Не менее важным является учет индивидуальных особенностей детей.

Хорошее исполнение, осмысленное пение возможны лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками:

  • пением на дыхании;
  • активной артикуляцией;
  • звуковедением;
  • дикцией;
  • интонированием.

Основными формами работы на занятии являются: распевание, сольфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером. Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается.

Работа по программе предусматривает проведение занятий, праздников, коллективных творческих дел, концертов. В данных видах деятельности учитываются индивидуальные особенности развития детей.

Главным принципом в работе является желание творить, выражая себя в песне, сценическом движении. Это возможно при выполнении таких принципов как: учет сезона и тематики построения материала, осуществление обучения от простого к сложному, проведение и подготовка мероприятий и занятий в установленные сроки, учета возрастных и индивидуальных особенностей, сознательности, активности.  

В работе рекомендуется использовать такие методы и приемы:

по источнику знаний:

  • наглядно-слуховые (слушание музыки);
  • наглядно-образные (рассматривание альбомов, иллюстраций, приемы исполнения движений, образов);
  • словесные методы (беседа, рассказ, пояснение, объяснение);
  • практические методы (упражнения, создание образов, творческие задания);

по назначению:

  • приобретение и применение знаний;
  • формирование умение и навыков;
  • творческая деятельность;

по характеру деятельности:

  • репродуктивный;
  • игровой;

по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Материально-техническое обеспечение

Занятия необходимо проводить в музыкальном классе, оснащенным микрофонами и аудиотехникой. Для работы необходим музыкальный инструмент (фортепиано).


5. Список литературы

  1. Волков С.Ю. Детям о музыке – Омега, 1998 г.;
  2. Дьяченко Н. Музыкальные картинки – М., 1992 г.;
  3. Кленов А.С. Я познаю мир – М., 1997 г.;
  4. Дюнн М. Все о детской вечеринке – М., 1996 г.;
  5. Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей – С-Петербург., 1996 г.;
  6. Михайлова М.А. Детские праздники – Ярославль, 1997 г.;
  7. Орлова Т.М. Учите детей петь – М., 1987 г.;
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль, 1997 г.;
  9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца – М., 1984 г.;
  10. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002 г.;
  11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия – М., 1972г.;
  12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности – М., 2001 г.

Словари и справочники

  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966 г.;
  2. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь – Л., 1988 г.;
  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – М, 1986 г.;
  4. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов – Киев, 1988 г.;
  5. Т. Вахромеева Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2010 г.;
  6. М.Ф. Овсянникова Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные общеобразовательные программы на 2014-2015 учебный год.

Программы сорентинованы на выполнение госзадания с учетом выполнения статей ФЗ "Об образовани"....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной ппрограмме проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 2-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2012 - 2013 уч.года)

Дополнительная образовательная программа для учащихся музыкально-хорового центра "Лель"...

Авторская программа "Звонкий голосок"

Программа по вокалу «Звонкий голосок» расчитана  для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной ступени, составлена на основе обобщения опыта работы педагогов дополнительного образ...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Звонкие голоса"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Звонкие голоса" (в рамках реализации программы ФГОС Ноо) 1-4 класс...