Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, иных учебно-методических материалов, разработанных педагогом и реализуемых в образовательной организации
материал
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, иных учебно-методических материалов, разработанных педагогом и реализуемых в образовательной организации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 567.25 КБ | |
| 373.26 КБ | |
| 27.05 КБ | |
| 67.5 КБ | |
| 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по математике
для 9 класса
«Финансовая грамотность»
тк
/девушки/
Учитель: Рыжова Маргарита Владимировна
/высшая квалификационная категория/
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основании учебной программы по финансовой грамотности для учащихся 9 классов (Финансовая грамотность: учебная программа. 9 класс общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).
Рабочая программа по финансовой грамотности для 9 класса ориентирована на УМК:
1. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с., ил.
2. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.
3. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
Особенности курса Курс «Финансовая грамотность» для 9 класс разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.
Учащиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях.
Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с предыдущими классами).
Программа составлена для обучающихся 9 классов общеобразовательной школы. Сроки реализации программы 2024-2025 уч. год.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев; • самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями:
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Структура курса и тематический план
Номер темы/блока | Название темы/блока | Кол-во часов |
Модуль 1 | Управление денежными средствами семьи | 9 |
Модуль 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 |
Модуль 3 | Риски в мире денег | 6 |
Модуль 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
Модуль 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 5 |
Итого | 34 | |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Тематическое планирование 9 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Деньги: что это такое | 1 |
2 | Современные деньги России и других стран. | 1 |
3 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи | 1 |
4 | Структура доходов семьи. | 1 |
5 | Зарплата как источник дохода. | 1 |
6 | Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России. | 1 |
7 | Структура семейных расходов. | 1 |
8 | Контроль семейных расходов. | 1 |
9 | Практическая работа. Контроль семейных расходов. | 1 |
10 | Что такое семейный бюджет. | 1 |
11 | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. | 1 |
12 | Составление, семейного бюджета. | 1 |
13 | Практическая работа. Составление, семейного бюджета. | 1 |
14 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 |
16 | Что такое финансовое мошенничество. | 1 |
17 | Фальшивые деньги. | 1 |
18 | Что такое пенсия. | 1 |
19 | Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. | 1 |
20 | Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 |
21 | Чем поможет страхование | 1 |
22 | Банки и их функции. | 1 |
23 | Договор банковского вклада и банковского счёта. | 1 |
24 | Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 |
25 | Банковские карты. Виды банковских карт. | 1 |
26 | Польза и риски банковских карт | 1 |
27 | Практическая работа. Банковские карты. | 1 |
28 | Налог. Какие налоги вам предстоит платить. | 1 |
29 | Практическая работа. Налог. | 1 |
30 | Информационное общество. Портал государственных услуг. | 1 |
31 | Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин. | 1 |
32 | Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. | 1 |
33 | Что нужно знать при оформлении на работу. | 1 |
34 | Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Литература:
1. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
2. Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.5–7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c.
3. Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для родителей.5–7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 112 c.
4. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с., ил.
5. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.
6. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
Компьютер
Проектор
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по математике
для 9 класса
«Математические модели и прикладные учебные задачи»
тк
/девушки/
Учитель: Рыжова Маргарита Владимировна
/высшая квалификационная категория/
2024-2025 учебный год
1. Пояснительная записка
Предлагаемый курс эффективнее изучать на уроках математики в 9 классе. Состоит он из 17 часов и включает в себя прикладные задачи из разделов экономики, химии, физики.
Цель курса:
1.Ориентация учащихся на выбор профиля в соответствии с интересами, склонностями и способностями.
2.Показать учащимся научное, практическое и профильное значение тех или иных разделов математики, подвести к выводу о важности и научности математических знаний.
Прикладная направленность курса отвечает задачам математического образования: общеобразовательной (легче изучать другие предметы), прикладной (будущий специалист еще в школе получает необходимые навыки прикладного математического исследования) и воспитательной (мир един, и именно в содружестве с другими науками математика формирует у ребенка основы научной картины мира).
Программа не создает школьникам учебных перегрузок, т. к. выполнение домашних заданий может быть не обязательным.
Предлагаемый материал, в основном, не содержится в базовых программах математики, поэтому может быть не знаком учащимся. Рекомендуются теоретические занятия, лекции, семинары, практическая работа в группах, лабораторные работы желательно проводить в компьютерном классе. Программа носит ознакомительный характер.
Задачи курса:
1.Помочь учащимся определить свои познавательные интересы.
2.Сформировать образовательные потребности, что позволит осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старшей школе.
3.Приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма».
4.Активизировать познавательную деятельность школьников
5.Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся. .
6.Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле.
7.Оценка учащимися своих способностей и возможностей.
Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта, в соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании».
Ожидаемые результаты:
После изучения курса учащиеся должны:
- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
- уметь применять полученные математические знания при решении задач;
- освоить такие навыки как:
-работа в творческой группе
-работа с информацией
-решение поставленной проблемы
-выбор направления
-индивидуализация мышления.
Методы контроля:
практическая работа, лабораторная работа, презентация.
-учёт активности учащихся на занятиях;
-анализ творческих, исследовательских работ;
-тестирование;
-балльная оценка;
-результат участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах
2. Учебно-тематическое планирование.
№ № | Тема | Всего, час | Теория, час | Практика, час | Тип урока | Вид урока | |
1 | Классификация основных степенных функций, схематическое преобразование графиков функций | 2 | 1 | 1 | Объяснительный Повторительно-обобщающий | Лекция Лабораторная работа | |
5 | Графическая иллюстрация экономических законов предложения, спроса, жизненного цикла товара. | 1 | 1 | Объяснительно-обобщающий | Групповое взаимодействие | ||
6 | Задачи о делении доходов. | 1 | 1 | Объяснительный Повторительно-обобщающий | Лекция Практическая работа | ||
7 | Определение цены изделия, максимизирующей его годовую прибыль: построение зависимости в графическом виде, задание уравнения прямой методом наименьших квадратов. | 2 | 1 | 1 | Объяснительный Отработка и применение новых знаний | Лекция Групповое взаимодействие | |
8 | Задачи на минимизацию производственных затрат. | 2 | 1 | 1 | Объяснительный Отработка и применение новых знаний | Лекция Групповое взаимодействие | |
9
| Задачи, компонентами которых являются геометрические величины: Радиус, площадь, периметр, разложение векторов на составляющие при решении задач на нахождение равнодействующей силы. | 1 | 1 | Повторительно-обобщающий | Практическая работа | ||
1 | Задачи на работу и производительность труда | 1 | 1 | Повторительно-обобщающий | Практическая работа | ||
2 | Задачи на смеси и сплавы | 2 | 0.5 | 1.5 | Объяснительный Отработка и применение новых знаний | Лекция Практическая работа | |
Задачи на разбавления | 2 | 0.5 | 1.5 | Объяснительный Отработка и применение новых знаний | Лекция Практическая работа | ||
4 | Решение задач на проценты: Простейшие задачи на проценты, обратные задачи на проценты, простой и сложный процентный рост. | 2 | 1 | 1 | Объяснительный Отработка и применение новых знаний | Лекция Групповое взаимодействие | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Контрольная работа или презентация Решенных задач | ||||
Итого | 17 | 6 | 11 | ||||
3. Содержание изучаемого курса
Большую часть программы составляет решение прикладных задач из курсов физики и химии. Эти задачи практически не решаются на уроках математики. Особое внимание следует уделить задачам на проценты.
Проценты изучаются на первом этапе основной школы, в 5-6 классах, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценное представление о процентах, об их роли в повседневной жизни. Поэтому необходимо возвращаться к изучению процентов на старших ступенях обучения. Полезно ознакомить учащихся с задачами, взятыми непосредственно из жизни (платежи, налоги, прибыль, демография, экология, результаты социологических опросов).
При решении многих задач требуется умение графического построения функции. Такие уроки целесообразно проводить в компьютерных классах, т. к. существуем большое количество прикладных программ, работать с которыми будет интересно и не составит сложности. Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Освоение программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, т. к. содержит ценный опыт практической деятельности человека. Программа не создает учебных перегрузок для школьников, т. к. предполагает отсутствие домашних заданий. Она предполагает применение активных методов обучения, т. е. освоение прикладных математических программ. Эффективность программы обеспечивается таким изучением материала, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет много времени, т. к. получение новых знаний будет базироваться на недавно пройденном материале.
4.Аннотация для учащихся и их родителей
Курс включает в себя прикладные задачи из разделов химии, физики, экономики и будет полезен всем, кто еще не определился в своих познавательных предпочтениях, а также позволит осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старших классах.
5.Литература.
5.1 Основная литература:
1.Ю.Ф.Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. М. Просвещение ,1999 г.
2.Методические рекомендации по математике. Выпуск № 11 под редакцией
Л.С.Бродского М. «Высшая школа» ,1989 г.
3. Методические рекомендации по математике. Выпуск № 11 под редакцией
Г.Л.Лукина М. «Высшая школа» ,1986 г.
4.А.В.Шевкин .Текстовые задачи по математике М. Просвещение ,1997 г.
5.К.Слойер. Математические фантазии. Приложения элементарной
математике. М. Мир ,1993 г.
6.Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова. Процентные вычисления. Пособие по математике . С -П. Специальная литература ,2003 г.
5.2 Дополнительная литература:
1.Пособие для поступающих в вузы под ред. Г.Н.Яковлева. «Альянс-В»,
2001 г.
2.Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе.
Книга для учителя. Л.И.Звавич, Д.И.Аверьянов и др. М.Просвещение , 2001 г.
5.2 Литература для учащихся:
1.Ю.Ф.Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. М.
Просвещение , 1999 г.
2.К.Слойер. Математические фантазии. Приложения элементарной
математике. М. Мир ,1993 г.
3.Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова. Процентные вычисления. Пособие по
математике . С-П .Специальная литература, 2003 г.
6.Перечень интернет - ресурсов:
1. 3D Gropher (htpp:// www. romanlab.com/rus)
Является простой в использовании, но мощной программой для построения графиков. В одной системе координат может быть построено неограниченное количество графиков, каждый из которых может отображаться при помощи точек, линии и поверхности. Систему координат можно вращать, перемещать и масштабировать в реальном времени.
2. Программа «Живая геометрия» ( HYPERLINK "mailto:inf-soft@mtv-net.ru" inf-soft@mtv-net.ru)
Программа обеспечивает деятельность учащихся в области анализа, исследования, построения, доказательств, решения задач, головоломок и даже рисования. Рекомендуется для форм внеклассной и внешкольной работы.
3. Программа GraphAnder v.1.0.2 (от 20 февраля 2005 г.)
Автор и разработчик: Гречин Андрей Александрович.
E-mail: andron_@inbox.ru
Программа предназначена для построения графиков различной сложности на экране монитора и для нахождения требуемых точек при построении графиков на бумаге от руки. Возможно сохранение информации в различных форматах.
Адрес электронной почты для вопросов:graphander@mail.ru
Предварительный просмотр:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по математике
для 9 класса
«Избранные вопросы математики»
тк
/девушки/
Учитель: Рыжова Маргарита Владимировна
/высшая квалификационная категория/
2024-2025 учебный год
Нормативную правовую основу для разработки настоящей рабочей программы элективного курса по математике для 9 класса «Избранные вопросы математики»
составляет Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №-273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образова-тельного стандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы.
Программа элективного курса является неотъемлемой частью основной образовательной программы основного общего образования ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы»
Данная программа элективного курса в соответствии с учебным планом ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы» на 2024-2025 учебный год предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи изучения , даётся общая характеристика курса, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Программа определяет содержание элективного курса «Избранные вопросы математики», содержит тематический план.
Пояснительная записка
Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.
Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения с 5 по 9 класс. Элективный курс «Избранные вопросы математики» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). В данном курсе также рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы (графики с модулем, кусочно-заданные функции, решение нестандартных уравнений и неравенств и др.). Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, рассмотреть интересные задачи.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Цель элективного курса: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике. Успешная сдача ОГЭ, переход в 10 класс по выбранному профилю.
Задачи курса:
обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
- Формирование "базы знаний" по алгебре, геометрии и реальной математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.
- Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
- Развить навыки решения тестов.
- Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
развивающие: (формирование регулятивных УУД)
- умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- формировать умение слушать и вступать в диалог;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.
Функции курса
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- компенсация недостатков ЗУН по математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
- личностно - деятельностный и субъект – субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Для работы с учащимися, безусловно, применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на образовательных сайтах в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
- Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты обучения отражают следующие четыре категории познавательной области:
Знание/понимание:
владение термином; владение различными эквивалентными представлениями (например, числа); распознавание (на основе определений, известных свойств, сформированных представлений); использование различных математических языков (символического, графического), переход от одного языка к другому; интерпретация.
Умение применить алгоритм:
использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями; решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач.
Умение решить математическую задачу:
задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приемов и способов решения в новые связи и отношения, умение распознать стандартную задачу в измененной формулировке.
Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях:
задания, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Выпускник научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Выпускник научится:
• использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
• оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
• развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
• выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
• выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор пособов и приёмов;
• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Выпускник научится:
• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится:
• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
• разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия. Числовые функции
Выпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
• строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности
Выпускник научится:
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Описательная статистика
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ,представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Случайные события и вероятность
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Комбинаторика
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
• овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;
• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня.
- Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел. Буквенные выражения. Область допустимых значений. Формулы. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Разложение многочленов на множители. Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических дробей. Преобразования рациональных выражений. Квадратные корни. Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и системы неравенств. Решение квадратных неравенств. Последовательности и прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
- Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. Функции и графики. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
- Модуль 2. Геометрические задачи базового уровня.
- Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные.
- Модуль 3. Реальная математика.
- Проценты. Составление математической модели по условию задачи. Текстовые задачи на практический расчет. Чтение графиков и диаграмм. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Выражение величины из формулы.
- Задания повышенного уровня сложности.
- Преобразования алгебраических выражений. Уравнения, неравенства, системы. Исследование функции и построение графика. Кусочно-заданные функции. Построение графиков с модулем. Задачи на движение. Задачи на смеси, сплавы. Сложные проценты. Задачи на совместную работу. Задания с параметром: исследование графиков функций, решение уравнений и неравенств с параметром. Знаки корней квадратного трехчлена. Расположение корней квадратного трехчлена. Параметры a, b, c и корни квадратного трехчлена. Геометрические задачи.
- Итоговое занятие. Проведение итогового контрольного теста
.
Учебно- тематический план
№ | Название (темы) модуля | Количество часов | Из них | |
теория | практика | |||
Алгебраические задания базового уровня | 13 | 7 | 6 | |
Геометрические задачи базового уровня | 6 | 3 | 3 | |
Реальная математика | 6 | 4 | 2 | |
Задания повышенного уровня сложности | 6 | 4 | 2 | |
Итоговое занятие | 3 | - | 3 | |
Общее количество часов | 34 | 18 | 16 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Дата | ||
план | факт. | ||||
Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня (13 часов) | |||||
Вычисления (2 часа) | |||||
1 | 1 | Обыкновенные и десятичные дроби. | |||
2 | 2 | Стандартный вид числа. Решение заданий | |||
Уравнения и неравенства (3 часа) | |||||
3 | 1 | Линейные и квадратные уравнения. | |||
4 | 2 | Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств. | |||
5 | 3 | Решение уравнений и неравенств | |||
Координатная прямая. Графики (3 часа) | |||||
6 | 1 | Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. | |||
7 | 1 | Графики функций и их свойства. | |||
8 | 2 | Решение заданий | |||
Алгебраические выражения(2 часа) | |||||
9 | 1 | Многочлены. Разложения многочлена на множители | |||
10 | 2 | Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной. | |||
Последовательности (2 часа) | |||||
11 | 1 | Числовые последовательности. Прогрессии. | |||
12 | 2 | Решение текстовых задач на прогрессии. | |||
13 | 1 | Обобщающий тест модуля «Алгебра» базового уровня. | |||
Модуль 2. Геометрические задачи базового уровня (6 часов) | |||||
Подсчет углов(2 часа) | |||||
14 | 1 | Треугольник. Четырехугольник. | |||
15 | 2 | Окружность. | |||
Площади фигур (2 часа) | |||||
16 | 1 | Четырехугольники. Треугольник. | |||
17 | 2 | Круг. Круговой сектор, сегмент | |||
Выбор верных утверждений(1 час) | |||||
18 | 1 | Тренировочные задания. | |||
19 | 1 | Обобщающий тест модуля «Геометрия» базового уровня. | |||
Модуль 3. Реальная математика (6 часов) | |||||
Графики и диаграммы. Текстовые задачи (3 часа) | |||||
20 | 1 | Чтение графиков и диаграмм. | |||
21 | 2 | Текстовые задачи на практический расчет. | |||
22 | 3 | Решение задач | |||
Теория вероятностей (2 часа) | |||||
23 | 1 | Решение задач практической направленности. | |||
24 | 2 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | |||
25 | 1 | Обобщающий тест модуля «Реальная математика». | |||
Модуль 1 и 2. Задания повышенного уровня сложности (6 часов) | |||||
26 | 1 | Преобразования алгебраических выражений. | |||
27 | 2 | Уравнения, неравенства, системы. | |||
28 | 3 | Исследование функции и построение графика. Задания с параметром. | |||
29 | 4 | Текстовые задачи. | |||
30 | 5 | Геометрические задачи | |||
31 | 6 | Геометрические задачи | |||
Итоговое занятие (2часа) | |||||
32-34 | 1-3 | Итоговый тест | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом...
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....