«Воспитание самостоятельности в работе над музыкальным произведением с обучающимся МБОУ ДОД ДМШ г. Ельни 8 класса Зубковым Георгием»
методическая разработка (8 класс) на тему

Хандогина Галина Владимировна

Воспитание самостоятельности в работе над музыкальным произведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit.samostoyat._v_rabote_nad_muz.proizved.docx29.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ ДОД ДМШ г. Ельни)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

   Тел/ факс: 8-481-46 - 4-27-49    

Методическая разработка урока

по специальности «аккордеон»

Тема: «Воспитание самостоятельности в работе над музыкальным произведением с обучающимся МБОУ ДОД ДМШ г. Ельни 8 класса Зубковым Георгием»

Подготовила и провела:

преподаватель Хандогина Галина Владимировна

27 марта 2013 года, г. Сафоново

на зональном методическом объединении

г. Ельня

2013г.

Открытый урок

с обучающимся МБОУ ДОД ДМШ г. Ельни

8 класса (аккордеон)

Зубковым Георгием.

Тема: «Воспитание самостоятельности в работе над музыкальным произведением»

Цель урока: показать самостоятельную работу обучающегося на разных этапах изучения эстрадно-жанровых пьес современных композиторов с применением различных форм работы, необходимых на уроке.

Задачи урока:

Обучающие: научить работать над произведением, обобщить и углубить знания обучающегося, приобретение опыта в конкретной деятельности.

Развивающие: развивать музыкальное мышление, музыкальный слух, умственное и мыслительное развитие обучающегося, уровень мастерства игры на сцене.

Воспитательная: воспитание умения образно и логически осмысливать музыкальное произведение и ответственное отношение к качественному исполнению произведений, прививать любовь к аккордеону.

Тип урока: закрепление полученных навыков.

Форма: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: аккордеоны для обучающихся и преподавателя, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.

Критерии оценки результативности работы обучающегося:

. высокий – творческая оценка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение поставленных задач и целей, самоотдача;

. средний – проявление интереса, желание выполнить, добиться нужного результата, однако не все получается, требуется помощь преподавателя;

. низкий – мало эмоционален, безразличен к музыкальной деятельности, не проявляет интереса.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Применение знаний и умений.
  4. Обобщение занятия, подведение итогов.

Организационный момент

           Приветствие. Оглашение темы урока: «Воспитание самостоятельности в работе над музыкальным произведением».

          Урок проводится с обучающимся 8 класса народного отделения по классу аккордеона Зубковым Георгием.

Пояснительная записка

          Работая с учеником в музыкальной школе, преподаватель всегда должен представлять себе конечную цель: для чего эта работа ведется, каким он хочет видеть своего ученика после окончания музыкальной школы. Конечно, ему очень хочется, чтобы ученик полюбил музыку, обращался к ней в разных ситуациях своей дальнейшей жизни, чтобы он вовремя своего исполнения слушать и слышать себя. Но пожалуй, все согласятся с тем, что одной из важнейших целей нашей работы является воспитание у ученика самостоятельности в работе над произведением. Ведь заканчивая музыкальную школу, бывший ученик остается с нотным текстом один на один и от того, насколько хорошо он научился работать над произведением самостоятельно, зависит, будет ли для него общение с нотной литературой таким же приятным увлечением, как и чтение художественной литературы, или знакомство с новым произведением станет для него чем-то вроде чтения книги на малознакомом иностранном языке, когда понимаешь отдельные слова, но смысл целого осознаешь с трудом.

          Главным компонентом в воспитании самостоятельности учащегося в работе над произведением, является развитие у него самостоятельности и самоконтроля, самосовершенствования, способности «быть самому себе учителем». Чем младше ребенок, тем меньше можно предположить в нем эти качества.

           С возрастанием трудности разучиваемых  произведений с возрастанием класса к учащимся растут и требования к самоконтролю. Совершенно необходимыми при этом являются заблаговременная временная натренированность и способность сознательно владеть двигательным аппаратом.

          Большую помощь учащимся в самостоятельной работе оказывает умение проследить различные стадии, этапы своей работы.

Ход урока:

         Для показа выбрано 2 эстрадно – жанровые пьесы современных композиторов, которые развивают все личностно – профессиональные качества ученика, технику ученика, переходят на новую ступень исполнительского мастерства.

Музыкальный язык сочинений наполнен яркими понятными детям образами, благодаря чему музыка легко запоминается и помогает решить художественные задачи приобретения и совершенствования исполнительских навыков.

          А. Куклин. Произведение «Волшебный фаэтон».

1. Что такое Фаэтон? Фаэтон – в греческой мифологии сын бога солнца Гелиоса. Управляя колесницей отца, Фаэтон не смог сдержать огнедыщащих коней, которые, приблизившись к земле, едва не спалили ее; чтобы предотвратить катастрофу, Зевс поразил Фаэтона ударом молнии,  и он, пылая, упал в реку.

2. Фаэтон – (франц. – от имени мифологического Фаэтона), кузов легкового автомобиля с мягким открывающимся верхом, с 2 или 3 рядами сидений и 2 и 4 дверями, Фаэтоном называется также и легковой автомобиль с таким кузовом, конный экипаж с открывающимся верхом.

          Произведение находится на завершающей стадии изучения, когда  обыгрывается, уточняется и совершенствуется исполнительская практика.

          Естественно, не все получается в техническом плане у Георгия, поэтому приходится возвращаться к той работе над деталями, которая велась на 2 этапе, и к тому образу, который формировался на первом этапе, знакомство с произведением. Тема пьесы вначале изложена одноголосно, затем в аккордовом изложении с изменением динамики, изменяется звук, встречаются синкопы, меняется ритм, штрихи, в кульминационной части – смена тональности (из ми-moll в соль-moll). Обучающийся исполняет пьесу в умеренном темпе.

           Ученик под руководством педагога  знакомился с нотным текстом. При этом совместно анализировалось строение музыкального произведения, выявлялись основные жанрово-стилистические закономерности. Педагог обращал  внимание обучающегося на специфику метрической организации пьесы, связывая характер исполнения с особенностями четырехдольного размера. Дальнейшая работа над исполнительским воплощением музыкального текста прежде всего характеризуется точным соблюдением штрихов и громкостно-динамического баланса пьесы.

            Штрихи -  один из основных факторов образной выразительности  и неотъемлемая составляющая композиторского замысла – требуют кропотливой и тщательной репетиционной шлифовки. В пьесе «Волшебный фаэтон» сопоставляются staccato  и  legato, танцевальность и распевность. Мелодия должна звучать ярко и выразительно. Особое внимание уделяем дифференцированному звучанию басо-аккордового аккомпанемента. В частности, обучающийся старается  играть бас активно, глубоко (за счет опережающего давления в меховой камере и быстрого нажима клавишами), аккорды – легко, полетно (чему способствуют небольшое предварительное давление в меховой камере, создаваемое исполнителем пальцевой удар клавиши и быстрое снятие).

Метод работы:

           Обучающийся играет каждой рукой в отдельности; двумя руками вместе; отдельные места; отдельные голоса; подбирая наиболее удобную аппликатуру и подходящие типы звукоизвлечения; транспонируя и варьируя; частично заучивая наизусть.

           Темп игры  выбирает такой, чтобы соответствующую задачу в каждом отдельном случае можно было хорошо контролировать слухом, не очень быстрый. Далее, на 3 стадии исполнения пьеса исполняется целиком для закрепления технической стороны и совершенствования стороны художественной. Затем преподаватель исполняет пьесу в заданном темпе, который указывает автор, акцентируя внимание на ошибки, допущенные Георгием (это и замедление в темпе, в динамической нюансировке, в непрерывности развития музыкальной мысли, суетливости).

Работаем с обучающимся над трудными местами, чтобы их осознать, глубоко вникнуть в текст, чтобы не терять целостного представления о произведении.

Обучающийся работает над деталями, чередуя их с проигрыванием больших отрывков и всей пьесы.

           Самым трудоемким является второй этап,  основная задача которого – отбор выразительных средств и работа над ними.

          Применение различных способов звукоизвлечения обуславливается авторскими указаниями характера пьесы, темпа, штрихов и динамических нюансов. При работе над выразительностью, следует отрабатывать отдельные фразы, объединяя их в предложения, периоды.

          Вопросы к обучающемуся: получился ли образ, форма? Главная задача – выдержать заданный темп, ритм, исполнить ярко, артистично.

          Е. Дербенко «Гармонист играет джаз».

          Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце 19-начала 20 века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры – свинг.

           Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых,  стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

          Пьеса воссоздающая образ гармониста, исполняющего пьесу с элементами джаза, веселое, задорное настроение, синкопированный ритм, штрихи, акценты, звучание басо-аккордового аккомпанемента. Бас следует играть активно, глубоко, акцентируя сильную долю, тембровая окраска басовой линии должна быть приближена к звучанию контрабаса, особенно в последней части, где звучит басовая тема. Воплощение авторского замысла в значительной степени обуславливается сферой метроритма. Работая над этим произведением очень важно добиться метроритмической пульсации, необходимо опираться на четверти – единицу «внутреннего пульса», и необходим постоянный слуховой контроль ученика. С обучающимся ведется работа над артикуляцией звука, над акцентами, штрихами, приемами игры мехом. Отдельное внимание уделяю партии левой руки, улучшаем качество исполнения, добавляем координационную уверенность, которая связана с ритмической.

           А координационная свобода – это ни что иное как техническая свобода, которая приносит  уверенность как в концертное исполнение, так и в умении  держать себя на сцене. Ощущение равномерной метрической пульсации, джазового «драйва» приводит исполнителя в состояние эмоционального подъема, который, в целом, является положительным моментом сценического волнения. Такое волнение заставляет исполнителя думать об эмоциональном воплощении переживания пьесы, а не «зацикливаться» на собственном переживании сценического волнения.

           Вопросы к обучающемуся:

           Получился ли образ? Выдержан ли заданный темп, соблюдены ли акценты, штрихи, которые делают образ пьесы? Какие технические трудности встретились в произведении?

           Применение различных способов звукоизвлечения обуславливается авторскими указаниями характера пьесы, темпа, штрихов и динамики.

           На заключительном этапе работы над музыкальным произведением особое внимание нужно уделить углубленному проникновению в содержание и выполнение авторского замысла в исполнении обучающегося.

           На последнем этапе работаем над темпом, обсуждаем выбор темпа с Гошей,  учитывая все изменения, отрабатываем их при переходах от одной части к другой. При выступлении обсуждаем как правильно в момент волнения проконтролировать себя, взять нужный темп и  сохранить его во всей пьесе.

Обобщение урока и подведение итогов,

запись домашнего задания

            Гоша перед исполнением пьес хорошо себя настроил, постарался играть выразительно, ярко, с минимальными потерями. При самостоятельной работе с текстом, Гоше надо более осознанно подходить к аппликатуре, ритму, смене меха, ровному метру. В работе над сложными местами самостоятельно решать проблемные места в тексте – уметь правильно ставить перед собой задачи и добиваться нужного результата.

            Часто вся работа над произведением сводится ко второй стадии, когда сначала разбирается текст, и только уже непосредственно перед публичным выступлением идет разговор  о характере музыки, стиле. В результате у ученика теряется интерес к изначальному произведению, так как он «за дровами не видит леса», т.е. за нотным текстом не видит музыки. Когда же изучение произведения идет от общего к частному, от целого к деталям, ученику становится понятней, почему выбирается эта, а не другая аппликатура, этот, а не другой технический прием, т.е. вся работа становится более осмысленной.

           Очень  важное  значение  в  изучении  произведения  имеет и последняя стадия. За недостатком времени мы часто ограничиваемся одноразовым хорошим исполнением на уроке произведения, говорим, что произведение сдано, ставим оценку и с легким сердцем переходим к изучению другого произведения. Но ведь именно на этой стадии формируется  техническое  и  музыкальное мастерство исполнения, у ученика  появляется  свое  отношение  к  произведению,  которое  добавляет к  исполнению  новые краски. Наконец, полезно возвратиться к произведению  через  какое - то время,  особенно  в  старших  классах,  чтобы накапливался  репертуар,  да и с возрастом, как и при чтении художественной  литературы, приходит более глубокое понимание изучаемой музыки.

Заключение

           Основные стадии работы над произведением в воспитании самостоятельности учащегося усвоены.

Это и аналитический разбор нотного текста, характер пьесы в целом, и «эскизное» разучивание музыкального материала, собственное художественное воспроизведение (исполнение произведения целиком для закрепления технической стороны и совершенствования художественной стороны).

            Исполнение обучающимся эстрадно-жанровых произведений благотворно влияют на ученика, на его координационную свободу, на ритмическую сторону игры, технику исполнения – переходят на новую ступень исполнительского мастерства. Переход на новый этап исполнения – это ни что иное как следствие правильного обучения и воспитания, развития всех личностно-профессиональных качеств ученика.

             И как итог этой работы – участие Зубкова Георгия в различных конкурсах исполнителей на народном инструменте – аккордеоне (наличие призовых мест).

             Грамоты прилагаются.

Список литературы:

  1. Абезгауз И.С. Об одной ритмической фигуре.–М.: Советская музыка, 1970.-№2.

  1. Афонина Н.Ю. Ритм метр темп. Временная организация в музыке. – СПб.: Союз художников, 2001г.

  1. Имханицкий М.И. История исполнительства на народных инструментах.  -  М.:   Издательство  РАМ    им.     Гнесиных,       2001г. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне,- М.: Музыка, 1985г.

  1. Семенов В.А. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2007г.

  1. Ушенин В.В. учебное пособие для ДМШ. 2-4 кл. ДМШ. Ростов- на Дону – «Феникс», 2011г.

  1. Хольцвейссиг К. «Воспитание самостоятельности в работе над произведением».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (...

Методический доклад "Воспитание осознанного отношения учащегося к работе над музыкальным произведением на различных ее этапах"

Доклад о работе над музыкальным произведением. Характеристика отдельных этапов работы. Рекомендации к успешному овладению музыкальным произведением....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ      Формирование у...

Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе над музыкальным произведением»

Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого на...

Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе над музыкальным произведением»

Очень важен урок с педагогом, но еще важнее время, проведенное учеником с музыкой наедине. Но из-за неразумно организованных занятий даже взрослый теряет время впустую. Тем более детям нужно прививать...