Дополнительная образовательная программа "Хоровое пение" (год создания 2008 г.)
рабочая программа на тему

Суколенов Юрий Павлович

Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 6-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khorovaya_programma_lel_staraya.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

 Раздел I.

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровое пение, как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает одно из ведущих мест в системе эстетического воспитания детей. Данная дополнительная образовательная программа по хоровому пению носит художественно-эстетическую направленность.

На занятиях по хоровому пению решаются задачи по воспитанию художественного вкуса обучающихся, пробуждение их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.

При формировании выше перечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческая самореализация.

Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.

Отличительной особенностью данной программы является решение задач семейно-музыкального воспитания, активно привлекая родителей к образовательному процессу, общественной и концертной деятельности.

Основной этап программы обучения рассчитан на семь лет для детей от 7 до 15 лет, разработана на основе программ для музыкальных школ. Для детей дошкольного возраста предлагается обучение в подготовительных группах (1-2 года). Выпускники МХЦ «Лель» могут получить предпрофильное музыкальное образование, занимаясь в Молодежном хоре (2-3 года).

Хоровые занятия должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности обучающихся.

Цель

 Оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры, формирование творческой личности, устойчивого интереса к искусству, художественного вкуса, формирование жизненной позиции.

Задачи

1. Образовательные:

  • Формирование навыков певческой установки
  • Разностороннее развитие вокально-хорового слуха
  • Формирование координации голоса и слуха
  • Формирование музыкальной памяти,  навыков певческой выразительности
  • Формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса
  • формирование хоровых навыков: пение без сопровождения, многоголосного пения, умение строить, петь в ансамбле.

-2-

2. Развивающие:

  • Развитие трудолюбия
  • Развитие интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства
  • Развитие чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений
  • Развитие способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение
  • Развитие общей культуры обучающихся детей

3. Воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма
  • Воспитание потребности общения с музыкой
  • Воспитание потребности и готовности к эстетической певческой деятельности
  • Воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств
  • Воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству
  • Тесное взаимодействие педагога с родителями и привлечение их в процесс обучения

Работу в хоровом классе следует проводить в тесной связи с занятиями сольфеджио. Это дает возможность более сознательно овладеть музыкальным материалом.

Необходимо положить в основу занятий пение без сопровождения, учитывая, что пение «а капелла», способствует развитию слуха, вырабатывает навыки точного интонирования, выравнивает строй, уравновешивает партии и общее звучание хора, является высшей формой хорового исполнительства.

Начиная с 1 класса следует постепенно, на легких примерах, приучать детей к пению без сопровождения, с тем, чтобы в старших классах дойти до трех-и четырехголосного пения «а капелла».

Вся работа хорового класса должна строиться по определенному плану. В нем следует отразить учебно-воспитательные, организационные и общеэстетические задачи.

Планом предусматриваются концертные выступления, объединенные репетиции, отчетные показы.

Репертуар хорового класса, включенный педагогом в план работы не должен носить случайного характера, а должен соответствовать тем навыкам, которые преподаватель намерен пройти с обучающимися. Кроме того, в число пьес, отбираемых к изучению в хоровом классе, должны входить произведения тематического характера (общественно-политические и музыкально-исторические даты). Желательно, чтобы произведения, отобранные для работы, были разнообразны.

В учебном году должно быть пройдено: в подготовительной группе 18-20 песен, в 1-2 классах 15 произведений, в 3,4,5 классах 10-12 произведений, в 6,7 классах и молодежном хоре 8-10 произведений, в вокальном ансамбле 4-5 произведений. Некоторые из них могут быть пройдены в порядке ознакомления без детального разучивания.

-3-

В младшей группе следует, по возможности скорее, вводить разучивание репертуара по нотам (способствует развитию навыка чтения с листа).

Необходимо чтобы обучающиеся пели большую часть урока стоя: распевание и упражнения - стоя, разбор произведения – сидя, пение репертуара и отделка – стоя.

В хор  принимаются все желающие. Постепенно, с приобретением певческого навыка, ребенок переводится из одной группы хора в другую.

В каждом хоре необходимо иметь 30-60(70) детей. Такой состав наиболее благоприятен дл решения художественных задач и позволяет большей мере уберечь учащихся от перегрузок, особенно в периоды острых возрастных изменений. Но, конечно, хоры могут состоять и из меньшего и из большего количества детей. Иногда, создаются сводные хоры, но  они носят временный характер, состоят из отдельных самостоятельных хоров, объединенных в сводный с какой-либо целью.

Хоровые занятия  проводятся следующим образом:

45 мин. занятие + 15 мин. перерыв для смены деятельности (проветривание

 кабинета, игровая разминка, зарядка для голоса, беседа о гигиене голоса и т.д.)

-подготовительные группы – 2 раза в неделю по (45мин.+ 15 мин.);

-хор 1 года обучения 2 раза в неделю по (45мин.+ 15 мин.);

-хор 2,3,4,5,6,7 года обучения 2 раза в неделю по (45мин.+ 15 мин.) +

(45мин.+ 15 мин.);

-молодежный хор – 2 раза в неделю по (45мин.+ 15 мин.) + (45мин.+ 15 мин.).

   Наиболее одаренные дети могут заниматься в вокальном ансамбле. Существенное значение имеет дифференцированная вокальная работа с детьми в малых группах, потому что качество общего хорового звучания зависит от качества индивидуального звучания каждого хориста.

   Задача  предмета  «Вокальный  ансамбль» заключается в том, чтобы научить: петь без дирижера, слушать соседа и себя в ансамбле, артистично и выразительно выступать в малой вокальной группе.

   Занятия вокального ансамбля проводятся  2 раза в неделю по (45мин.+ 15 мин.) + (45мин.+ 15 мин.).

Большое значение для хора и вокального ансамбля имеют концертные выступления, являющиеся неотъемлемой частью исполнительской деятельности. Они активизируют работу учащихся в коллективе, позволяют более полно проявлять полученные знания, способствуют творческому росту хора и певцов.

Подготовительные группы выступают 3 раза в год: Новогодний концерт, «Праздник для мам», отчетный концерт в конце учебного года. Учебные хоры также выступают 3 раза в год.

Концертный хор, вокальные ансамбли, младший и средний хоры  принимают активное участие во всех плановых концертах ДТДиМ, отчетных концертах, фестивалях и окружных смотрах.

1.1 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Подготовительные группы.

          Вокальные навыки Петь в диапазоне РЕ1 – СИ1. Стоять при пении прямо, не напряженно.

        Хоровые навыки. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, начало пения и его окончание.

Первый год обучения.

Вокальные навыки (проверяются в конце года строго индивидуально). Петь в диапазоне РЕ1 – ДО2. Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка

отведя плечи назад. Петь только с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь на звуке ля правильно показать самое красивое

звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.

К концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая пройденные в течение года правила пения. Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плечи, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В более подвижных песнях уметь делать быстро, активно и спокойно вдох.

Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождения и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.

Способы проверки:

индивидуальное исполнение любой песни из репертуара, пройденного за год.

Второй год обучения.

          Вокальные навыки. Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно и звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные. Уметь петь  на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои недостатки и стремиться избавиться от них.

Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосые каноны. В упражнениях слышать трехголосые аккорды, петь в аккорде различные голоса. Без сопровождения уверенно петь нетрудные, одноголосные песни. Петь по нотам песни, имеющие простую по строении мелодию. Понимать и следовать дирижерским жестам. Знать средства музыкальной выразительности.

Способы проверки:

индивидуальное исполнение любой песни из репертуара, пройденного за год.

Третий год обучения

Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса ДО1 – РЕ2(МИ2), вторые – СИ – СИ1 (ДО2). Соблюдать при пении певческую установку. Петь только с мягкой атакой, естественно, сохраняя индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношение. Уметь петь на «цепном» дыхании. Учиться петь «нон легато»  и «стаккато».

Хоровые навыки. Уметь чисто петь двухголосные песни. В упражнениях слышать трех-четырехголосные аккорды. Петь по нотам песни с элементами двухголосия. Уметь при содействии руководителя хора делать исполнительский анализ.

Способы проверки:

-5-

Учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.

Четвертый год обучения

Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса ДО1 – МИ2(ФА2), вторые – СИ(ЛЯ ) – ДО2 (РЕ2). Соблюдать певческую установку, пользоваться мягкой атакой как основным способом голосообразования, редко как

изобразительным приемом – твердой атакой. Петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, петь с вибрато, напевно, с хорошей дикцией. Уметь самостоятельно, выразительно-осмысленно спеть несложные песни контрастного содержания.

Хоровые навыки. Уметь петь чисто и слаженно все виды двухголосия и несложное трехголосие, с сопровождением и без сопровождения. Уметь петь в ансамбле. Петь по нотам двухголосные произведения.

Способы проверки:

Учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.

Пятый год обучения

Вокальные навыки. Год завершения первого этапа овладения певческим голосом. Петь в диапазоне: первые голоса ДО1 – МИ2 (ФА2,СОЛЬ2), вторые – ДО1 – МИ2(ФА2), третьи – ЛЯ(СИ) – ДО2(РЕ2). Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, пользоваться твердой атакой, как средством выразительности. Петь ровным звуком по всему диапазону голоса, в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения.

Знать правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации.

Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением фразировать. Уметь вокально-полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.

Хоровые навыки. Уметь петь двухголосные и трехголосные произведения, петь в ансамбле. Петь по нотам трехголосные произведения.

Способы проверки:

Учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.

Шестой год обучения

Вокальные навыки. Наступление мутационного периода. Все вокальные навыки продолжают укрепляться, хотя мутация вносит различные индивидуальные отклонения в певческое развитие участников хора. В звучании сохраняется индивидуальность тембра, но может появиться сипота, хрипота, «потускнение» тембра, поэтому необходимо хористам знать правила охраны голоса в связи с возрастными изменениями, строго выполнять в этот период певческий режим.

-6-

Хоровые навыки. Закрепление и некоторое продвижение по всем хоровым навыкам.

Способы проверки:

Учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной

и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.

Седьмой год обучения, Молодежный хор

Вокальные навыки. Приобретенные навыки укрепляются, хотя в голосах проявляются возрастные изменения, которые учитываются.

Знать основы музыкальной грамоты. Петь по нотам весть репертуар хора.

Способы проверки:

Учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.

Раздел II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

подготовительные группы,

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вокальная   работа

Вводное занятие ТБ

1

Пение произведений

-народная песня

9,45

0,45

9,0

-советская песня

11,15

1,30

9,45

-классика

10,30

1,30

9,0

2

Пение учебно-тренировочного материала

3,45

0,45

3,0

3

Пение импровизаций

3,45

0,45

3,0

-слушание музыки

3,45

0,45

3,0

-музыкальная грамота

3,45

0,45

3,0

-музыкальная игра и движение под музыку

4,30

1,30

3,0

-мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческие встречи)

3.00

0,30

2,30

4

смена деятельности (проветривание кабинета, игровая разминка, зарядка для голоса и т.д.)

18

18

ИТОГО:

36

8,45

63,15

хор 1 года обучения (младший хор) на 72 часа

2,3,4,5,6,7 год обучения, молодежный хор, вокальные ансамбли

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вокально-хоровая   работа

Вводное занятие.  ТБ

1

Пение произведений

-народная песня

19,30

1,30

18,00

-советская песня

25,30

4.30

21,00

-классика

21,00

4.30

16,30

2

Пение учебно-тренировочного материала

13,30

2.15

11.15

3

Пение импровизаций

7,30

0,45

6.45

-слушание музыки

7,30

2.15

5.15

-музыкальная грамота

7,30

1.30

6.00

-мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение театров, концертов, участие в мероприятиях ДТДиМ)

6,00

0,45

5.15

4

смена деятельности (проветривание кабинета, игровая разминка, зарядка для голоса, беседа о гигиене голоса и т.д.)

36,00

36,00

ИТОГО:

144

18

126

Раздел III.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема

Теория

Практика

Пение произведений

-народная песня

-советская песня

-классика

Биографические данные о композиторе, особенности его композиторского стиля. Теоретический анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм.

Объяснение приемов вокальной техники

Работа над исполнительскими вокальными навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами.

Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио-записи, показ произведения в исполнении педагога.

Пение учебно-тренировочного материала

Усвоение обучающимися правил гигиены голоса, здорового образа жизни.

Установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости лицевых мышц.

Расширение диапазона голоса, развитие тембровой окраски голоса.

Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений.

Пение импровизаций

Тональность, пение интервалов, анализ интервалов.

Улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации.

слушание музыки

Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях.

Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений.

музыкальная грамота

Знакомство с нотной грамотой: ноты, ключи, длительности, размер, ритм.

Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella . Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации.

музыкальная игра и движение под музыку

Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения.

Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения.

мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение театров, концертов, муз.вечеров)

Беседа о правилах художественно-эстетического воспитания, предварительное знакомство с программой концерта.

Анализ художественных впечатлений, полученных на концерте, в виде рисунков, стихов, рассказов.

Тематика занятий остается неизменной в последующих годах обучения. Меняется предлагаемый материал, который каждый учебный год становится более сложным в техническом и исполнительском плане, что требует от обучающихся регулярных занятий и улучшения качества звукоизвлечения.

Раздел IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

        Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.

Задачи развития: формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование навыков певческой эмоциональности, вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона

-10-

голоса. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, многоголосного пения, умения строить, петь в ансамбле.

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи. В связи с этим необходимо проводить один -два раза в год индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки должна быть достаточно подробной, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.

Хоры могут быть одно-,двух-,трех-,четырехголосными.

При формировании партий нужно стремиться к примерно равному укреплению их детьми с хорошо развитыми звуковысотным слухом и голосовыми данными. Постоянной заботой руководителя является укрепление и пополнение этого «ядра» хоровой партии. Рассаживать участников хора надо так, чтобы «ядро» не потеряло своего ведущего и организующего значения, а более слабо подготовленные дети могли опираться на сильных певцов. При распределении участников хора по партиям надо учитывать и другие моменты. Так, у детей не всегда по разным причинам (заболевание голосового аппарата и т.п.) можно выявить свойственный им тип голоса. Поэтому в начале такие учащиеся могут определяться в ту или иную партию условно. По мере же роста и приобретения певческого опыта проясняется тип голоса и певец хора переводится в партию по принадлежности. Другой важный момент – изменение состояния голосового аппарата в периоды предмутационный,  мутации и постмутационный.

У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным ростом гортани. У мальчиков период от 7 до 15 лет можно разделить на 3 этапа:

- 7-10 лет – отсутствие голосовых мышц, пение фальцетом, медленный рост голосового аппарата;

- 11-13 лет – предмутационный, протекающий без особых изменений в голосовом аппарате;

- 13-15 лет – мутационный, связанный с резким изменением гортани.

Перестройка гортани у мальчиков занимает, как и у девочек – 1,5-2 года. Однако, «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость фонации могут проявляться резко в течение нескольких недель. Практика многих хормейстеров показывает, что занятия пение в этот период с использованием ограниченного диапазона и умеренной динамики благоприятны для развития голоса.

IV.1 Общие задачи и вокально-хоровые навыки для обучающихся в подготовительных группах

Цель организации подготовительных групп – приобщение к музыкальному искусству детей дошкольного возраста. Правильное пение в подготовительном хоре поможет детям развивать музыкальный слух: уверенно, выразительно, не форсируя звука, исполнять детские песни, научит бережно относиться к своему

-11-

голосу. Дальнейшие хоровые занятия будут способствовать развитию музыкальных способностей и соответственно формированию качеств певческого голоса ребенка. В подготовительном хоре дети поют 1-2 года.

Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, руки опущены вдоль тела или на коленях, если дети сидят, плечи развернуты и опущены, живот немного втянут. Основным способом звукообразования следует считать мягкую атаку. Дыхание должно быть в меру активным, вдох спокойным, без поднятия плеч, выдох спокойным, без напряжения и утечки воздуха.

Работа над дикцией в детском хоре имеет большое значение для формирования правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих  органов. Довольно часто, особенно в первые месяцы занятий, детям необходимо напоминать, что текст песни должен быть понятен слушателям, поэтому слова нужно произносить активно и четко.

Голосовой аппарат малышей еще очень хрупок. Для голосов детей данного возраста характерно головное звучание, небольшая сила звука. Поэтому очень важно уделять внимание работе над качеством звучания – развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение ребят должно быть активным, но не форсированным.

Воспитание ритмического слуха можно начать с простого прохлопывания ритма (легкие хлопки по время пения), затем прохлопываются сильные доли, потом размер. Так постепенно переходят к простым ритмическим фигурам.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в урок можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Применение детских музыкальных инструментов при исполнении песен должно быть полностью подчинено задачам певческого воплощения музыкального образа, т.е. поддерживать и украшать хоровое звучание, не подавляя его. Применение инструментов помогает в воспитании тембрового слуха учащихся, повышает интерес к самостоятельным музыкальным проявлениям.

Занятия певческой импровизацией активизирует внимание детей, развивают внутренний слух, фантазию, воображение.

Большое удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой формы работы в конце занятий поможет преодолеет некоторую усталость и напряжение, возникшее у детей в течение урока. Игры и движения под музыку помогают наладить двигательную координацию.

Уже в этом возрасте отдельные дети отличаются большой певческой индивидуальностью. Им можно поручить солирование при исполнении отдельных песен.

Вокально-хоровая работа

Воспитание умения следить за дирижерским  показом одновременного вступления и окончания пения. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Постоянное соблюдение певческой установки на занятиях: спокойный

-12-

вдох, правильное звукообразование, сохранение состояния вдоха перед началом пения, экономный выдох, пение естественным звонким, небольшим по силе звуком; правильно формировать гласные, четко и коротко произносить согласные. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны ми1 – си1. Выравнивание хорового звучания от звука «соль» вверх и вниз, выработка чистого унисона. Начало воспитания гармонического звука на основе пения простых канонов. Обучение пению без сопровождения и с сопровождение, умению слушать себя и своих товарищей при пении. Все требования к исполнению необходимо связать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения.

Пение произведений

Рассказ о песни в интересной для малышей форме. Практические занятия. Народная песня. Показ-исполнение песни. Рассказ о содержании песни, о характерных особенностях музыкального языка. Разучивание песен разных стран. При достижении чистого унисона возможно пение песни каноном.

Советская песня и Классика. Показ-исполнение. Краткий рассказ о композиторе. Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие ее художественного содержания.

Пение учебно-тренировочного материала

Рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков.

Практические занятия

Показ упражнений, разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

Пение импровизаций

В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение можно использовать:

- пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стиха (Т)

- пение на двух нотах (Д-Т, III-Т)

- пение в поступательном движении вниз (Д-Т)

- пение в поступательном движении (Д-Т)

- пение с мелодическим движением по желанию.

Слушание музыки

Формирование эмоционального восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Практические занятия

Краткий рассказ о произведении и его авторе. Разговор об особенностях выразительных средств данного произведения.

Музыкальная грамота

Ознакомление учащихся с основными музыкально -выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущение лада, устойчивых ступеней. Изучение и пение тонико-доминантовых тяготений: Д-Т, II-T, VII-T, III-II-T, VI-V-T.

-13-

ПРИМЕРНЫЙ   РЕПЕРТУАРНЫЙ   ПЛАН

Е.Тиличеева  сборник «Маленькие песенки»

А.Филиппенко, Т.Волгина «Цыплята»

А.Филиппенко, Н.Кукловская «Пирожки»

Т.Попатенко, Н.Найденова «Солнышко»

Т.Попатенко, И.Черницкая «Воздушный шарик»

В.Витлин, Н.Найденова «Серенькая кошечка»

А.Филиппенко, Т.Волгина «Про лягушек и комара»

Г. Струве, Н.Соловьева «Пестрый колпачок»

А.Филиппенко, Н. Берендгоф «Вот какие чудеса»

Н.Френкель, сл. народные «Потешка»

Р.Рустамова, Л.Миронова «Мы запели песенку»

Кадомцев, Т.Синявский «Я Хрю-Хрюшка»

А.Абелян «Я умею рисовать»

А.Абелян «Про хомячка»

Е.Бикташев, О.Дриз «Грустный день»

В.Дементьев, В.Семернин «Простая песенка»

Э.Силинь, Ю.Тувим «Овощи»

Е.Крылатов, М.Пляцковский «Упрямые утята»

Е.Крылатов, Ю.Яковлев «Колыбельная медведицы»

муз. и сл. Асеева «Лучше друга не найти»

Народные песни.

рус. нар. песня «Как у наших у ворот»

рус. нар. песня «В сыром бору тропина»

немецкая нар. песня «Хохлатка»

немецкая нар. песня «Лиса-плутовка»

немецкая нар. песня «Соловей и лягушка»

немецкая нар. песня «Загадка»

немецкая нар. песня «Потанцуй со мной. дружок»

латышская нар. песня «Петушок»

польская нар. песня «Кузнец»

чешская песня (Р.Бойко) «Раз, два, три, четыре, пять…»

чешская нар. песня «Мой конек»

чешская нар. песня «Алый платочек»

чешская нар. песня «Воробей и синица»

америк. нар. песня «Дружба»

эстонская нар. песня «У каждого свой музыкальный инструмент»

укр. нар. песня «Птичка»

укр. нар. песня «Ой, бежит ручьем вода»

белар.нар. песня «Перепелочка»

кубинская нар. песня «Моя мама»

финская нар. песня «Рано, рано по-утру»

Новогодние песни.

М.Красев, З.Александрова «Ёлочка»

Т.Попатенко, М.Лаписова «Вот какая ёлочка»

сл. и муз. Н.Вересокиной «Зима»

сл. и муз. Н.Вересокиной «Шел веселый Дед Мороз»

-14-

сл. и муз. Е.Макшанцевой «Снег-снежок»

А.Филиппенко, Г.Бойко «Пришла зима»

рус. нар. песня «Как на тоненький ледок»

Б.Фиготин, Н.Коваль «Мы встречаем Новый Год»

Е.Тиличеева, Л.Некрасова «Что нам нравится зимой»

Ю.Чичков «Что такое Новый Год?»

В.Семенов, Л.Дымова «Если снег идет»

Г.Вихарева «Ёлочка любимая»

Г.Вихарева «Дед Мороз»

неизв. автор «Белый снег, белешенький»

IV.2 Общие задачи и вокально-хоровые навыки для обучающихся

1-3 классов

1. Певческая установка

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя и сидя. Знание каждым учащимся своего певческого места.

2. Работа над дыханием

Спокойный вдох без напряжения. Постепенный расход дыхания на всю музыкальную фразу. Задержка дыхания, недопустимость ключичного, верхнего дыхания. Опертый звук. Одновременный вдох перед началом пения. Пение более длинных фраз без смены дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения). Быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.

3. Работа над звуком

В меру открытый рот, звук ровный, без напряжения при головном звучании. Способы формирования и округления гласных. Приемы прикрытия звука. Протяжность гласных. Пение легким звуком в пределах mf и p. Акценты. Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо. Выработка общего диапазона  ДО1 - МИ2(ФА2).

4. Работа над дикцией

Элементарные приемы артикуляции – активность губ, не допуская напряженность лицевых мышц. Четкое произношение согласных в слове. Взаимосвязь гласных и согласных звуков. Раздельное произношение согласных, стоящих в конце слова и начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения и его совпадение с музыкальными акцентами.

5. Вокальные упражнения

-использование коротких попевок из 3-5 звуков;

-гласные на повторяющемся звуке (в сочетании с разными согласными);

-гаммы

-трезвучие

-секвенции из коротких мелодических построений.

Пособие: Е.Альбова и Н.Шереметьева «Вокально-хоровые упражнения».

  1. АНСАМБЛЬ  И  СТРОЙ

1. Работа над текстом и партиями

-15-

Уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и четкого интонирования. Умение правильно и стройно петь партию с сопровождением и без сопровождения. Установление зависимости партий в   2-хголосии их соотношений.

2. Работа над строем и ансамблем

Стройное пение в интонационном, ритмическом и уравновешенном по силе звука отношении. Умение прислушиваться к голосам поющих в хоре при одноголосии и двухголосии и петь не выделяясь из общего звучания, одновременно вступая и заканчивая фразу.

Двухголосное пение. Легкие примеры «а капелла». В двухголосии добиваться: ровности звучания партий, чистоты интонации, в частном и общем ансамбле. Пение 2-х голосных произведений с сопровождением.

3. Дирижерский жест

Ознакомление и понимание элементарных дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание», усиление и ослабление звука, фермата.

4. Упражнения на развитие ладового чувства и строя

-пение отдельных ступеней лада, пение звукорядов, отдельных интервалов, трезвучий мелодически;

-мелодические и гармонические секвенции из интервалов;

-пение упражнений и партий с закрытым ртом и на гласные;

-сольфеджирование партий.

  1. РАБОТА  НАД  ИСПОЛНЕНИЕМ  МУЗЫКАЛЬНОГО   ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Разбор изучаемого произведения

Общая характеристика содержания музыкального произведения. Разбор текста и музыки. Сопоставление музыкальных фраз по характеру направлений мелодической линии и строения.

Средства выразительности: темп, динамические оттенки, размер.

2. Исполнение

Правильная передача художественного образа музыкального произведения. В связи с этим фразировка, подчиненная общему художественному замыслу. Логическое ударение. Кульминация. Выполнение динамических оттенков в отдельных фразах и больших построениях.

  1. ЗАЧЕТНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ

- спеть одно -два упражнения из числа пройденных в учебном году;

- спеть соло песню из пройденного репертуара или свою партию.

Пение произведений

Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, доступной форме для младших школьников с привлечением материала из школьной программы и из других видов искусства.

Народная песня. Раскрытие ее значения как выразительности исторического прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что

-16-

русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку, русской культуре в целом.

Советская песня. Сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительных средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни.

Классика. Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Его автобиографические данные и рассказ о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретация.

Практические занятия: Показ-исполнение песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной записи.

Пение учебно-тренировочного материала

Образное доступное раскрытие каждого нового произведения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребенка. Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.

Практические занятия: Показы – а)стабильной группы упражнений, б) периодически обновляющейся группы, в которую включают новые упражнения в зависимости от учебных задач. Разучивание и впевание упражнений.

Пение импровизаций

В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания. Практические занятия: Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций, сочинение подголосков к теме и др. даются так же импровизации на короткие стихотворные тексты.

Слушание музыки

Использование руководителем вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширения кругозора учащихся, более активного введения их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

Практические занятия: Периодические прослушивания музыкальных произведений. Формирование культуры восприятия, слушание музыки, в том числе  в процессе работы над разучиваемыми с хором произведениями.

Музыкальная грамота

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения учащимися умения читать ноты. Контрастное сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. Постепенное формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков, изучение тонико-доминантовых тяготений ( V-1, II-I, VII-I, III-II-I, VI-V-I, V-III, IV-II-I и т.д.)

Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом,

-17-

динамикой, регистрами, тембром); с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами (2/4, ¾, 4/4, 6/8 ), с простейшими жанрами (песней, танцем и маршем).

Практические занятия: Овладение учащимися означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умение петь по нотам.

ПРИМЕРНЫЙ    РЕПЕРТУАРНЫЙ   ПЛАН

  1. Народные песни.

а. Одноголосные, без сопровождения.

р.н.п. «Во поле берёза стояла»

р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

р.н.п. «Со вьюном я хожу»

р.н.п. «Калина»

б. Одноголосные, с сопровождением.

р.н.п. «Речка»

р.н.п. «Летом»

р.н.п. «Ходила младешенька»

лит. нар. песня «Про кошку»

датская нар. песня «Звери из Африки»

финская нар. песня «Весёлый парикмахер»

французская нар. песня «Танец утят»

польская нар. песня «Сапожки»

в. Двухголосные, без сопровождения.

р.н.п. «В темном лесе»

р.н.п. «Лен зеленой»

р.н.п. «Ой, вы мои ветры-ветерочки»

р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»

р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

литовская нар. песня «Солнышко вставало»

эстонская нар. песня «Кукушка»

г. Двухголосные, с сопровождением.

р.н.п. «Здравствуй, гостья-зима»

шведск.нар.песня «Весёлый путешественник»

америк. нар. песня «Бубенчики»

итальянс. нар. песня «Тиритомба»

грузинск. нар. песня «Светлячок»

-18-

2. Произведения современных композиторов.

а. Одноголосные.

С.Баневич «Пусть будет радость в каждом доме»

Б.Савельев, М.Танич «Из чего наш мир состоит»

«Я умею рисовать»

Р.Паулс, И.Мазнин «Выйди, солнышко!»

Р.Паулс, И.Ласманис «День растает, ночь настанет»

Р.Паулс, И.Мазнин «Птичка на ветке»

Н.Песков, С.Фурин «Чтобы солнышко светило»

М.Минков, М.Пляцковский «Телега»

В.Семенов, В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»

В.Семенов, В.Орлов «Первое путешествие»

В.Семенов, В.Орлов «Сверчок»

В.Семенов, В.Орлов «Мышиная песенка»

В.Семенов, В.Орлов «О цаплях, о каплях, и ещё о лягушках»

В.Семенов, В.Орлов «Летняя песенка»

В.Семенов, В.Орлов «Колыбельная самим себе»

Ю.Чичков, В.Машков Мой солнечный зайчик»

Р.Бойко, В.Викторов «Дело было в Каролине»

О.Хромушин, Я.Пишумов «Тик и так»

И.Казенин, Ф.Лаубе «Песенка солнечных зайчиков»

Харада Рётаро, К. Ториаки «Птицы над взморьем»

М.Парцхаладзе, Г.Чичинадзе «Снежная песенка»

б. Двухголосные.

С.Зубковский «Наша песенка»

Р.Бойко, С.Есенин «Утро»

Калиосте, Ю.Шумаков «Так мелькает день»

Ю.Тугаринов, Е.Румянцев «Если другом стала песня»

И.Лученок, Ю.Рыбчинский «Дружба»

М.Парцхаладзе, Г.Цецхладзе «Дождик весенний»

Ю.Чичков, Р.Рождественский «Просто девочки, просто мальчики»

Ю.Чичков, М.Пляцковский «Мама»

Л.Денц, К.Валькадос «На качелях»

Г.Струве, В.Степанов «Что мы Родиной зовем?»

Г.Струве, О.Беликов «Песня о Зеленограде»

Я.Дубравин, В.Суслов «Огромный дом»

И.Чикризова, Н.Соколовская «Сапа»

В.Семенов «Когда я стану миллионером»

В.Семенов «Звездная река»

А.Абрамов, И.Черницкая «Колыбельная для мамы»

3. Произведения русских и западных композиторов.

П.Чайковский, А.Плещеев «Легенда»

П.Чайковский, С.Поволоцкая «Старинная французская песенка»

М.Глинка, Н.Кукольник «Попутная песня»

Ц.Кюи, Ф.Тютчев «Майский день»

М.Ушинский, К.Ушинский «Весной»

-19-

М.Яковлев, А.Пушкин «Зимний вечер»

Д.Аракишвили, А.Тверской «Грузинская песня»

Э.Григ, А.Ефременков «Лесная песнь»

Г.Гендель, Е.Крыжановская «Радость в мире»

И.Гайдн, П.Синявский «Мы дружим с музыкой»

И.Гайдн, П.Синявский «Старый добрый клавесин»

И.С.Бах, Д.Тонской «За рекою старый дом»

И.С. Бах, Т.Комарицкая «Осень»

Л.Бетховен, К.Алемасова «Пастушья песенка»

Л.Бетховен, К.Алемасова «Край родной»

Л.Керубини «Терцет во славу Мажорной гамме»

Ф.Мендельсон, Л.Уланда «Воскресное утро»

Духовные произведения.

В.Филатова, П.Морозов «Под Рождество»

обиходный распев «Слава в Вышних Богу»

рождественские песнопения: «Белый снег, белешенький»

                                                  «Колокольчики»

                                                  «Эта ночь святая»

                                                  «Рождественское чудо»

                                                  «Щедривка»

                                                  кант «Небо и земля»

Военная тематика.

Б.Фиготин, Ф.Лаубе «В наших сердцах Победа»

Б.Фиготин, С.Островой «Живая память»

И.Лученок, М.Ясень «Майский вальс»

Г.Комраков, В.Рябцев «Вечный огонь»

С.Пожлаков, Кожевников «Золотистые плесы»

А.Новиков из кантаты «Нам нужен мир» «Ариозо Матери»

В.Сибирский, М.Владимов «Благодарим, солдаты вас!»

IV.3 Общие задачи и вокально-хоровые навыки для обучающихся

4-7 классов, молодежного хора

1. Певческая установка

Укрепление навыков, приобретенных в младших классах.

2. Работа над дыханием

Дыхание при усилении и затихании звучности. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Распределение дыхания на выдержанном звуке. Приемы цепного дыхания. Полнота звучания при «сцепленном дыхании» и его непрерывность.

3. Работа над звуком

Закрепление навыков по формированию гласных. Углубленная работа над пением «легато». Нон легато и стаккато. Крещендо и диминуэндо на выдержанном звуке. Выравнивание и укрепление диапазона.

-20-

Сопрано ДО1 – СОЛЬ2

Альты СОЛЬ мал. – МИ2

Бережно относиться к голосам мальчиков при наступлении мутационного периода.

4. Работа над дикцией, звукообразованием

Дальнейшее укрепление артикулярных навыков. Короткое произношение согласных. Декламация текста – произношение его в музыкальном ритме песни. Добиться филирования звука, широко использовать различные приемы звуковедения от широкой кантилены до легкого стаккато. Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.

5. Вокальные упражнения

Акцентировать внимание на развитие многоголосных навыков, различного характера звуковедения, расширения диапазона голосов.

  1. АНСАМБЛЬ  И  СТРОЙ

1. Работа над текстом и партиями

Соотношение партий в многоголосии, зависимость их друг от друга. Например: интервальное соотношение, противоположное и параллельное движение голосов, одинаковый или различный ритм. Освоение навыка в четком произношении текста в случаях несовпадения его между партиями. Переплетающийся текст в произведениях полифонического склада.

2. Работа над строем и ансамблем

Более сложное двухголосие «а капелла» и с сопровождением. Стройное пение 2,3,4-голосия. Тщательное выравнивание партий по количеству голосов и звучанию, добиваясь чистого строя и общего ансамбля. Ровное звучание аккорда. Ансамбль при условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом. (в последнем случае хор является аккомпанементом). Пение нетрудных примеров полифонического стиля. Имитационные эпизоды и их нюансировка. Точная интонация при хроматизме и модуляции.

3. Упражнения на развитие ладового чувства и строя

Все упражнения, указанные в младшем хоре, усложняя элементы двухголосия, сольфеджирование партий без поддержки инструмента всем хором и по одному. Пение трех и четырехголосных аккордов, секвенциобразных построений из аккордов, диссонирующих аккордов с разрешением.

  1. РАБОТА  НАД  ИСПОЛНЕНИЕМ  МУЗЫКАЛЬНОГО   ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Разбор музыкального произведения с точки зрения его литературного и художественного содержания

Музыкально-теоретический разбор: строение мелодии, ее виды, двух-трех частная форма, лад, тональность, смена лада.

2. Исполнение

Ровное звучание партий при постепенном нарастании и ослаблении звука. Нюансы от рр до ff. Координация метро -ритмических и динамических элементов.

-21-

  1. ЗАЧЕТНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ

- спеть вокальное упражнение (пройденное);

- спеть группой гармоническое упражнение;

- спеть партию из пройденного произведения;

- спеть ансамблем «а капелла» пройденное произведение.

Пение произведений

Беседы о разучиваемых произведениях

Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах музыкального народного творчества. Раскрытие содержания, особенностей  (лада, метро-ритма, голосоведения, структуры, формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ ее текста, разъяснения непонятных слов.

Произведения советских композиторов и др. современных авторов и классика. Сообщение  об авторах музыки текста, анализ музыкального и поэтического текста.

Практические занятия: Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание сочинения с сопровождением и без него, раздельно по партиям и со всем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Пение учебно-тренировочного материала

Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

Практические занятия: Показ упражнений. Разучивание и впевание упражнений. Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.

Пение импровизаций

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.

Практические занятия: Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Импровизации на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен.

Слушание музыки

Использование руководителем вокально-хорового материала,  осваиваемого учащимися на занятиях хора, а так же произведений, которые они изучают по специальному инструменту. Опора на знания, умения, навыки, которые участники хора приобретают на других занятиях.

Практические занятия: небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.

Музыкальная грамота

Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на уроках сольфеджио.

Практические занятия: чтение нот в любых тональностях. Достаточная свобода ориентации в нотных текстах.

-22-

ПРИМЕРНЫЙ    РЕПЕРТУАРНЫЙ   ПЛАН

Православная музыка

  1. П.Чесноков «Благослови, душе моя, Господа»
  2. А.Львов «Вечери твоея тайныя»
  3. А.Чернецов «Ангел Вопияше»
  4. Греческий распев «Богородице, Дево радуйся»
  5. И.Денисова «Утоли наша печали»
  6. Н.Эгинский «Агни Парфене»
  7. А.Гречанинов «Слава, Единородный Сыне»
  8. А.Петров «Отче наш»
  9. А.Копылов «Под твою милость»
  10. П.Чесноков «Свете тихий»
  11. А.Кастальский «Отче наш»
  12. П.Чесноков «Достойно есть»
  13. П.Чесноков «Совет превечный»
  14. П.Чайковский «Покаянная молитва о Руси»
  15. П.Чесноков «Трисвятое»
  16. А.Киселев «Тебе поем»
  17. А.Шнитке «Молитва странника» (Иисусова молитва)

Рождественские песнопения

1.   Л.Новоселова «Дивная новина»

2.   А.Гринченко «Радуются вси Ангели»

3.   Ю.Тугаринов «Рождественский сказ»

4.   ирмос Рождественского канона

5.   «Drisiaj w Betlejem» (Польша)

6.   «Gdy sliczna Panna» (Польша)

7.   «Narodil se Kristus Pan» (Чехия)

8.   «Щедрик» в обработке М.Леонтовича (Украина)

9.   «Oj, koledo» (Болгария)

Католическая музыка

  1. Лео Делиб «Messe breve»
  2. G.Martini “O Salutaris”                
  3. Б.Бриттен «Deo Gracias» («Благодарю тебя, Господи»)
  4. Э.Уэббер «Pie Jesu» («Боже милостивый»)

-23-

  1. Ф.Мендельсон «Veni Domine»

народная музыка

  1. Русская народная песня в обработке В.Попова «Хоровод»
  2. Русская народная песня в обработке М.Леонтовича «Комара муха любила»
  3. Русская народная песня в обработке А.Свешникова «Как по морю»
  4. Белорусская народная песня в обработке У.Радолицкого «Чабарок»
  5. Белорусская народная песня в обработке В.Гуляева «Репка»
  6. Белорусская народная песня «Саука ды Грышка»
  7. Итальянская народная песня в обработке В.Соколова «Тарантелла»
  8. Немецкая народная песня в обр. О. Коловского «Анна-Сусанна»
  9. В.Donate «Wann uns die Henne»
  10. Французская народная песня «Пастушка»
  11. Венгерс. песня З.Кодаи «Хорошая хозяйка»
  12. Венгерс.песня З.Кодаи «В зеленом лесу»
  13.  З.Кодаи «Ел цыган соленый сыр»
  14. Русская народная песня в обработке В.Калистратова «Я пойду ли молоденька»
  15. Русская народная песня в обработке В.Мирзоева «Я на камушке сижу»
  16. Рус. нар. песня  в обработке        А.Чернецова «Вниз по матушке по Волге»        
  17. Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Уж ты сад»
  18. Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Ах ты зимушка-зима»
  19. Рус. нар.песня в обработке М Танского «Перевоз Дуня держала»
  20. Рус. нар.песня в обработке Л.Жуковой «Ходят кони»
  21. М.Блантер «Катюша»
  22. В.Солосьев-Седой «Подмосковные вечера»

                классическая музыка

  1. И.Брамс «Данко»                        

  2. М.Глинка «Венецианская ночь»

  3. Ц.Кюи «Задремали волны»

  4. П. Чайковский «Осень»

  5. П. Чайковский «Рассвет»

  6. Й. Мысливичек «Ноктюрн»

  7. М.Ипполитов-Иванов «Острою секирой»

  8. F.Loewe “I could have danced all night”

  9. Т.Морли «Мадригал»

-24-

  10. А.Даргомыжский «На севере диком»

  11.А.Гурилев, сл. И.Макарова «Колокольчик»

  12. А.Рубинштейн «Гномы»

  13.В.Моцарт хоры из оп. «Волшебная флейта» «Когда сияет солнце утром», «Откуда приятный и нежный тот звон»

современная музыка

1.   Е.Крылатов «Детская молитва»

2.   В.Кузнецов «Шалтай-Болтай»

3.   В.Гаврилин «Мама»

4.   Е.Подгайц «Москва…как много в этом звуке…»

5.   J.Swider “Natali”

военная тематика

1.  А.Новиков из кантаты «Нам нужен мир» «Ариозо Матери»

2.  В.Сибирский, сл. М.Владимова «Благодарим, солдаты вас!»

3.  И.Лученок, сл.М.Ясеня «Майский вальс»

4.  С.Пожлаков, сл.Кожевникова «Золотистые плесы»

5.  Б.Фиготин, сл.Ф.Лаубе «В наших сердцах Победа!»

6.  Б.Фиготин, сл.С. Острового «Нас все меньше и меньше»

Молодежный хор

Классика.

А.Алябьев, А.Пушкин «Зимная дорога»

Ц.Кюи, И.Белоусов «Весеннее утро»

В.А.Моцарт хор из оп. «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон»

В.А.Моцарт «Весна опять вернулась»

И.Брамс, А.Машистов «Колыбельная»

Л.Керубини «Терцет во славу Мажорной гамме»

Г.Гендель, Е.Крыжановская «Радость в мире»

Духовная музыка.

Рождественский стих «Эта ночь святая»

греческий распев «Благослови, Душе моя, Господа»

Д.Бортнянский «Малое многолетие»

Современная музыка.

В.Беляев «Творите добрые дела»

В.Мурадели, М.Садовский «Сны-недотроги»

Е.Подгайц, А.Пушкин «Москва… как много в этом звуке»

Народная музыка.

рус. нар. песня «Ничто в полюшке не колышится»

беларус. нар. песня в обр. А.Свешникова «Реченька»

болгарская нар. песня в обр. Г.Димитрова «Посадил полынь я»

-25-

Условия реализации программы дополнительной образовательной программы

Для реализации программы по хоровому пению необходимы следующие материально-технические условия:

  • Кабинеты для проведения групповых занятий с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией.
  • Инструмент должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным
  • Обязательно иметь вспомогательные помещения для одновременных занятий по партиям и хоровым группам (особенно для занятий концертного хора).
  • аппаратура для слушания музыки.

Методические условия:

  • нотная библиотека,
  • сборники музыкальной литературы.

V. Список литературы.

1. Положение Музыкально-хорового Центра.

2. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ    

    (г.Москва, «Просвещение», 1986г.)

3. Программа, составленная преподавателями Московской консерватории

4. Программа хорового пения – составитель В.С.Попов, Л.М.Абелян

5. Вокальный словарь – составитель И.Кочнев, А.Яковлев

6. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова «Дополнительное образование детей» (Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2002)

7. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов «Креативный ребенок» Диагностика и развитие творческих способностей (Ростов-на-Дону «Феникс» 2004)

8. И.Н. Кузнецов «Настольная книга преподавателя» (Минск ИООО «Современное  

    слово» 2005)

9. Л.И. Маленкова «Теория и методика воспитания» (Педагогическое общество

    России Москва 2004)

Мы тут с Натальей Ивановной посидели и кое-что выделили красным. Это на что надо обратить внимание

1. Подготовительный хор - 36 часов

Младший хор- 72 часа

2 Вокальный ансамбль из этой программы убираем - это отдельная программа.

3 В пояснительной записке прописать чем данная программа отличается от уже существующих

4 какая программа взята за основу

5Молодежного хора нет

6 Обязательно вводное занятие и ТБ. (причем ТБ расписывается и идет как приложение)

7 Репертуарный план это тоже приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ Для кружка по Информатики На 1 год обучения Для детей 11-15 лет

Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9  классов основной школы. Занятия вклю­чают практическое освоение техники создания веб-­страниц, тематических сайтов, информа­ционно-справ...

Дополнительная образовательная программа "Технология создания сайтов"

Одна из задач школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать спосо...

Программа кружка дополнительного образования "Хоровое пение"

Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет для общеобразовательной школы...

Программа кружка дополнительного образования "Сольное пение"

Особенность программы  в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и име...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования «Эстрадное пение»

основной целью создания эстрадного ансамбля  является воспитание гармонически развитой личности, приобщение школьников к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вк...