Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Ансамбль" (2014-15 уч. год)
рабочая программа по теме

Программа для учащихся 5-8 классов студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_k_programme.doc77 КБ
Файл put_k_iskusstvu._ansambl_baz._ur._1_stup.docx61.87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Путь к искусству. Ансамбль»

(Студия эстетического развития «Ника»)

Направленность - художественная

Уровень - базовый

Возраст учащихся – 5-8 классы

Срок реализации программы – 3 года

Авторы:

педагог дополнительного образования

Чеченкова Людмила Николаевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Путь к искусству. Ансамбль»

 (Студия эстетического развития «Ника»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Путь к искусству. Ансамбль»

(Студия эстетического развития «Ника»)

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                            2-8 стр.

2. Учебно-тематический план                                                                  9-11 стр.

3. Содержание программы                                                                       12-21 стр.

4. Методическое обеспечение программы                                             22-28 стр.

5. Список литературы                                                                               29-31 стр.

6. Приложение 1

Техника безопасности                                                                                   32 стр.

7. Приложение 2

Аттестация учащихся                                                                               33-34 стр.

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Путь к искусству. Ансамбль» является модифицированной, базового уровня 1-й ступени и имеет художественную направленность. Программа создана для комплексного обучения в студии эстетического развития «Ника». Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В современной педагогике одно из приоритетных мест принадлежит концепции развивающего обучения, характерными чертами которой являются: отведение ребенку роли самостоятельного субъекта педагогического воздействия, интенсивное и всестороннее развитие способностей детей в процессе обучения, опережающее, стимулирующее и ускоряющее педагогическое воздействие на развитие способностей ребенка. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, может играть огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство.

Особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле стимулирует развитие целого комплекса способностей детей: музыкального слуха (развивает его тонкость), памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Расширяется кругозор, развивается интеллект и эмоциональная сфера музыкального восприятия, воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, музыкальной формы. Активное участие ребенка в ансамблевом музицировании способствует пробуждению у него интереса к занятиям и делает процесс обучения увлекательным и эмоционально насыщенным.

Игру в ансамбле необходимо вводить с первых занятий, чтобы ребёнок мог ощутить себя участником полноценного музицирования, что способствует пробуждению у него любви к музыке. Воспитание интереса к музыке как к языку чувств является очень важным моментом начального обучения, поскольку именно в этот период закладываются основы развития творческих способностей ребёнка.

Отличительные особенности

1. Данная программа, являясь составной частью комплекса программ студии эстетического развития «Ника», учитывает взаимосвязь между обучением игре в ансамбле и другими учебными предметами – индивидуальной формой обучения в классе фортепиано, скрипки, флейты, а также музыкального движения, живописи в музыке, сольфеджио и музыкальной литературы.

2. Данная программа предполагает работу с ансамблями различных типов:

А) однородный ансамбль,

Б) смешанный ансамбль,

В) фортепианный дуэт.

К каждому типу ансамбля могут быть добавлены ударные инструменты. К ударным инструментам относятся: металлофоны, ксилофон, кастаньеты, бубны, треугольники, барабаны и др. Навыки игры на ударных инструментах приобретаются детьми на занятиях ансамблем дополнительно к игре на инструменте по специальности.

3. Занятия по предмету ансамбль являются желательными, но не обязательными для всех учащихся в студии. Для участия в ансамблях педагоги студии отбирают более одаренных детей, обладающих более яркими музыкальными способностями. Отбор детей в класс ансамбля происходит в начале каждого учебного года. В класс ансамбля педагоги отбирают детей в соответствии со следующими требованиями:

А) развитое чувство ритма;

Б) развитый мелодический слух;

В) умение осмысленно исполнять музыкальное произведение на инструменте по специальности;

Г) внимание, ответственность при выполнении заданий в классе по специальности.

4. Специфика работы по предмету ансамбль предполагает обязательное присутствие на занятии концертмейстера-пианиста (кроме фортепианных дуэтов). Фортепианная партия концертмейстера выполняет в ансамбле важнейшие функции в плане ритмической организации и гармонического наполнения музыкальной ткани произведения, помогает детям осознавать целиком музыкальную форму произведения, стимулирует развитие у детей внимания, чувства ритма, гармонического слуха.

Цель: обучение учащихся игре в инструментальном ансамбле для гармоничного развития личности ребенка средствами музыкально-образовательной деятельности.

Задачи:

образовательные:

а) приобретение детьми навыков совместного исполнительства;

б) постановка исполнительского аппарата обучающихся;

в) приобретение детьми навыков самостоятельной работы с нотным текстом;

г) приобретение навыка чтения нот с листа;

д) накопление опыта работы детей над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;

е) приобретение детьми навыков сценической культуры;

развивающие:

а) развитие музыкальных способностей детей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков;

б) развитие слухового контроля;

в) развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;

г) развитие чувственно-эмоционального опыта детей;

д) расширение кругозора детей;

е) развитие умения логически мыслить, формирование навыков сравнения, анализа, обобщения в процессе учебной музыкальной деятельности;

ж) развитие умения переносить впечатления из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и  наоборот;

з) развитие умения переключать внимание с одних сторон объекта на другие, гибко мыслить, видеть несколько вариантов выполнения задач;

и) развитие инициативы и умения работать.

воспитательные:

а) воспитание музыкальной культуры, эстетических потребностей, художественного вкуса детей, подготовка грамотных любителей музыки, способных "понимать, любить, оценивать явления музыкального искусства, уметь наслаждаться ими и испытывать потребность в различных образцах художественной музыки" (Ю. Б. Алиев);

б) воспитание нравственно и эстетически развитой личности, обладающей такими качествами как эстетическое отношение к миру, способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, любовь к труду, ответственность, активность и самостоятельность.

Возраст учащихся: 5-8 классы

Срок реализации: 3 года

Формы и режим занятий:

        Каждый год занятия проходят в одном режиме работы.

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

часов

в год

Кол-во

занятий

в неделю

Кол-во

человек в группе

30 мин.

22 часа:

16 часов аудиторных занятий и

6 часов социальная практика

(другие формы работы)

1 раз

2-12

Основной формой работы с учащимися является групповое занятие. Организация работы по предмету ансамбль предполагает присутствие на занятии различного числа учащихся (от 2 до 15), определяемого педагогом. Количество участников ансамбля зависит от характера исполняемого музыкального произведения, его жанра и стиля, особенностей инструментовки, а также задач конкретного занятия (работа над ритмической, динамической согласованностью между партнерами, звуковым балансом и т.п.). 

Другие формы учебной работы – различные концерты (с отбором номеров), музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и др.), выступления на конкурсах, фестивалях        .

                                                                                        

Ожидаемые результаты

К концу обучения у учащихся должны быть:

Знания:

  • понятия мелодия и аккомпанемент, темп, ритмический пульс, ритмический рисунок, консонанс и диссонанс, тембр;
  • ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм;
  • жанровые особенности песни, колыбельной, ноктюрна, романса, баркаролы;
  • динамические оттенки: forte, piano, crescendo, diminuendo, mezzo forte, mezzo piano, fortissimo, pianissimo;
  • штрихи staccato, legato, non legato;
  • размеры 2\4, 3\4, 4\4;
  • основные темповые обозначения;
  • культура поведения на занятиях;
  • правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению. 

Умения:

  • работа с ритмическими блоками;
  • грамотный разбор нотного текста;
  • развитие самостоятельности при разборе нотного текста;
  • совершенствование умения яркого, образного исполнения музыкальных произведений;
  • эмоционально-смысловой анализ произведений.

Навыки:

  • синхронное взятие и снятие звука, исполнение штрихов и динамических оттенков в ансамбле, согласование приемов звукоизвлечения;
  • совершенствование навыков ансамблевой работы с динамикой, фразировкой, штрихами, соразмерностью звучания голосов, слухового контроля;
  • чтение с листа: предварительный анализ текста, освоение ритмических и звуковысотных блоков (ходы на сексту, септиму, октаву).

Формы определения результатов усвоения программы.

Текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются отметки за первое и второе полугодия с учетом работы ребёнка в коллективе, выступлений на контрольных и итоговых занятиях, на итоговых проигрываниях разных уровней, соответствующих году обучения.

Каждый учащийся должен выступить не менее одного раза в полугодии: в конце второй четверти на контрольном занятии, проводимом в рамках общего учебного процесса, и в конце учебного года: на итоговом занятии и итоговом проигрывании, соответствующего уровню года обучения.

Ученики должны исполнить в каждом полугодии по 2 разнохарактерных произведения соответственно уровню обучения. При этом некоторые произведения по усмотрению педагога оставляются в репертуаре, тем самым осуществляется накопление репертуара, с которым ансамбль может выступать на концертах.

Другие формы выявления результатов – концерты

и музыкальные конкурсы

Детские ансамбли могут принимать участие в следующих концертах:

А) приуроченных к какой-либо дате или празднику (День матери, праздник Рождества, День музыки, день рождения композитора и т. п.);

Б) посвященных открытию художественной выставки;

В) тематических (например, «Осень в музыке», «Стихи русских поэтов и музыка»);

Г) музыкальных гостиных, где используются концертная и театральная формы выступлений детей.

2. Учебно-тематический план

1 год обучения

Название раздела

Всего

(час.)

Теория

(час.)

Практика

(час.)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2.

Развитие музыкальных способностей, ансамблевой техники.

4

1

3

3.

Постановка исполнительского аппарата.

2

1

1

4.

Работа над музыкальным произведением.

6

1

5

5.

Итоговое занятие.

2

1

1

6.

Социальная практика.

6

1

5

Итого:

22

6

16

2 год обучения

Название раздела

Всего

(час.)

Теория

(час.)

Практика

(час.)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2.

Развитие музыкальных способностей, ансамблевой техники.

3

1

2

3.

Постановка исполнительского аппарата.

2

1

1

4.

Работа над музыкальным произведением.

7

2

5

5.

Итоговое занятие.

2

1

1

6.

Социальная практика.

6

1

5

Итого:

22

7

15

3 год обучения

Название раздела

Всего

(час.)

Теория

(час.)

Практика

(час.)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2.

Развитие музыкальных способностей, ансамблевой техники.

3

1

2

3.

Постановка исполнительского аппарата.

2

1

1

4.

Работа над музыкальным произведением.

7

2

5

5.

Итоговое занятие.

2

1

1

6.

Социальная практика.

6

1

5

Итого:

22

7

15

3. Содержание программы

1 год обучения

Название раздела

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Повторение особенностей исполнения музыки в ансамбле. Значимость грамотного разбора музыкального произведения, самостоятельности обучающихся при подготовке заданий.

Правила техники безопасности.

Применение в течение  учебного года.

2. Развитие музыкальных способностей, техники ансамбля.

а) музыкальный слух

Упражнения для развития мелодического, гармонического, тембрового слуха.

б) чувство ритма

Длительности и паузы: шестнадцатые, четверть с точкой. Пунктирный ритм.

Упражнения с ритмическими блоками. Остинатное сопровождение мелодии. Упражнения «Эхо», «Дирижер ансамбля».

в) чувство ансамбля

Ритмическое и мелодическое остинато.

Ритмо - мелодическое остинато к мелодии, реагирующее на смену в ней темпа и динамики. Упражнения на быстроту реакции.

г) штрихи

Согласование приемов звукоизвлечения.

Скрипка: marcato. Флейта: двойное staccato.

д) динамика

Согласование динамических приемов.

Игра упражнений в разной динамике, попеременно ансамблем и солистом.

3. Постановка исполнительского аппарата.

Постановка рук, корпуса, игрового аппарата.

Упражнения, связанные с техническими трудностями в произведениях.

4. Работа над музыкальным произведением.

а) работа с нотным текстом

Мотив, фраза, предложение.

Грамотный разбор нотного текста, штрихи, аппликатура.

б) Ритм

Выразительность ритмических фигур.

Нахождение художественно выразительной ритмической формулы в мелодии, точность исполнения ритмического рисунка.

г) динамика

Выразительные возможности распределения динамики и фразировки.

Работа по распределению динамики и фразировке. Баланс голосов.

д) форма

Двухчастная, трехчастная формы. Выразительные особенности

Анализ фактуры и исполнение произведений в двухчастной и трехчастной формах.

е) художественный образ

Жанровые особенности песни, колыбельной, ноктюрна, романса, баркаролы. Эмоционально-смысловой анализ произведений.

Выразительное исполнение произведений с учетом их жанровых, ритмических, мелодических особенностей.

ж) накопление репертуара

Работа над выученными ранее произведениями.

5. Итоговое занятие.

Проверка знаний детей о понятиях: остинато, баланс голосов, жанровые особенности колыбельной, ноктюрна, романса, баркаролы.

Обсуждение произведений, исполненных в году, уровня их исполнения. Обсуждение результатов, достигнутых детьми в их обучении и развитии.

Исполнение выученных за год музыкальных произведений.

6. Социальная практика.

Основы сценической культуры. Концертная деятельность. Основы работы во время репетиции. Подготовка к конкурсам.

Тренировка манер поведения на сцене. Репетиции и выступления на разных мероприятиях. Участие в конкурсах.

2 год обучения

Название раздела

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Повторение особенностей исполнения музыки в ансамбле. Значимость грамотного разбора музыкального произведения, самостоятельности учащихся при подготовке заданий. Значение ритма в музыке. Правила техники безопасности.

Применение в течение  учебного года.

2. Развитие музыкальных способностей, техники ансамбля.

б) чувство ритма

Синкопа.

Размеры 3\8, 6\8.

Упражнения с ритмическими блоками. Остинатное сопровождение мелодии. Упражнения «Эхо», «Дирижер ансамбля».

в) чувство ансамбля

Упражнения на ритмо-мелодическое остинато к мелодии с темповой и динамической зависимостью.

г) штрихи

Упражнения на согласованность штрихов.

д) динамика

Аккорд.

Равновесие звучания в аккордах.

3. Постановка исполнительского аппарата.

Постановка рук, корпуса, игрового аппарата.

Упражнения, связанные с техническими трудностями в произведениях.

4. Работа над музыкальным произведением.

а) работа с нотным текстом

Грамотный разбор нотного текста, штрихи, аппликатура.

б) ритм

Опорные доли ритмического рисунка во всех партиях. Общий масштаб метроритмических построений.

Нахождение художественно выразительной ритмической формулы в мелодии, точность исполнения ритмического рисунка.

Фразировка и синхронность общих опорных долей.

в) штрихи

Варианты исполнения штрихов.

Синхронное исполнение штрихов. Слитное звучание.

Совместные поиски выразительного произнесения каждой фразы.

г) динамика

Плотность фактуры. Ее соотношение с динамикой.

Звуковой баланс партий.

д) форма

Принцип развертывания в полифонической музыке.

Работа над голосоведением в полифонической фактуре.

е) художественный образ

Особенности музыкальных жанров и форм: прелюдия, юмореска, гавот, инвенция ария.

Выразительное исполнение произведений с учетом их жанровых, ритмических, мелодических особенностей

ж) накопление репертуара

Работа над выученными ранее произведениями.

5. Итоговое занятие.

Проверка знаний детей о понятиях: полифония и гомофонно-гармонический стиль, опорная доля ритмического рисунка. Обсуждение произведений, исполненных в году, уровня их исполнения. Обсуждение результатов, достигнутых детьми в их обучении и развитии.

Исполнение выученных за год произведений.

6. Социальная практика.

Основы сценической культуры. Концертная деятельность. Основы работы во время репетиции. Подготовка к конкурсам.

Тренировка манер поведения на сцене. Репетиции и выступления на разных мероприятиях. Участие в конкурсах.

                                                     

3 год обучения

Название раздела

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Роль участника ансамбля и его ответственность перед коллективом. Уровень исполнения музыканта и ансамблевого коллектива. Правила техники безопасности.  

Применение в течение  учебного года.

2. Развитие музыкальных способностей, техники ансамбля.

а) музыкальный слух

Упражнения для развития мелодического, гармонического, тембрового слуха.

б) чувство ритма

Канон

Ритмические каноны, игры «Эхо», «Дирижер».

в) чувство ансамбля

Упражнения на ритмо-мелодическое остинато к мелодии с темповой и динамической зависимостью.

3. Постановка исполнительского аппарата.

Постановка рук, корпуса, игрового аппарата.

Упражнения, связанные с техническими трудностями в произведениях.

4. Работа над музыкальным произведением.

а) работа с нотным текстом

Грамотный разбор нотного текста, штрихи, аппликатура.

б) ритм

Синкопа.

Нахождение художественно выразительной ритмической формулы в мелодии, точность исполнения ритмического рисунка.

в) штрихи

Варианты исполнения штрихов.

Синхронное исполнение штрихов. Слитное звучание.

Совместные поиски выразительного произнесения каждой фразы.

г) динамика

Динамический план произведения, его связь с содержанием произведения.

Динамический баланс голосов по вертикали и горизонтали.

д) форма

Тональный план произведения. Формы рондо и вариации.

Анализ фактуры и исполнение произведений в форме рондо и вариаций.

е) художественный образ

Выразительность музыкального языка венской классической школы.

Выразительное исполнение произведений с учетом их жанровых, ритмических, мелодических особенностей.

ж) накопление репертуара

Работа над выученными ранее произведениями.

5. Итоговое занятие.

Проверка знаний детей о понятиях: канон, синкопа, динамический план произведения, формы рондо и вариаций, особенности стиля венской классической школы.

Обсуждение произведений, исполненных в году, уровня их исполнения.

Исполнение выученных за год произведений.

6. Социальная практика.

Основы сценической культуры. Концертная деятельность. Основы работы во время репетиции. Подготовка к конкурсам.

Тренировка манер поведения на сцене. Репетиции и выступления на разных мероприятиях. Участие в конкурсах.

4. Методическое обеспечение

Учебная деятельность

Учебная деятельность включает в себя:

а) вопросы, связанные с общим музыкальным развитием и расширением кругозора детей;

б) музыкально-теоретическую подготовку – в объеме, необходимом для грамотного музыкального исполнительства;

в) практическую подготовку – исполнение музыкальных произведений, их разучивание, подготовительные упражнения.

Другие формы учебной работы – различные концерты, музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и  др.).

Методы организации и осуществления учебной деятельности

1. Практические методы

Основную роль в процессе обучения в классе ансамбля играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу учеников.

Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.

Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Например, формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества ритмических и мелодических блоков, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот (начальный период), выполнению исполнительских задач в музыкальном произведении  (динамическое развитие, штрихи, ритмическая согласованность участников ансамбля) предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы учеников при последующей работе для выполнения других задач.

Метод показа. Известна склонность детей к подражанию. Показ приносит большую пользу в налаживании необходимых игровых умений, выработке правильной посадки, осанки, в умении достичь верного звукоизвлечения и т.п.).

2. Наглядные методы

К ним можно отнести занятие-ознакомление (прослушивание музыкального материала), занятие-прослушивание (слушание аудиозаписей).

Работа с наглядными пособиями позволяет оптимизировать учебный процесс. Это различные схемы (длительностей, динамических оттенков, музыкальных жанров), карточки и плакаты (ритмические модели, средства музыкальной выразительности и др.), репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, видеозаписи.

Использование ручных знаков и движений тела детей для иллюстрации музыкальных явлений.

3. Словесные методы

Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.

Основные принципы обучения.

Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих  принципов.

1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности (пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания).

2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. Использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа.

3. Дифференцированный подход к обучению. Путь работы с ребёнком должен определяться психологией усвоения и логикой развития каждого конкретного ученика.

4. Мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению.

5. Достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика.

6. Опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка (Л. Выготский).

2. Воспитывающая деятельность

Воспитание музыкальной культуры, эстетических потребностей, художественного вкуса происходит в результате накопления у детей опыта исполнения художественно и эстетически ценных музыкальных произведений, в результате бесед на занятиях и расширения кругозора.

Эстетическое отношение к миру, людям, жизненным явлениям воспитывается в результате обнаружения связей между многими жизненными явлениями, произведениями искусства (во время бесед, обсуждений, анализа музыкальных произведений).

Способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость воспитываются благодаря накоплению чувственно-эмоционального опыта детей, возникающего в процессе слушания музыки и работы над музыкальными произведениями.

Возможность постоянно слушать друг друга, осуществлять слияние нескольких партий в целостном звучании, достижение общей цели, а также атмосфера радости совместного творчества, взаимной поддержки воспитывает чувство товарищества, ответственности.

Умение трудиться, активность, самостоятельность вырабатываются у детей благодаря работе в коллективе, усвоению норм и правил поведения и работы в ансамбле.

Воспитывающее значение имеет разучивание пьес, приуроченных к какой-либо дате или событию.

Методы воспитания

В эмоциональной сфере – внушение, вовлечение. Формы работы: эмоциональный рассказ («заражение» эмоцией), демонстрация аудио-, видеозаписей, репродукций картин, цитирование примеров из литературы.

В интеллектуальной сфере – убеждение. Формы работы: рассказ, беседа, объяснение.

В мотивационной сфере – стимулирование. Формы воздействия: поощрение (положительная оценка деятельности учащегося в виде отметки, одобрения, похвалы), наказание (порицание, негативное отношение к деятельности ребенка, обращение к общественному мнению, отстранение от участия в выступлении), создание благоприятной обстановки на уроке, создание ситуации успеха в учении, стимулирование интереса к музицированию.

В волевой сфере – требование и упражнение. Требование может быть прямым, косвенным (совет, просьба), требованием-игрой. Упражнения используются для формирования устойчивых навыков и привычек – в учебной деятельности и поведении, способствуют формированию таких качеств личности как выдержка, самоконтроль, организованность дисциплина, культура общения. Формы работы: инструктаж, объяснение.

3. Развивающая деятельность

Развивающая деятельность является частью процесса обучения и процесса воспитания. В результате осуществления последних происходит развитие:

1. Музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков.

2. Исполнительских навыков и умений – навыков и умений игры на инструменте по специальности, в ансамбле, навыков слухового контроля.

3. Интеллектуальных способностей – к логическому мышлению, сравнению, анализу, обобщению, переносу впечатлений из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и наоборот, переключению внимания с одних сторон объекта на другие.

4. Личностных качеств – любви к музыке, желания музицировать, богатого чувственно-эмоционального опыта, способности к сопереживанию, инициативы и умения работать.

Требования к репертуару.

Репертуар должен быть как можно более разнообразным и интересным для детей. При подборе репертуара можно выделить следующие направления:

1. Примеры родного (а затем и других народов) музыкального фольклора, его различные пласты, разнообразное вокальное и инструментальное претворение.

2. Классическая музыка, наследие выдающихся композиторов.

3. Музыка, отражающая интонационный «словарь» нашего времени (произведения современных композиторов, пьесы в джазовом, эстрадном стилях).

4. Пьесы оригинального характера, включающие в себя не только игру на инструментах, но также хлопки, притопы, ритмизованную речь, пение, различные шумовые эффекты.

Принципы подбора репертуара:

а) заинтересованность детей;

б) соответствие содержания произведения возрасту обучающихся;

в) соответствие произведения уровню технической подготовки обучающихся;

г) педагогическая целесообразность;

д) художественно-эстетическая значимость;

е) воспитывающая направленность (приуроченность к определенной дате, теме года и т.п.).

При подборе репертуара для ансамблей однородного состава или солирующих инструментов в сопровождении фортепиано педагог может обращаться к различным многочисленным изданиям нотной литературы. Большую долю среди музыкальных произведений в данной программе занимают переложения и обработки, сделанные самим педагогом, что связано с внедрением в ансамбль ударных инструментов и соединением в ансамбле скрипок и флейт.

Условия реализации программы

Требования к материально-техническим условиям. Для занятий ансамбля требуется звукоизолированный кабинет площадью не менее 36 кв.м, высотой не менее 3 м,, с хорошим освещением.

Требования к оборудованию. В кабинете должно быть фортепиано, 8-10 пюпитров, столы для ударных инструментов, стулья для учащихся с регулируемым уровнем высоты, стол для учителя, музыкальный центр, шкафы для хранения аудио- и видеодисков, музыкальных инструментов, нотной, методической литературы, наглядных пособий.

Требования к оснащению кабинета. В кабинете должна быть нотная бумага, аудио- и видеозаписи  музыки, необходимой по программе, концертных выступлений различных музыкальных ансамблей, оркестров. Должна быть музыкально-теоретическая литература для учащихся, музыкально-справочная литература, портреты композиторов, карточки с ритмическими и мелодическими блоками, наглядные пособия, показывающие средства музыкальной выразительности, законы музыкального формообразования, особенности музыкальных жанров и стилей.        

6. Список литературы

Список литературы для педагогов

  • Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973;
  • Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977;
  • Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983;
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997;
  • Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.;
  • Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985;
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997;
  • Майкапар С.М. Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания.– В сб.: Майкапар С.М. Детские инструментальные ансамбли. Челябинск, 2005;
  • Первые встречи с искусством. М., 1995;
  • Психология музыкальной деятельности. М., 2003;
  • Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988;
  • Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сост. и ред. Л.Баренбойм. М., 1978;
  • Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960;
  • Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.

Список нотной литературы для учащихся

  • Пудовочкин Э.В. Ансамблевое воспитание скрипача. Нотное приложение. – Омск, 1991;
  • Металлиди Ж.Л.   Детские скрипичные ансамбли с фортепиано. Л. 1980;
  • Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А.Ратнер. СПб, 1998;
  • Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост.

И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская. СПб. 1998;

  • Покровский А. Начальная школа игры на деревянно-духовых инмтрументах. М. 1992;
  • Данкла Шарль. Вариации. Переложение д для блокфлейты С. Великанова. М. 2002;
  • Хрестоматия для блокфлейты. Сост. И. Оленчик. М. 1998;
  • Педагогический репертуар для флейты. Сост. Ю. Должиков. М. 1982;
  • Платонов Н. Школа игры на флейте. М. 1983;
  • Скрипичные дуэты и ансамбли. Вып. 1, 2. М. 2007;
  • Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Обработка Д. Хватова. М. 2001;
  • Десять пьес итальянских композиторов для скрипки М. 2007;
  • Популярные музыкальные транскрипции для ансамбля скрипачей. СПб. 1998;
  • Шире круг. Популярные произведения для скрипки. СПб. 2002;
  • Скрипичный ансамбль. Обработки Егоровой Л. М. М: Московский методкабинет. 2002;
  • Майкапар С. М. Первые шаги. Челябинск. 2007;
  • Ансамбли для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М. 1998;
  • Ансамбли для начинающих. Вып. !. М. 1994;
  • Пересветова Ж. А. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. СПб. 2008;
  • Сборник ансамблей для фортепиано. Переложение и обработка И. Зубченко. Ростов-на-Дону. 2008;
  • Барсукова С. А. Вечелая музыкальная гимнастика. Ростов-на-дону. 2008;
  • Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.;
  • Амиров Ф. Сюита на албанские темы (для 2 фортепиано в 4 руки);
  • Бизе Ж. Детские игры (для фортепиано в 4 руки);
  • Брамс И. Венгерские танцы;
  • Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып. 1. Переложение и обработка С. Кузнецовой.

                                                                   

Приложение 1

Техника безопасности

Учащиеся в эстетической студии «Ника» обязаны:

1. соблюдать дисциплину, выполнять указания педагога, не выходить из кабинета во время проведения занятия;

2. во время перемены, выходя в коридор, не должны шуметь, бегать, мешать работе других коллективов;

3. бережно относиться к музыкальным инструментам, методическим пособиям, кабинету и мебели;

4. соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмировании;

5. не трогать электрические розетка, электроприборы, соблюдать правила пожарной безопасности;

6. знать правила поведения на улице, перехода через автодорогу.

                                                                 

Приложение 2

Аттестация учащихся

Примеры способов проверки учащихся

1. Проверка знаний детей о понятиях: консонанс и диссонанс, штрихи, динамика – в форме беседы детей с педагогом или приготовленных дома небольших докладов.

2. Исполнение учащимися ансамблевых произведений, выученных в учебном году (4-5 на выбор педагога).

3. Обсуждение с детьми содержания и выразительных сторон и средств исполненных произведений.

4. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных сторон исполнения произведений данным ансамблем. Выяснение причин и определение направлений работы на будущее.

5. Оценка педагогом достижений и недоработок данного ансамбля и каждого его участника в отдельности. Следует говорить отдельно об усвоении ребенком учебного плана и ростом уровня его способностей и умений по отношению к их состоянию на начало учебного года.

Примерный список репертуара

1 год обучения

  • Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»;
  • Итальянская нар. песня «Санта-Лючия»;
  • Р Шуман «Северная песня», «Песенка жнецов»;
  • Дж. Гершвин «Любимый мой»;
  • М. Лихачев «Вечер в Павловске»;
  • Д. Шостакович «Песня мира» ;
  • П. Чайковский  Баркарола из цикла «Времена года»;
  • Э. Григ «Ноктюрн».

                                   

2 год обучения

  • И. Брамс Вальс Соч.39, № 15;
  • Р Шуман «Маленький романс», «Печаль»;
  • Э. Григ «Ариетта» Соч. 12, «Норвежский танец»;
  • Ф. Мендельсон Песня без слов Соч. 72;
  • А. Дворжак Юмореска Соч. 101, № 7, Славянский танец № 2;
  • Х. Мальяну–В. Дулев «Гвоздичка»;
  • В. Кузнецов–В. Ушаков «Парижские бульвары».

3 год обучения

  • Й. Гайдн «Менуэт быка»;
  • Й. Гайдн «Цыганское рондо»;
  • Г. Ф. Гендель Пассакалия;
  • В. А. Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)

Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная программа «Драматическое искусство. Актерская грамота» (направленность: художественная)

Каждый человек по природе – творец, в нем изначально заложены творческие способности. И моя задача разглядеть эти способности....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Ансамбль." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство красноречия»

Цель: создание условий для развития у учащихся  социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критиче...

Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов

Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи» имеет художественную направленность и ориентирована на обучающихся 11-14 лет.Цель: формирова...