Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
рабочая программа на тему

Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_k_programme.doc80.5 КБ
Файл muz._znayka._ansambl_oznak._ur._3_stup.docx52.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музыкальный знайка. Ансамбль»

(Студия эстетического развития «Ника»)

Направленность - художественная

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 3-4 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагог дополнительного образования

Чеченкова Людмила Николаевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музыкальный знайка. Ансамбль»

(Студия эстетического развития «Ника»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музыкальный знайка. Ансамбль»

(Студия эстетического развития «Ника»)

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                    2-9 стр.
  2. Учебно-тематический план                                                               10 стр.
  3. Содержание программы                                                               11-12 стр.
  4. Методическое обеспечение программы                                     13-19 стр.
  5. Список литературы                                                                       20-22 стр.
  6. Приложение 1                                                                                       23 стр.
  7. Приложение 2                                                                                  24-25 стр.

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Музыкальный знайка. Ансамбль» является модифицированной, ознакомительного уровня 3-й ступени и имеет художественную направленность. Программа создана для комплексного обучения в студии эстетического развития «Ника». Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В современной педагогике одно из приоритетных мест принадлежит концепции развивающего обучения, характерными чертами которой являются: отведение ребенку роли самостоятельного субъекта педагогического воздействия, интенсивное и всестороннее развитие способностей детей в процессе обучения, опережающее, стимулирующее и ускоряющее педагогическое воздействие на развитие способностей ребенка. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, может играть огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство.

Особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле стимулирует развитие целого комплекса способностей детей: музыкального слуха (развивает его тонкость), памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Расширяется кругозор, развивается интеллект и эмоциональная сфера музыкального восприятия, воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, музыкальной формы. Активное участие ребенка в ансамблевом музицировании способствует пробуждению у него интереса к занятиям и делает процесс обучения увлекательным и эмоционально насыщенным.

Игру в ансамбле необходимо вводить с первых занятий, чтобы ребёнок мог ощутить себя участником полноценного музицирования, что способствует пробуждению у него любви к музыке. Воспитание интереса к музыке как к языку чувств является очень важным моментом начального обучения, поскольку именно в этот период закладываются основы развития творческих способностей ребёнка.

Отличительны особенности

Данная программа, являясь составной частью комплекса программ студии эстетического развития «Ника», учитывает взаимосвязь между обучением игре в ансамбле и другими учебными предметами – индивидуальной формой обучения в классе фортепиано, скрипки, флейты, а также музыкального движения, живописи в музыке, сольфеджио и музыкальной литературы.

Программа предполагает работу с ансамблями различных типов:

  • однородный ансамбль,
  • смешанный ансамбль,
  • фортепианный дуэт.

К каждому типу ансамбля могут быть добавлены ударные инструменты. К ударным инструментам относятся: металлофоны, ксилофон, кастаньеты, бубны, треугольники, барабаны и др. Навыки игры на ударных инструментах приобретаются детьми на занятиях ансамблем дополнительно к игре на инструменте по специальности.

Занятия по предмету ансамбль являются желательными, но не обязательными для всех обучающихся в студии. Для участия в ансамблях педагоги студии отбирают более одаренных детей, обладающих более яркими музыкальными способностями. Отбор детей в класс ансамбля происходит в начале каждого учебного года. В класс ансамбля педагоги отбирают детей в соответствии со следующими требованиями:

  • развитое чувство ритма;
  • развитый мелодический слух;
  • умение осмысленно исполнять музыкальное произведение на инструменте по специальности;
  • внимание, ответственность при выполнении заданий в классе по специальности.

Специфика работы по предмету ансамбль предполагает присутствие на занятии концертмейстера-пианиста (кроме фортепианных дуэтов). Фортепианная партия концертмейстера выполняет в ансамбле важнейшие функции в плане ритмической организации и гармонического наполнения музыкальной ткани произведения, помогает детям осознавать целиком музыкальную форму произведения, стимулирует развитие у детей внимания, чувства ритма, гармонического слуха.

Цель: создание условий для гармоничного развития личности ребенка средствами музыкально-образовательной деятельности при обучении игре в ансамбле.

Задачи:

образовательные:

  • приобретение детьми навыков совместного исполнительства;
  • постановка исполнительского аппарата учащихся;
  • приобретение детьми навыков самостоятельной работы с нотным текстом;
  • приобретение навыка чтения нот с листа;
  • накопление опыта работы детей над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;
  • приобретение детьми навыков сценической культуры;

развивающие:

  • развитие музыкальных способностей детей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков;
  • развитие слухового контроля;
  • развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;
  • развитие чувственно-эмоционального опыта детей;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие умения логически мыслить, формирование навыков сравнения, анализа, обобщения в процессе учебной музыкальной деятельности;
  • развитие умения переносить впечатления из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и  наоборот;
  • развитие умения переключать внимание с одних сторон объекта на другие, гибко мыслить, видеть несколько вариантов выполнения задач;
  • развитие инициативы и умения работать.

воспитательные:

  • воспитание музыкальной культуры, эстетических потребностей, художественного вкуса детей, подготовка грамотных любителей музыки, способных "понимать, любить, оценивать явления музыкального искусства, уметь наслаждаться ими и испытывать потребность в различных образцах художественной музыки" (Ю. Б. Алиев);
  • воспитание нравственно и эстетически развитой личности, обладающей такими качествами как эстетическое отношение к миру, способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, любовь к труду, ответственность, активность и самостоятельность.

Возраст учащихся: 3-4 классы

Срок реализации: 1 год

Формы и режим занятий:

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

часов

в год

Кол-во

занятий

в неделю

Кол-во

человек в группе

30 мин.

22 часа:

16 часов аудиторных занятий и

6 часов социальная практика

(другие формы работы)

1 раз

2-12

Основной формой работы с учащимися является групповое занятие. Организация работы по предмету ансамбль предполагает присутствие на занятии различного числа учащихся (от 2 до 12), определяемого педагогом. Количество участников ансамбля зависит от характера исполняемого музыкального произведения, его жанра и стиля, особенностей инструментовки, а также задач конкретного занятия (работа над ритмической, динамической согласованностью между партнерами, звуковым балансом и т.п.). 

Другие формы учебной работы – различные концерты (с отбором номеров), музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и  др.), выступления на конкурсах, фестивалях        .

Ожидаемые результаты

К концу года у учеников должны быть знания:

  • понятия мелодия и аккомпанемент, темп, ритмический пульс, ритмический рисунок, консонанс и диссонанс,  тембр;
  • ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм;
  • жанровые особенности и разновидности польки, вальса, марша;
  • динамические оттенки: forte, piano, crescendo, diminuendo, mezzo forte, mezzo piano, fortissimo, pianissimo;
  • штрихи staccato, legato, non legato;
  • размеры 2\4, 3\4, 4\4;
  • основные темповые обозначения;
  • культура поведения на занятиях;
  • правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению. 

К концу года у учеников должны быть умения и навыки:

  • выполнение пластических упражнений для рук, пальцев, корпуса;
  • работа с ритмическими блоками;
  • грамотный разбор нотного текста;
  • яркое, образное исполнение пьес с учетом их жанровых и ритмических особенностей;
  • синхронное взятие и снятие звука, исполнение штрихов и динамических оттенков в ансамбле, согласование приемов звукоизвлечения;
  • слуховой контроль за динамикой, общностью ритмического пульса, динамическим равновесием партий ансамбля;
  • чтение с листа: предварительный анализ текста, освоение ритмических и звуковысотных блоков (поступенное движение, ход на терцию, кварту и квинту, движение мелодии и аккомпанемента по звукам трезвучия, секстаккорд и квартсекстаккорд ).

Формы определения результатов усвоения программы

Текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются отметки за первое и второе полугодия с учетом работы ребёнка в коллективе, выступлений на контрольных и итоговых занятиях, на итоговых проигрываниях разных уровней, соответствующих году обучения.

Каждый учащийся должен выступить не менее одного раза в полугодии: в конце второй четверти на контрольном занятии, проводимом в рамках общего учебного процесса,  и в конце учебного года: на  итоговом занятии и итоговом проигрывании, соответствующего уровню года обучения.

Ученики должны исполнить в каждом полугодии по 2 разнохарактерных произведения соответственно уровню класса. При этом некоторые произведения по усмотрению педагога оставляются в репертуаре, тем самым осуществляется накопление репертуара, с которым ансамбль может выступать на концертах.

Другие формы выявления результатов –

концерты и музыкальные конкурсы

Детские ансамбли могут принимать участие в следующих концертах:

  • приуроченных к какой-либо дате или празднику (День матери, праздник Рождества, День музыки, день рождения композитора и т. п.);
  • посвященных открытию художественной выставки;
  • тематических (например, «Осень в музыке», «Стихи русских поэтов и музыка»);
  • музыкальных гостиных, где используются концертная и театральная формы выступлений детей.

2. Учебно-тематический план

Название раздела

Всего

(час.)

Теория

(час.)

Практика

(час.)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

0,5

0,5

2.

Развитие музыкальных способностей, ансамблевой техники:

- музыкальный слух;

- чувство ритма;

- чувство ансамбля;

- штрихи;

- динамика.

5

1

4

3.

Постановка исполнительского аппарата.

4

1

3

4.

Работа над музыкальным произведением:

- работа с нотным текстом;

- ритм;

- штрихи;

- динамика;

- форма;

- художественный образ;

- накопление репертуара.

5

1

4

5.

Итоговое занятие.

1

0,5

0,5

6.

Социальная практика.

6

1

5

Итого:

22

6

16

3. Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Повторение особенностей исполнения музыки в ансамбле: внимания, умения слушать друг друга, ответственности. Важность умения читать ноты с листа и быстроты реакции. Понятие синхронности при исполнении музыки. Правила техники безопасности.

Практика: Применение на занятиях полученных знаний.

2. Развитие музыкальных способностей, техники ансамбля.

Теория: Главная и второстепенная функции голосов. Длительности: четверть с точкой, шестнадцатые. Ритмический пульс, темп, ритмический рисунок. Согласование приемов звукоизвлечения. Согласование динамических приемов.

Практика: Упражнения для развития мелодического, гармонического, тембрового слуха. Упражнения с ритмическими блоками. Остинатное сопровождение мелодии. Упражнения «Эхо», «Дирижер ансамбля». Упражнения на общность ритмического пульса, синхронность взятия и снятия звука, передачу голоса между партнерами, паузы, быстроту реакции. Упражнения на согласованность штрихов. Игра упражнений в разной динамике, попеременно ансамблем и солистом

3. Постановка исполнительского аппарата.

Теория: Постановка рук, удобных игровых движений.

Практика: Упражнения для постановки рук и корпуса при игре на инструменте.

Фортепиано: педализация.

4. Работа над музыкальным произведением.

Теория: Мотив, фраза, предложение. Выразительная роль штрихов в произведениях. Выразительная роль динамики в произведениях. Двухчастная, трехчастная формы. Выразительные особенности. Жанровые особенности и разновидности польки, вальса, марша.

Практика: Грамотный разбор нотного текста, штрихи, аппликатура. Нахождение художественно выразительной ритмической формулы в мелодии, точность исполнения ритмического рисунка. Синхронное исполнение штрихов. Слитное звучание. Синхронное исполнение динамики. Баланс голосов. Анализ фактуры и исполнение произведений в двухчастной и трехчастной формах. Выразительное исполнение произведений с учетом их жанровых, ритмических, мелодических особенностей. Работа над выученными ранее произведениями.

5. Итоговое занятие.

Теория: Проверка знаний детей о понятиях: главный и второстепенный голос; мотив, фраза, предложение; жанровые особенности польки, вальса марша. Обсуждение произведений, исполненных в году, уровня их исполнения. Обсуждение результатов, достигнутых детьми в их обучении и развитии

Практика: Исполнение выученных за год произведений.

6. Социальная практика.

Теория: Основы сценической культуры. Концертная деятельность. Основы работы во время репетиции. Подготовка к конкурсам.

Практика: Тренировка манер поведения на сцене. Репетиции и выступления на разных мероприятиях. Участие в конкурсах.

4. Методическое обеспечение программы

Учебная деятельность

Учебная деятельность включает в себя:

а) вопросы, связанные с общим музыкальным развитием и расширением кругозора детей;

б) музыкально-теоретическую подготовку – в объеме, необходимом для грамотного музыкального исполнительства;

в) практическую подготовку – исполнение музыкальных произведений, их разучивание, подготовительные упражнения.

Другие формы учебной работы – различные концерты, музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и др.).

Методы организации и осуществления учебной деятельности

1. Практические методы:

Основную роль в процессе обучения в классе ансамбля играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу учеников.

Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.

Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Например, формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества ритмических и мелодических блоков, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот (начальный период), выполнению исполнительских задач в музыкальном произведении  (динамическое развитие, штрихи, ритмическая согласованность участников ансамбля) предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы учеников при последующей работе для выполнения других задач.

Метод показа. Известна склонность детей к подражанию. Показ приносит большую пользу в налаживании необходимых игровых умений, выработке правильной посадки, осанки, в умении достичь верного звукоизвлечения и т.п.).

 

2. Наглядные методы:

К ним можно отнести занятие-ознакомление (прослушивание музыкального материала), занятие-прослушивание (слушание аудиозаписей).

Работа с наглядными пособиями позволяет оптимизировать учебный процесс. Это различные схемы (длительностей, динамических оттенков, музыкальных жанров), карточки и плакаты (ритмические модели, средства музыкальной выразительности и др.), репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, видеозаписи.

Использование ручных знаков и движений тела детей для иллюстрации музыкальных явлений.

3. Словесные методы:

Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.

Основные принципы обучения:

Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих  принципов.

1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности (пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания).

2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. Использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа.

3. Дифференцированный подход к обучению. Путь работы с ребёнком должен определяться психологией усвоения и логикой развития каждого конкретного ученика.

4. Мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению.

5. Достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика.

6. Опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка (Л. Выготский ).

Воспитывающая деятельность

Воспитание музыкальной культуры, эстетических потребностей, художественного вкуса происходит в результате накопления у детей опыта исполнения художественно и эстетически ценных музыкальных произведений, в результате бесед на занятиях и расширения кругозора.

Эстетическое отношение к миру, людям, жизненным явлениям воспитывается в результате обнаружения связей между многими жизненными явлениями, произведениями искусства (во время бесед, обсуждений, анализа музыкальных произведений).

Способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость воспитываются благодаря накоплению чувственно-эмоционального опыта детей, возникающего в процессе слушания музыки и работы над музыкальными произведениями.

Возможность постоянно слушать друг друга, осуществлять слияние нескольких партий в целостном звучании, достижение общей цели, а также атмосфера радости совместного творчества, взаимной поддержки воспитывает чувство товарищества, ответственности.

Умение трудиться, активность, самостоятельность вырабатываются у детей благодаря работе в коллективе, усвоению норм и правил поведения и работы в ансамбле.

Воспитывающее значение имеет разучивание пьес, приуроченных к какой-либо дате или событию.

Методы воспитания

В эмоциональной сфере – внушение, вовлечение. Формы работы: эмоциональный рассказ («заражение» эмоцией), демонстрация аудио-, видеозаписей, репродукций картин, цитирование примеров из литературы.

В интеллектуальной сфере – убеждение. Формы работы: рассказ, беседа, объяснение.

В мотивационной сфере – стимулирование. Формы воздействия: поощрение (положительная оценка деятельности учащегося в виде отметки, одобрения, похвалы), наказание (порицание, негативное отношение к деятельности ребенка, обращение к общественному мнению, отстранение от участия в выступлении), создание благоприятной обстановки на уроке, создание ситуации успеха в учении, стимулирование интереса к музицированию.

В волевой сфере – требование и упражнение. Требование может быть прямым, косвенным (совет, просьба), требованием-игрой. Упражнения используются для формирования устойчивых навыков и привычек – в учебной деятельности и поведении, способствуют формированию таких качеств личности как выдержка, самоконтроль, организованность дисциплина, культура общения. Формы работы: инструктаж, объяснение.

Развивающая деятельность

Развивающая деятельность является частью процесса обучения и процесса воспитания. В результате осуществления последних происходит развитие:

1. Музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков.

2. Исполнительских навыков и умений – навыков и умений игры на инструменте по специальности, в ансамбле, навыков слухового контроля.

3. Интеллектуальных способностей – к логическому мышлению, сравнению, анализу, обобщению, переносу впечатлений из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и наоборот, переключению внимания с одних сторон объекта на другие.

4. Личностных качеств – любви к музыке, желания музицировать, богатого чувственно-эмоционального опыта, способности к сопереживанию, инициативы и умения работать.

Требования к репертуару.

Репертуар должен быть как можно более разнообразным и интересным для детей. При подборе репертуара можно выделить следующие направления:

1. Примеры родного (а затем и других народов) музыкального фольклора, его различные пласты, разнообразное вокальное и инструментальное претворение.

2. Классическая музыка, наследие выдающихся композиторов.

3. Музыка, отражающая интонационный «словарь» нашего времени (произведения современных композиторов, пьесы в джазовом, эстрадном стилях).

4. Пьесы оригинального характера, включающие в себя не только игру на инструментах, но также хлопки, притопы, ритмизованную речь, пение, различные шумовые эффекты.

Принципы подбора репертуара:

а) заинтересованность детей;

б) соответствие содержания произведения возрасту учащихся;

в) соответствие произведения уровню технической подготовки учащихся;

г) педагогическая целесообразность;

д) художественно-эстетическая значимость;

е) воспитывающая направленность (приуроченность к определенной дате, теме года и т.п.).

При подборе репертуара для ансамблей однородного состава или солирующих инструментов в сопровождении фортепиано педагог может обращаться к различным многочисленным изданиям нотной литературы. Большую долю среди музыкальных произведений в данной программе занимают переложения и обработки, сделанные самим педагогом, что связано с внедрением в ансамбль ударных инструментов и соединением в ансамбле скрипок и флейт.

Условия реализации программы.

Требования к материально-техническим условиям. Для занятий ансамбля требуется звукоизолированный кабинет площадью не менее 36 кв.м, высотой не менее 3 м, с хорошим освещением.

Требования к оборудованию. В кабинете должно быть фортепиано, 8-10 пюпитров, столы для ударных инструментов, стулья для учащихся с регулируемым уровнем высоты, стол для учителя, музыкальный центр, шкафы для хранения аудио- и видеодисков, музыкальных инструментов, нотной, методической литературы, наглядных пособий.

Требования к оснащению кабинета. В кабинете должна быть нотная бумага, аудио- и видеозаписи  музыки, необходимой по программе, концертных выступлений различных музыкальных ансамблей, оркестров. Должна быть музыкально-теоретическая литература для учащихся, музыкально-справочная литература, портреты композиторов, карточки с ритмическими и мелодическими блоками, наглядные пособия, показывающие средства музыкальной выразительности, законы музыкального формообразования, особенности музыкальных жанров и стилей.        

6. Список литературы

Список литературы для педагогов

  • Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973;
  • Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977;
  • Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983;
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997;
  • Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.;
  • Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985;
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997;
  • Майкапар С.М. Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания.– В сб.: Майкапар С.М. Детские инструментальные ансамбли. Челябинск, 2005;
  • Первые встречи с искусством. М., 1995;
  • Психология музыкальной деятельности. М., 2003;
  • Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988;
  • Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сост. и ред. Л.Баренбойм. М., 1978;
  • Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960;
  • Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.

Список нотной литературы для учащихся

  • Пудовочкин Э.В. Ансамблевое воспитание скрипача. Нотное приложение. – Омск, 1991;
  • Металлиди Ж.Л.   Детские скрипичные ансамбли с фортепиано. Л. 1980;
  • Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А.Ратнер. СПб, 1998;
  • Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост.

И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская. СПб. 1998;

  • Покровский А. Начальная школа игры на деревянно-духовых инмтрументах. М. 1992;
  • Данкла Шарль. Вариации. Переложение д для блокфлейты С. Великанова. М. 2002;
  • Хрестоматия для блокфлейты. Сост. И. Оленчик. М. 1998;
  • Педагогический репертуар для флейты. Сост. Ю. Должиков. М. 1982;
  • Платонов Н. Школа игры на флейте. М. 1983;
  • Скрипичные дуэты и ансамбли. Вып. 1, 2. М. 2007;
  • Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Обработка Д. Хватова. М. 2001;
  • Десять пьес итальянских композиторов для скрипки М. 2007;
  • Популярные музыкальные транскрипции для ансамбля скрипачей. СПб. 1998;
  • Шире круг. Популярные произведения для скрипки. СПб. 2002;
  • Скрипичный ансамбль. Обработки Егоровой Л. М. М: Московский методкабинет. 2002;
  • Майкапар С. М. Первые шаги. Челябинск. 2007;
  • Ансамбли для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М. 1998;
  • Ансамбли для начинающих. Вып. !. М. 1994;
  • Пересветова Ж. А. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. СПб. 2008;
  • Сборник ансамблей для фортепиано. Переложение и обработка И. Зубченко. Ростов-на-Дону. 2008;
  • Барсукова С. А. Вечелая музыкальная гимнастика. Ростов-на-дону. 2008;
  • Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.;
  • Амиров Ф. Сюита на албанские темы (для 2 фортепиано в 4 руки);
  • Бизе Ж. Детские игры (для фортепиано в 4 руки);
  • Брамс И. Венгерские танцы;
  • Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып. 1. Переложение и обработка С. Кузнецовой.

                                                                   

 

Приложение 1

Правила техники безопасности для учащихся

Учащиеся в эстетической студии «Ника» обязаны:

1. соблюдать дисциплину, выполнять указания педагога, не выходить из кабинета во время проведения занятия;

2. во время перемены, выходя в коридор, не должны шуметь, бегать, мешать работе других коллективов;

3. бережно относиться к музыкальным инструментам, методжическим пособиям, кабинету и мебели;

4. соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмировании;

5. не трогать электрические розетка, электроприборы, соблюдать правила пожарной безопасности;

6. знать правила поведения на улице, перехода через автодорогу.

                                                                 

Приложение 2

Аттестация учащихся

Примерные виды заданий на итоговых занятиях

1. Проверка знаний детей о понятиях: консонанс и диссонанс, штрихи, динамика – в форме беседы детей с педагогом или приготовленных дома небольших докладов.

2. Исполнение учащимися ансамблевых произведений, выученных в учебном году (4-5 на выбор педагога).

3. Обсуждение с детьми содержания и выразительных сторон и средств исполненных произведений.

4. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных сторон исполнения произведений данным ансамблем. Выяснение причин и определение направлений работы на будущее.

5. Оценка педагогом достижений и недоработок данного ансамбля и каждого его участника в отдельности. Следует говорить отдельно об усвоении ребенком учебного плана и ростом уровня его способностей и умений по отношению к их состоянию на начало учебного года.

Примерный список музыкального репертуара

  • Ф.Шуберт Экосезы.
  • Й. Гайдн Немецкий танец;
  • Л. Бетховен Марш «Афинские развалины», перелож. Н. Рубинштейна;
  • Ф.Шуберт Вальсы, Марш;
  • Ф.Шуберт «Музыкальный момент»;
  • Дж. Верди Марш из оперы «Аида»;
  • И. Штраус «Полька-Анна»;
  • Н. Мясковский Полька;
  • В Ушаков полька «Дрозд»;
  • Т. Хренников Вальс, «Портрет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Ансамбль" (2014-15 уч. год)

Программа для учащихся 5-8 классов студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника"  (комплексное обучение)....

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)

Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....

Рабочая программа объединения дополнительного платного образования «Знайки»

Программа направлена на обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучен...

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Ансамбль." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"...