Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника" (комплексное обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 81 КБ |
muz._znayka._fortepiano_oznak._ur._3_stup.doc | 177 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальный знайка.
Фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Направленность - художественная
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 3-4 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагог дополнительного образования
Чеченкова Людмила Николаевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музыкальный знайка.
Фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музыкальный знайка. Фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Содержание
- Пояснительная записка 2-8 стр.
- Учебно-тематический план 9-10 стр.
- Содержание программы 11-15 стр.
- Методическое обеспечение программы 16-19 стр.
- Список литературы 20-21 стр.
- Приложение 1 22 стр.
- Приложение 2 23-26 стр.
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» модифицированная, ознакомительного уровня 3 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.
Одной из актуальных задач в любой учебной области является задача сохранения контингента. В классе фортепиано нельзя выпускать из виду такие составляющие учебного процесса как заинтересованность ученика, продолжение формирования его мотивации к музыкальной деятельности, активное вовлечение его в концертную деятельность (социальная востребованность), соответствие учебного материала потребностям ребенка. Поэтому в программе «Музыкальный знайка. Фортепиано» дополнительную проработку получили формы работы по чтению нот с листа, подбору музыки по слуху, импровизации, подготовке к концертной деятельности. В процессе работы в данных формах активизируются внимание и развитие музыкальных способностей учащихся, развивается их заинтересованность. Навыки, получаемые при этом учащимися, являются хорошей базой для их работы в таких формах как разучивание и исполнение музыкальных произведений, ансамблевое музицирование.
В настоящее время, к сожалению, из-за увеличения случаев отклонений в развитии и поведении школьников, наблюдается необходимость в коррекционной педагогике. В этом плане занятия фортепиано могут рассматриваться как основа правильного развития психики ребенка. В исполнительской деятельности в классе фортепиано ученикам приходится решать задачи, связанные с образной выразительностью. Для этого деятельность их мозга активизируется как в правом полушарии (оперирует образами реальных предметов, отвечает за творчество и воображение), так и в левом (работа с нотным текстом, анализом происходящего во время работы, осознание логических связей образа и средств воплощения). Неразрывное единство цели и средств исполнительской деятельности вызывает необходимость активных межполушарных взаимодействий.
Отличительные особенности
Программа «Музыкальный знайка. Фортепиано», являясь составной частью комплекса программ художественно-эстетической студии, учитывает взаимосвязь между обучением в классе фортепиано и другими учебными предметами музыка, ИЗО и композиция.
Данная программа является третьей ступенью ознакомительного уровня и частью единого курса обучения игре на фортепиано, состоящего из программ ознакомительного, базового и углубленного уровней. Программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» продолжает работу по приобретению ребенком основных навыков игры на фортепиано и развитие его музыкальных способностей.
Большое внимание уделено таким формам работы в классе фортепиано как музыкальная импровизация, транспонирование, сочинение музыки, чтение музыкального текста с листа и подбор музыки по слуху.
Цель: развитие творческих способностей и исполнительских навыков при обучении учащихся игре на фортепиано.
Задачи:
образовательные:
- развитие представлений о природе музыкального звука и навыков работы с ним;
- формирование пианистического аппарата учащихся и освоение ими основ фортепианной техники;
- накопление опыта работы учащихся над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;
- приобретение учащимися навыков сценической культуры;
- приобретение сведений по музыкальной грамоте в области тональностей, интервалов, аккордов;
- ознакомление с основными жанрами музыки, со средствами музыкальной выразительности произведений;
- приобретение учащимися навыков музыкальной импровизации, транспонирования, подбора по слуху, чтения нот с листа;
- обучение работе с нотным текстом;
- приобретение учащимися навыка самостоятельной работы;
- расширение кругозора учащихся;
- знакомство с техникой безопасности (см. Приложение 1).
развивающие:
- выявление и развитие музыкальных способностей детей, слуха, памяти, чувства ритма, музыкального мышления;
- развитие двигательно-моторных навыков;
- развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать.
воспитательные:
- формирование художественного вкуса и музыкальной культуры слушателя и исполнителя;
- формирование у детей любви и интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений;
- воспитание любви к окружающему миру, чувства добра, отзывчивости, сопереживания;
- воспитание организованности, дисциплинированности, ответственности;
- формирование чувства товарищества, дружелюбия.
Возраст учащихся: 3-4 классы
Срок реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Кол-во занятий в неделю | Кол-во человек в группе |
1,5 часа | 66 часов: 48 часов аудиторных занятий и 18 часов социальная практика (другие формы работы) | 2 раза по 45 мин. | индивидуальная форма обучения |
Основной формой работы с учащимися является индивидуальное занятие.
Учебная деятельность включает в себя:
а) вопросы, связанные с общим музыкальным развитием и расширением кругозора учащихся;
б) музыкально-теоретическую подготовку – в объеме, необходимом для грамотного музыкального исполнительства;
в) практическую подготовку – исполнение музыкальных произведений, их разучивание, подготовительные упражнения.
Другие формы учебной работы – различные концерты (с отбором номеров), музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и др.), выступления на конкурсах, фестивалях .
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащийся должен знать:
- элементарную музыкальную грамоту;
- основные штрихи и способы их записи;
- динамические оттенки и способы их записи;
- основные темповые обозначения;
- графические образы (секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд) и ритмические формулы;
- способы транспонирования мелодии и легкие этюды;
- способы подбора по слуху мелодии и нахождения к ним аккомпанемента на главных ступенях лада;
- правила чтения с листа несложных пьес для двух рук со сменой позиции;
- аппликатурные принципы гамм, аккордов и арпеджио.
- культуру поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
К концу обучения учащийся должен уметь:
- владеть элементарным звуковысотным слухом;
- владеть ладовым чувством;
- владеть элементарным чувством ритма;
- осмысленно и грамотно исполнять пьесы различных жанров, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
- транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
- подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий);
- читать с листа пьесы и этюды для 1 класса;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
- проявлять интерес к музыкальным занятиям.
Способы проверки знаний
Способами проверки результатов обучения являются академические зачеты (программа репертуара) – в каждом полугодии, технические зачеты (гаммы, этюды, чтение с листа) – 1 раз в год, итоговые занятия– 2 раза в год. Для развития интереса и любви к музицированию следует проводить с учащимися музыкальные праздники и игры. В каждом полугодии проводятся классные концерты с участием родителей, с музыкальными играми. Данные о развитии детей и усвоения ими учебного курса программы «Музыкальный знайка. Фортепиано» педагог заносит в личную карточку.
Формой подведения итогов реализации программы могут быть выступления учащихся на концертах и музыкальных конкурсах. По итогам зачета идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года.
2. Учебно-тематический план
Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2.Упражнения на развитие музыкальных способностей: -музыкальный слух; -чувство ритма; -восприятие музыки; -элементарная импровизация; -подбор по слуху. | 10 | 2 | 8 |
3. Развитие пианистического аппарата: -упражнения для корпуса и рук; -упражнения на координацию движений; -упражнения по подбору аппликатуры. – работа над гаммами и этюдами | 12 | 3 | 9 |
4. Работа над музыкальными произведениями: – ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения; - ознакомление с формой произведения и разбор текста; -работа над техническими элементами и отработка наиболее сложных эпизодов; -работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. – работа над сценическим исполнением произведения. | 16 | 6 | 10 |
5. Нотная грамота и чтение нот с листа: -пространственная запись мелодической линии; -целостные звуковые комплексы. | 5 | 1 | 4 |
6. Итоговые занятия. | 3 | 1 | 2 |
7. Социальная практика. | 18 | 2 | 16 |
Итого: | 66 | 17 | 49 |
3. Содержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: беседа знаменитых композиторах, писавших для фортепиано, и известных пианистах. Знакомство с музыкальными произведениями разных стилей и беседа о них. Правила пожарной безопасности, электробезопасности, поведения в экстренных ситуациях, правила дорожной безопасности.
Практика: прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога и в записи.
2. Упражнения на развитие музыкальных способностей.
Теория: понятия звуковысотного тембра, ритмических фигур, средств музыкальной выразительности, темпа, размера такта; понятия мелодии и аккомпанемента, главных трезвучий лада и их обращений, видов музыкальной фактуры, способов подбора музыки по слуху. Музыкальный слух; чувство ритма; восприятие музыки; элементарная импровизация.
Практика: Пение песен со словами. Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии). Отработка понятий темп, размер, ритмический рисунок, затакт в опоре на слово: подтекстовка музыкальной фразы, применение попевок. Подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним. Элементарная импровизация музыкальных построений – звуковысотных, ритмических. Эмоциональная окраска ритма. Использование в упражнениях звукорядов различных ладов: мажора и минора, натуральных ладов, пентатоники. Поиски звучаний - сочетания квинт и секст в секундовом, терцовом и др. соотношениях. Транспонирование знакомых попевок, песен, легких этюдов и пьес. При слушании музыкальных произведений учащиеся учатся слышать их образный характер, распознавать средства музыкальной выразительности и исполнительские приемы в их связи с образным содержанием музыки.
3. Развитие пианистического аппарата.
Теория: беседа с учащимся о важности правильной организации игровых движений и правильной посадки за инструментом, контрольных положений корпуса, рук (не провисающие ниже клавиатуры локти), ног (стоят на полу, либо на подставке для ног). Постоянный контроль со стороны учащегося за постановкой руки на занятиях. Понятие координации рук и способы контроля за работой рук. Знание о необходимости удобной аппликатуры, понятие «умной руки». Способы работы над мелкой техникой. Закономерности аппликатуры и способов исполнения гамм, арпеджио, аккордов.
Практика: продолжение работы по организации игровых движений при помощи раскрепощения корпуса обучаемого с помощью различных физических упражнений. Приобретение навыков игровых движений за инструментом на простейшем нотном материале (простые мелодии, попевки, упражнения на развитие движений каждого пальца и т.д.). Упражнения на координацию движений. Упражнения по подбору аппликатуры. Упражнения и этюды на различные виды техники должны быть постоянно в работе ученика. Полезно накапливать некоторый репертуар, держать в работе ранее изученные упражнения и этюды, совершенствовать их исполнение, дать ученику почувствовать его исполнительские возможности. Игра гамм, арпеджио, аккордов.
4. Работа над музыкальными произведениями.
Теория: ознакомление с художественным образом произведения на основе показа педагогом. Анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль, выразительные средства. Законы построения формы произведения. Грамотный музыкально осмысленный разбор – основа для дальнейшей практической работы над музыкальным произведением. Необходимо приучать воспитанников к точности прочтения нотного текста, развивать их познания в этой области, внимание, самоконтроль, чтобы они овладевали навыками самостоятельной работы над музыкальным произведением. При этом нужно не механическое следование указаниям текста, а понимание, собственное проживание-интонирование «живой» музыки, зафиксированной в тексте. Формирование навыков звукового решения произведения исходя из его характера. Работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию. Словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями. Проведение параллелей с другими видами искусства.
Правила сценического поведения и подготовки к сценическому выступлению.
Практика: Разбор текста по частям: относительно законченными построениями. Определение тонального плана и ключевых и случайных знаков. Разбор партии каждой руки отдельно. Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения, качеством звучания, развитием слухового контроля. Обязательно на уроке обсуждение художественного образа разучиваемого произведения. Ученику надлежит понять смысл музыки, ее образный строй, обусловивший выбор определенных выразительных средств. Упражнения, направленные на развитие навыков сценического выступления.
5. Нотная грамота и чтение нот с листа.
Теория: Целостные звуковые комплексы. Пространственная запись мелодической линии. Чтением нот с листа необходимо заниматься регулярно на занятиях и дома. Обучение учащихся навыкам и умениям (методика К. А. Цатуряна):
1. Предварительное прочтение (простейший анализ) нотного текста глазами до его передачи на инструменте.
2. Чтение целостных звуковых комплексов (графических символов), а не отдельных знаков.
3. Смотрение вперед, безостановочное проигрывание.
4. Игра почти не глядя на руки и ориентировка на клавиатуре вслепую.
5. Воспроизведение завершенных музыкальных мыслей (фразировка).
Практика: На данном уровне обучения игре на фортепиано предполагается наличие у ученика достаточно большого опыта музицирования, владения первоначальными навыками фортепианной игры, умения легко читать пространственные и звуковысотные записи. Работа на данном уровне – совершенствование умений ученика ориентироваться в абсолютной (одиннадцатилинейной) нотации и специальных музыкальных знаках.
Навык чтения нот с листа основан на взаимодействии трех моментов: видения в нотах, внутрислухового представления и чувства клавиатуры. Эта многосложная задача должна решаться постепенно и по частям. Важными предпосылками успешного обучения являются навыки, полученные в других формах работы. На первоначальном этапе это:
1. Овладение навыком позиционной игры.
2. Звуковысотные представления.
3. Ритмическое чувство.
4. Умение читать ритмические и звуковысотные записи
На занятиях дети приобретают навык «умных» рук, действующих в полной зависимости от нотной записи по принципу «вижу – играю».
6. Итоговые занятия.
Теория: итоговые занятия являются важным заключительным этапом в образовательном процессе, на которых происходит демонстрация всех умений и навыков, полученных на занятиях в классе. Ребенок, выступая на сцене, не только показывает итог своей работы, но и приобретает навыки концертного исполнения, сталкиваясь с проблемой волнения на сцене. Задача педагога помочь преодолеть концертное волнение, работать над преодолением страха перед публичным выступлением.
Практика: текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются четвертные и годовые отметки с учетом выступлений учащегося на академических зачетах и концертах. В течение года учащиеся должны выступить на зачетах:в 1 и 2 полугодиях ученик исполняет 2 разнохарактерные пьесы; в 3 четверти - технический зачет, куда входит этюд и произведение для чтения с листа.
7. Социальная практика.
Теория: Важность работы над репертуаром, способы работы, подготовка к выступлениям на сцене. Творческая работа. Развитие образного мышления, формирование опыта общения с музыкальным искусством учащиеся получают на занятиях в форме экскурсий, посещения концертов и спектаклей, связанных с музыкальными темами.
Практика: Работа над репертуаром (закрепление технических навыков и умений, работа над выразительностью); репетиции и выступления на концертах, массовых мероприятиях и конкурсах. Посещение выставок, музеев, театров, экскурсии.
4. Методическое обеспечение программы
Основные принципы обучения
Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов.
1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности ( пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания ).
2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. Использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа.
3. Дифференцированный подход к обучению. Путь работы с учеником должен определяться психологией усвоения и логикой развития каждого конкретного ученика.
4. Мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению.
5. Достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика.
6. Опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка (Л. Выготский).
Методы организации и осуществления учебной деятельности
1. Практические методы
Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу ученика.
Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.
Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Например, формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества графических символов, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот, исполнение ритма по отдельности правой и левой руками в заданной последовательности; работе с гаммами, этюдами, пьесами предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы ученика при последующей работе для выполнения других задач.
2. Наглядные методы
Работа с наглядными пособиями: карточками с изображением целостных звуковых комплексов (графических силуэтов) – интервалов, созвучий, ритмических фигур.
Показ педагогом способа исполнения музыкального произведения или упражнения.
Использование репродукций произведений изобразительного искусства, литературы.
Использование ручных знаков и движений тела учащегося для иллюстрации музыкальных явлений.
3. Словесные методы
Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
1. Создание благоприятной обстановки на уроке.
2. Создание ситуации удивления, восхищения.
3. Обращение к жизненному опыту учащихся.
4. Стимулирование интереса к музицированию.
5. Игровые формы обучения.
6. Создание ситуации успеха в учении.
7. Работа с родителями о характере взаимодействия с детьми в области обучения музыке, при выполнении домашних заданий;
8. Выступления на концертах.
Условия реализации программы
Данная программа является составной частью комплекса программ эстетической студии, поэтому может быть реализована в условиях действия всего комплекса, так как необходимый сенсорный, двигательный, слушательский опыт, а также музыкальное и эстетическое воспитание учащиеся приобретают на занятиях общему музыкальному развитию, изобразительному искусству, композиции и других предметах.
Для проведения занятий в классе фортепиано необходимо следующее:
- кабинет для индивидуальных занятий;
- инструмент (пианино или рояль) в удовлетворительном состоянии, регулярно настраиваемый,
- наглядные пособия: карточки с графическими символами различных явлений музыкального языка, видео- и звукозаписи с песнями и музыкой из детских фильмов и мультфильмов, с исполнением музыки профессиональными музыкантами;
- наличие нотной библиотеки и музыкально-справочных материалов.
5. Список литературы
- Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. М., 2003.
- Барсукова С.А., сост. Хочу играть. Сборник пьес для фортепиано 3-4 классы ДМШ – Ростов-на-Дону, 2012
- Барток, Бела. Детям. М., 1982.
- Барток, Бела. Микрокосмос. Вып. 1--6. Будапешт, 1981.
- Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
- Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. М., 1969.
- Игнатьев В.Г., Игнатьева Л.В. Я музыкантом стать хочу. Вып. 1, 2. Л., 1989.
- Катаргина О., сост. Фортепианная техника в удовольствие – 1, 2, 3, 4 классы.
- Милич Б., сост. Фортепиано 1, 2, 3, 4 классы.
- Сонатины, рондо, вариации. Младшие классы.– Аллегро, М, 2009.
- Хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл. Ростов-на-Дону, 2004.
- Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Альбом ученика-пианиста – 1, 2, 3, 4 классы.
- Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Юному музыканту-пианисту – 1, 2, 3, 4 классы.
- Черни К., ред. Гермер. Этюды. М., 1971.
- Черни К. Этюды соч. 299, 740.
Список литературы для педагогов.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973.
- Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977.
- Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
- Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., 2001.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
- Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Хабаровск, 1978.
- Первые встречи с искусством. М., 1995.
- Психология музыкальной деятельности. М., 2003.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001.
- Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Приложение 1
Техника безопасности
Для успешного освоения программы и предотвращения детского травматизма на занятиях должна соблюдаться дисциплина. Дети внимательно слушают педагога, открывают и закрывают инструмент только в присутствии педагога. Разговаривают спокойно, не кричат. В перерывах между занятиями и перед началом занятий не бегают по коридорам Дворца творчества, в кабинетах.
Дети должны аккуратно и бережно относиться к имуществу Дворца творчества, не ломать стулья и банкетки.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Развитие музыкальных способностей
Проработка ритмических трудностей в разучиваемых произведениях.
Подбор по слуху мелодий с сопровождением на звуках трезвучий. Голосоведение в аккомпанементе, использование обращений трезвучия.
Работа над музыкальными произведениями
В течение учебного года ученик должен:
- подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;
- разучить 7—10 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;
- разучить 4—6 ансамблей.
Чтение с листа
Графические образы – освоенные ранее, секстаккорды, квартсекстаккорды.
Чтение с листа пьес для 1 класса:
- предварительный простейший анализ;
- умение заранее представить себе движение рук вдоль клавиатуры;
- игра не глядя на клавиши;
- запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть.
Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.
Техническое развитие
Пластические упражнения для пальцев и рук. Гаммы До мажор, Соль мажор, Ре мажор, ля минор (натуральный) в две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в прямом и противоположном движении. Короткие трехзвучные арпеджио каждой рукой отдельно. Трезвучия (трехзвучные), обращения каждой рукой отдельно. 4—6 этюдов на различные виды техники.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ученик должен уметь:
- транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
- подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий);
- читать с листа пьесы и этюды для 1 класса;
- читать графические образы (секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд) и ритмические формулы;
- осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
Примеры репертуара для зачетов в течение года:
- Шуман Р. «Альбом для юношества»: «Веселый крестьянин»
Арман Ж Фугетта До мажор
Кабалевский Д. Соч. 39 «Медленный вальс»
Мелартин Э. Сонатина Соль минор
Черни К.– Гермер Г Этюд № 17
- Чайковский П. «Детский альбом»: «Новая кукла»
Бах И. С. «Маленькие прелюдии и фуги»: Менуэт-трио Соль минор
Глинка М. «Чувство»
Бетховен Л. Сонатина До мажор 1 ч.
Лешгорн А. Соч. 6н5, Этюд № 15
- Гуммель И. Аллегретто
Кулау Ф. Вариации Соль мажор
Голубев Е. «Заморозки»
Кригер И. Сарабанда
Лешгорн К. Соч. 65 Этюд № 8
- Косенко В. Вальс
Пахельбель И. Сарабанда
Остен Т. «Хоровод фей»
Бенда Г. Сонатина Соль минор 1 ч.
Беренс Г. Этюд До мажор
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка_______________Возраст______________________________________________
Предмет__________________________Педагог_______________________________________________
Название общеобразовательной программы__________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20________год
Сроки диагностики Показатели | _____________ | _____________ | _____________ | |||
Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка |
|
|
|
|
|
|
1.1. Теоретические знания; | ||||||
1.2. Владение специальной терминологией. |
|
|
|
|
|
|
2. Практическая подготовка ребенка |
|
|
|
|
|
|
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой; | ||||||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением; |
|
|
|
|
|
|
2.3. Творческие навыки. |
|
|
|
|
|
|
3. Общеучебные умения и навыки ребенка |
|
|
|
|
|
|
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: |
|
|
|
|
|
|
а) подбирать и анализировать специальную литературу; | ||||||
б) пользоваться компьютерными источниками информации; |
|
|
|
|
|
|
в) осуществлять учебно-исследовательскую работу; |
|
|
|
|
|
|
3.2 Учебно-коммуникативные умения: |
|
|
|
|
|
|
а) слушать и слышать педагога; |
|
|
|
|
|
|
б) выступать перед аудиторией; |
|
|
|
|
|
|
в) вести полемику, участвовать в дискуссии. |
|
|
|
|
|
|
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: |
|
|
|
|
|
|
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||||||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; |
|
|
|
|
|
|
в) аккуратно выполнять работу. |
|
|
|
|
|
|
4. Предметные достижения учащегося |
|
|
|
|
|
|
4.1. На уровне детского объединения (студии); |
|
|
|
|
|
|
4.2. На уровне ДТДиМ (учрежденческий); |
|
|
|
|
|
|
4.3. На уровне округа (окружной); |
|
|
|
|
|
|
4.4. На городском уровне (Московский); |
|
|
|
|
|
|
4.5.На региональном уровне (Российский); |
|
|
|
|
|
|
4.6.На международном уровне. |
|
|
|
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
|
|
|
|
|
|
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н); 2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования _________________________________________/_________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Общее фортепиано" (2014-15 уч.г.)
Программа для учащихся 5-8 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 5-8 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)
Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....
Рабочая программа объединения дополнительного платного образования «Знайки»
Программа направлена на обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучен...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...