Рабочая программа объединения дополнительного платного образования «Знайки»
рабочая программа на тему

Китова Ирина Александровна

Программа направлена на обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_def_platn.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ специальная (коррекционная)                              УТВЕРЖДАЮ

общеобразовательная школа                                            Директор школы

  вида № 30 ЦАО                                                               __________Рыжих Л.Л.

г. Москвы района Хамовники                                         «___» ________2012г

 

ПРОГРАММА

объединения дополнительного

платного образования

«Знайки»

на 2012-2013 учебный год.

Разработали:

Алпатова В.В.,

Китова И.А.

Руководитель:

Китова И.А.

                                                      2012г.

                                          Пояснительная записка

Данная программа используется в работе с воспитанниками ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта.

Основным направлением работы специалистов является оказание специализированной помощи ребенку с нарушением развития. Эта помощь направлена на достижение ребенком максимально возможного уровня развития, расширение спектра его собственных умений и повышение возможностей участия в социальной жизни.

Потенциальный уровень развития у разных детей может существенно различаться, равно как и профиль развития различных функций. Работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, предполагает составление индивидуальных планов обучения и развития учащегося.

Приоритетными аспектами работы являются обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучению в школе.

Не менее важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение и сотрудничество с семьей ребенка. Для особого ребенка очень важно то, насколько семья вовлечена в процесс обучения ребенка, насколько точно она понимает его состояние, адекватно и реалистично оценивает его возможности, владеет специальными методами воспитания и обучения, организации жизненной среды.

Таким образом, отличительными особенностями данной программы являются:

  1. включение в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  2. построение индивидуальных  программ развития детей с учетом из индивидуальных особенностей;
  3. оказание психолого-педагогической помощи в активном сотрудничестве с семьями.

Программа рассчитана на 64 занятий в год; по выполнении программы воспитанники могут получить комплекс дополнительных занятий. Согласно программе воспитанники занимаются в объединении индивидуально 2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет – 40 минут, из них 10 минут отводится на отдых, подготовку и организацию занятия, консультирование родителей.

Цели программы:

- обогащение знаний ребенка об окружающем мире;

          - развитие познавательного интереса ребенка, повышение мотивации к обучению, развитие познавательных способностей;

          - развитие зрительного и слухового внимания, сенсорно-перцептивных способностей;

- развитие способности к замещению, воображению;

-повышение общего уровня активности и произвольности поведения в условиях школы и в быту.

- развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической – пересказ, рассказ «по ролям» сказок, коротких рассказов, пьес);

- эмоционально-личностное развитие. 

Задачи программы:

Наиболее значимыми областями обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями развития являются познавательная, эмоционально-волевая, сенсомоторная сферы, области коммуникации, саморегуляции и социальных навыков, предметно-практической деятельности, социально-бытовых навыков и самообслуживания. Для развития перечисленных сфер и областей необходимо решить следующие задачи:

-повышать общий уровень активности через эмоциональное заражение от педагога;

-поддерживать самостоятельную активность ребенка в его исследовательской деятельности;

-обучать ребенка различным способам коммуникации, в том числе и неречевым;

-расширять кругозор ребенка: повышать его знания о природе, явлениях окружающего  мира;

-развивать произвольную регуляцию внимания: отслеживать взглядом движущийся объект, концентрировать внимание на неподвижном объекте, улучшать способность переключать внимание;

-формировать представление о повторяемости событий в природе, в повседневной жизни;

-формировать временные представления;

-формировать элементарные представления о структуре пространства: целостный образ собственного тела, положение предметов в пространстве, помещений в школе, ориентировка на листе бумаги, простейшие навыки конструирования, понимание пространственных предлогов;

-формировать представления о постоянстве объектов;

- отрабатывать навыки соотнесения объекта и его изображения;

-обучать установлению простых причинно-следственных связей;

-отрабатывать навык классификации предметов и их изображений по различным признакам: форма, цвет, размер, назначение и т.д.;

-расширять тактильный опыт ребенка, работая с различными предметами, их текстурой, развивать тактильные ощущения кистей рук;

-развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

-формировать и совершенствовать элементарные математические  представления.

Содержание программы

Содержание программы определяется индивидуальными способностями, возрастом каждого воспитанника. Таким образом, педагог имеет право самостоятельно определять игры, упражнения и задания, которые соответствуют уровню актуального развития конкретного ребенка.

Диагностика индивидуальных способностей и умений ребенка включает в себя: диагностику моторного статуса ребенка, сформированность схемы собственного тела, степень понимания обращенной речи, способность следовать инструкции взрослого – комплекс физических упражнений; задания, направленные на проверку способности концентрации внимания: игры «Чем отличаются два предмета?», «Какой предмет исчез?». Наблюдение за поведением ребенка в совместной сюжетной игре: способность соблюдать правила, поддерживать и развивать сюжет игры, понимание ребенком речи, его собственная активная речь, выполнение и удержание инструкций (игра «Магазин», «Школа», «Зоопарк»). Диагностика сенсорных особенностей: различение  и соотнесение цветов («Дай мне синюю машинку»), опознание реальных предметов, игрушек и картинок, понимание предложных, логико-грамматических конструкций («У нас есть еще один мяч под столом, принеси и будем катать его с горки»). Диагностика слухо-речевой памяти: повторение за педагогом потешек, считалок, коротких стихов («Совушка-сова», «УАвдотьи у старушки», стихи А. Барто из цикла «Игрушки»).  

        Содержание занятий состоит из следующих видов работ (в соответствии с каждой конкретной лексической темой):

- пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;

- выполнение мимических упражнений, психогимнастики и пластических этюдов;

- изучение многообразия предметов окружающего мира, поиск, показ и называние предметов в окружающем, на картинках, в работах русских художников;

- сравнение предметов по цвету, форме, величине;

- изучение стихов, загадок, чтение литературных произведений;

- обводка, штриховка, закрашивание;

-лепка, изготовление аппликаций, коллажей;

-проведение физкультминуток с речевым сопровождением;

-составление устных рассказов по опорным картинкам, по опорным словам;

- игры и задания на развитие пространственно-временных представлений (по книгам и рабочим тетрадям О.Н. Земцовой и из серии «Школа семи гномов»);

-игры на развитие внимания («Найди отличия», «Лабиринты» и др.);

-игры на развитие памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?» и др.;

-игры на развитие мышления («4-й лишний», «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Нелепицы»,  составление последовательности событий и др.)

- отобразительные игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.

- элементы Монтессори–педагогики (игры с крупой и природным материалом, игры с прищепками, нанизывание бус, «Рыбалка», игры с образцами ткани, цветные цилиндры и др.)


Учебно - тематический план (64 занятий)

Название темы

Количество занятий

Диагностика индивидуальных способностей и умений ребенка

 

 

 

1

«Я и мое тело. Части тела человека и животного»

2

«Мой класс. Моя школа»

2

«Моя семья»

2

«Мой день. Части суток»

2

«Год. Времена года. Осень»

2

«Овощи»

«Фрукты»

«Дифференциация овощей и фруктов»

2

2

1

«Грибы»

 

«Лес. Деревья»

2

2

«Домашние животные»

«Домашние животные и их детёныши»

2

2

«Дикие животные»

«Дикие животные и их детёныши»

«Домашние и дикие птицы»

                         «Животные жарких стран»

«Животные Арктики»

 «Времена года. Зима»

 «Мой дом.  Мебель»

«Посуда»

«Еда. Продукты и приготовление еды»

«Бытовая техника»

«Праздники. Новый год»

«Транспорт. Виды транспорта»

 «Одежда и обувь»

«Профессии»

«Времена года. Весна»

«Праздники. 8 Марта»

«Насекомые»

 «Рыбы и морские животные»

 «Времена года. Лето»

«Цветы. Травы»

Итоговая диагностика индивидуальных способностей и умений ребёнка

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

ВСЕГО:

64


Методическое обеспечение программы.

В ходе занятий дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, ориентироваться в пространстве, строить диалог на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение. Кроме того, в ходе занятий воспитываются нравственно-этические качества ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с детьми строится с учетом их особенностей, выявленных в ходе предварительного обследования, и осуществляется в следующих направлениях:

- ознакомление с окружающим миром с целью формирования образов-представлений, последующее моделирование этих образов в коррекционно- развивающих играх.

- обучение познавательным действиям в реальном пространстве на основе предметной и предметно-игровой деятельности, отраженном в различных знаках – наглядных (иллюстративных), действиям с предметами-заместителями (игрушками, графическими изображениями); условным, символическим действиям;

- обучение принятию игрового образа, роли: восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за педагогом, изменяющим реальное поведение на игровое;

- обучение различным способам межличностного общения и развитие функций речи: согласование действий (с игрушками, телодвижений) со словами педагога; произнесение отдельных реплик персонажей в ходе режиссерских игр; освоение модулирования и интонирования речи в ходе образных игр.

Таким образом, в рамках коррекционно-развивающих занятий в объединении «Знайки» основными методами обучения являются наглядные:

- предметные: использование различных игрушек, муляжей, реальных предметов домашнего обихода,  мебели, посуды и т.п.;

- изобразительные: рисунки, репродукции, книжные иллюстрации;

- технические средства: фото- и видеоматериалы, компьютер.

- словесные: тщательное объяснение поставленной задачи, побуждение учеников к активному обсуждению нового материала, обучение основам рассуждения, установления причинно-следственных связей, разнообразные проверки изученного, обучение рассказу о пережитых событиях, пересказу прочитанных сказок, рассказов, пересказу «по ролям» коротких литературных произведений.   

  

Формы работы:

- Аудиторные занятия. Занятия в зимнем саду школы, библиотеке, спортивном зале, выходы на пришкольный участок.

- Театрализованные, сюжетно-ролевые игры.

- Элементы ритмопластики.

-Культура и техника речи.

- Творческая работа – изготовление коллажей, аппликаций.

Ожидаемые результаты работы:

Предполагаемые умения и навыки детей: повышение уровня представлений ребёнка об окружающем, повышение мотивации к обучению и развитие познавательных способностей, улучшение зрительного и слухового внимания, сенсорно-перцептивных способностей, увеличение пассивного и активного словарного запаса, повышение общего уровня активности и произвольности поведения, улучшение общей и мелкой.

Формы оценки результатов программы:

        Для проверки эффективности выбранных методов обучения и видов заданий и последующей корректировки проводятся текущие тестовые обследования ребёнка в конце каждой четверти. В конце учебного года проводится итоговая диагностика индивидуальных способностей и умений ребёнка с составлением заключения на каждого ребёнка и консультацией родителей.

Условия реализации программы:

1. Организационно-методические

- Связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы.

- Постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена методическими находками, проведения творческих встреч коллективов.

- Тесная взаимосвязь с педагогами и специалистами школы, с родителями.  

2. Кадровые

- Руководитель направления.

3. Материально-технические

  - Просторное, хорошо освещенное помещение для занятий. Ковровое покрытие или индивидуальные гимнастические коврики.

- Помещение для хранения пособий, игрушек.

- DVD проигрыватель, CD проигрыватель, компьютер.


Список литературы:

  1. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2006.
  2. Ермолаев Д.В., Рязанова А.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Теревинф, 2011.
  3. Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., Константинова И.С., Посицельская М.А., Яремчук М.В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.  - М.: Теревинф, 2011.
  4. Бареева Т.В., Косогорова А.И., Мельникова Р.В. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  5. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром.Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  6. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007.
  7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 2-е.- М.: Теревинф, 2008.
  8. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки.- Изд. 4-е.- М.: Теревинф, 2009.
  9. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004.
  10. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.

11.   Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком, - М. Теревинф, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Мы познаем мир"

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Робототехника»

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Робототехника»...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Рабочая программа объединения дополнительного образования ансамбля ложкарей «Задоринка»

Программа содержит инструкцию по охране труда для занятий, пояснительную записку и календарно- тематическое планирование на 2 года...