Рабочая программа объединения дополнительного образования ансамбля ложкарей «Задоринка»
рабочая программа на тему

Ракунова Елена Михайловна

Программа содержит инструкцию по охране труда для занятий, пояснительную записку и календарно- тематическое планирование на 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ansamblya_lozhkarey_zadorinka.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  

«НОВОЗЫБКОВСКАЯ РАЙОННАЯ  СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

Рассмотрено                                                Утверждаю        

на заседании                                                             Директор  МБОУ ДОД

методического объединения                                  «Новозыбковская районная СЮТ»

МБОУ ДОД «Новозыбковская                              

районная СЮТ»                                                       ______________М.В. Сазоненко  

______________М.В. Сазоненко                              

Протокол №_____                                                   «___» ____________ 2015 г.

от «___» ____________ 2015 г.                                

Рабочая программа

объединения дополнительного образования

ансамбля ложкарей

«Задоринка»

Срок реализации программы: 2 год

Недельная нагрузка:  2 часа

Срок

        Составитель:

        педагог дополнительного

        образования 1-й категории  

        Ракунова Е.М.

МБОУДОД «Новозыбковская районная СЮТ»

                 «Согласовано»                    «Утверждаю»

Председатель РПО               / Е.В. Косова/                        Директор Новозыбковской   районной СЮТ

 _______________ 2015 г.                     _______________/М.В. Сазоненко/

                                                                                                             «        »______________ 2015 г.

Новобобовичская средняя общеобразовательная школа

Инструкция

        по охране труда при проведении кружка «Ложкари»

1. Общие требования безопасности

1.1. Кружок «Ложкари» проводится в сельском Доме Культуры.

1.2. К занятиям кружка допускаются все учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда.

1.3. На кружке учащиеся должны соблюдать правила поведения в общественном месте.

1.4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю кружка.  

1.5. Обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения кружка.

1.6. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися поводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед проведением кружка

2.1. Обучающийся должен пройти соответствующий инструктаж.

3. Требования безопасности во время проведения кружка

3.1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя.

3.2. Общая продолжительность составляет 1 час 40 минут с перерывом в 10 минут.

3.3. Во время перерыва запрещается стучать друг по другу ложками, бегать по фойе Дома Культуры.

3.4. Участники кружка должны уважать труд работников  ДК, бережно относиться к имуществу, не сорить, не шуметь.

3.5. Запрещается вовремя репетиции прыгать со сцены в зрительный зал.

3.6. Запрещается самовольно в отсутствие руководителя  или работника ДК подключать и включать музыкальную аппаратуру.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При получении травмы надо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее  лечебное учреждение и сообщить об этом администрации школы.

5. Требования после окончания занятий

5.1. После окончания занятий собрать инструменты и убрать на место.

                                   Инструкция разработана руководителем кружка Ракуновой Е.М.

Пояснительная записка

Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живет в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остается в художественном сознании человечества, а искусство античности, которое питалось этой мифологией, продолжает доставлять нам художественное наслаждение, помогает нашему нравственному и эстетическому воспитанию.

Данная образовательная программа ансамбля заключает в себе возможности для всестороннего развития личности ребенка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Целью преподавания искусства  игры на ложках является первостепенное воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие художественно-творческих, музыкально-двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства, трудолюбия учащихся. Через познание сути содержания искусства в душе ребенка формируется эмоционально-образное восприятие музыки и движений, ассоциативное мышление, волевые качества, воображение, формируется художественный вкус.

Основные задачи преподавания фольклорного творчества :

– познакомить с основными приемами игры на ложках;

– овладеть знаниями, умениями, навыками игры на ложках;

– развивать музыкальные способности детей;

– распознать в ребенке потенциальные возможности и помощь ему в их развитии;

– развивать творческие, индивидуальные способности духовного мира ребенка;

– воспитать культурно-образованную личность.

Основное обучение в фольклорном ансамбле – это органичное единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетического образования.

Главное в ансамбле – создание творческой увлеченности искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима труда и отдыха.

Игра на ложках таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения.

Стремление раскрыть способность детей, научить воспринимать искусство игры, развивать и повышать их мастерство, привить вкус и любовь к прекрасному, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.

В программе выделено: заинтересовать, увлечь, помочь детям реализовать их богатые потенциальные творческие возможности посредством синтеза искусства и культуры (фольклор родного края, пение,  пластика, музыка, история, литература).

Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаются детьми на занятиях кружка, находят широкое применение на других занятиях в гимназии (межпредметные связи с музыкой, литературой, историей и др.). Умение играть на ложках, понимать и чувствовать музыку одновременно формирует и развивает эстетический вкус и идеал. Создание эстетических ценностей по законам красоты в искусстве и вне него (в быту, труде, поведении, поступках), необходимых во многих профессиях.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания хореографии предусматривает следующие виды занятий:

– обучающее занятие;

– тренировочное занятие;

– коллективно-творческое занятие;

– постановочно-композиционное занятие;

– контрольное занятие («контрольная точка» – осмысление, закрепление и применение знаний на практике);

– индивидуальное занятие;

– беседа по истории  народной песни;

– музыкальное занятие (беседа о музыке, игры и т. п.);

– итоговое занятие;

– неформальное занятие (праздничные чаепития, посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива, сбор фольклора, концерты).

В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.

Условия реализации программы

Программа ансамбля ложкарей «Задоринка» составлена с учетом свободного посещения детьми занятий без возрастного ограничения.

Цель обучения – освоение игры на ложках и песенной традиции своего народа, естественного звукообразования, овладение дыханием. В ходе обучения учащиеся принимают участие в концертах, смотрах, конкурсах. Обращение к сокровищнице русского фольклора плодотворно влияет на развитие интеллекта, обогащает нравственно, побуждает ребенка осознать себя хранителем и носителем русской культуры.

Игра на ложках  является наиболее активной, действенной формой музыкального обучения в школе. На занятиях закладывается фундамент музыкальной культуры. Программа фольклорных кружков рассчитана на два года обучения для учащихся 2–9 классов. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работа. На занятиях учащиеся соответственно возрасту овладевают минимумом знаний и навыков, которые позволяют им по выходе из школы стать активными слушателями и исполнителями.

Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Урок должен приносить детям радость от общения с музыкой.

Целью обучения является развитие индивидуальности, раскрытие артистичности, овладение внешней и внутренней техникой исполнения. Научить выполнять движения может грамотный педагог, но для того, чтобы развить индивидуальные способности своих учениц нужно  быть музыкально-грамотным. Необходимо учить вдохновенно-насыщенно мыслить искусством.

Задачи:

- научить учащихся основным навыкам игры на ложках;

- освоить песенное наследие родного края;

-  научиться  понимать  и чувствовать музыку;

-  распознать в ребенке потенциальные возможности и помощь ему в их развитии;

– развивать творческие, индивидуальные способности духовного мира ребенка;

– воспитать культурно-образованную личность.

Используемые методы

– Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.

– Метод расклада, обусловливающийся следующими задачами:

  • проработка и закрепление пройденного программного материала;
  • раскрытие индивидуальности кружковца через творческое самовыражение;
  • воспитание художественного вкуса;
  • создание музыкальных композиций;
  • воспитание целеустремленности, доброжелательности, уважения, коммуникативных навыков внутри коллектива;
  • выявление и развитие способностей среди участников самодеятельного ансамбля, развитие техничности.
  • Метод повторения.
  • Метод коллективного творчества.
  • Метод объяснения.
  • Метод ускорения замедления.
  • Метод заучивания, обусловливающийся следующими задачами:
  • развитие образного мышления, художественной выразительности;
  • освоение нового программного материала, закрепление пройденного материала;
  • расширение уровня образованности в области фольклорного и музыкального искусства;
  • творческое самовыражение и реализация способностей на практике;
  • творческий контакт с руководителем;
  • наглядный показ;
  • словесное пояснение.

– Метод многократного повторения всевозможных движений.

К концу учебного года воспитанники должны знать:

–основные приемы игры на ложках;

– название изученных движений и элементов;

–фольклор родного края;

– манеру исполнения разных жанров;

– основы актерского мастерства;

Должны уметь:

– правильно исполнять отдельные партии, отдельные комбинации,

– анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

– выражать собственные эмоции через музыку;

– чувствовать образ, настроение и передаваемый характер музыки;

– индивидуально и коллективно работать;

– творчески подходить к занятию;

– практически показать и исполнить освоенный фольклорный материал;

– передать манеру исполнения народной песни

– уметь эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы;

– передать манеру исполнения заданной композиции;

– грамотно исполнить и технично выполнить заданные комбинации.

Ожидаемые результаты

Созданные фольклорные композиции на основе классического, современного (эстрадного) репертуара, а также сюжетные, народно-сценические композиции, выступления и участие в мероприятиях и концертах, отчетный концерт.

Календарно - тематическое планирование

кружка ложкарей «Задоринка»

Планирование рассчитано на 2 года обучения по 2 часа в неделю.

1 год обучения (60 часов)

Тема занятия

Количество часов

Примечание

I. Организационный раздел (2час.)

1

    Работа кружка «Ложкари». Техника

    безопасности на занятиях кружка.

2

II. Русские народные инструменты. Ложки.

Основные приемы игры на ложках (12 час.)

2

Русские народные инструменты. Ложки. Основные приемы игры на ложках.

2

3

Знакомство с приемами «перенос», «переход», отработка и закрепление.

2

4

Знакомство с приемами «пятерочка», «пятерочка с плечом», отработка и закрепление.

2

5

Знакомство с приемами «ключик», «лесенка», отработка и закрепление.

2

6

Знакомство с приемами «топот копыт», игры на трех ложках, отработка и закрепление.

2

7

Повторение, отработка и закрепление основных приемов игры на ложках.

2

                III. Разучивание и отработка

 русских народных песен (36 час.)

8

Разучивание, отработка и закрепление русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я…»

2

9

Разучивание русской народной песни «Во горнице…»

         2

10

 Отработка и закрепление русской народной песни «Во горнице…»

2

11

Разучивание, отработка русской народной песни «У голубя…»

2

12

Отработка и закрепление  русской народной песни «У голубя…»

2

13

Разучивание, отработка русской народной песни «Светит месяц…»

2

14

Закрепление русской народной песни «Светит месяц…». Разучивание, отработка русской народной песни «Выйду я на реченьку…»

2

15

Отработка и закрепление  русской народной песни «Выйду я на реченьку …»

2

16

Разучивание, отработка русской народной песни «А я по лугу…»

2

17

Закрепление русской народной песни «А я по лугу …». Разучивание, отработка русской народной песни «Посею лебеду на берегу…»

2

18

Закрепление русской народной песни «Посею лебеду на берегу …».

2

19-20

Разучивание, отработка и закрепление русской народной песни «Кадриль»

4

21-22

Разучивание, отработка и закрепление русской народной песни «Коробейники»

4

23

Разучивание, отработка русской народной песни «Барыня»

2

24

Закрепление русской народной песни «Барыня». Разучивание, отработка русской народной песни «При лужке»

2

25

Отработка и закрепление русской народной песни «При лужке»

2

IV. Подготовка к театрализованному действию

 «А мы с ложками да трещетками» (6 час.)

26.

Знакомство со сценарием. Распределение ролей.

2

27-28

Отработка и закрепление сценария «А мы с ложками да трещетками»

4

V. Повторение изученного за год (4 час.)

29-30

Повторение изученных произведений за год.

4

2 год обучения (60 часов)

Тема занятия

Количество часов

Примечание

I. Фольклор. Виды фольклора.

Песенное наследие родного края (2час.)

1

 Фольклор. Виды фольклора.

Песенное наследие родного края.

2

II. Народные праздники. Обычаи и песни (12 час.)

2

Святочные песни. Колядки. Масленица.

2

3

Встреча весны. Великопостные обряды.

2

4

Егорьевские песни. Праздник Стрелы.

2

5

Троица. Иван Купала. Петров день.

2

6

Песни окончания жатвы.

2

7

Осеннее- зимние праздники.

2

                III. Изучение песен родного края (6час.)

8

Сбор фольклорных песен родного села.

2

9

Выступление народных песенниц села.

         2

10

 Отработка, закрепление карагодных песен.

2

IV. Обрядовые песни. Семейные обряды. Свадебный обряд (10 час.)

11

Обряд. Виды обрядов. Семейные обряды.

2

12

Свадебный обряд.

2

13

Свадебные песни на девичнике.

2

14

Песни в день свадьбы.

2

15

Величальные песни.

2

V. Знакомство с шумовыми инструментами (2 час.)

16

Знакомство с шумовыми инструментами.

2

VI. Разучивание, отработка и закрепление русских народных песен в сопровождении шумовых инструментов (24 час.)

17-19

Разучивание, отработка и закрепление поппури № 1.

6

20-22

Разучивание, отработка и закрепление поппури № 2.

6

23-25

Разучивание, отработка и закрепление поппури № 3

6

26-28

Разучивание, отработка и закрепление поппури № 4

6

VII. Повторение изученного за год (4 час.)

29-30

Повторение изученных песен  за год

4

Руководитель кружка                     (Ракунова Е. М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Мы познаем мир"

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Робототехника»

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Робототехника»...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...