Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства в хоровом коллективе ГБОУ 101 лицей Выборгского района
статья

Незнанова Татьяна Евгеньевна

 

Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства на примере работы с коллективом, набранным на базе общеобразовательного учреждения 101 лицей Выборгского района. 

Размышления о возможностях диагностики в хоровом коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства ДДЮТ Выборгского района (на примере работы с коллективом, набранным на базе общеобразовательного учреждения 101 лицей выборгского района, и занимающегося в  хоровой студии «Камертон»)

В системе музыкального воспитания хоровой работе уделяется большое внимание. Во первых, вокально-хоровая деятельность наиболее доступный ребенку вид музицирования. А во вторых, пение в хоре, помогает вырастить не просто хорошего музыканта, а музыканта, умеющего работать в коллективе, осознающего, что от него зависит не только его личный успех, но и успех всего музыкального хорового коллектива.

В своем выступлении я не буду говорить о   конкретных методиках работы с хором. Но тот опыт, о котором я хочу рассказать, неожиданно  для меня принес свои плоды в моей работе. Им я и хочу поделиться.

Я уже упомянула, что хор это коллектив. И поэтому для меня особенно важно знать  какой в нем климат, как дети выстраивают свои отношения друг с другом, как адаптируются в этом виде деятельности и этом конкретном коллективе.

Хор, с которым я работаю – это дети восьми - одиннадцати лет, ученики вторых - пятых классов.

В рамках опытно-экспериментальной работы, проводимой в ДДЮТ в 2011 – 2012 году,  мною было принято решение выяснить уровень социализации воспитанников, их адаптации к окружающему их обществу. Для этого было проведено тестирование, в основе которого лежала методика для изучения социализированности учащегося, разработанная профессором М.И. Рожковым.

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. В тестировании приняли участие учащиеся 4-5 классов, десяти – одиннадцатилетние девочки.

Сразу скажу, что это психологический тест, не имеющий ничего общего с музыкой.

Учащимся было предложено прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием.        Эти суждения – вопросы  в основном направлены на осознание ребенком своего взаимодействия с окружающим его обществом.

На ответы дается определенное количество времени. Полученные результаты обрабатываются по специальной формуле.

Исходя из полученных результатов,  я увидела,  что у многих детей высокий уровень социальной адаптированности.  Средний уровень или ниже среднего - социальной активности.  И высокий уровень  нравственности. Особенно радостно было отметить ребенка с наивысшим из возможных показателей уровнем нравственности.

В целом можно отметить, что это тестирование только подтвердило мои наблюдения об уровне социальной  адаптированности этих детей, и дало мне возможность убедиться в эффективности выбранных мной методов воспитания. А так же обратить внимание на тех детей, которые требуют больше внимания и каких-то дополнительных методов работы с ними, для улучшения уровня их социальной адаптированности.  

Помимо тестирования мною было проведено так же анкетирование с целью выявления мотивации выбора  объединения  хоровая  студия «Камертон» учащимися. Проще говоря, я хотела узнать, почему дети выбрали  именно пение в хоре.

Участницы  анкетирования с удовольствием и правдиво отвечали на вопросы. Высказали много хороших пожеланий.  Всем обучающимся девочкам нравится петь, многие довольны своими успехами, многие узнали о своих  музыкальных способностях и своих возможностях. Возникшие у детей трудности в процессе обучения,  которые они указали, можно устранить, и при правильном и терпеливом подходе это необходимо будет  сделать.  Большинство воспитанниц имеют уважительные причины пропуска занятий и просто так их не прогуливают. Помимо пения имеют также много других интересов: чтение, рукоделие, рисование, прогулки, математика, лыжи и др. Большинство стремиться учиться хорошо, и занятия в хоре не мешают, а наоборот дисциплинируют девочек.  Трудностей в общении с педагогом у них не возникает. У всех есть желание хорошо научиться петь. У большинства не только в хоре, но и сольно.

      Результаты анкетирования также показали, что педагогу есть над чем работать. Например: Помочь в устранении трудностей, которые указали дети: возникшие в процессе обучения. У одних - страх перед выступлением, у других – отсутствие интереса родителей к их занятиям.  Поработать над психологическим климатом в коллективе. Напомнить правила гигиены пения, объяснить принцип их действия, чтобы обучающиеся не чувствовали себя уставшими после занятий.    

      Различные виды анкетирования и тестирования требуют от педагога много времени и сил. В наше время, когда оно является дефицитом абсолютно для всех, непросто взвалить на себя еще одну дополнительную нагрузку в виде тестирования, анкетирования, обработки результатов и подведения итогов. Но подобного рода работа позволяет педагогу увидеть своих воспитанников с другой, непривычной для него стороны. Увидеть их отношение к общему делу обучения их взглядом.  Понять, что именно может тормозить процесс обучения, а что наоборот помогает.  

      Проведенная работа помогла мне во всем этом. Выстраивается новое видение работы со своим коллективом. Ищутся новые идеи, методы, средства. Много планов. Хочется работать дальше.

      Владение ситуацией и необходимой информацией,  несомненно, помогают педагогу в работе, и  в процессе воспитания,  и в процессе обучения.

Примечание: с более подробным описанием тестов и методикой их обработки можно ознакомиться в группе занимающейся ОЭР в ДДЮТ Выборгского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Анализ работы руководителя МО учителей ЕМЦ Каримовой С.А. МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани за 2013-2014 учебный год.

“В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, ...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества

В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...

«Воспитательная работа в хоровой студии «Искра» Дворца детского (юношеского) творчества «На Ленской» Красногвардейского района»

Статья для педагогов дополнительного образования о воспитательной работе в детской хоровой студии "Искра"...