Планирование исследовательской деятельности в образовательном учреждении
статья (7 класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Эссе о возможном психолого-педагогическом исследовании по соотношению основного и дополнительного образования в средней школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Корпачёв Вячеслав Викторович

Эссе по дисциплине «Организация и управление научными и прикладными исследованиями»

Планирование исследовательской деятельности в образовательных коллективах (исследование основного общего и дополнительного образования)

          Один из важнейших аспектов современного образования в России — это тема дополнительного образования. Считается — и в среде родителей, и среди педагогов (хотя и не с таким энтузиазмом) и у администрации образовательных учреждений, - что дополнительное образование способствует росту общеучебных успехов школьников, повышает их мотивацию к обучению, способствует общему — физическому и интеллектуальному развитию ребёнка.

      А если поставить вопрос — так ли это? Действительно ли дополнительные обучающие программы (проводимые во внеурочное время) имеют такое благотворное воздействие на обучение и развитие школьников? И для ответа на этот вопрос нам понадобится специальное психолого-педагогическое исследование.

       Итак, проблема исследования. В сущности, мы уже сформулировали проблему абзацем выше. Но можно её обрисовать и таким образом: коррелирует ли напрямую уровень достижений учащихся на занятиях  на  курсах, программах и секциях дополнительного образования с усвоением знаний и овладением умениями и навыками учебной деятельности в рамках обязательного стандарта основного общего образования; какова зависимость этой корреляции, если она имеет место, — прямая или обратная, и какова степень коррелирующего коэффициента — высокая или незначительная (сильно ли влияют успехи учащихся в дополнительном образовании на их успехи в основной  общеучебной деятельности — или нет).  

     Конечно, таким образом поставленная проблема имеет прежде всего социальную значимость и , по сути, сводится к дилемме — нужны ли программы дополнительного образования в школе или нет, может быть, они перегружают детей и снижают их общеучебные достижения и мотивацию.

         Цель нашего исследования — проведение сравнительного мониторинга достижений учащихся в программах дополнительного образования и в общеучебном образовательном процессе и извлечение информации о степени корреляции полученных данных.

        Объект исследования — учащиеся средней школы, занимающиеся также по программам дополнительного образования.

      Предмет исследования — наличие и степень воздействия  учебных познавательных достижений учащихся в сфере дополнительного образования на их учебные достижения в сфере основного  общего образования в школе.

     Гипотеза исследования — уровень успешности в сфере дополнительного образования не оказывает прямого, линейного воздействия на успешность учебной деятельности в основном образовании. Здесь зависимость — более опосредованная и непрямая, скорее — через развитие общих познавательных, когнитивных способностей детей, через интенсификацию коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности — хотя и это положение требует проверки.

    Задачи исследования:

1) провести репрезентативную выборку учащихся;

2) разработать и применить адекватную объекту и предмету исследования, релевантную и валидную методику исследования;

3) обеспечить организационную, кадровую и финансовую базу исследования;

4) разработать процедуру исследования и корректно применить её в практике исследования;

5) зафиксировать данные исследования, обработать их (если необходимо — с применением методов математической статистики), обобщить результаты исследования, составить отчёт для заказчиков исследования — родителей, педагогического коллектива, администрации образовательного учреждения, управления образования.

      Методы исследования:

1) оценка качества обученности учащихся в основной школе путём применения методов: текущий мониторинг, метод текущих срезов  учебных знаний, умений и навыков учащихся, итоговое оценивание знаний учащихся по итогам четверти, триместра, учебного года (в зависимости от периода времени исследования — при большой лонгитьюде исследования);

2) метод опросника-анкетирования учащихся и их родителей (при необходимости) с классами вопросов об учебной мотивации и субъективном оценивании самими учащимися и их родителями степени необходимости дополнительного образования и его воздействия на достижения в основной учебной деятельности;

3) методы математического анализа и статистики — при обработке результатов по мониторингу знаний и опросникам-анкетам.

        Выборка учащихся может быть — одна параллель в средней школе. Например, седьмые классы. Берём одинаковое количество учащихся в двух группах: те, кто занимается по программам дополнительного образования и те, кто не посещает такие программы. Выборка должна быть репрезентативной в отношении примерно равного количества сильно- и слабомотивированных в общеучебной деятельности учащихся (хорошистов и троечников), в равном распределении мальчиков и девочек.

   Основную трудность для исследователя в плане репрезентативности выборки представляет добровольность участия в эксперименте — необходимо личное согласие учащихся и их родителей. Но это — требование законодательства, и мы обязаны его соблюдать. В целом, учитывая размеры школьного класса в 25-27 человек, количество учащихся может быть определено примерно (на три класса) в 40 человек — по 20 человек на каждую из групп: экспериментальную и контрольную. Для психолого-педагогического исследования в рамках одного образовательного учреждения — это вполне достаточная выборка участников.

    План-график исследования. По личному педагогическому опыту знаю, что самое трудная и длительная часть исследования — это организационно-подготовительная: собирание согласия учащихся и — особенно — их родителей. Когда определён контингент учащихся, участвующих в эксперименте, получено согласие управления образования, администрации школы (перед началом сбора согласий от родителей и учеников) — тогда дело пойдёт достаточно быстро. Правда работа по методике текущих и итоговых срезов знаний также требует некоторого времени для собственно накопления этих знаний в процессе учебной деятельности — чтобы было, что оценивать.

   Определяется список предметов, по которым будет проводиться мониторинг, причём для полноты картины следует включить как предметы, имеющие близкие аналоги в курсах дополнительного образования (например: предмет основного образования «алгебра» и курс дополнительного образования «В магическом мире чисел»), так и предметы, не имеющие аналогов в курсе дополнительного образования — для исследования развития и интенсификации общеучебной мотивации (если таковая будет выявлена). В общем и целом, временная продолжительность эксперимента может быть оценена примерно в один месяц, а если учитывать итоговое оценивание по триместрам или четвертям — примерно в полтора-два месяца.

     Кадровая база исследовательской команды состоит из психологической службы данной школы, из педагогов основного и дополнительного образования (благо ныне московские школы при слиянии становятся социокультурными комплексами, которые должны быть обеспечены полноценной социально-психологической службой).  

       Бюджет исследования, если оно проводится на школьной площадке, не такой уж большой. Затраты на оргтехнику, нахождение временного ресурса для проведения и анализа мониторингов и срезов знаний, возможное вознаграждение специалисту по ИКТ и математической статистике, могущему быть задействованным в статистической обработке результатов эксперимента.  

    В целом исследование может быть вполне по силам отдельной школе, причём его результаты могут иметь определённую практическое приложение как для детей, так и для, я считаю, основных пользователей и бенефициариев  этими результатами — родителей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты новог...

Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Материал содержит информацию об организации исследовательской деятельности в школе, основные этапы и результаты инновационной деятельности в школе....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В свете реализации последних требований федеральных государственных стандартов нового поколения исследовательская и проектная деятельность в образовательном учреждении должна выйти на качественно новы...

Инновационная деятельность в образовательном учреждении как важнейшая составляющая образовательного процесса и качественного образования

       В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является пон...

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях...