ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по естествознанию на тему

Перевозчикова Наталья Владимировна

Материал содержит информацию об организации исследовательской деятельности в школе, основные этапы и результаты инновационной деятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perevozchikova_n._v._-_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.388.6

Н. В. Перевозчикова

учитель МБОУ СОШ № 73

г. Киров, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Современная школа переживает новый этап своего развития. Важной задачей педагогов является воспитание небезразличной, творческой личности, способной к активной мыслительной деятельности. Для этого в учебно-воспитательный процесс внедряются методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская деятельность способствует стимулированию познавательной активности школьников, выработке нестандартности и целостности мышления, развитию самостоятельного суждения, применению знаний на практике.

В образовательном учреждении МБОУ СОШ № 73 г. Кирова научно-исследовательская работа представлена следующими этапами:

Первый этап – обучение педагогов теоретическим основам исследовательской деятельности: проведение семинаров, дискуссий, круглых столов на педагогических советах школы (данная деятельность осуществляется специалистами  «Центра повышения квалификации работников образования" г. Кирова и «Институт развития образования Кировской области»). Результатом данных мероприятий стали сформированные знания о методике проведения исследования, понятийный аппарат, умения оформления и подачи исследовательской работы. В итоге педагоги осознали сущность и предназначение исследовательской деятельности, определили виды и формы ее организации, реализации в образовательном процессе.

Второй этап – внедрение полученных знаний об исследовательской работе в школьную практику.

Исследовательская работа становится частью учебно-воспитательного процесса уже в начальной школе, когда ученики под руководством учителя проводят сначала самые простые исследования, на которых учатся самостоятельно выбирать тему работы, выдвигать гипотезы, ставить цели и задачи, работать с литературой, составлять рассказ, делать выводы и презентовать свою работу.

Ежегодно перед началом летних каникул ученикам в классах объявляют о проведении в конце осени (как правило, в ноябре) школьного этапа научно-исследовательской конференции младших школьников, в которой могут принять участие все дети. В начале ноября в каждом классе проходит исследовательская конференция, на которой жюри (завуч по учебной части, родители, руководитель методического объединения начальной школы) объявляют победителей. Свои работы ученики презентуют в актовом зале школы. За неделю до конференции на стендах вывешивается объявление о мероприятии и по школьному радио приглашаются все ученики младшего, среднего и старшего звена. Состав жюри несколько меняется, в него входят: завучи по воспитательной и учебной работе, президент и заместитель президента школьной республики, председатель попечительского совета школы. По итогам конференции жюри награждает победителей и призеров среди 1- 2 классов, 3-4 классов ценными подарками и грамотами.

На научно-исследовательской конференции, прошедшей в 2014 г. в образовательном учреждении МБОУ СОШ № 73 г. Кирова, были представлены следующие темы: «Морозные узоры на окнах», «Мое увлечение – аквариумы», «Моя семья», «Тайна воды», «Нет!- полиэтиленовым пакетам», «Моя защита», «Божьи коровки», «Большой синицы», «Мое имя», «Амфибии в бабушкином саду», «Мыльная история», «Лен или ткань тонкой былинки», «Удивительный мир кристаллов» и многие другие.

В среднем и старшем звене научно-исследовательские конференции проходят немного иначе, срок проведения – начало февраля. В конце мая и начале сентября объявляется о проведении конференции. Каждый учитель приглашает принять участие учеников в исследовательском проекте по данному предмету. Дети под руководством учителя-наставника начинают вплотную работать над темами исследования.

Предварительные слушания проходят на заседаниях методических объединений учителей по направления: математика – физика – информатика; русский – литература; технология – изобразительное искусство – музыка – физическая культура; естественно – научное и историческое. В состав жюри входят члены данного методического объединения, завуч по учебной части. По итогам победители приглашаются на школьный этап конференции, который проходит, как и у учеников начальных классов, в актовом зале школы. По итогам определяется победитель и призеры школьной научно – практической конференции старших школьников.

Темы исследовательских работ, представленные на конференциях:

  • «Пословицы и поговорки в иностранном языке»
  • «Воздух, которым мы дышим»
  • «Зодиак как судьба»
  • «О чем рассказала одежда»
  • « Герб и флаг Кировской области»
  • «История одного артиллериста»
  • «Феномен цветных революций»
  • «Исследование почв пришкольного участка»

Третий этап – презентация исследовательских работ на городских, областных, всероссийских конкурсах и конференциях.

Таким образом, ежегодное проведение научно-практических конференций, уроков с элементами исследования в школе способствуют развитию у детей исследовательских умений и навыков. Каждый год ученики начальной школы выступают на межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ учищихся «КИПР», занимая призовые места. Школьники старшего и среднего звена ежегодно с успехом участвуют в «Трифоновских чтениях» в городе Кирове, конференциях старших школьников. Кроме внеурочной научно-исследовательской работы, педагоги применяют технологии исследовательской и проектной деятельности в организации образовательного процесса, при проведении месячников по предметам, подготовке к олимпиадам и конкурсам.

© Перевозчикова Н. В., 2014