ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по естествознанию на тему

Перевозчикова Наталья Владимировна

Материал содержит информацию об организации исследовательской деятельности в школе, основные этапы и результаты инновационной деятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perevozchikova_n._v._-_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.388.6

Н. В. Перевозчикова

учитель МБОУ СОШ № 73

г. Киров, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Современная школа переживает новый этап своего развития. Важной задачей педагогов является воспитание небезразличной, творческой личности, способной к активной мыслительной деятельности. Для этого в учебно-воспитательный процесс внедряются методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская деятельность способствует стимулированию познавательной активности школьников, выработке нестандартности и целостности мышления, развитию самостоятельного суждения, применению знаний на практике.

В образовательном учреждении МБОУ СОШ № 73 г. Кирова научно-исследовательская работа представлена следующими этапами:

Первый этап – обучение педагогов теоретическим основам исследовательской деятельности: проведение семинаров, дискуссий, круглых столов на педагогических советах школы (данная деятельность осуществляется специалистами  «Центра повышения квалификации работников образования" г. Кирова и «Институт развития образования Кировской области»). Результатом данных мероприятий стали сформированные знания о методике проведения исследования, понятийный аппарат, умения оформления и подачи исследовательской работы. В итоге педагоги осознали сущность и предназначение исследовательской деятельности, определили виды и формы ее организации, реализации в образовательном процессе.

Второй этап – внедрение полученных знаний об исследовательской работе в школьную практику.

Исследовательская работа становится частью учебно-воспитательного процесса уже в начальной школе, когда ученики под руководством учителя проводят сначала самые простые исследования, на которых учатся самостоятельно выбирать тему работы, выдвигать гипотезы, ставить цели и задачи, работать с литературой, составлять рассказ, делать выводы и презентовать свою работу.

Ежегодно перед началом летних каникул ученикам в классах объявляют о проведении в конце осени (как правило, в ноябре) школьного этапа научно-исследовательской конференции младших школьников, в которой могут принять участие все дети. В начале ноября в каждом классе проходит исследовательская конференция, на которой жюри (завуч по учебной части, родители, руководитель методического объединения начальной школы) объявляют победителей. Свои работы ученики презентуют в актовом зале школы. За неделю до конференции на стендах вывешивается объявление о мероприятии и по школьному радио приглашаются все ученики младшего, среднего и старшего звена. Состав жюри несколько меняется, в него входят: завучи по воспитательной и учебной работе, президент и заместитель президента школьной республики, председатель попечительского совета школы. По итогам конференции жюри награждает победителей и призеров среди 1- 2 классов, 3-4 классов ценными подарками и грамотами.

На научно-исследовательской конференции, прошедшей в 2014 г. в образовательном учреждении МБОУ СОШ № 73 г. Кирова, были представлены следующие темы: «Морозные узоры на окнах», «Мое увлечение – аквариумы», «Моя семья», «Тайна воды», «Нет!- полиэтиленовым пакетам», «Моя защита», «Божьи коровки», «Большой синицы», «Мое имя», «Амфибии в бабушкином саду», «Мыльная история», «Лен или ткань тонкой былинки», «Удивительный мир кристаллов» и многие другие.

В среднем и старшем звене научно-исследовательские конференции проходят немного иначе, срок проведения – начало февраля. В конце мая и начале сентября объявляется о проведении конференции. Каждый учитель приглашает принять участие учеников в исследовательском проекте по данному предмету. Дети под руководством учителя-наставника начинают вплотную работать над темами исследования.

Предварительные слушания проходят на заседаниях методических объединений учителей по направления: математика – физика – информатика; русский – литература; технология – изобразительное искусство – музыка – физическая культура; естественно – научное и историческое. В состав жюри входят члены данного методического объединения, завуч по учебной части. По итогам победители приглашаются на школьный этап конференции, который проходит, как и у учеников начальных классов, в актовом зале школы. По итогам определяется победитель и призеры школьной научно – практической конференции старших школьников.

Темы исследовательских работ, представленные на конференциях:

  • «Пословицы и поговорки в иностранном языке»
  • «Воздух, которым мы дышим»
  • «Зодиак как судьба»
  • «О чем рассказала одежда»
  • « Герб и флаг Кировской области»
  • «История одного артиллериста»
  • «Феномен цветных революций»
  • «Исследование почв пришкольного участка»

Третий этап – презентация исследовательских работ на городских, областных, всероссийских конкурсах и конференциях.

Таким образом, ежегодное проведение научно-практических конференций, уроков с элементами исследования в школе способствуют развитию у детей исследовательских умений и навыков. Каждый год ученики начальной школы выступают на межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ учищихся «КИПР», занимая призовые места. Школьники старшего и среднего звена ежегодно с успехом участвуют в «Трифоновских чтениях» в городе Кирове, конференциях старших школьников. Кроме внеурочной научно-исследовательской работы, педагоги применяют технологии исследовательской и проектной деятельности в организации образовательного процесса, при проведении месячников по предметам, подготовке к олимпиадам и конкурсам.

© Перевозчикова Н. В., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

Организация логопедической работы в образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 148 VIII вида"

Логопедическая работа. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование мыслительных операций. Устранение нарушений ...

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях...

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

Организация методической работы в образовательном учреждении традиционный и современный подход.

Педагогическая работа- это практическая деятельность. Бывает так ,что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохранятся серьезный  разрыв. Преодолеть можно средствами п...

"Особенности организации методической работы в образовательном учреждении".

В статье представлена информация о  различных подходах к организации методической работы в  образовательном учреждении....